Лингвистический комментарий к части второй

ОПИСАНИЕ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ Последовательностей (ЛИСТ 2)

Конструктивными элементами знаков первого ряда являются две, а в некоторых случаях три равновеликие линии — линии средних размеров (в зависимости от масштаба надписи они смогут быть меньше либо дольше), сходящиеся практически под прямым углом — \/. Символ \/, развёрнутый вправо на 90°, дает символ , а развёрнутый влево — символ U. К последнему по собственной конструкции (тот же прямой угол) весьма близок (сближение идет через вариант ? ) символ —, в котором появляется третий обычный элемент — еще одна линия средних размеров. При перемещении третьего элемента символа вверх на 90°, (опять угол 90°) указанный символ преобразуется в знак , а графические варианты последнего — символы . Так, 1-й эпиграфический последовательность завершается символами в виде верного круга, что на первый взгляд, помой-му, противоречит принципу построения эпиграфических последовательностей. Исходя из этого нахождение этих знаков 1-м последовательности я посчитал пара условным.

Те же конструктивные, стандартные элементы, что и стандартные элементы первого ряда — равновеликие линии средних размеров, использованы и для построения знаков второго эпиграфического последовательности, но тут они в другом количестве, нежели в первом ряду, для которого в общем характерно присутствие по большей части двух линий. Во втором же последовательности, в строении всех знаков участвуют три линии средних размеров, образующие то равносторонний треугольник , то схематическое изображение острия копья, обращенного или вверх , или вниз . Из каждого этого символа методом элементарных перемещений составляющих элементов легко возможно взять еще один символ этого последовательности — N.

Занимаясь построением данного эпиграфического последовательности, я обратил внимание на два родных по собственной конструкции символа — 1К23 и ^ К32 . Символы были выстроены из одних и тех же стандартных элементов, но в первом случае боковая ветвь (2) отходила от «мачты» (1) вверх, линия (3) примыкала к ней снизу, а во втором случае боковая ветвь (2) отходила от «мачты» (1) вниз и линия (3) примыкала к ней сверху. При перемещении последней к основанию боковой ветви символ К преобразовывался в знак N, и это дало мне, основание отнести символ К ко второму эпиграфическому последовательности знаков. (Символ К найден в надписях на фигурках из храма «Ретры», каковые в данной работе не рассматриваются). Подобное преобразование символа К, которое связано с перемещением линии (3) по боковой ветви (сейчас это было перемещение вверх) стало причиной образованию символа , аналогов которому среди знаков я не встретил.

В строении знаков третьего эпиграфического последовательности опять принимают участие две линии, но линии эти разновеликие: одна — средних размеров, вторая — долгая («мачта»). Линия средних размеров в виде боковой ветви, опущенной вниз, отходит от середины «мачты», образуя фигуры, каковые являются зеркальное отражение одна второй: — (зеркальное отражение одна второй являются и фигуры — , в которых боковая ветвь существенно меньше). Сближенные навстречу друг другу, эти фигуры образуют еще один символ разглядываемого последовательности — символ .

В отличие от вышеописанных последовательностей, конструкция знаков четвертого эпиграфического последовательности определяется совсем иным комплектом стандартных элементов. Тут при построении знаков использованы долгая линия («мачта») и одна либо две, а время от времени и три маленькие линии типа «штриха». Причем один «штрих» (время от времени это два «штриха», слившиеся в одну линию) в любой момент расположен перпендикулярно к «мачте», по ее середине: . А второй «штрих», если он не образует с первым, как уже говорилось, единой линии, в большинстве случаев находится на финишах «мачты» (внизу либо наверху): . На финишах «мачты» находится и появляющийся время от времени третий «штрих»: .

Комплект стандартных элементов знаков пятого эпиграфического последовательности как в количественном, так и в качественном отношении фактически тот же, что и комплект элементов знаков прошлого, четвертого, последовательности — долгая линия («мачта») и две маленькие линии типа «штриха». Но в отличие от 4-го последовательности «штрихи» 5-го последовательности по отношению к «мачте» занимают совсем иное положение: ближе к концу «мачты» (а не на финишах), или как правило (в четырех из шести) по ее середине, но не перпендикулярно к ней, а под углом. Исключением, которое только подтверждает правило, есть символ Н, строение которого определяется наличием двух «поперечного» штриха и «мачт», перпендикулярного к ним. Как же я воображаю себе комбинационный принцип, примененный при создании знаков обрисовываемого последовательности? В первую очередь, в качестве исходного символа, мне думается, был выбран символ , складывающийся из «мачты» и двух «штрихов», образующих единую линию, косо секущую эту «мачту» по ее середине. При перемещении кососекущей линии вверх и вправо получался символ , точной копией которого являлся символ . Два «штриха», расположенные ближе к финишам «мачты», образовывали символ , вариант символа . Символ Н— это фактически символ , развёрнутый на 90′, но в конструкции символа Н имеется собственные особенности, о которых я сказал выше, но каковые, однако, не дают основания для исключения этого символа из обрисовываемого последовательности. Применение приема, суть которого пребывает в том, что какой-либо символ в пределах эпиграфического последовательности по отношению к исходному обязан являть собой зеркальное отражение этого исходного символа, разрешил мне высказать предположение, что в данном последовательности недостает символа , что обязан обозначать другой слог, нежели символ (пара позднее символ был найден в надписях на фигурках из храма «Ретры», каковые в данной работе не рассматриваются). Символы и ( ), в которых появляется еще один элемент — боковая ветвь, отходящая от основания «мачты», я кроме этого отнес к 5-му последовательности, разглядывая их как варианты, соответственно, символа и .

Новый комплект стандартных элементов — две долгие линии и одна маленькая — «штрих», выяснил изюминке строения знаков следующего, шестого последовательности. В этом последовательности одна из долгих линий в любой момент играет роль «мачты», а вторая, в виде боковой ветви, отходит от нее. Причем крайне важно, что боковая ветвь отходит от «мачты» или чуть ниже ее вершины, или невысоко от ее основания, принципиально важно по причине того, что на письме время от времени достаточно легко возможно спутать символ v со знаком из прошлого 5-го последовательности [13]. Присутствие маленькой линии — «штриха» в конструкции знаков данного эпиграфического последовательности, в самых разных положениях по отношению к «мачте», придает символам совсем определенный, «уникальный» вид.

В строении знаков седьмого последовательности принимают участие одна долгая линия («мачта») и две линии средних размеров. Линии средних размеров под углом в 45 отходят от середины мачты или вниз, или вверх, образуя символы и , каковые, кстати, являются точной копией один другого, в случае, если ось обращения совершить параллельно строчкам этого текста. Символы и , мне представляется, скомбинированы из тех же элементов, что и предшествующие — двух линий среднего размера, образующих крест X , и двух половинок «разломанной мачты». Части «разломанной мачты» особенно наглядно проявляются в конструкции символа . Явная незаконченность разглядываемого последовательности разрешает высказать предположение, что в этом последовательности в полной мере может иметь место символ (х ), являющийся точной копией символа ( ).

Две долгие линии и одна линия средних размеров определяют изюминке строения знаков следующего, восьмого последовательности. Но главным, пожалуй, тут есть не столько тип и количество линий (одна из долгих линий на письме время от времени выглядит как линия средних размеров, и тогда данный последовательность знаков по типу и количеству линий делается подобным символам седьмого последовательности), какое количество замысел их размещения, близкий, в общем, к замыслу размещения двух линий по отношению к «мачте» первых знаков 7-го последовательности, он однако имеет собственные особенности. Тут боковые линии — одна долгая (?), вторая средних размеров — отходят от «мачты» кроме этого под углом 45°, но не от ее середины, как в 7-м последовательности, а одна — долгая — от самой вершины, а вторая — линия средних размеров — от «привершинной» части «мачты» ( ). Два вторых символа разглядываемого последовательности и , родные в конструктивном отношении двум первым символам, скомбинированы, как мне представляется, по тому же принципу, что третий и четвертый символы 7-го последовательности. При комбинировании употреблялись все те элементы, каковые участвуют в строении первых двух знаков разглядываемого последовательности, но наряду с этим, дабы создать дополнительные, усложняющие строения символа, подробности, «ломалась», по всей видимости, линия, находящаяся в «угла». Это из ее частей были выстроены мелкий маленький треугольник и подобный угол, вписанные в «громадные» углы ( и ). И еще пара слов о символе , что выяснен мною как вариант символа . Подобный «недостроенный» символ, но в зеркальном отражении , в полной мере может иметь место в разглядываемом эпиграфическом последовательности, тем более что близкий по начертанию символ v, найден по окончании того, как была вычерчена вся графика для данной работы, в надписях на фигурках из храма «Ретры».

В строении знаков девятого эпиграфического последовательности принимают участие, в большинстве случаев, две долгие и две маленькие линии. Долгие линии, пересекаясь, образуют фигуру, подобную букве «х» — X, а две маленькие — типа «штриха», располагаясь или в перекрестии данной фигуры, или на финишах долгих линий — то внизу, то наверху, образуют следующие три символа последовательности: . В том же плановом сочетании долгой и маленькой линий, как в последнем символе, но как бы в половинном варианте, решен еще один символ обрисовываемого последовательности: . Этому символу в графическом отношении полностью аналогичен символ 1, помещенный в смешанную подгруппу, как вариант символа |. Различия этих знаков становятся явными при приведении их к одному масштабу — и 1, что наглядно показано в Недимовской надписи.

С применением двух долгих линий выстроены и символы 10-го эпиграфического последовательности, но две другие линии, в отличие от знаков девятого последовательности, тут нс маленькие, а средних размеров. Линии средних размеров наподобие «крыши», поднятые над «колоннами», роль которых выполняют долгие линии, образуют символ . «Крыша», провалившаяся между «колоннами», — это следующий символ последовательности — . Символ представляет собой зеркальное отражение прошлого символа при условии, что ось обращения проходит параллельно этим строчкам. Наличие маленькой линии — «штриха» — сверху пара усложняет конструкцию символа, но в другом случае данный символ походил бы на вариант символа из следующего, 11-го, последовательности.

Символы одиннадцатого эпиграфического последовательности, подобно символам второго последовательности, выстроены с применением трех линий среднего размера, но в их размещении я не смог наметить достаточно четкого замысла (для того чтобы, как для знаков второго последовательности), по которому проводилось их комбинирование. И однако эта кажущаяся бессистемность в построении знаков сыграла роль определяющего момента, разрешившего объединить эти символы в один, названный «хаотическим», эпиграфический последовательность.

Характерной изюминкой знаков двенадцатого эпиграфического последовательности есть крест X, образованный из двух линий среднего размера. Крест различим кроме того в тех случаях, в то время, когда он осложняется еще одной линией среднего размера, проходящей или через его центр — , или располагающейся перпендикулярно правому нижнему лучу креста — . четко выраженная «крестообразность» символа X разрешила мне отнести данный символ конкретно к данному последовательности, не смотря на то, что в строении символа принимают участие совсем иные стандартные элементы — долгие линии.

В строении знаков тринадцатого эпиграфического последовательности принимает участие обычный элемент в виде крутой дуги, отсутствующий в конструкциях знаков всех остальных ранее обрисованных эпиграфических последовательностей. Это является хорошим доказательством самостоятельности разглядываемого последовательности, и нет необходимости останавливаться на более подробном его описании.

Результаты идентификации (озвучивания) знаков письменности типа «линия и резов» при окончательном прочтении:

Надписи на грузике № 3 Троицкого городища: фонетическое значение символа — «КО»[14] , символа Ч — «НО»; условно-фонетическое значение символа — «ПЬ»; подтверждено «приблизительное» звучание знаков 2-го и 5-го эпиграфических радов, обозначающих слоги на «К-» и «Н-»; «приблизительное» звучание знаков 9-го счастлива—«П-».3нак выяснен как символ «унции». Подобные символы видятся и на вторых грузиках Троицкого городища, но каких-либо сопроводительных надписей на них наряду с этим не отмечено.

Алекановской надписи: фонетическое значение символа — НА;

символа — БE, символа — ТЬ, символа — ВЪ, символа /\ — ДИ; условно-фонетическое значение символа — ДЪ — ДO; подтверждено «приблизительное» звучание знаков 5, 13, 4 и 1 эпиграфических последовательностей, обозначающих слоги на «Н-», «Б-», «Т-» и «В-».

Недимовской надписи: установлено фонетическое значение знаков:

— РА; — ПО; — НЕ; — ВЬ — BE; условно-фонетическое значение символа — СЪ — СO; РЪ — РO; подтверждено фонетическое значение знаков: — ТА; — BE; — И; подтверждено «приблизительное» звучание знаков 13-го эпиграфического последовательности, обозначающих слоги на «Б-»; подтверждено «приблизительное» звучание знаков 9-го, 5-го, 1-го, 4-го эпиграфических последовательностей, обозначающих слоги на «П-», «Н-», «В-», «Т-».

Надписи на глиняной иконке: подтверждено фонетическое значение знаков: N — КА; — ВE; — ДИ; •— E; подтверждено «приблизительное» звучание знаков 2-го и 1-го эпиграфических последовательностей, обозначающих слоги на «К—» и «В—».

Надписи на шахматной фигуре: фонетическое значение символа — НЬ — НE; подтверждено «приблизительное» звучание знаков 5-го эпиграфического счастлива, обозначающих слоги на «Н—».

Надписи на костяном кистене из Рославля: фонетическое значение символа — ВЪ = ВО; символа — СЕ (в Алекановской надписи подобный символ читался как СА, следовательно, символ имеет двойное фонетическое значение — СА и СЕ); символа \/ — ВО; символа — ВЬ = BE; условно-фонетическое значение символа — ЖЬ = ЖE (ЗЬ = ЗE); подтверждено фонетическое значение символа — ЛО; подтверждено «приблизительное» звучание знаков 1-го, 7-го и 3-го эпиграфических последовательностей, обозначающих слоги на «В-», «С-» и «Л-».

Надписи на керамике из Белой Вежи: фонетическое значение символа — ЛА; условно-фонетическое значение символа- — РЪ = РО;

символа — ВИ; подтверждено фонетическое значение символа N — КА; символа — НЕ; «приблизительное» звучание символа — «Т-»;

символа Y — «Ч-».

Надписи на Новочеркасской баклажке: фонетическое значение знаков — МЫ; — ЛИ; — PE; — БО; — ЛЕ; условно-фонетическое значение символа — ШЪ = ШO; подтверждено фонетическое значение знаков — СЕ; — Е; О — ВЪ = ВO; — ВE; выдвинуто предположение, что символ , кроме значения ДЪ = ДO мог иметь значение ДЬ = ДE.

Надписи па Кривянской баклажке: фонетическое значение символа — ТО; символа — ШЪ = ШO; символа — БИ, БЫ; символа — НЬ = НE; символа — СQ; символа — ТЫ (ТИ); символа — ЗE; символа — ШЕ; символа — ПИ; подтверждено фонетическое значение символа — Е; символа — ДА; символа — ЛА; символа — КА; символа — BE; символа — ВО; символа Х — ЗА; символа — ДИ; символа Г — ВЬ == ВE; символа — ВЪ = ВO; символа — СЕ; установлено, что символ имеет двойное фонетическое значение БQ и БО.

Княжеского символа: подтверждено фонетическое значение символа | — «И», символа — БО.

Надписи на пряслине из Ст. Рязани: фонетическое значение символа — РЪ = РО; символа ВИ; условно-фонетическое значение символа — TE; символа — ШE; подтверждено фонетическое значение символа — BE; символа — ТА; символа — ЙУ; символа N — КА.

Надписи на пряслине из Гродно: фонетическое значение символа — НО; символа — ЧИ; символа — ШЕ; условно-фонетическое значение символа — РЬ = РE; подтверждено фонетическое значение символа N—КА; символа / \ —ДИ.

Надписи на пряслине из Лецкан: фонетическое значение символа — МQ; подтверждено фонетическое значение целой группы знаков, обозначающих слоги: со, се, ди, и, рь = ре; ше, ка, це, во, зь, не, ли.

Надписи па венчике сосуда из п. Огурцово: подтверждено фонетическое значение символа — ЛE и символа N — КА.

Надписи на кувшине из Раду-Негро: подтверждено фонетическое значение символа — ЛE, символа — ВИ, символа — ЛО, символа | — И.

Надпись на обломке керамики из с. Лепесовка. условно-фонетическое значение символа — ПЕ, подтверждено фонетическое значение символа — ПО.

Надписи на микоржинском камне № 1. Результаты идентификации: фонетическое значение символа — МО; символа R — ЙА; символа – ME; символа — ШЪ = ШE; символа — СИ; символа — РО; подтверждено фонетическое значение символа — НЬ = НE; символа — ЙУ; символа | — Й, И.

Надписи на фигурке из храма Ретры: условно-фонетическое значение символа — ЗИ; символа — ГИ; символа Х — ЗQ; подтверждено фонетическое значение символа — МО; символа R — ЙА; символа — ME;

символа — ШЬ = ШE; символа — НЬ — НЕ; символа — НА; символа — ЖА(ЗА); символа — КО; символа — ЛА.

Надписи на микоржинском камне № 2: фонетическое значение символа Х — ЗQ; символа — ГИ; символа — Л’А(ЛE); подтверждено фонетическое значение символа — НА; символа — НИ; символа — БE;

символа — ПО; символа — РО; символа — ШЬ — ШE; символа | — И, Й; символа — ЛО; символа — ЙУ; символа — НА; символа — СИ; символа R — ЙА.

Надписи на микоржинском камне № 3: фонетическое значение символа — ЛУ; подтверждено фонетическое значение символа — СИ, символа — НЕ, символа R — ЙА, символа — НО: символа — БО.

Надписи на статуэтке всевышнего из храма Ретры: условно-фонетическое значение символа — ЖЕ, ЖИ; символа — КИ; символа — ЖЪ;

подтверждено фонетическое значение символа — МО; символа R — ЙА;

символа — на данный момент = ШE; символа — ЛО; символа — РО; символа — КО;

символа — СИ; символа — ЛE; символа | — И.

Результаты идентификации знаков письменности типа «линия и ре-зов», по всем выше перечисленным надписям, сведены в таблицу «Линейные символы письменности типа «линия и резов» (лист 11), и на ее основании возможно сделать выводы о характере фонетической системе и этой письменности языка, на котором выполнены расшифрованные надписи.

Итак, письмо типа «линия и резов» было слоговым. Древние славяне употребляли устойчивый комплект слоговых знаков. Причем все эти символы передавали лишь слоги одного типа, то есть открытые, складывающиеся из сочетаний «согласный плюс гласный» либо же «чистого гласно

го» — СГ и Г. Таковой строй письма не допускал сдвоения согласных. Но потому, что звуковая структура языка древних славян была все же пара сложнее, то они использовали особенный символ, косой штрих — «вирам» стоящий в большинстве случаев в нижней части строки справа от письменного символа. «Вирам» был призван снимать огласовку, создавая слоги типа ССГ (СГ\+ СГ = ССГ). Кроме применения «вирама», несогласованность строя речи и строя письма устранялась «утратой» на письме одного из сдвоенных согласных (второго, сонорного), к примеру:

«ток(м)а = тока» — лишь.

Состав гласных языка (языков?), на котором выполнены расшифрованные надписи, включал следующие фонемы:

гласные переднего последовательности — [и ], [е ], [e ], [ь ], [e ];

гласные непереднсго последовательности — [ы ], [о ], (а ], [ъ ], [? ], [у ]. Для четырех из них [и ], [е ], [е), [у ] установлены знаковые обозначения. Символ, обозначающий гласный звук [о ], установлен условно. В надписи на «луке» из ветхой Ладоги, которая в данной работе не рассматривается, был встречен символ , имеющий графическое сходство с глаголической (хорватской) буквой «Он», фонетическое знчение которой [о]. Обнаружение знаков, обозначающих гласные [e], [а], [?], допустимо в будущем, в то время, когда покажутся новые тексты. Знаковых обозначений для звуков [ь], [ы], [ъ] в письменности типа «линия и резов» быть не имело возможности.

Совокупность согласных, не отличающаяся от совокупности согласных прас-лавянского и древнерусского (финиша Х — начала XI в.) языков, имела однако одну особенность. Тут не различались кое-какие согласные, шумные по методу образования:

[К ] и (X ) (заднеязычные по месту образования) [Ц ] и [Ч ] (переднеязычные по месту образования). По крайней мере слоги КА и ХА, ЦЕ и ЧЕ обозначались (любая пара в отдельности) одним знаком N, .

В письменности типа «линия и резов» имелось пара слогов без определенного гласного, т.е. одинаковый символ имел возможность читаться и как «РА», и как «РО», и как «СА», и как «СЕ» и т.д.

Существовали в письменности и символы, обозначающие йотированные гласные: R — ЙА; — ЙУ.

К настоящему времени, как явствует из таблицы, идентифицированно чуть более 70 разных знаков письменности типа «линия и резов», а теоретически их количество возможно не меньше 150, и потому в первых рядах всех нас ожидает громадная работа.

Минский Государственный Лингвистический Университет


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: