Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет. дидактика

КОМЕНСКИЙ (КОМЕНИУС) ЯН АМОС (1592-1670), мыслитель-гуманист, педагог. Чехия.

Появился в Южной Моравии в протестантской семье, рано утратил своих родителей, воспитывался в религиозной общине Чешских братьев, где и взял начальное образование. Талантливый парень был направлен в Херборнский и Гейдельбергский университеты (Германия), где и определилось его педагогическое призвание. Возвратившись в Чехию, учительствовал в братской школе, стал священником. Тридцатилетняя война, религиозные преследования вынудили его, как и многих вторых чехов, сперва прятаться в горах, а после этого в течение 40 лет скитаться: Польша, Англия, Швеция, опять Польша, Венгрия, Польша, Голландия. Много раз подвергался смертельной опасности, терял имущество, рукописи, искал прибежища. И ни при каких обстоятельствах не оставлял педагогической деятельности, писал новые и новые труды, стал известнейшим педагогом, взял сан епископа. В бессчётных работах К. (их более 80), среди которых объемистые теоретические изучения, книжки, наставления, методики, пьесы для обучения и др., излагаются базы его педагогической совокупности. Увидим, что педагогические взоры К. сложились под сильным влиянием его мировоззрения, в котором сочетались верования с глубокими знаниями в области естествознания, философии, приверженностью к сенсуализму.

Подвергая критике методы обучения и существующие школы в них, К. определяет теорию о преподавании как «для всех пригодное мастерство всех всему учить при помощи краткого и основательного обучения». Все это сказалось на формировании его социально-педагогических взоров,

В первую очередь, обратившись к принципу природосообразности, К. в первый раз открывает и формулирует воспитания и законы обучения, что, по сути, знаменует переход педагогической мысли в новое уровень качества — науку. Природосообразность — фундаментальный закон педагогики, из которого он выводит все другие и к которому всегда возвращается. Не К. открыл принцип природосообразности, но он продемонстрировал его необыкновенные возможности в воспитании. Признание к К. как основоположнику педагогической науки пришло не сходу. Его открытия взяли высокую оценку позднее, но, такова будущее многих свершений и не только в педагогике.

Как вся педагогика К., так и его социально-педагогические взоры — несложны и логичны. Человек, утверждает он, — это «существо, подлежащее учению», «чтобы ходить, находиться, сидеть, трудиться руками, он испытывает недостаток в учении». Необходимость образования обусловливает и важность школ. К. призывает сделатьих по-настоящему демократическими, дешёвыми для всего общества, мальчиков и девочек, с разумными порядками, мастерскими человечности, а не застенками для умов. Школе нужна дисциплина, но это порядок не воплей и ударов, а внимательности и бдительности.

Собственную совокупность школ К. соотносит с четырьмя ступенями в жизни человека, продолжительность каждой шесть лет: детство, отрочество, зрелое юношество и юношество. Из этого и четыре типа школы: материнская (в каждом доме), народная либо школа родного языка (в каждой общине), гимназия либо латинская школа (в каждом городе), университет либо академия (в каждой стране либо провинции). В низших школах все изучается в более неспециализированном виде, в высших — больше в подробностях и частностях. Но на каждой ступени образование должно быть приближено к судьбе, науке и практике. Основная цель школы, по К., сделать из детей воистину настоящих людей, из христиан — воистину (настоящих) христиан. Для этого направляться верно владеть языком, быть умным умом, искусным в работах, грамотным в правах, благочестивым.

Сущность верного обучения юношества не в наполнении голов заимствованными суждениями, а в том, дабы оказать помощь открыть познание вещей. Тогда, утверждает К., обучение превратится в живой источник, из которого потекут ручьи знания. Громадны заслуги К. перед педагогикой. Он заложил ее научные базы, отстаивал демократические правила организации школ, создал классно-урочную совокупность, теорию дидактики. Открытия К. пережили века, явились базой последовательности новых направлений в педагогике, находят широкое использование и в этих совокупностях образования. И не смотря на то, что кое-что из этих открытий в наше время стало спорным а также устаревшим, педагогика лучшее находит до тех пор пока с большим трудом.

Материнская школа, либо о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет

Глава I

Так как дети являются драгоценнейшим бесплатно Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним необходимо относиться с величайшей заботливостью

1. Что дети бесценное сокровище, об этом свидетельствует дух Божий, устами Давида (Пс. 126,3, 5) так: «Вот наследие от Господа: дети; и плод чрева — Его дар; как стрелы в руке, так юные сыновья». Ты слышишь, какими радостными именует он тех, кому Всевышний дарует детей?

2. Это видно и из того, что, хотя подтверждать собственную высшую любовь к нам. Всевышний именует нас «сыновьями», как словно бы не зная более славного имени.

3. Очень сильно восстает он против обычая приносить детей в жертву… (Лев. 20, 2; Иер. 32, 35). Заслуживает величайшего внимания, что кроме того о детях идолопоклонников Всевышний говорит, что они рождены ему (Иез. 23, 27), давая этим осознать, что дети рождаются не для нас, но для самого Всевышнего и что к ним, как к детям Божиим, необходимо относиться с величайшей заботливостью. (…)

5. По данной причине вечный сын Божий, явившийся во плоти, не только захотел воспринять на себя природу детей, но и вычислял за наслаждение и величайшее удовольствие принимать детей в собственные объятия как любимых мелких сестёр и братьев, ласкать их, целовать и благословлять (Марк. 10» 16).

6. И не только это. Он с угрозою запрещал служить для детей хотя бы мельчайшим соблазном и повелевалих беречь, как самого себя, предвещал горе тому, кто соблазнит одного из малых сих (Матф. 18, 5-5).

7. Если бы кто-либо захотел основательно обсудить, по какой причине Всевышний так обожает мелких детей и без того строго предписывает нам попечение о них, тот отыщет для этого довольно много обстоятельств. Во-первых, в случае, если тебе сейчас дети представляются не заслуживающими внимания, то наблюдай не на то, каковы они сейчас, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божию. Ты заметишь в них не только случившихся от нас благодетелей вселенной и обитателей мира наместников Всевышнего среди творений, но и наравне с нами соучастников Христу, царских жрецов, избранный народ, спутников ангелов, судей дьяволов, утешение небес, кошмар ада, наследников небес во все века столетий. Что возможно придумать более возвышенного?

Глава II

Для каких целей Всевышний дает детей и к чему направляться стремиться при их воспитании

2. Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, в силу того, что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других целей. Человек — более высокое создание, чем все эти животные, — должен быть приведен к самым высоким целям, дабы собственными добродетелями максимально соответствовать Всевышнему, образ которого он носит, Тело, само собой разумеется, как забранное из почвы, имеется почва, в собственности, почва и опять должно обратиться в почву. А душа, которую вдохнул Всевышний, — от Всевышнего, обязана остаться в Всевышнем, встать к Всевышнему.

3. Исходя из этого родители слишком мало выполняют собственный долг, в случае, если научают собственных детей имеется, выпивать, ходить, сказать, украшаться одеждами, потому что все это помогает лишь для тела, которое не есть человек, а является хижиной для человека. Хозяин данной хижины (разумная душа) обитает в; о нем и направляться заботиться больше, чем о внешней данной оболочке. (…)

4. Итак, преимущественное попечение должно иметь о душе как о основной части человека, дабы она имела возможность выйти из тела как возможно лучше украшенной. А о теле необходимо заботиться чтобы оно стало жилищем, пригодным и хорошим бессмертной души. Верно же развитым умом нужно считать тот ум, что вправду освещен блеском божественной мудрости, дабы человек, признавая в самом себе величие божественного образа, защищал и выполнял в себе это превосходство.

5. Имеется две стороны подлинной небесной мудрости (к которой человек обязан стремиться и которую у него должно развивать). Первая — ясное, подлинное познание Всевышнего и всех его чудных дел. Вторая — умение с опаской и разумно руководить самим собой и всеми внешними и внутренними собственными действиями, касающимися настоящей и будущей жизни.

Глава III

Юношество неизбежно испытывает недостаток в воспитании и

в верном обучении

1. Но никто не должен думать, что юношество само по себе и без усиленного труда возможно воспитано (в благочестии, добродетелях и в науках). В случае, если прививок, из которого возрастет дерево, требует, дабы его привили, посадили, поливали, обнесли изгородью и дали ему подпорки; в случае, если материал для древесной статуи нужно срубить, расколоть, обскоблить, вырезать, отполировать и окрасить в разные цвета; в случае, если коня, быка, осла, мула необходимо приучить к тому, дабы они имели возможность помогать человеку; кроме того, в случае, если сам человек испытывает недостаток в упражнениях, дабы привыкнуть к еде, питью, беганью, беседе, к хватанию рукой, к работе, — каким же образом, задаю вопросы я, кому-нибудь само собою может достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних эмоций качествами веры, добродетели, знания и мудрости?

Глава IV

В каких занятиях понемногу должны упражняться дети с самого рождения, дабы на шестом году собственной жизни они были усвоившими эти упражнения1

3. Исходя из этого родители не должны откладывать воспитание до обучения собственных детей служителями и учителями церкви (так как нереально уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, везде усеянный терновыми кустами, перевоплотить в огород). Они сами должны изучить методы обращения со собственными сокровищами в соответствии с с их сокровищем, дабы под их собственным управлением дети начинали возрастать в любви и мудрости у людей и Бога.

4. И без того как мы заявили, что каждый, кто желает жить на пользу людям и Богу, должен быть воспитан в благочестии, полезных науках и добрых нравах, то базы этих трех условий родители должны закладывать в первом возрасте детей. Как это должно развиваться в этом первом шестилетии, необходимо продемонстрировать в отдельности.

5. Подлинное и спасительное благочестие пребывает в следующих трех требованиях:

I. Отечественное сердце, будучи в любой момент и везде обращено к Всевышнему, должно искать его во всех делах.

II. Идя по стопам божественного провидения, оно в любой момент и везде должно относиться к Всевышнему испуганно, послушанием и любовью.

III. Исходя из этого, в любой момент и везде не забывая о Всевышнем, обращаясь к Всевышнему и соединяясь с Всевышним, оно должно наслаждаться миром, утешениями и радостью.

6. Это имеется подлинное благочестие, приносящее человеку эдем божественного удовольствия; его базы возможно внедрить ребенку в пределах шести лет так, дабы он знал: (1) что Всевышний существует; (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за ним направляться, дарует пищу, питье, одежду и все; (4) людей строптивых и аморальных наказывает смертью; (5) его направляться опасаться и постоянно призывать и обожать как отца; (6) необходимо выполнять все то, что он повелевает; (7) в случае, если мы будем хорошими и честными, он примет нас на небо и пр. В этих пределах, говорю я, ребенка к шести годам судьбы должно довести в благочестивых упражнениях.

7. А что касается добрых качеств и нравов, то дети должны различаться следующими:

(1) Умеренностию; их необходимо научить имеется и выпивать сообразно с требованием природы; не объедаться и не переполняться питьем и пищей сверх необходимости.

(2) Опрятностью, дабы они обучились выполнять приличие при еде, в одежде и в попечении о теле.

(3) Почтительностью к старшим, дабы они обучились относиться с уважением к их действиям, взглядам и словам.

(4) Предупредительностью, дабы они по слову и знаку старших готовы были срочно выполнить все.

(5) Очень нужно, дабы они обучились сказать правду, дабы все их речи были по учению Христа: что имеется — другими словами, чего нет — того нет. Пускай же ни при каких обстоятельствах их не приучают лгать и сказать не то, что имеется, без шуток либо не в серьез.

(6) Кроме этого необходимо приучать их к справедливости, дабы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда.

(7) Необходимо кроме этого внушать им благотворительность; быть приятными для других, дабы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми.

(8) Очень полезно приучать их к труду, дабы они привыкли избегать ленивого досуга.

(9) Их необходимо приучать не только сказать, но и молчать, где это нужно: на протяжении молитвы либо в то время, когда говорят другие.

(10) Необходимо приучатьих к терпению, дабы они не считали, что все должно являться к ним поих мановению; с раннего возраста понемногу они должны приучаться обуздывать страсти.

(11) Так как деликатность (человечность) и готовность являться старшим есть особым украшением юношества, то будет уместным, дабы и к этому кроме этого приучались они с детства.

(12) Пускай они обучатся кроме этого тому, что развивает изящество манер, дабы к каждому проявлять деликатность, мочь приветствовать, подавать руку, наклонять колено, благодарить за одолжение и пр.

(13) А дабы тут не выяснилось некоего легкомыслия либо грубости, они должны вместе с тем приучаться держать себя с преимуществом, во всем вести себя сдержанно и робко. Владея такими качествами, мальчик легко, по примеру Христа, купит себе размещение у Всевышнего и у людей. (…)

Глава IX

Как именно необходимо упражнять детей в нравственности и

добродетелях

1… .Если бы кто-либо задал вопрос, как в столь ласковом возрасте возможно приучить детей к этим важным вещам, я отвечу: юные деревца легче вынудить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом значительно скорее возможно направлять ко всему хорошему юношество в первые годы его жизни, чем потом, пользуясь наряду с этим лишь научными средствами. Они следующие:

1) Постоянный пример добродетелей.

2) Своевременное и упражнение и разумное наставление.

3) Умеренная дисциплина.

2. Нужно всегда показывать детям хороший пример, поскольку … Всевышний даровал детям как бы свойство мартышек, то есть: страсть подражать всему тому, что наих глазах делают другие. Так, хотя бы ты ни при каких обстоятельствах ничего не предписывал ребенку делать, лишь бы на глазах его что-либо сказал либо делал, ты заметишь что подражая, он постарается делать то же; это подтверждается постоянным опытом. Исходя из этого в том доме, где имеется дети, нужна величайшая осмотрительность, дабы не случилось чего-либо неприятного добродетели, но дабы все выполняли умеренность, опрятность, уважение друг к другу, обоюдное послушание, правдивость и пр. В случае, если это будет происходить неизменно, то, без сомнений, не необходимы будут ни множество слов для наставления, ни побои для принуждения. Но так как довольно часто сами взрослые нарушают правила нравственности, то неудивительно, что и дети кроме этого подражают тому, что видят у других, да и по большому счету характерно затевать с погрешностей, и отечественная природа сама по себе наклонна ко злу.

3. Но к этому свойству необходимо будет присоединить своевременные и разумные наставления. Уместно будет учить детей словами тогда, в то время, когда мы видим, что примеры действуют на них слишком мало, либо в то время, когда, хотя подражать примеру вторых, они делают это слишком мало умело. Здесь-то и будет полезно дать им наставление, дабы они вели себя так, а не в противном случае: вот, наблюдай, как делаю я, как делают мать и отец. Кинь это! Стыдись! Ты не станешь красивым парнем, в случае, если будешь вести себя так. Так поступают бродяги и т. п. Прибегать к через чур долгим увещаниям либо сказать долгие речи еще не время. Да и ни к чему не приведет.

4. Дабы дети более обращали внимание на примеры добродетелей и на увещания, время от времени необходимо кроме этого Наказание. Имеется две ступени наказания. Первая ступень — окрик на мальчика, если он в чем-либо ведет себя неприлично. Но это следует сделать разумно, дабы он не был потрясён и дабы одновременно с этим он почувствовал ужас и смотрел за собой.

Время от времени смогут последовать за этим более обращение и сильное порицание к его совести с угрозой и последующим увещанием, дабы он этого более не допускал. В случае, если будет заметно исправление, то будет полезно срочно либо мало позднее опять его похвалить. Так как порицанием и разумной похвалой достигается очень многое не только у детей, но кроме того у взрослых. В случае, если эта первая ступень наказания останется недействительной, тогда используется и вторая — наказать розгами либо побить рукой с той целью, дабы ребенок опомнился и более следил бы за своим поведением.

5. Тут я не могу воздержаться от того, дабы не выразить жёсткого порицания обезьяньей либо ослиной любви со стороны некоторых своих родителей по отношению к детям. Закрывая на все глаза, такие родители разрешают детям расти без всякой дисциплины и без всякого наказания. В таких случаях детям разрешается выполнять какой угодно негодный поступок, бегать в том направлении и ко мне, кричать, кричать, просто так плакать, грубо отвечать старшим, приходить в бешенство, показывать язык, разрешать себе какое угодно своеволие — все это родители терпят и прощают. «Ребенок! — говорят они. — Не требуется его злить. Он еще этого не осознаёт». Но ты сам — глупый ребенок! Если ты подмечаешь у ребенка недочёт понимания, то по какой причине не пробуждаешь его? Так как не для того он рожден, дабы остаться теленком либо осленком, но дабы стать разумным существом. Либо ты не знаешь, что глупость связана с сердцем парня, что она изгоняется оттуда, как говорит Писание, жезлом наказания?»2 (Притч. 25, 15). По какой причине ты предпочитаешь, дабы он оставался при собственной естественной глупости, а не был бы избавлен от нее посредством спасительного наказания и своевременного святого? Не думай, что ребенок не осознаёт. Если он осознаёт, что означает предаваться гневу и своеволию, беситься, злиться, надувать губы, бранить другого и пр., то само собой разумеется, он осознает кроме этого, что такое розга и для чего она помогает. Не у ребенка не достаточно здравого смысла, но у тебя, глупый человек: ты не осознаёшь и не хочешь осознать, что будет служить на отраду и пользу и тебе, и твоему ребенку. Так как по какой причине большинство детей потом становятся неуступчивыми по отношению к родителям и всячески их огорчают, если не по причине того, что не привыкли их уважать.

6. Совсем верно сообщено: кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей. Потому что должно исполняться Писание, которое говорит, что наказание и розга приносят мудрость, а своевольный ребенок покрывает собственную мать стыдом (Притч. 29,15). Поэтому-то в том месте же божественная мудрость поучает (17): «Наказывай собственного сына, и он успокоит тебя и даст удовольствие душе твоей». В случае, если родители не повинуются этому совету, то возьмут от детей собственных не наслажденный покой, а позор, укоризну, беспокойство и огорчение. Довольно часто приходится слышать от своих родителей такие жалобы: у меня нехорошие и аморальные дети, один — безбожник, второй — расточитель, а тот — человек безрассудный. И что необычного, мой дорогой друг, если ты жнешь то, что посеял? Ты посеял в их сердце своеволие и желаешь собрать плоды дисциплины? Это было бы похоже на чудо: дикое дерево не имеет возможности приносить плоды привитого. До тех пор пока деревцо было ласковым, необходимо было приложить старание, что бы оно было привито, согнуто либо выпрямлено, а не вырастало бы так некрасиво. Но так как очень многие пренебрегают дисциплиной, то нет ничего необычного, что молодежь, везде вырастает своевольной, дикой, безбожной, что Всевышний на это гневается, а благочестивые люди огорчаются. (…)

7. До сих пор были неспециализированные мысли. Сейчас о указанных выше добродетелях я буду сказать раздельно: как дети смогут совершенствоваться в них прилично, разумно и легко.

8. Первое место должны занимать воздержание и умеренность, поскольку это жизни и основа здоровья и мать всех остальных добродетелей. К этому дети привыкнут, в случае, если им будут давать столько пищи, питья и разрешат столько дремать, сколько требует природа. Так как остальные животные, следующие указаниям одной лишь природы, более воздержанны, чем мы. Так, дети должны имеется, выпивать, дремать лишь в то время, в то время, когда их побуждает к этому природа, конкретно в то время, когда разумеется, что у них имеется чувство голода, жажды и потребность сна. Кормить их, поить и укладывать дремать кроме их жажды было бы сумасшедшим. Достаточно, в случае, если им давать все в соответствии с с требованиями природы. Необходимо обращать внимание на то, дабы аппетит не возбуждался искусственно какими-нибудь узкими кушаньями либо лакомствами. Так как это смазанные повозки, на которых возят больше, чем нужно, это приманки, ведущие к обжорству. Действительно, время от времени нисколько не мешает предложить детям что-либо вкусное, но давать пищу, состоящую лишь из лакомств, очень вредно как для здоровья …»так и для хороших нравов.

9. Базы гигиены возможно будет закладывать срочно на первом же году судьбы, заботиться за ребенком с допустимо большей опрятностью. Как это должно происходить, няньки, если они не лишены смысла, знают. На втором, следующих годах и третьем полезно учить детей, дабы они прилично брали пищу, не пачкали жиром пальцев, не пятнали себя разбрызганной пищей, не издавали на протяжении еды звуков (издавая по-свиному звук губами), не высовывали языка и пр. Выпивать дети должны без лизания, неприличного обрызгивания и облизывания себя. В одежде необходимо потребовать всяческой чистоты, дабы они не волочили одежды по земле, не пачкали, в особенности умышленно. Детям это характерно еще по недочёту у них ума, а родители по какой-то глупости на все это наблюдают сквозь пальцы.

10. Дети легко привыкнут почитать старших, в случае, если определят, что старшие весьма о них заботятся и внимательны к ним. Итак, в случае, если довольно часто будешь обращаться к ребенку, будешь его обличать и наказывать, не волнуйся, он будет питать к тебе уважение. А вдруг детям будешь разрешать все, как обыкновенно делают родители, чрезмерно любящие детей, то совсем без сомнений, что дети будут жить в упрямстве и своеволии…. Лучше держать детей в строгости ив страхе, чем открывать им глубину собственной любви и тем самым открывать им дверь к непослушанию и своеволию. Отлично кроме этого давать и вторым право осуждать детей, дабы, где бы они ни были (а не только на виду у своих родителей), они привыкли сдерживать себя и так воспитывать в сердце собственном уважение и скромность ко всем людям. Исходя из этого непредусмотрительно и совсем неразумно поступают те, кто никому не разрешает кроме того искоса взглянуть на собственных детей. А вдруг кто-нибудь что-нибудь сообщит о них либо сделает им замечание, родители начинают за них вступаться кроме того в присутствии самих детей. Именно поэтому тёплая кровь, совершенно верно оседлав коня, дает полную свободу заносчивости и своеволию. Итак, этого необходимо остерегаться.

11. Необходимо с величайшим упрочнением доводить юношество до настоящего послушания. Если оно обучится сдерживать собственную волю, а чужую выполнять, то на будущее время это послужит базой величайших добродетелей. Ласковому растению мы не разрешаем расти по собственной воле, но привязываем к колышку, дабы, будучи привязано, легче поднимало собственную верхнюю часть и набирало силы. (…) Итак, всегда, как папа , либо мать сообщит ребенку: не трогай этого, сиди, дай ножик, дай то либо второе и пр., необходимо приучать детей к тому, дабы они в тот же миг выполняли то, что им приказывают. А если они захотят показать упрямство, то его легко возможно будет сломить окриком либо разумным наказанием.

12. О персах мы читаем, что в воспитании детей они с величайшим старанием стремились приучать их к правдивости и воздержанию. И не без основания, поскольку лицемерие и лживость делают человека ненавистным для людей и Бога.(…) О Всевышнем Писание свидетельствует, что фальшивые уста ему омерзение (Притч. 12,22). Итак, направляться потребовать от детей, дабы они не отрицали сделанного, в случае, если допустили какую-либо порчу, но робко сознались и, иначе, не говорили того, чего не было. (…) А потому и не знаю, как возможно оправдать то, что кое-какие имеют обыкновение делать. Они учат детей за сделанный проступок перекладывать вину на вторых, и в случае, если дети сумеют это сделать, то преподаватели обращают это не в серьез и забаву. Но кому от этого величайший вред, как не ребенку? Если он приучится подменять, неправда шуткой, то он обучится лгать.

13. Неприятель справедливости — рвение к обладанию чужими вещами — до тех пор пока еще не передаёт этого ласкового возраста, в случае, если его не портят няньки либо те, кто имеет попечение о детях. Это происходит в том случае, если в присутствии детей один уносит вещи у другого и скрываетих, либо тайком сберегает себе пищу, либо покушается на чужое. Происходит ли это не в серьез либо без шуток, дети, но, видя это, приучаются подражать, и в этом кроме этого они самые настоящие мартышки; так как, что бы они ни видели, это к ним пристает, и они делают то же самое. Итак, няньки либо те, кто занимается с детьми, должны вести себя вих присутствии с величайшей осторожностью.

14. благотворительности и Радушию (по отношению к вторым) в эти первые годы дети будут в состоянии обучиться понемногу, в случае, если будут видеть, как родителями раздается милостыня среди бедных, либо в случае, если им самим прикажут отнести ее, либо в случае, если время от времени им посоветуют выделить вторым что-либо из того, что они имеют. В то время, когда они это сделают,их необходимо будет за это похвалить.

15. Предки имели обыкновение сказать, что праздность — подушка сатаны. И совсем правильно, поскольку кого сатана отыщет не занятым трудами, того он займет сам Вначале плохой мыслью, а после этого кроме этого и позорными делами. Итак, разумно уже с ласкового возраста не оставлять человека праздным, но всегда занимать его трудами, поскольку так заграждается дорога злейшему искусителю. Я разумею, само собой разумеется, труды, каковые не превышают сил ребенка, не смотря на то, что они не что иное, как игра (как это и должно быть). Лучше играться, чем пребывать в праздности, потому что на протяжении игрыум все-таки чем-либо напряженно занят и довольно часто кроме того изощряется. Так, без всякого затруднения дети очень легко смогут упражняться в подготовке к деятельной судьбе, поскольку сама природа заставляет их что-либо Делать.

16. До тех пор пока дети еще обучаются сказать, им необходимо дать свободу сказать и допустимо больше лепетать. Но по окончании того как они обучились сказать, будет очень нужным научить их кроме этого молчать. Мы хотели бы, дабы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. (…) Началом великой мудрости есть возможность разумно пользоваться молчанием. Молчание никому, само собой разумеется, не повредило, но очень многим повредило то, что они говорили. Вреда имело возможность бы и не быть, но, поскольку то и второе — сказать и молчать — есть украшением и основой всего отечественного беседы на всю-жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, дабы сходу мы получали себе возможность пользоваться тем и вторым. Итак, родители должны приучать детей к молчанию на протяжении молитвы и богослужения (как дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, глум не должны быть ими разрешаемы сейчас. Кроме этого должны они обучиться без звучно выслушивать какие-либо приказания отца либо матери. Второй стороной молчания будет обдуманная обращение, дабы, перед тем как сказать либо отвечать на вопросы, дети поразмыслили, что и как им разумно сообщить. Потому что сказать все, что подвернется на язык, довольно глупо, и не подходит это тем, из кого мы хотим сделать разумные существа. Но, как я постоянно подчёркиваю, как разрешает возраст, на это разумные родители должны обращать важное внимание.

17. Уровень качества терпения кроме того ребенок может частично купить, если не будет чрезмерной снисходительности и излишней изнеженности. У некоторых уже на первом и на втором году начинают обнаруживаться порочные, плохие наклонности; самым лучшим будет оторвать это в тот же миг, при самом появлении, как чертополох. К примеру, какой-нибудь упрямый ребенок плачем и криком пытается добиться того, что пришло ему в голову. Второй собственный бешенство, злость, жажду мести проявляет кусаясь, ударяя ногами, царапаясь и другими методами. Такие аффекты не являются естественными, а являются лишь прорастающие плевелы, а потому няни и родители должны относиться к ним с громадной рассудительностью и подавлять их кроме этого в самом корне. В первом раннем возрасте это легче и значительно нужнее сделать, чем потом, в то время, когда злость разрешит войти глубокие корни. Зря говорят (как это в большинстве случаев у некоторых): «Он — ребенок, не осознаёт». Выше уже было сообщено, что такие люди сами лишены разума. Справедливо, но, что ненужные травы мы не сходу можем оторвать, когда они начинают вырастать из почвы, поскольку мы еще не можем верно отличить дикие травы от посеянных и не можем выдернуть их рукой. Но правильно да и то, что не нужно ожидать, пока они подрастут, в силу того, что потом крапива будет жечь посильнее, чертополох будет больше колоть, а полевые плоды либо другие нужные травы будут заглушены и погибнут. А в то время, когда данный терновник, разрешивший войти уже крепкие корни, вырывается силою, то довольно часто подрываются корни у растущего рядом посева. Итак, когда ты увидишь плевелы, терновник и крапиву, в тот же миг вырывай. Тем успешнее будут произрастать настоящие посевы. Если ты видишь, что ребенок желает сверх необходимости лакомиться и объедаться медом, сахаром и какими угодно фруктами, ты будь разумнее его и не разрешай этого; уведи его, займи чем-либо вторым, на его плач не обращай внимания, достаточно наплакавшись, прекратит и отучится от этого на будущее время с большой для себя пользой. Равным образом, если он захочет вести себя дерзко и нагло, не жалей его, крикни на него, накажи его физически, убери у него то, почему он плачет. Так, он, наконец, осознает, что необходимо подчиняться твоей воле, а не стремиться к тому, что его манит. Для для того чтобы воспитательного приема двухлетний ребенок достаточно созрел, нужна, но, осмотрительность, дабы ребенка не злить и не вызвать у него бешенства. Потому что в этом случае ты сам открыл бы ему дорогу для пренебрежения твоими наказаниями и твоими увещаниями.

18. Дабы приучить детей к услужливости и деятельности, необходимо очень мало труда, поскольку, возможно сообщить, они сами по себе хватаются за все, лишь бы им не мешали и только бы их обучили, как это должно делать разумно. Итак, папа либо мать пускай всегда поручают детям выполнять то, что они имели возможность бы выполнить сами либо через слугу: «Мой мальчик, подай мне это ко мне. Подними это, положи это на скамью. Поди, позови Ваню. Сообщи, дабы Аннушка пришла ко мне. Дай этому бедному четверть унции. Сходи к бабушке, захоти ей от меня хорошего дня и сообщи, что я задаю вопросы, как ее здоровье, а с возвращением поспеши» и пр.; все -сообразно с силами возраста. Помимо этого, направляться упражнять детей в подвижности и быстроте (расторопности), так, дабы, в то время, когда им что-либо поручается, они, покинув игры и все другое, выполняли это как возможно скорее. Данной готовности подчиняться старшим дети должны обучиться с самого юного возраста, и после этого она будет помогать им великим украшением.

19. Что касается вежливости (morum civilitatis), то родители смогут научить ей детей так, как сами в состоянии быть вежливыми; итак, нет необходимости тут в особом указании. Милым будет тот ребенок, что как в отношении к своим родителям, так и в отношении к вторым ведет себя почтительно и приветливо; у некоторых это как бы прирожденное, другие должны в этом упражняться, и этим не нужно пренебрегать.

20. Наконец, дабы эта приветливость и. ласковость не была неразумной, ее необходимо умерять серьёзностью и скромностью. В то время, когда осел, о котором говорит басня3, видя, что собачка ласкается к собственному хозяину хвостом и вскакивает к нему на грудь, постарался сделать то же самое, то вместо признательности взял удары палкой (так как эта ласка не доходила к нему, как к ослу). Эту басню возможно поведать детям, дабы и сами они осознали, что кому идет.

21. А дабы они знали, что прилично и что неприлично,ихнужно приучать к движениям и известным жестам: как верно сидеть, как подниматься, как прилично ходить, не кривляясь, не шатаясь, не раскачиваясь; как они должны просить, в случае, если им что-либо необходимо, как благодарить, в то время, когда им дают, как приветствовать, в случае, если кого-либо встречают, как сгибать колени и протягивать правую руку, в случае, если с ними заговаривают старшие, как снимать шляпу, держать тихо руки и пр., и другое, что касается хороших и хороших привычек и нравов. (…)

Коменский Я. — М., 1998.- С. 17-39.

Дидактика

Материнская школа


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: