Маврами именовали обитателей Северной Африки, а позднее и покоривших их в VII в. арабов. В начале VIII в. мавры вторглись в Испанию и захватили практически целый Пиренейский полуостров.
В Испании, Северной Африке (Алжир, Тунис, Марокко) и Сицилии они создали самобытную архитектуру и декоративно-прикладное мастерство.
Для мавританской архитектуры свойственны многолепестковые либо подковообразные арки, ячеистые своды, сдвоенные окна, купола. Внутренняя отделка строений поражает прекрасной лепной и резной отделкой, изысканной мозаикой, богатой росписью. Все это ярко, многоцветно, пестро.
Громадное место в мавританском мастерстве занимает орнамент, в базе которого лежат геометрические и растительные мотивы. Он часто сплошь покрывает предметы и архитектурные детали домашнего обихода.
Характерные архитектурные монументы мавританского мастерства — это мечеть в Кайруане (Тунис), дворец Зиза в Сицилии, известная мечеть в Кордове (Испания). Снаружи данный архитектурный монумент весьма скромен. Мечеть практически не отличается от окружающих ее жилых домов. Низкие ровные стенки из кирпича покрыты белой штукатуркой. Тем большее чувство создаёт богатство и разнообразие внутреннего оформления. Вход ведет в маленький дворик, обсаженный апельсиновыми деревьями и украшенный бассейном с прозрачной водой. Тут мусульмане совершали омовения перед молитвой. Из дворика возможно состояться в громадный прямоугольный зал для молитвы. Весь обьем зала заполнено ритмично повторяющимися колоннами. На мраморные и яшмовые колонны с нарядными разнообразными капителями опираются два яруса подковообразных арок, сложенных из чередующихся белых и красных кирпичей. В сумраке мечети данный лес колонн с арками создаёт необычное чувство: думается, что зал не имеет границ, а камень, из которого сложены колонны, утратил плотность и весомость.
К середине XIII в. в руках мавров на территории Испании остался только один город — Гранада. Недалеко от него расположен бывший дворец гранадских эмиров — Альгамбра, что в переводе значит «Красный замок». Его ровные стенки, сложенные из красновато-розового кирпича, заостренные черепичные крыши, массивные башни и округлые купола возвышаются на бугре, омываемом рекой Хенилем. Более двухсот лет, начиная с середины XIII выстроилась Альгамбра. Тысячи ремесленников учавствовали в ее украшении и создании.
Во дворце — десятки помещений: громадные и мелкие залы, башни и ванные , открытые галереи и павильоны около внутренних двориков. Прекраснейшие из них — «Дворик мирт» с бассейном, окруженным стройными пирамидальными деревьями, и «Львиный дворик» с фонтаном в виде круглой чаши, лежащей на поясницах двенадцати фантастических львов из тёмного мрамора.
В случае, если из ярко освещенных солнцем двориков перейти во внутренние помещения Альгамбры, загружённые в прохладный сумрак, то визитёра поразит их причудливость и чисто восточная изысканность. Стенки комнат сплошь покрыты резным орнаментом голубого, золотистого цветов и красного. Узоры вьются не только по стенкам, они переходят на потолки и оттуда как бы стекают гроздьями к легким аркам, опирающимся на узкие, хрупкие колонки. Орнамент стен и потолков соответствует с мозаикой пола. В стенках некоторых комнат Альгамбры устроены украшенные арабскими надписями прекрасные ниши с фаянсовыми вазами для свежей воды.
До наших дней сохранилось относительно мало монументов мавританского мастерства. Многие из них были стёрты с лица земли испанцами в XV в. по окончании окончательного освобождения Пиренейского полуострова от мавританского господства. Но высокие образцы мастерства мавров, полные неувядаемого очарования, были восприняты и использованы испанцами в архитектуре и декоративно-прикладном мастерстве.