Литературный энциклопедический словарь 63 глава

Н. зародился и программно оформился в первую очередь во Франции. Огромную роль в формировании Н. сыграли удачи естеств. наук, в первую очередь физиологии, противопоставившей опыт ненаучным способам познания. Его филос. базой был позитивизм О. Конта, а эстетической — теории И. Тэна. Лит. предшественники Н.— Шанфлери, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, бр. Э. и Ж. Гонкур. Э. Золя создал теорию Н. (сб-ки Экспериментальный роман”, “Романисты-натуралисты” и др.) и постарался применить ее в собственном худож. творчестве. В сер. 70-х гг. около Золя сложилась натуралистич. школа (Г. де Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. де Гонкур, А. Доде и др.), распавшаяся в кон. 80-х гг. С этих пор Н. утрачивает теоретич. четкость и сохраняется как общее назв. разных, но единых по происхождению лит. явлений. У последовательности натуралистов усиливаются черты импрессионизма либо появляется тяга к символизму; творчество аек-рых проникается мотивами декадентства.

Натуралисты ставили перед собой задачу — изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу; для них было характерно уподобление худож. познания научному. Худож. произв. рассматривалось ими как “человеческий документ”, а осн. эстетич. критерием считалась полнота осуществленного в нем познават. акта. Преим. интерес к быту, к физиологич. базам психики, недоверие ко всякого рода идеям вели к ограничению худож. возможностей натуралистич. лит-ры. Но вторжение жизненной правды в натуралистич. произв. опрокидывало теоретич. построения и обусловило глубокое худож. действие лучших произв. Н. Изучение материального быта обычно разрешало натуралистам распознать классовую природу сознания; мотив наследственности отступал в их произв. перед конкретным изучением социальных взаимоотношений. Так, Золя, обрисовав жизнь семьи Мае (“Жерминаль”), вскрыл истоки классовой борьбы, а в романе “Почва” обнажил социальные корни психологии крестьянинасобственника.

НАРО—НАТУ

==237

Представления о предопределенности судьбы человека его физиологии, средой и природой, о заведомой несвободе его воли преодолевались только нек-рыми писателями Н. В случае, если Золя, веря в социальный прогресс и науку, изучил механизм человека и взаимодействия среды, дабы открыть методы действия на среду в целях более разумной организации общества, то у др. писателей (напр., позднего Мопассана и особенно Гюисманса) преобладали мотивы фатализма.

Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображенная с науч. беспристрастием реальность сама по себе достаточно ясна. Они считали, что лит-ра, как и наука, не имеет права выбора материала, что для писателя нет негодных сюжетов либо недостойных тем — из этого расширение тематики натуралистич. лит-ры, интерес к “несложным” явлениям /судьбы (“Жермини Ласерте” бр. Гонкур, “Западня” Золя). Но подчинение материалу, рвение записывать “под диктовку судьбы” довольно часто приводили к бессюжетности (“Прекрасный день” Сеара, “По течению” Гюисманса), а бесстрастие — к обществ, индифферентизму.

В 60—80-х гг. 19 в. Н. сыграл положит, роль: он осваивал новые темы (в т. ч. тему борьбы рабочего класса), поднимал новые пласты действительности, показывал жизнь обездоленных и угнетенных, функционирование “социальных организмов” (шахты, рынка, магазина и т. д.), изучал толпы и взаимодействие личности, роль подсознательного в людской психике. Н. ввел в лит-ру новые средства и приёмы худож. изображения судьбы. Борясь с фальшивым офиц. оптимизмом, с моралью и мещанской идеологией, проявляя широкий демократизм и критич., разоблачит. тенденции, Н. помогал прогрессу обществ, мысли и худож. видения.

В др. государствах Н. нарекли сходные лит. явления, появившиеся из нац. обществ, и эстетич. потребностей, но осмысленные в свете франц. опыта.

В Германии прологом Н. была критич. деятельность бр. Г. и Ю. Харт, а его воплощением — творчество А. Хольца и Г. Гауптмана. В Англии он оказал влияние на Дж. Мура и Дж. Гиссинга; в Соединенных Штатах купил острую социальную окраску у С. Крейна, Ф. Норриса, X. Гарлевда. В Италяи подобным перемещением был веризм. В Испании борьба с франц. лит. влиянием сочеталась с утверждением натуралистич. правил в творчестве Эмилии Пардо Басав и А. Паласио Вальдеса. В Бельгии его представителем был К. Лемонье; нек-рое влияние Н. оказал на А. Стриндберга, Г. Ибсена, К. Гамсуна. В РФ термин не был употребителен. Но влияние Н. ощутимо в творчестве последовательности писателей кон. 19 в., в частности Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. Д. Боборыкива (см. кроме этого в ст. Натуральная школа).

Извлеченное из историко-лит. контекста, понятие “Н.” было перенесено на более неспециализированные явления бурж. культуры и лит-ры: оно начало обозначать антисоциальный, биологич. подход к человеку, характерный нек-рым проявлениям декадентства, модернизма и особенно “массовой культуры”. Термином “Н.” обозначают кроме этого типологически противопоставленный реализму худож. способ, выражающийся в протокольном описании жизненных явлений без их критич. отбора, социально-филос. осмысления, худож. оценки и обобщения. В подобном понимании Н. подразумевает пассивную созерцательность обществ, позиции живописца, взор на творч. акт как на простое бесстрастное копирование и подражание судьбы, интерес к отталкивающим подробностям быта и физиологич., преим. низменным, проявлениям людской природы. Н. для того чтобы рода многократно подвергался критике как явление, чуждое настоящему иск-ву.

• История франц. лит-ры, т. 3, M.—Л., 1959, с. 106—32; История нем. яит-ры, т. 4, M., 1968, с. 233—68; Рус. лит-ра кон. XIX— нач. XX в. Девяностые гг., М., 1968, с. 142—88.

Г. С. Авессаломова.

==238 НАТУ — НАУЧ

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА, условное наименование начального этапа развития критич. реализма в рус. лит-ре 40-х гг. 19 в. Термин “Н. ш.”, в первый раз употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежит. характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (см. газ. “Северная пчела” от 26 янв. 1846), был утвержден в лит. критич. обиходе В. Г. Белинским, к-рый полемически переосмыслил его значение: “натуральное”, т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности.

Идея о существовании лит. “школы” Гоголя, высказывавшей перемещение рус. лит-ры к реализму, Белинский развил раньше (ст.

Для Н. ш. характерно преим. внимание к жанрам худож. прозы (“физиологический очерк”, повесть, роман). За Гоголем писатели Н. ш. подвергали сатирич. осмеянию чиновничество (напр.,в стихах Некрасова), изображали нравы и быт дворянства (“Записки одного молодого человека” А. И. Герцена, “Обычная история” И. А. Гончарова и др.), осуждали чёрные стороны городской цивилизации (“Двойник” Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова и др.), с глубоким сочувствием изображали “мелкого человека” (“Бедные люди” Достоевского, “Запутанное дело” М. Е. Салтыкова и др.). От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Н. ш. восприняла темы “храбреца времени” (“Кто виноват?” Герцена, “Ежедневник липшего человека” И. С. Тургенева и др.), эмансипации дамы (“Сорока-воровка” Герцена, “Полинька Сакс” А. В. Дружинина и др.). Н. ш. новаторски решала классические для рус. лит-ры темы (так, “храбрецом времени” становился разночинец: “Андрей Колосов” Тургенева, “Врач Крупов” Герцена, “похождения и Жизнь Тихона Тростникова” Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение судьбы крепостной деревни: “Записки охотника” Тургенева, “Антон” и “Деревня Горемыка” Д. В. Григоровича и др.). В рвении писателей Н. ш. быть верными “натуре” таились разл. тенденции творч. развития — к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин) и к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Бутков и др.). В 40-х гг. эти тенденции не нашли четкого разграничения, иногда сосуществуя в творчестве кроме того одного .писателя (напр., Григоровича). Объединение в Н. ш. мн. гениальных писателей, ставшее вероятным на земле широкого антикрепостнич. фронта, разрешило школе сыграть ключевую роль в расцвете и становлении рус. лит-ры критич. реализма. Влияние Н. ш. сказалось кроме этого в рус. изобразит. (П. А. Федотов и др.), музыкальном (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский) иск-вах.

• Ц е и т л и н А. Г., Становление реализма в рус. лит-ре, М., 1965; Кулешов В. И., Натуральная школа в рус. лит-ре XIX в., М., 1965; Манн Ю. В., Утверждение критического реализма. Натуральная школа, в кн.; Развитие реализма в рус. лит-ре, т. 1, М., 1972; Жук A.A., Сатира натуральной школы, Саратов, 1979.

В. И. Кулешов.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА (часто заменяется сокращением НФ; английский аналог science fiction, соответственно SF), установившееся обозначение осн. части совр. фантастич. лит-ры (см. Фантастика). Термин утвердился в 30—50-х гг. 20 в., в то время, когда гл. задачу фантастики видели в пропаганде науки и техники. Сейчас функции фантастики неизмеримо расширились, а сами произв. приблизились к неспециализированным эстетич. нормам прозы, в связи с чем определение “научная” начало представляться нек-рым исследователям через чур узким, заостряющим внимание не на самом существ, показателе. Однако в полной мере конечно видеть сообщение совр. фантастики с удачами науч.-технич. прогресса. Подобные связи прослеживаются как

в “научной”, так и в “ненаучной” фантастике, применяющей, напр., сказочно-мифол. мотивы. Границы между этими разновидностями обычно стерты, так что классификацию “по материалу” чуть ли можно считать корректной. Одна из идеологич. задач фантастики — средствами иск-ва готовить человеческое сознание к переменам, внесенным в судьбу НТР. Специфич. метод худож. постижения действительности, свойственный фантастике по большому счету, был созвучным парадоксальности совр. науч. мышления.

Но еще в основном бурное развитие Н.ф. в 20 в. определяется кардинальными социальными сдвигами, исходя из этого преимущественное внимание Н.ф. как части худож. лит-ры выяснилось обращенным не на пауч.-технич.,- а на социальные, политич., нравств., психол. последствия той ломки, к-рую переживает человечество. Н. ф. внесла предложение читателям множество вероятностных моделей будущего, в т. ч. и негативных (антиутопии, романы-предупреждения). Свойственные Н. ф. широкий угол и приёмы заострения зрения на глобальные обществ, явления дали ей возможность разглядеть многие злободневные вопросы, в т. ч. ядерную угрозу, цели космич. изучений, политич. устройство будущего мира. Проблематика современной Н. ф. превращает ее в арену ожесточенной идеологич. борьбы. Конкретно актуальность Н. ф. стала гл. обстоятельством ее огромной популярности.

Н. ф. именуют жанром (не смотря на то, что она многожанрова), приемом, способом, не обращая внимания на то что во всемирной лит-ре к Н. ф. обращались как романтики, так и писатели критич. и социалистич. реализма. Совр. Н. ф. переплавила в себе элементы чудесной сказки, мифа, приключенч. лит-ры; у романтизма она позаимствовала интерес к исключит, обстановкам, у реализма — рвение к психологич. достоверности, к “правдоподобию необычайного” (А. Н. Толстой).

Истоки совр. Н. ф. обнаруживаются в классич. утопиях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сирано де Бержерака, у Ф. Рабле, Дж. Свифта, в произв. мн. писателей 19 в. —Э. По, Мэри Шелли, М. Твена, Р. Стивенсона, А. К. Доила и особенно в науч.-технич. фантазиях Ж. Верна. Произв. последователей Ж. Верна (произв. К. Э. Циолковского, В. А. Обручева, нек-рые рассказы А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, А. Кларка), несомненно, заслуживают заглавия Н. ф., но это направление не занимает сейчас ведущих позиций.

Объединение разнородных элементов, приведшее к появлению социально — филос. фантастич. романа, было осуществлено на рубеже 19—20 вв. Г. Уэллсом. В творчестве Уэллса, позднее А. Н. Толстого, К. Чапека реализовались осн. сюжеты Н. ф., обширно варьируемые и в совр. ?. ?.,— ?осмич. полет, встреча с инопланетной цивилизацией, искусств, интеллект, необыкновенные формы обществ, устройства.

В дореволюц. рус. лит-ре Н. ф. занимала относительно маленькое место: неоконч. роман В. Ф. Одоевского “4338-ой год”, повести О. И. Сенковского, А. И. Куприна, социально-утопич. “Четвертый сон Веры Павловны” из романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”.

Сов. науч. фантастика была рождена Октябрем 1917 и вдохновлена пафосом революц. преобразования мира. Ей отдали дань В. В. Маяковский, И. Г. Эренбург, М. С. Шагинян, В. П. Катаев, М. А. Булгаков. Выделяются худож. преимуществами романы А. Н. Толстого “Гиперболоид” и “Аэлита инженера Гарина”, повесть А. Грина “Крысолов”. В кон. 20—30-х гг. в Н. ф. побеждали сугубо популяризаторские тенденции, преодолевая к-рые А. Р. Беляев создал собственные лучшие произв. (“Человек-амфибия”, “Голова доктора наук Доуэля”), Перед Великой Отечеств, войной усилилась оборонная тематика (“Тайна двух океанов” Г. Адамова, “Пылающий остров” А. П. Казанцева, Ю. А. Долгушина).

Кон. 40— нач. 50-х гг. прошли под знаком т. н. фантастики “ближнего прицела” (В. И. Немцов, В. Д. Охотников). Новый этап в развитии сов. Н.ф. обозначила утопия И. А. Ефремова “Туманность Андромеды” (1957), в к-рой нарисован величественный мир восторжествовавшего коммунизма. Одновременно с этим заметили свет первые книги бр. А. Н. и Б. Н. Стругацких; в Н. ф. стали деятельно трудиться такие писатели, как Г. И. Гуревич, И. И. Варшавский, А. П. Днепров, Г. С. Мартынов, Е. Л. Войскунский и И. Лукодьянов, М. Т. Емцев и Е. И. Парнов, А. Г. Громова; неск. позднее — Д. А. Биленкин, К. Булычев, В. Д. Колупаев. Проявился интерес к Н.ф. у писателей старшего поколения: Л.М. Леонова, Г. С. Гора, В. С. Шефнера и др.

За границей Н. ф. взяла громаднейшее развитие в Соединенных Штатах. По окончании 2-й всемирный войны 1939—45 выдвинулся Р. Брэдбери (роман “451° по Фаренгейту”, сб. “Марсианские хроники” и др.), сделавший Н. ф. средством борьбы с бездуховностью бурж. общества. В числе известных фантастов Америки— А. Азимов, К. Саймак, Р. Шекли, сейчас — Урсулы Ле Гуин. При активном неприятии окружающей действительности, достатке выдумки, совершенстве лит. формы амер. фантасты большей частью сохраняют в собственных книгах обстановку сегодняшней Америки, только пара гиперболизируя ее специфич. черты. Наровне с прогрес. Н. ф. в Соединенных Штатах и др. государствах издается огромное количество псевдонауч. и псевдореалистич. „чтива, пропагандирующего мистику, эротику и обычно антикоммунизм.

В совр. Н. ф. выделяются произв. А. Кларка и Дж. Уиндема (Англия), романы Веркора “Люди либо животные”, Р. Мерля “Разумное животное” и “Малвилль” (Франция). Занимательные образцы Н. ф. возможно отыскать в Скандинавии и Италии, Японии.

Научно-фантастич. лит-ра социалистич. государств отличается оптимистич. взором на назначение человека. Мировую известность купило творчество польск. фантаста С. Лема, для к-рого свойственны филос. раздумья об ответственности людей за их космич. миссию.

Н. ф. занимает заметное место в кинематографе. В кон. 70-х гг. оформились междунар. орг-ции Н.ф.: “Глобальная организация специалистов” и “Еврокон”.

• РюриковЮ., Через 100 и 1000 лет, [М.], 1961; Б ? я я ? ас Е., Дмитревский В., Через горы времени, М. — Л., 1963; Гуревич Г., Карта страны фантазии, М., 1967; Бритиков А., Рус. сов. научно-фантастич. роман, Л., 1970; Урбан А., наш мир и Фантастика. Л., 1972; Тёмная Н., В мире предвидения и мечты, К., 1972; Кагарлицкий Ю., Что такое фантастика?, М., 1974; Парнов Е., Фантастика в век НТР, М.’, 1974; СмелковЮ., Фантастика—о чем она?, М., 1974; ХанютинЮ., Действительность фантастич. мира, М., 1977. В. А. Ревич.

НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, особенный род лит-ры, обращенной преим. те людской нюансу науки, к духовному виду ее творцов, к психологии науч. творчества, к “драме идей” в науке, к филос. последствиям и истокам науч. открытий. Сочетает “общеинтересность” с науч. достоверностью, образность повествования с документальной точностью. Рождается на стыках худож., документалыюпублицистич. и научно-популярной лит-р. Н.-х. л.— термин новейшего времени, не смотря на то, что ретроспективно ее образцы возможно найти и в прошлом (напр., поэма Лукреция Кара “О природе вещей”).

В СССР Н.-х. л. начала складываться на рубеже 20—30-х гг.; известность взяли произв. М. Ильина, Б. С. Житкова, “Лесная газета” В. В. Бианки, “Кара-Бугаз” К. Г. Паустовского, Я. И. Перельмана; с кон. 50-х гг. начинается расцвет Н.-х. л., связанный во многом с удачами НТР,— творчество Д. С. Данина, ?.?. ?исаржевского, Я. К. Голованова, Н. Я. Эйдельмана, В. Л. Леви и др. С 1960 выходят каждый год сб-ки “Пути в незнаемое”.

НАУЧ

==239

В заруб, лит-ре к Н.-х. л. относятся “Охотники за микробами” П. де Крайфа, -”Всевышние, гробницы, ученые” К. Керама, книги о животных Дж. Даррелла и др.

? ?ормулы и образы. Спор о науч. теме в худож. лит-ре, М., 1961. В. А. Ревич.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, язык, являющийся средством письменного и устного общения нации. Н. я. складывается во время развития народности в нацию, т. е. в такую историч. общность людей, к-рая характеризуется общностью языка, терр., экономич. жизни и нек-рых культуры и особенностей характера. Н. я. наследует структуру языка народности. Как и последний, это язык общенародный, т. е. его образуют все разновидности речевых средств общения людей — местные диалекты, просторечие, литературный язык. Н. я. — совокупность разновидностей данного языка, объединяющихся общностью главного словаря, и грамматич. и в определ. степени фонетич. совокупностей.В настоящей структуре Н.я. объединяются постоянные элементы языковой совокупности, существующие в любой разновидности Н. я., и подвижные элементы, свойственные лишь одной либо нек-рым разновидностям Н.я. Возможность согласия людей, говорящих на Н. я., обусловливается наличием постоянных элементов языка.

Отличие Н.я. от языка народности содержится, во-первых, в том, что в эру сложения нации развиваются процессы упрочнения языкового единства, нивелировки местных диалектных изюминок, происходит становление единых норм для всех носителей языка (см. Норма языковая); во-вторых, в том, что в это время складывается единый письменный и устный лит. язык на общенар. базе, призванный вытеснить и заменить собой все остальные разновидности Н. я.

В случае, если в донац. период имели возможность существовать различные типы письменнолит. языка, базирующиеся на разл. базах и обслуживающие узкие и определенные сферы письм. общения, а во многих случаях письменный лит. язык мог быть по большому счету чужим языком (латинский — в ср.-век. Европе, арабский — в мусульм. государствах, церковнославянский — в РФ), то в эру образования наций происходит, в большинстве случаев, становление единого лит. языка на общенар. базе, обслуживающего все сферы письменного, а после этого и устного общения. Развитие нового лит. языка сопровождается усилением функций письм. языка, развитием разл. форм устной речи, окончат, выделением худож. лит-ры среди др. форм письменности и т. д. В один момент заканчивается развитие новых диалектных изюминок в языке, диалекты понемногу утрачиваются под влиянием устно-разг. формы лит. языка. Подвергаясь регламентации и нормированию, лит. язык нации преобразовывается в нац. эру в обработанный, нормированный верховный тип Н. я., имеющий как письменную, так и устно-разг. форму.

Рус. Н. я. (в его устной и письм. форме) начинает формироваться в 17 в. Фонетич. совокупность, грамматич. строй и осн. словарный состав рус. Н. я. определились еще в эру великорус, народности, к-рая начала образовываться в следствии разделения ок. 14 в. др вост.-слав. народности на рус. (великорус.), укр. и белорусскую. Распространение в рус. Н. я. норм единой устно-лит. речи, сложившейся на базе народноразг. языка Москвы и под влиянием письм. делового языка центра, сопровождается процессом потери диалектных линия, к-рый делается особенно активным по окончании Окт. революции 1917, привёдшей к бурному росту культурного уровня народа. Основоположник национального рус. лит. языка—A.C. Пушкин. С нач. 19 в. рус. лит. язык развивает уже сложившуюся структуру, обогащая словарный состав и совершенствуя грамматич. строй. В этом ходе громадную роль игрались худож. произведения классиков рус. и сов. лит-ры (см. Язык художественной литературы). Современный рус. лит. язык есть подлинно Н. я., что стал средством межнац. общения народов СССР, насчитывающих 130 разл. языков, и превратился в один из совр. мировых языков.

• развития и Вопросы формирования нац. языков, М., I960; БудаговР.А., Введение в науку о языке, 2 изд., М,, 1965; Реформатский A.A., Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967; К о духов В. И., Неспециализированное языкознание, М., 1974.

В. В. Иванов.

“ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ СОВРЕМЕННИК”, лит.-худож. и обществ политич. издание. Выходил с 1956 как альманах и был органом СП СССР. С 1958 — орган СП РСФСР. С 1964 — ежемес. издание. Издается в Москве. есть продолжением альманаха “Год..,”.

К оглавлению

==240 НАЦИ — НЕДР

“ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ Успехи”, издание худож. очерка. Его основал и редактировал М. Неприятный. Выходил в Москве в 1929—36 (сначала — раз в два месяца, а после этого каждый месяц; всего вышло 95 номеров). Стремясь осуществить сообщение лит-ры с новой социалистич. действительностью, издание привлек к участию в нем мн. очеркистов, культуры и деятелей науки.

НЕБЫЛИЦА, небывальщина, небыль, жанр нар.-поэтич. творчества; прибаутки и разновидность сказки, где вымысел доведен до вздора, чем достигается комич. эффект. Характерна Н. сказительницы М. Д. Кривополеновой “Летел медведь по поднебесью”, исполнявшаяся с припевом: “Небывальщина да неслыхалыцина ”.

“НЕВА”, лит.-худож. и обществ .-политич. иллюстрир. ежемес. издание. Орган СП РСФСР и Ленингр. писательской организации. Выходит в Ленинграде с 1955. НЕВАРСКАЯ ПИСАТЕЛЯ, см. Непальская лите-

“НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ”, рус. ежегодный альманах. Изд. в Санкт-Петербурге в 1825—33 и 1846—47 Е. В. Аладьиным (1796—1860). В 20—30-х гг. пользовался успехом. Среди авторов — А. С. Пушкин (отрывки из “Бахчисарайского фонтана”, 1827, “Бориса Годунова”, 1828, “Евгения Онегина”, 1829, тут же в первый раз — иллюстрации к роману), Н. М. Языков, ?.?. ?аратынский, ?.?. ?яземский, И. И. Козлов, О. М. Сомов, Ф. Н. Глинка.

“НЕВСКИЙ ЗРИТЕЛЬ”, рус. ежемес. издание. Изд. в Санкт-Петербурге в 1820—21. Печатал статьи по вопросам истории, экономики, педагогики, переводные сентиментальные повести. В поэтич. разделе приняли участие А. С. Пушкин (стихи, отрывок из “Людмилы и Руслана”), К. Ф. Рылеев (“К временщику”), Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг; в критике — В. К. Кюхельбекер, О. М. Сомов.

НЕГРИТ10Д (франц. negritude, от negre — негр), концепция национально-культурной обособленности, взявшая распространение в ряде государств тропич. Африки, преим. франкоязычных. Появилась как выражение протеста против колон, расовой дискриминации и угнетения,как форма утверждения самобытности и самоценности афр. культур.

Термин “Н.” введен Э. Сезером в 30-х гг., теоретич. разработка в собственности гл. обр. Л. С. Сенгору; но мн. понятия, характерные для Н., в частности понятие “африканская личность”, были выработаны еще в нач. 20 в. зап.-афр. обществ, деятелями. В теории Н. очень сильно кроме этого влияние взоров франц. бурж. философов (А. Бергсон, А. Бретон, Ж. П. Сартр). В сфере лит. творчества идеи Н, затронули только поэзию франкоязычных государств Зап. и Центр. Африки (Сенгор, Б. Диоп, Ф. Чикайя У Тамси, Л. Ньянг, Л. Диакхате, М. Фалл). Проза этих государств практически не испытала влияния Н.

Н., появившийся как реакция на расист, идеи о низшем положении африканцев в людской сообществе, в 60—70-х гг., в то время, когда мн. гос-ва Африки стали независимыми и решают задачи конкретного культурного строительства, получает, например, в Сенегале, более отвлеченный лит. темперамент, черты, характерные элитарной культуре.

^ ЕрасовБ. С., Тропич. Африка: проблемы и идеология культуры, М., 1972; Совр. лит-ры Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 187—89; ГолденЛ., Негритюд, африканите… и жизнь, , 1979, № 1. Л. Е. Куббель.

“НЕДРА”, 1) лит.-худож. сб-ки. Выходили в Москве в 1923—24 в изд-ве “Новая Москва”, в 1925—31—в изд-ве “Недра”. Всего вышло 20 сб-ков (периодичность—от 1 до 3 в год). Редактор—Н.С. Ангарский (Клестов). В сб-ках в первый раз опубл. “Металлический поток” А. С. Серафимовича, роман В. В. Вересаева “В тупике”, произв. А. Н. Толстого, А. Неверова, И. Г. Эренбурга, А. Радостного, М. А. Булгакова, Вс. В. Иванова, ?.?. ?ренева, П. С. Романова, Б. А. Пильняка, поэмы и стихи М. П. Герасимова, В. Т. Кириллова, Н. С. Тихонова, В. Я. Брюсова, ?.?. ?олошина и др. 2) Кооперативное изд-во Мосполиграфа. Создано в 1924. Возглавлял его кроме этого Н. С. Ангарский (Клестов). Изд-во названо по одноим. сб-кам; многие размещённые в них произв. изд-во после этого производило отд. книгами; авторский актив

сб-ков в один момент был активом изд-ва

НЕКРОЛОГ (от греч. nekros — мертвый и logos — слово, обращение), статья либо заметка по поводу смерти к.-л. деятеля, содержащая сведения о его жизни и трудах. Н. восходит к записям в церк. книгах имен погибших благотворителей и подвижников. Факты, содержащиеся в Н., часто делают их полезным источником в науч. разысканиях.

“НЕМАН”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. издание. Орган СП БССР. Изд. в Минске с 1960. Преемник альманаха “Советская отчизна” (1945—59; в 1945—46 наз. “Отчизна”). Германская ПИСАТЕЛЯ, лит-ра нем. народа на нем. яз. (до 1945). Самым древним из дошедших до нас монументов Н. л. есть героич. эпос на др.-верхненем. яз. — “Песнь о Хильдебранте” (записана ок. 810), в к-рой представлен конфликт между родовыми чувствами и воинской честью. В ветшайшей поэме “Гелианд” предпринята попытка осмыслить евангельский сюжет в образах феодально-героич. эпоса. К 9—10 вв. относятся стихотв. переложения евангельских мотивов, которыми владел монаху Отфриду Вайсенбургско”у(первый узнаваемый по имени нем. поэт), пьесы (в подражание Теренцию), духовные стихи, жития святых, легенды (на лат. яз.) монахини Хросвиты Гандерсхеймской. Хранителями поэтич. традиций устного нар. творчества были бродячие певцы — шпильманы. С сер. 12 в. аскетич. проповеди уступают место поэмам (“Король Ротер”, “Герцог Эрнст” и др.), рыцарской лирике и рыцарскому роману, в целом носившим светский темперамент (не считая имеющего мистич.-религ. суть романа “Парцифаль” Вольфрама фон Эшенбаха). В романе Готфрида Страсбургского “Изольда и Тристан” и в стихах миннезингеров (в политич. поэзии Вальтера фон дер Фогельвейде) прославляется рыцарский культ женщины. Роман в стихах Гартмана фон Ауэ “Бедный Генрих”(ок. 1195) сочетает поэтизацию куртуазно-светской и религ.-христ. морали. К 12—13 вв. относятся последние редакции древних героич. сказаний:

С 13 в. начинается жанр гор. хроник (Нюрнбергская и др.), бюргерская лит-ра, напр. рассказы — шванки, мастером к-рых был.Штриккер. Стихотв. новелла Вернера-Садовника “Крестьянин Хельмбрехт” противопоставляет честных тружеников разбойникамрыцарям. В 14—15 вв. популярны дидактич. и аллегорич. поэзия, мейстерзанг (см. Мейстерзингеры), фастнахтшпили (нар. фарсы).

В эпоху ренесанса (кон. 15—16 вв.) переживает расцвет гуманистич. лит-ра, принимающая броское антицерк. направление: “Корабль дураков” С. Бранта, “Цех плутов” Т. Мурнера, “Письма чёрных людей”, написанные группой гуманистов (в т. ч. У. фон Гупеном), “Похвала глупости” Эразма Роттердамского (голландца по происхождению, тесно связанноro с нем. и всем сев. гуманизмом). Остроумны и безжалостны диалоги У. фон Гуттена. Лит-ра Реформации, начатая антикатолич. памфлетами радикальной бюргерской оппозиции, проповедями и посланиями вождей крестьянско-плебейских перемещений, отыскала самоё полное выражение у М. Лютера в его обличениях папского Рима. Своим переводом Библии он, осуществив реформу нем. языка, “…создал современную нем. прозу…” (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Песни Крест.

Вечер короткого рассказа | Аркадий Аверченко 2/2.ч (аудиоспектакль)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: