Марк Твен — псевдоним Самюэла Клеменса, превосходного американского писателя-реалиста. Он был умным сатириком, признанным мастером радостных маленьких рассказов, автором широко известных повестей и романов.
Большая часть произведений Твена связано с традициями радостного народного юмора Америки. Это придает его бессчётным рассказам особенную красоту и броскую национальную окраску. Из устных повествований, бытующих среди простых людей Америки — фермеров, золотоискателей, лесорубов, — Твен заимствовал и для собственных рассказов забавные преувеличения, нелепые фантазии, грубоватые шутки, простодушие и спокойствие, с которым сообщается о самых неординарных происшествиях. Одновременно с этим Твен подмечает комическое в самых обыденных и малых явлениях и говорит о них очень быстро, увлекательно, неизменно приводя к весёлому смеху читателя.
Человек отдает собственные часы в починку, и это делается началом нелепых и забавных событий («Мои часы»). То часы так безудержно торопятся, что заставляют собственного хозяина опередить на 30 дней календари всей земли, то они отстают и уводят его в такое далекое прошлое, что «мир уходит вперед и прячется из виду». Нов юмористических рассказах Твена продемонстрированы и те стороны американской судьбе, каковые были ненавистны писателю: жажда наживы, мещанства и торгашеский дух буржуазии, лицемерие тех, кто говорит, что Америка — страна настоящей народовластии и свободы.
Избирательная кампания, где единственной формой политической борьбы есть клевета на кандидата-соперника, зло осмеяна в рассказе «Как меня выбирали в губернаторы». Храбрец рассказа — сам Марк Твен, что якобы баллотировался в губернаторы, но не выдержал избирательной кампании и написал прошение о снятии собственной кандидатуры, подписав его так: «Подлый Клятвопреступник, Нечистый Взяточник, Монтанский Преступник, Осквернитель Трупов, Белая Горячка» и т. п., т. е. перечислил все эпитеты, которыми награждали его политические соперники.
Неотёсанные нравы американской буржуазной печати, погоня за сенсацией, беспринципная борьба соперничающих газет, доходящая до поножовщины между редакторами, обрисованы с простыми для Твена комическими преувеличениями в рассказе «Журналистика в Теннесси».
Твен — наблюдательный живописец, узкий психолог — замечательно знал быт и жизнь простых людей Америки, американского провинциального мещанства, буржуазии.
Личный жизненный опыт писателя столкнул его с людьми разнообразнейших профессий и положений. Сын провинциального судьи, он с двенадцати лет стал сам получать себе на судьбу: сперва он был учеником в типографии, позже наборщиком, лоцманом на пароходе, золотоискателем и, наконец, журналистом. Из воспоминаний о реке Миссисипи и о пароходе, на котором плавал юный лоцман, появился и псевдоним Самюэла Клеменса. «Марк твен» — лоцманский термин при измерении глубины реки.
Воспоминания о детских годах вдохновили Твена на создание двух книг, посвященных мальчикам Тому и Геку. Это — «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884), завоевавшие его героям и писателю любовь юных читателей всей земли. его друзья и Том ищут романтических свободы и приключений вдалеке от мещанской затхлой воздуха провинциального города, от ханжества и скуки религиозных воскресных школ, от нудных наставлений и грубого невежества школьных преподавателей. Весьма ясны картины нравов американской провинции первой половины XIX в., портреты преподавателя, судьи, богатой вдовы, проповедника и другие. Прекрасны описания еще местами не тронутой в то время природы Америки; увлекают и довольно часто смешат приключения Тома; трогает проницательно-любовно раскрытый мир его детских переживаний.
Твен не имел возможности относиться равнодушно к такому позорному явлению американской судьбе, как рабовладение.
В повести о мелком свободолюбивом бродяге Геке Финне громадное место занимает его приятель — тёмный невольник, беглый негр Джим, обрисованный автором с уважением и большой симпатией. Вместе с Геком в отыскивании свободы они странствуют на плоту по реке Миссисипи: Гек рад избавиться от собственной «благодетельницы» — богатой вдовы, надоевшей ему проповедями и ханжескими наставлениями, Джим пытается попасть в те штаты, где уже нет рабовладения.
Тема негритянского рабства, к которой автор обращался и в будущем, не теряла собственной злободневности, не обращая внимания на то что в 60-х гг. XIX в. рабовладение было отменено в Америке. Угнетение негров, расовое неравенство существовали и в 70-х, ив 80-х гг., в то время, когда Твен писал собственные книги о Геке и Томе.
Твен мог быть и радостным юмористом, и острым сатириком. Он беспощадно осмеивал все исторически обреченное, мешающее перемещению человечества вперед. Его фантастическая книга «Янки при дворе короля Артура» (1889) направлена против феодально-монархических пережитков, еще сохранившихся в некоторых буржуазных государствах. Автор совместно со своим храбрецом приходит к мысли о неизбежности революции, которая лишь одна и может раскрепостить угнетенного человека. И в то время, когда в 1905 г. случилась революция в РФ. Марк Твен выступал в ее защиту.
С сочувствием и любовью к угнетенному народу написана увлекательная вымышленная история «нищий и Принц» (1882), переносящая читателя в Англию XVI в. Приключения бедного мальчика, что по сказочной случайности стал хорошим и честным королем Англии, и мелкого короля, превратившегося в бедного, насыщены глубоким содержанием. Социальное неравенство, нищету народа, произвол — всю ужасную и неприятную правду о несправедливом публичном строе определил мелкий король, покинувший на время прекрасные залы собственного дворца.
Эта повесть, ставшая одной из популярнейших книг юного читателя во всем мире, добропорядочна и демократична по собственному плану.
Очень многое из того, что написал Марк Твен, не было размещено на его отчизне до последнего времени. Американское буржуазное общество не имеет возможности забыть обиду Твену его неприятные высказывания о так называемых «свободах», о колониальной политике американского империализма. Памфлеты Твена, такие, как «Соединенные Линчующие Штаты», «В защиту генерала Фанстона» и другие, говорят о том, что превосходный, честный живописец, горячо любя собственный народ, глубоко страдал, видя, как далека его отчизна от совершенств настоящей народовластии.