Лингвистическая карта мира и россии (2 часа)

На занятии отрабатываются базы генеалогической классификации языков, умение относить конкретные языки к определенной языковой семье, ветви (группе) и подгруппе.

Организация и Самостоятельная РАБОТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение курса должно осуществляться систематически, последовательно в течении всего семестра. Независимая работа студента включает в себя:

— работу с конспектами и учебником лекций;

— чтение дополнительной литературы;

— подготовку к ответу на занятии;

— исполнение практических заданий;

— исполнение контрольных работ и работы над неточностями;

— подготовку к экзамену.

Темы, вынесенные на независимое изучение:

— Звуковой закон. Исторические и позиционные чередования звуков.

— развитие и Происхождение письма.

Темы контрольных работ:

1) Фонетическая транскрипция текста.

2) Физиолого-звуковая черта звуков.

3) Итоговая контрольная работа по фонологии и фонетике.

4) Грамматический анализ словоформы.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. задачи и Предмет языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди вторых наук и его значение.

2. Язык как публичное явление, его главные функции.

3. речь и язык. мышление и язык.

4. Звук речи как физическое явление. Звуковые особенности звуков речи.

5. Звук речи как физиологическое явление. Строение органов речи. артикуляционная база и Артикуляция языка.

6. Физиолого-звуковая ее значение и классификация звуков. Деление звуков на согласные и гласные. Классификация гласных звуков.

7. Классификация согласных звуков.

8. Звук речи как социальное явление. Фонема и ее дифференциальные показатели. Совокупность фонем.

9. Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильные и не сильный позиции фонем. Вариант фонемы.

10. Главные типы позиционных звуковых трансформаций фонем.

11. Звуковой закон. Позиционные и исторические чередования звуков.

12. Слово как единица языковой совокупности и предмет лексикологии. Неприятность выделения слова в речи.

13. Лексическое значение слова, его составляющие.

14. контекст и Многозначность слова. Отличие многозначности от омонимии.

15. способы и Переносные значения слова их образования.

16. Понятие о внутренней форме слова. Виды мотивированности. Слова, мотивированные с синхронной и с диахронной точек зрения.

17. Грамматическое значение слова.

18. Грамматическая форма слова. словоформа и Лексема.

19. Грамматические категории слов, их типы. Грамматические категории и части речи.

20. Грамматические средства языков. Понятие о синтетическом и аналитическом строе языков.

21. Аффиксация как одно из грамматических средств. Типы аффиксов.

22. Язык как совокупность. Единицы языка и их иерархия в языковой совокупности.

23. Уровень языковой совокупности. Системные отношения между единицами одного уровня языковой совокупности.

24. Неприятность происхождения языка, разные подходы к ее ответу.

25. Закономерности исторического развития языка. интеграция и Дифференциация как взаимодействия и основные процессы развития языков.

26. национальные языки и языки народностей. Литературный язык как система национального языка.

27. культура и язык.

28. Генеалогическая классификация языков и ее значение. Черта главных языковых семей.

29. Черта индоевропейской языковой семьи.

30. Славянские их классификация и языки.

31. Лингвистическая карта России и мира.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

Главная

1. Богуславская, Н. Е. Русская фонетическая транскрипция [Текст]: учебное пособие / Н. Е. Богуславская; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург:[б. и.], 2006. – 26 с. – 30 экз.

2. Кодухов, В. И. Введение в языкознание [Текст]: учеб. для студентов по спец. № 2101 «Русский литература и язык» / В. И. Кодухов. – 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2009 – 288 с. – 100 экз.

3. Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов институтов по спец. русский литер и язык./ Б. Ю. Норман. – М.: Флинта: Наука, 2009 – 296 с. – 40 экз.

4. Реформатский, А. А., Виноградов В.А., Введение в языковедение [Текст]: учеб. для студентов филол. спец. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Реформатский ; под ред. В. А. Виноградова. – 6-е изд. – М. : Нюанс-Пресс, 2006. – 536 с.–100 экз.

5. Теория языка [Текст] : методическое пособие для студентов 1 курса / Урал. гос. пед. ун-т.; сост. Н. Е. Богуславская. – 4 изд. испр. и доп. — Екатеринбург: [б. и.], 2007 г. – 27 с. – 11 экз.

6. Терминологический минимум по лингвистическим дисциплинам [Текст]: словарь-справочник. – изд. 2-е, испр. и доп./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 72 с. – 40 экз.

Дополнительная

1. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс [Тест]: учеб. пособие для студ. филолог. спец. высш. учеб. заведений/Н.Ф. Алефиренко. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 368 с. – 30 экз.

2. Вендина, М. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие для педагогических институтов/ Т.И. Вендина – М.: Высш. шк., 2005 – 288 с. – 50 экз.

3. Калабина, С. И. Практикум по курсу Введение в языкознание [Текст]: учеб. пособие для студентов / С. И. Калабина. – 2-е изд., испр. и доп. — М. : Верховная школа, 1983. – 112 с. – 92 экз. SUPERLINGUIST.com

Статьи в периодической прессе

1. Болотов В.И. А.А.Потебня и когнитивная лингвистика // Вопросы языкознания. – 2008. – №2 – С. 82 – 96. – http:// elibrary .ru

2. Касаткин Л.Л. О природе фонемы // Вопросы языкознания. – 2009. – №2 – С. 92 – 102. – http:// elibrary .ru

3. Кубрякова Е.С. В отыскивании сущности языка // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2009. – №1 – С. 5 – 12. – http:// elibrary .ru

4. Кузнецов В.Г. Социально значимые концепты в диахронии и синхронии // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – №4 – С. 38 – 45. – http:// elibrary .ru.

Павел Воля — Карта мира


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: