Литература англии xvii-xviii вв. дефо, свифт, филдинг, бернс.

В 1642 г. британский народ под предводительством революционной буржуазии восстал против дворянско-монархической власти и сверг короля Карла I. Англия ненадолго стала буржуазной республикой, возглавляемой «металлическим» Кромвелем. В то время не только народ, но и сама буржуазия была уверена, что в следствии революции создастся «царство божие на земле».

Британская буржуазная революция имела собственного поэта. Это был Джон Мильтон (см. ст. «Джон Мильтон»), В то время, когда Кромвель погиб, буржуазия в страхе перед народом вернула монархию. Но король в Англии лишь царствовал, но не руководил. Власть принадлежала парламенту — избирательному органу, воображавшему интересы правящих классов.

В буржуазной Англии складывалась новая литература. самоё читаемым литературным жанром тогда стал роман в прозе.

Родоначальником британского и европейского романа нового времени был Даниель Дефо (1660 либо 1661—1731). Он принимал участие в восстании против короля Иакова II, после этого прятался; занимался коммерцией, много раз разорялся. Увлекся журналистикой. За выступления против правительства Дефо попал в колонию и в наказание был выставлен к позорному столбу. Но еще перед тем, как решение суда был приведен в выполнение, он успел напечатать «Гимн позорному столбу», в котором объявил, что гордится собственной участью. Вместо позора наказание принесло Дефо торжество. В то время, когда он стоял у позорного столба, собрались толпы народа, дабы приветствовать его.

Дефо-журналист принимал участие в политической борьбе собственного времени, поднимался на вершины успеха, выдерживал неудачи. В 1719 г. он написал книгу, которая принесла ему глобальную славу, — роман «удивительные приключения и Жизнь Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки…» Автору было в то время 58 лет. В собственный произведение он положил богатейший жизненный и литературный опыт. Действительно, сам Дефо путешествовал всего один раз: в юности он совершил плавание в Португалию. Все другое время он жил у себя на родине. Но сюжет романа Дефо забрал из судьбы. В Англии в начале XVIII в. нашумела история об одном моряке, что прожил на необитаемом острове 4 месяца и 4 года, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

В образе Робинзона Крузо автор продемонстрировал характерные черты деятельной и прогрессивной буржуазии, которая к началу XVIII в. еще была передовым классом и много сделала для науки и развития производства.

Но храбрец, изображенный Дефо, предстает перед нами не только как буржуа, но и как труженик, созидатель.

Дефо детально обрисовывает деятельность Робинзона на необитаемом острове. Вот он отстраивает себе жилище, охотится и ловит рыбу, приручив коз, делается пастухом; наконец, начинает заниматься земледелием. Лучшее в книге Дефо — это прославление созидательного труда человека.

До самой смерти автор создал еще пара романов, но ни один из них не завоевал таковой популярности, как «Робинзон Крузо».

В случае, если Дефо продемонстрировал в собственном превосходном романе передовые, творческие устремления эры, то второй автор, его современник Джонатан Свифт (1667—1745), явился самым храбрым обличителем пороков аристократическо-буржуазного общества Англии начала XVIII в.

Свифт носил рясу священника, но был совсем свободен от религиозных предрассудков, что ему, само собой разумеется, приходилось скрывать. В 1704 г. он анонимно (т. е. без подписи) издал сатирическую книгу «Сказка о бочке», в которой осмеивал церковников.

В то время, когда Свифт был настоятелем самого громадного собора в Ирландии, то занимался не церковными, а политическими делами. Свифт опубликовал последовательность памфлетов — обличительных сатирических произведений, направленных против ожесточённой политики британского правительства, в защиту прав и заинтересованностей угнетенных ирландцев. Памфлеты печатались под вымышленными именами. Правительство заявило громадную приз тому, кто назовет автора. Но ни один ирландец не польстился на деньги за предательство.

Конкретно сейчас Свифт и создал прославивший его имя сатирический роман «Путешествия Гулливера» (1726). Обрисовывая мелких человечков, населяющих страну Лилинутию, куда попал Гулливер, Свифт высмеивал политические порядки в Англии. Он продемонстрировал бессмысленность религиозных войн, представив их в виде битвы между «тупоконечниками» и «остроконечниками», спорящими о том, с какого именно финиша нужно разбивать яйцо. «Тупоконечники» и «остроконечники» — это протестанты и католики, два враждующих религиозных лагеря в Европе. Имеется в Лилипутии, как и в современной писателю Англии, и две политические партии господствующих классов: различие между ними в том, что представители одной носят ботинки с высокими каблуками, а их соперники ходят в башмаках на низких каблуках. Первые — это тори, вторые — виги. Так в иносказательной форме Свифт весьма метко продемонстрировал, что, по существу, нет практически никакой отличия между тори, воображавшими интересы земельного дворянства, и вигами — партией денежной и торговой буржуазии. По окончании лилипутов Гулливер попадает в страну великанов, где уже сам оказывается лилипутом. Король великанов — умный и честный правитель, заботящийся о благе собственного народа, выслушав рассказ Гулливера о порядках в Англии, осуждает их как воплощение несправедливости.

В третьей части романа храбрец попадает на летающий остров, населенный оторванными от судьбы учеными. Один из них разрабатывает проблему, как строить дом начиная с крыши, второй пробует извлечь солнечную энергию из огурцов. Зло посмеявшись над «чистой наукой», не связанной с практикой, Свифт в четвертой части переносит Гулливера к гуигнгнмам. Это страна, где лошади живут как самые умные и добропорядочные люди, а люди опустились до скотского состояния. Под видом одичавших людей автор изображает тех, кто живет по хищническим законам буржуазного общества. Эти существа корыстолюбивы, завистливы и ожесточённы. Для собственных низменных заинтересованностей они готовы перегрызть друг другу глотки.

В середине XVIII в. выступил еще один большой мастер британского романа—Генри Филдинг (1707 —1754). Человек громадных знаний, находившийся на уровне науки и достижений культуры того времени, Филдинг был связан с самые передовыми течениями собственной эры. Первые его произведения — острые политические пьесы, направленные против правительства и дворянства. Правящие круги Англии так испугались храбрых обличительных комедий Филдинга, что ввели строгую театральную цензуру. Исходя из этого Филдинг должен был покинуть драматургию. Завершив юридическое образование, он взял должность судьи и, возможно, был единственным из живших тогда в Англии судей, что не брал взяток и делал выводы по совести. Вместе с тем Филдинг писал и создал романы, обессмертившие его имя.

Наилучший и самый популярный роман Филдинга — «История Тома Джонса, найденыша» (1749). В данной богатой по содержанию книге автор охватил все стороны британской судьбе середины XVIII в., затронул последовательность сложнейших публичных, философских и моральных неприятностей. Вместе с тем «История Тома Джонса, найденыша» — один из самые увлекательных романов в британской литературе.

Его сюжет начинается около тайны происхождения Тома Джонса. Младенцем он был подкинут богатому помещику Олверти. В то время, когда Том вырос, то поставил себе задачу определить, кто его родители. В романе весьма интересно противопоставлены характеры двух парней — Тома и Блайфила. Вивиан Блайфил держится выделено благородно, но в конечном итоге он лицемер и эгоист, заботящийся о собственной пользе. Том по горячности натуры совершает довольно много серьёзных проступков и ошибок, но он по-настоящему хорош, отзывчив и честен.

Сокровище книг Дефо, Свифта и Филдинга — в мастерстве воссоздания действительности, в постановке серьёзных жизненных вопросов, в правдивости описаний, в смелой критике жестокости буржуазного общества и прославлении труда, справедливости и честности.

Британская поэзия этого времени представлена творчеством великого шотландского поэта финиша века Роберта Бернса (1759—1796).

Роберт Бернс был сыном фермера. С детских лет проявилась его поэтическая натура. Он обожал складывать стихи, шагая за плугом. Поэт придумывал их на мотивы народных песен.

Свободолюбивый шотландский народ, порабощенный лендлордами и английской буржуазией (помещиками), не желал примириться с утратой независимости страны. Это взяло выражение в песнях и стихах Бернса:

Отечественная честь велит смести
Угнетателей с пути
И в бою получить
Смерть либо свободу!
(Тут и потом перевод С. Маршака.)

Не смотря на то, что Бернс прилежно трудился, он не имел возможности вырваться из тисков потребности. В то время, когда поэту исполнилось двадцать семь лет, он напечатал первый сборник стихотворений, с удовольствием встреченный передовой шотландской интеллигенцией. Поэта пригласили в основной город Шотландии Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного госслужащего. Но скоро эдинбургская буржуазия осознала, что ей не по пути с революционным поэтом, и попыталась от него избавиться. Бернс возвратился на родину к земледельческому труду.

Началась революция во Франции. На собственные накопления он приобрел пушку и отправил ее в качестве подарка французским борцам за свободу.

Много лет потребности подорвали здоровье Бернса. Он не желал писать для дохода, считая, что поэт обязан слушаться лишь веления сердца и своего ума. Он погиб 37 лет, покинув собственной миру и родине сокровищницу прекраснейших песен и стихотворений.

Поэзия Бернса высказывает мысли и эмоции простых людей — людей труда. В ней звучит вера в будущее народа.

Забудут рабство и потребность
края и Народы, брат.
И будут люди жить в ладу,
Как дружная семья, брат!

Стихи Бернса отличаются искренней весёлостью и жизнерадостностью. В них много и задорного озорства, и узкого остроумия. Секрет обаяния его поэзии в необычном соединении чувств и богатства мыслей с простотой и естественностью.

Бернс стал любимым поэтом не только родной Шотландии, слава его распространилась по Америке и всей Европе. Особенно популярен он стал у нас по окончании того, как коммунистический поэт С. Я. Маршак замечательно перевел его песни и стихи.

Лекция — 10 шедевров английской литературы — часть 1 (читает Александр Ливергант)


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: