Литературоведческие термины

Литературные направления.

Литературное направление Периодичность Черта Представители
Классицизм 2-я четверть 18 – начало 19 века (1730 – 1760) — культ разума и античности — высокая гражданская тематика — триединство места, времени и действия — отражение судьбы в совершенных образах — обращение к древнему наследию — говорящие фамилии — строгое сословное деление Для русского классицизма кроме этого характерна сатирическая, обличительная направленность, для них произведение – путь к совершенствования людской натуры. Громадное место в русском классицизме занимают стихотворные жанры: оды, басни, сатиры. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.В. Державин, Д.И. Фонвизин
Сентиментализм Вторая добрая половина 18 века – начало 19 века. — интерес к людской личности независимо от сословия, к ее переживаниям и чувствам, внутренней жизни — культ эмоции — пейзаж – не просто фон развития действия, он созвучен личным переживаниям автора либо храбреца — преобладание малых жанров, распространение новых поэтических жанров (элегия, пастораль, послание) и новой, окрашенной эмоцией лексики Основоположник в РФ – Н.М. Карамзин
Романтизм Финиш 18 – начало 19 столетий (1809 – 1840) — изображение природы. Пейзаж – действующее лицо, оказывает помощь изобразить внутренний мир — храбрец – необыкновенная неординарная личность с сильным характером. Находится в конфликте с окружающим миром — мысль двоемирия. Храбрец ищет возможности для обретения гармонии — возвышенные эмоции, богатую духовную жизнь, рвение к идеалу. — храбрец обычно одинок и часто погибает Жуковский, Лермонтов, раннее творчество Пушкина, черты романтизма имеется в творчестве Тютчева, Фета, ранних рассказах Неприятного
Реализм Начиная с 40-ч годов 19 века — автор объективно, точно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических событиях — изучение социальных общества и связей человека — нет четкого деления на хороших и отрицательных храбрецов Просветительский – Фонвизин, Крылов Критический: Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов и др. Социалистический: Неприятный, Шолохов
Символизм Финиш 19 – начало 20 века Появился по Франции Философская база русского символизма – трактат Мережковского «О обстоятельствах упадка и о новых течениях современной русской литературы — цель искусства – интуитивное постижение мира через знаки — мысль о существовании двух миров: земной и вечный, идеальный. Земной мир – не сильный отражение мира потустороннего. Поэт связующее звено. — концепция нравственного совершенствования Старшие символисты: Брюсов, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус Младосимволисты – Блок, Белый, Иванов
Брюсов: — жёсткий, чеканный стих — Образ громадного современного города — применение латинских названий — сквозной образ грезы, искусства — рвение объять в собственном творчестве все страны и времена
Бальмонт: — поэзия для него «выразительница говора стихий» — в стихах звучит лирическое «я» — эгоистичность, манерность, самолюбование — стихи импрессионистичны — неординарная музыкальность
Иванов: — творческие совершенства ищет в прошлом — уход от личного в мастерстве — обращение к античности
Блок (раннее творчество): поэтический сборник о Красивой Женщине
Акмеизм 1900-е – 1910-е годы — отрицание мистических устремлений знаков — возвращение слову его начального значения — конкретно чувственное восприятие внешнего мира Мандельштам, Ахматова
Футуризм (будетляне) 1910-е – 1920-е — Современный мир – перемещение, устремленность в будущее — мастерство – средство создания новой действительности — отрицание привычных норм грамматики, правописания (деформация слова, разрушение синтаксиса и др) — призывали «скинуть Пушкина и других с корабля современности» — цель – шокировать публику — утверждали право на словотворчества — суть слова связан со звучанием, а не со значением — сокрушали рифмы и ритмы, прославляли власть новых тем — применение неотёсанных выражений Кубофутуристы (Гилея): Хлебников, братья Бурлюки, Крученых, Маяковский, Каменский Эгофутуристы: Северянин, Игнатьев, Гнедов «Центрифуга»: Пастернак, Асеев, Бобров «Мезонин поэзии»: Шершеневич
Имажинизм Течение периода русского декаданса — приоритет самоценного образа, формы над смыслом, идеей — задача творчества в придумывании невиданных ранее слов и образов Есенин (некий период творчества)

Литературоведческие термины

Наименование термина Определение Примеры
Аллегория Художественный прием, основанный на изображении отвлеченной идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, идея. Связь между его значением и образом устанавливается по сходству. Лиса – аналог хитрости, сова – мудрости, оливковая ветвь – аллегорическое изображение мира, Купидон – аллегория любви и тд.
Анафора Единоначатие, повторение слова либо группы слов в начале нескольких строф, стихов либо полустиший. Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке
Инверсия Стилистическая фигура, пребывающая в нарушении общепринятого порядка слов Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням
Афоризм Изречение, высказывающее какую-нибудь обобщенную идея, выявляющую обще и типическое в конечном итоге, в лаконичной, художественно заостренной форме. «Помогать бы рад, прислуживаться тошно» «Радостные часов не замечают»
Эпитет Образное определение, дающее художественную чёрта предмета (явления) в виде скрытого сравнения Румяная заря, робкое дыхание, бродяга ветер, живая вода…
Метафора Вид тропа, в базе которого лежит перенос наименования по сходству либо по аналогии. «Где бодрый серп гулял и падал колос, Сейчас уж пусто всё простор везде, — Только паутины узкий волос Сверкает на праздной борозде
Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический темперамент. Гротеск нарушает правила правдоподобия, придает изображению условность и выводит образ за пределы возможного Один в рогах с собачьей мордой, Второй с петушьей головой, Тут колдунья с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый
Градация Цепь однородных участников с постепенным нарастанием либо убыванием их смысловой либо эмоциональной значимости Я кликал тебя, но ты не посмотрела назад Я слезы лил, но ты не снизошла
Аллюзии Обозначение намека либо указания на настоящие исторические либо литературные факты К примеру, рассказ о 30 тысячах, за каковые супруга выкупила Свидригайлова, намекает читателям на цитаты из «Слова о сошествии Иоанна Крестителя во преисподняя»: «Оценили меня в 30 сребреников»
Реминисценции Присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим культурным фактам, произведениям либо их авторам. Реминисценциями смогут стать цитаты либо пересказ, заглавия произведений и другое Вторая строчок стихотворения Мандельштама «Я перечень судов прочел до середины « («Бессонница. Гомер. Тугие паруса») отсылает читателя ко второй песне «Илиады»
Тавтология Повторение однообразных либо родных по звуковому составу и смыслу слов Ой, полным-полна коробушка
Топос Художественные образы открытых природных пространств ,и места разворачивания художественных смыслов Русская почва в «Слове…» — это часть лесостепного пространства на юге Руси от Киева и до Курска
Фабула Цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их временной последовательности. Иными словами, фабула – «то, что было в действительности», в это же время как сюжет – «то, как определил об этом читатель». Фабула может как совпадать с сюжетом, так и расходиться. фабула и Сюжет расходятся, к примеру, в романе «Храбрец отечественного времени»
Синекдоха Один из тропов, разновидность метонимии, основанный на переносе по количеству: 1) Именуется часть вместо целого 2) Именуется единственное число вместо множественного Чичиков обращается к мужику: «Эй, борода». «И слышно было до восхода солнца Как ликовал француз»
Перифраз Троп, обозначающий замену прямого заглавия лица, предмета либо явления описанием их значительных показателей либо указанием на их значительные черты Царь зверей вместо лев, туманный Альбион вместо Англия
Метонимия Вид тропа, в базе которого лежит перенос наименования по смежности «Просматривал с радостью Апулея, А Цицерона не просматривал» (его произведение и автор) кресла и Партер – всё кипит (человек и предмет)
Преувеличение Стилистическая фигура, пребывающая в явном преувеличении тех либо иных особенностей изображаемого предмета либо явления Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна.
Литота Термин, обратный гиперболе. Намеренное преуменьшение Мальчик с пальчик
Оксюморон Стилистическая фигура, пребывающая в намеренном сочетании несовместимых понятий Ей радостно печалиться, таковой нарядно обнаженной Живой труп
Синтаксический параллелизм Сходное синтаксическое построение двух и более предложений или других фрагментов текста. В то время, когда умирают кони – дышат, Кода умирают травы — сохнут
Звукопись Совокупность звуковых повторов тех либо иных элементов звукового состава: 1) Аллитерация – повторение однообразных, однородных согласных 2) Ассонанс – повторение однообразных гласных 1) Лебедь уплыл в полумглу, Вдаль, под луною белея… Звучал булат, картечь визжала… 2) Брожу ли я на протяжении улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль меж юношей сумасшедших, Я предаюсь моим мечтам.
Стихотворные размеры
Ямб Двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог Обучайся у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Ожесточённая пора!
Хорей Двусложный размер, в котором ударение падает на первый слог Спешат облака, вьются облака; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна
Дактиль Трехсложная стопа, в которой ударным есть первый слог Облака небесные, вечные странники! Степью лазурною, степью жемчужною Спешите вы, словно бы как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную
Амфибрахий Трехсложный размер, в котором ударным есть средний слог Смотрю, как сумасшедший, на тёмную шаль
Анапест Трехсложная стопа, в которой ударным есть последний слог «Мы с тобой бестолковые люди»
Поэт Годы судьбы Черта творчества
Ф. И. Тютчев 1803 — 1873 Природа для Тютчева – живое и одухотворенное существо, которое начинается, устремляясь к торжеству правды, хороша, красоты, к всемирной гармонии. Природа – это жизнь. У Тютчева исчезают преграды между людскими и природными мирами: радости и страдания природы становятся радостями и страданиями человека. человек и Природа в состоянии творческого развития, которое проистекает между Хаосом и Космосом. Хаос воплощает разрушения и стихию бунта. Космос – созидание, примирение, гармония. В стихах о природе возможно выделить два направления – дневное и ночное (гармоническое и ужасное)
А.А. Фет 1820 — 1892 Фет принадлежал к приверженцам «чистого мастерства» и думал, что литература обязана жить не гражданскими проблемами, что целью поэта и главной ценностью есть красота. Поэзия не биографична, лирический храбрец не равен автору. Фет передает субъективное состояние лирического храбреца (природы), чувство невнятное, сиюминутное. Поэтическая манера Фета импрессионистская. Музыкальность: звукопись, словесные повторы, личный ритмический рисунок, совпадают синтаксического членения и границы ритма.
Н. А. Некрасов 1821 — 1876 Главные темы творчества: — крестьянская тема, тема народа — тема Отчизны сливается с темой народа — тема любви — поэзии и назначение поэта — гражданская поэзия Стихи Некрасова сюжеты. В них употребляются стилизация и простые обороты под крестьянскую обращение. Некрасов показывает неэстетичные темы. В амурной лирике ярко выделяется панаевский цикл, в котором продемонстрированы сложные взаимоотношения двух сильных и гениальных личностей. В амурной лирике проявляется «проза любви»: споры, конфликты. Лирический храбрец видит не только преимущества, но и недочёты. Поэтический анализ эмоции.
И. А. Бунин 1870 — 1953 Ранняя лирика Бунина чаще пейзажная, владеющая конкретностью, точностью обозначений. Довольно много слов, отражающих настроение, гармонию природы: запах, свет, ощущения и цвет. Преобладает чувство красивого и психологизм пейзажа. Любовь в лирике Бунина драматична, кроме того трагична. Любовь – великая пропасть, таинственная и необъяснимая, сильная и мучительная.
А. А. Блок 1880 — 1921 При всем отличии ранних стихотворений от последующих, поэзия Блока выступает как одно целое, как единое произведение, развернутое во времени, как отражение пройденного поэтом пути. Цикл «Стихи о красивой женщине»: В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Самый близко воспринял он тогда учение философа о существовании Души Мира, либо Вечной Женственности, которая может примирить небо и землю и спасти пребывающий на грани трагедии мир через его духовное обновление. Идеи двоемирия, сочетание материального и духовного воплотились в этом цикле через сложную совокупность знаков. не меньше многопланов вид героини. С одной стороны она предстает как в полной мере настоящая, земная дама. Иначе — это небесный, мистический образ Девы, Зари, Величавой Вечной Жены. Стихотворения на тему революции: Поэт чувствует собственную сопричастность всему происходящему в тревожном, остро конфликтном мире повседневной судьбе. Это в первую очередь события революции, которую он принимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, пошлости и насилия. Характерно, но, что лирический храбрец при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не вычисляет себя хорошим быть в их рядах: Кроме мотивов, которые связаны с революционными событиями, особенное значение имеют стихотворения, где поэт развертывает образ Отчизны и подчеркивает собственную неразрывную сообщение с ней.

Белла Ахмадулина Ахмадулина самый близка к романтической элегии. Она создала романтический вариант неоакмеизма. У Ахмадулиной в любой момент и непременно «в начале было слово»: слово наполняет природу смыслом и красотой. Появляется оппозиция между миром, созданным волшебством слова, и действительностью. Лирическая героиня Ахмадулиной не совершает собственный выбор, а остается «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев). У Ахмадулиной поэт как бы заменяет собой прославленный им мир. Создавая собственные стихи, он обязательно соотносит их с окружающим миром. Произведение стихов не противоположно миру, а посвящено разгадке заложенных в него смыслов. «Манерный» стиль. В ее стиле постоянно присутствует самоирония и ужасный стоицизм. Мотив муки, пытки творчеством. Ахмадулина не скрывает страха перед ужасной миссией поэта.
Иосиф Бродский Лауреат Нобелевской премии. Лирика Бродского начала 60-ч включает описательные и изобразительные элементы. В них четко звучит элегический мотив одиночества, прощания с любовью. Глубинные переживания – мысли и эмоции. Период с 1965 по 1972 был временем активного творчества, интенсивной разработкой его основных тем, углубления его художественного мировосприятия. Темы: духовная жизнь современного человека, одиночества и вечная проблема любви… В поэзии Бродского направляться выделить широту ее проблемно-тематического диапазона, ограниченность и естественность включения в нее жизненных, культурно-исторических, философских пластов, реалий, ассоциаций. Привлекают внимание реализованные в поэзии Бродского богатейшие возможности ритмики, виртуозность его рифмы. Несомненна та роль, которую Бродский сыграл в окончательном снятии языковых запретов и ограничений, в расширении творческого потенциала, развитии языка современной русской поэзии.
Андрей Вознесенский В собственности в группе, именуемой поэтами — «шестидесятниками». Для его творчества свойственны необычные метафоры, в ассоциативное поле которых втянуты понятия и новейшие представления, рожденные веком НТР. Прямое преломление внешней действительности. С приметами НТР у Вознесенского соседствуют образы великих и русской старины художественных свершений, и отзвуки глобальных событий.

М.А. Шолохов «Негромкий Дон»

( первая книга размещена в 1928, четвертая – 1940)

Проблематика романа «Негромкий Дон» — монументальное произведение о революционной эре. Шолохова интересовали судьбы народа и переломные моменты в его истории. Многоголосие народной судьбе, множественность людских характеров, несущих в себе свойства времени, неповторимые черты и социальная среда личного своеобразия. Автор обширно развертывает панораму времени, дабы получить возможность познания перемещений людской сердца, уяснить подлинный суть событий, происходящих в казацком кулачестве. В «Негромком Доне» затрагиваются те события и решаются те неприятности, каковые пребывали в поле зрения многих великих писателей.
История создания романа Роман-эпопея Негромкий Дон, возможно, самое таинственное произведение XX века, около которого ведутся постоянные споры критиков. Как это ни прискорбно, но многие работы кроме того гениальных критиков посвящены не образности языка и раскрытию своеобразия Негромкого Дона, но непричастности темы Михаила и обсуждению плагиата Шолохова к созданию романа. Начальный план Шолохова охватывал только корниловский мятеж и именовался Донщина, но растолковать обстоятельства неудачи восстания без предыстории казачества ему вправду выяснилось не под силу. Первая книга Негромкого Дона заметила свет на страницах издания Октябрь в 1927 г., благодаря Серафимовичу, сумевшему рассмотреть в рукописи молодого автора великое произведение. В первой половине 30-ых годов XX века, на пятом году катастрофы коллективизации, Шолохов заканчивает четвертую книгу Негромкого Дона. Через некое время он принимает (простое для автора) ответ абсолютно ее переписать. Абсолютно переписать книгу удалось только в 1939 г.
Эпичность Шолохов поставил в центр эпического повествования такую героев и социальную среду, каковые, казалось, не дают простора для глубокого философского общечеловеческих проблем и осмысления эпохи – жизнь несложных тружеников деревни. Шолохов сумел заметить в жизни несложных неграмотных казаков такую силу страстей, нравственных совершенств, духовных поисков, таковой сложный и богатый мир людских индивидуальностей, что через их труд, трагедии и помыслы продемонстрировал темперамент пути решения и самой революции коренных общечеловеческих неприятностей.
Картины природы в романе В романе Негромкий Дон М. Шолохов деятельно применяет уникальный прием сопоставления явлений из человека и жизни природы, в то время, когда нет прямых уподоблений, сравнений посредством альянсов как либо словно бы. Данный прием именуется психотерапевтический параллелизмом. И природное и человеческое органично, неразрывно связаны между собой. Но познание этого нисколько не умаляет человека. Наоборот — оно возвращает его в вечное лоно природы и дает людской душе чувство несравнимого умиротворения.
традиции и Быт в «Негромком Доне» Повседневная жизнь, наполненная хозяйственными заботами, и события исторические выступают и конкретные события, в которых действуют храбрецы. Течение судьбы хутора Татарского медлительно и неторопливо. Игрища да лихие скачки, труд до горького пота в степи и рыбалка – вот чем наполнены дни. Шолохов рисует необычные нравы, закрепленные вековой традицией народные казацкие обычаи, подробно показывает быт. Мы видим, как наряжаются казак и казачка в праздники и будни, что требуется казаку на работу… Шолохов мастерски передает поэзию народного быта , очарование тех традиций, каковые выбрал народ. Он не скрывает, что в некоторых обычаях и народных обрядах довольно много неотёсанного, время от времени нелепого а также унизительного. В песнях, в метком слове раскрываются живой ум, острая наблюдательность, эстетическая культура народа. Через неотёсанный быт, тьму предрассудков пробиваются ростки красивого и возвышенного.
Мир семьи В романе Шолохова продемонстрировано пара семей: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Листницкие. Но только мелеховский курень есть центром идейно-композиционным центром эпопеи. Мелеховы – в первую очередь трудовая семья. Изображая ее, Шолохов не умалчивает ни о крутом нраве Пантелея Прокофьевича, ни о тяжёлой доле дамы, ни о собственнических порядках. В изображении Шолохова «мелеховское» — это в первую очередь высокие нравственные качества, ярко и очень сильно проявлявшиеся много поколений. В сложном и противоречивом единстве особенностей, составляющих мировоззрения и содержание характера Мелеховых, Шолохов пытается отыскать то основное, что предсказывает возможность их утверждения в условиях новой судьбе. Семья Мелеховых испытала все этапы пути, пройденного казачеством в знаменательные годы. Она появилась в центре событий, и это осложнило ее судьбу. В конце книги у порога мелеховского куреня остановился Григорий с Мишаткой. Эта сцена символична – за Мишаткой будущее.
Судьбы людей, преломленные через призму революции В образной совокупности «Негромкого Дона» наиболее значимая роль в собственности персонажам, отражающим борьбу непримиримых контрреволюции – сил и сил революции. Кого бы Шолохов ни изображал – белогвардейца либо коммуниста, казака либо интеллигента, — он пытается как возможно глубже погрузиться в его людскую природу, постичь темперамент изнутри. Данный принцип изображения выяснил новаторскую сущность созданных писателем образов, воплощающих в себе полярные силы борьбы. Шолохов решительно от установившихся к тому времени канонов «хорошего» и отрицательного». В «Негромком Доне» коммунисты представлены громадным многообразием характеров – людей различных социальных жизненных судеб и биографий. По мере развития событий они играются все громадную роль в сюжете. Сверхсложный тип коммуниста создал автор в образе Михаила Кошевого. Шолохов пытается нарисовать объемный, психологически многогранный темперамент человека, вырастающего на земле казачьей судьбе , впитавшего его традиции и смело выступающего против всего злого, что таилось в ветхом укладе. Однако, образ Кошевого в романе эмоционально скован. Воплощая в нем черты деревенского коммунизма, создатель вспоминает о возможности его развития, возможности возобладания таких нравственных качеств. Шолохов срывает маски с генералов, иронически изображает политиканствующих претендентов на роль «спасителя Чернецова» типа и России Краснова. Эпическая картина была бы не полной, если бы автор не раскрыл идейный провал и духовную деградацию той части дворянской интеллигенции, которая не приняла революции.
Образ Григория Мелехова Непросто сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически завершается его путь в «Негромком Доне». Шолохов не дает окончательного ответа на то, кто Григорий: жертва заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, либо индивидуалист, порвавший с народом. Но ни одна из этих концепций не охватывает образ в его целостности. События эры вынудили Григория напряженно искать собственный место в жизни. Неприятность человека, поднявшегося «на грани в борьбе двух начал» воплощается в образе донского казака, в драматических изломах его жизненного пути и напряженных процессах его нравственной жизни. Григорий – натура богатая, эмоционально броская и порывистая, владеющая своеобразным обаянием и избытком сил. Портретное описание Григория Мелехова в тот же миг же выделяет его среди вторых героев романа, а броская, неординарная наружность, свидетельствующая о своеобразии характера, обещает Григорию непростую, наполненную терниями, но хорошую судьбу. Первым важным опробованием для Григория стала его любовь к Аксинье. Познавший счастье настоящей любви, он чувствует себя пленником в мире патриархальных взаимоотношений и бросает вызов хутору, уходя в имение Листницких. Необузданный темперамент, гордое нежелание покорно подчиняться событиям составляют его личную психотерапевтическую базу. Приверженность понятием и истиной справедливости чести, в итоге, отталкивает его и от красных, и от белых. Конкретно исходя из этого так проникновенно звучит в романе тема гуманизма, красоты человека, в сердце которого имеется место и для любви, и для нежности к ребенку, и для привязанности и тоски к родному очагу.
Женские образы в романе простоты и Очарования выполнена в глазах писателя красота, свободная грация дамы-казачки. Рисуя ее портрет, автор выделяет черты, которые связаны с идеалом красивого. Шолохов осуществляет принцип психотерапевтической трактовки характера, в то время, когда образ дается в развитии, с глубоким проникновением в скрытые пружины действий персонажа. В характере Натальи взяли собственный воплощение те высокие нравственные качества, красота и своеобразная грация, каковые складывались в недрах народной судьбе. Аксинья – натура более импульсивная и страстная, для которой любовь стала тем единственным, для чего она бросает вызов всему хутору, тем, для чего она расстается с привычным укладом. Второй примечательный образ в романе – образ матери Григория, Ильиничны. Она покоряет читателя умной проницательностью, великодушием и милосердием , она самоотверженна щедра в собственном материнстве. Источник всего этого – народная нравственность, выработанная в условиях социальной обездоленности и потребности и пронесенная через века. На пороге смерти Ильинична показывает необычные величие духа, твёрдость и самообладание. Предсмертные дни ее наполнены попечением о живых. Так, в некоем смысле символично завершается будущее дамы, олицетворяющей и скорбную, тяжелую долю казачки, и нетленную красоту нравственных сокровищ.

Литература 9 класс (Урок№29 — Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: