Ручная выпивала, лошадь и топор, запряженная в сани, — вот и вся «техника» лесоруба в недалеком прошлом. Постоянная цепь автомобилей и механизмов, сопровождающих дерево от леса до лесопильного, фанерного, мебельного, целлюлозно-бумажного, лесохимического комбинатов, — такова лесная техника сейчас. Проследим целый путь дерева — от леса до предприятия, куда оно поступает на переработку и обработку.
Лесозаготовители приходят в лес снабженные бензомоторными пилами, лебедками, другими машинами и тракторами. Бензиновый двигатель приводит в перемещение пилу — нескончаемую цепь с крепкими зубьями, каковые подпиливают дерево. После этого в пропил скоро вставляют железный клин. Двигатель пилы раздвигает боковые стороны клина, и дерево падает. Сейчас его нужно поднять. Это делают посредством лебедок. Верёвки лебедки захватывают деревья, втаскивают их на трелевочные тракторы, каковые вывозят деревья из чащи леса к лесовозным дорогам.
Советские конструкторы создали автомобили, талантливые делать сходу пара операций. В первую очередь это валочно-погрузочные комбайны либо валочно-пакетирующие автомобили. Снаружи лесной комбайн похож на экскаватор. Лишь у экскаватора на стреле подвешен ковш, а тут — замечательный захват, что собственными челюстями зажимает дерево на любой высоте. В нижней части комбайна — выпивала. Спиленное дерево не падает на землю — его держит захват. Замечательная «рука» комбайна переносит дерево и мягко укладывает на автоприцеп. Лесозаготовители стараются наряду с этим не повредить подрастающие юные деревца, землю.
Сейчас нужно вывезти срубленные деревья из леса. Для этого прокладывают особые лесовозные дороги.
Следующий этап — первичная обработка спиленных деревьев. Необходимо удалить сучья, ветки, кору, после этого распилить деревья. Делают это на участке, где дерево спилено, либо на особых лесных складах. На лесных складах эти операции выполнить легче и эргономичнее посредством сучкорезных станков и автоматических выпивал.
Окорочные станки снимают с дерева кору: железные кулачки с силой прижимаются к бревну и сдвигают, стаскивают, сдирают шершавый покров деревьев.
В трюмах речных и озерных судов перевозят древесину лишь самые ценных пород, и доски и готовые шпалы. Солидную часть древесины сплавляют по рекам в плотах — до 500 м длиной. Таковой плот — многие тысячи кубических метров древесины. Тяжело вручную «выстроить» такую громадину. на данный момент эту работу поручают автомобилям. Отлично, к примеру, делает ее плавучий сортировочно-сплоточный агрегат. Это превосходное устройство трудится машинально, фотоэлементы измеряют длину бревен, каковые смогут быть длиной от 4 до 6,5 м и более. Нажатием кнопки рабочий отправляет бревно к одному из транспортеров агрегата. Когда в конце транспортера накопится хватает брёвен, включаются лебедки и механизмы, каковые сжимают пучок бревен, обвязывают их проволокой, обрубают проволоку и выталкивают пучок к месту сборки плота. Весьма нежелателен молевой сплав — сплав леса россыпью, поскольку он ведет к утратам древесины и загрязняет реку.
И вот лес плывет по реке. Тянут плоты буксиры. Плавучие землесосы подготавливают плотам достаточно глубокую и прямую дорогу. Плавучие подъемные краны, вооруженные клыками-захватами, подымают затонувшие бревна, освобождая конечные пункты и мелкие места сплава от «топляков» — лежащих на дне бревен. Гидравлические ускорители — трехлопастные винты, вращаемые электродвигателями, — создают неестественное ускоренное течение, подгоняя бревна в том направлении, где их сортируют, соединяют в плоты либо выгружают. А на берегу, к автомобилям комбинатов и фабрик, каковые будут перерабатывать древесину, лес доставят плавучие и бревнотаски подъемные и наземные краны — долгие тросы со скребками-захватами.
Наконец, дерево преобразовывается в пиломатериал, образующиеся опилки прессуют, и мебельщики применяют их в виде плит для крышек шкафов, столов, кроватей. Опилки смешивают с пиломатериалами и бетоном, приобретая детали и строительные материалы. Из них делают глюкозу, спирт, кормовые дрожжи.
И все-таки большую часть опилок сжигают. А возможно ли пилить без опилок? Ответ напрашивается сам собой: нужно пилить пилой без зубьев. Тем более что «беззубая выпивала» отлично освоена человечеством — это обычный нож либо ножницы.
Инженеры создали ножницы для древесины — металлические заостренные клинья, сжимаемые посредством особых гидроцилиндров. Такие ножницы устанавливают на тракторе. «Тракторные ножницы» уже трудятся, но они громоздки, и в соревновании на скорость до тех пор пока, непременно, побеждает легкая и проворная выпивала.
Кое-какие современные лесозаготовительные автомобили напоминают промышленные роботы-манипуляторы. Механическая рука длиной более десяти метров обхватывает ствол дерева, срезает его у основания, бережно укладывает на землю. Вся операция заканчивается за 15—18 с. Вторая машина долгим манипулятором подхватывает ствол, разрезает на бревна заданной длины, в один момент освобождая его от сучьев. точность работы и Последовательность операций достигаются применением автоматики на базе процессоров.
Дабы лесосека по окончании работы оставалась чистой, механический уборщик-измельчитель подбирает ветки и куски коры, измельчает и прессует. Тут же на лесосеке возможно приобретать так топливные брикеты. Дальше путь пиломатериалов лежит на фабрики и заводы, где древесину перевоплотят в целлюлозу, древесную массу, бумагу (см. Бумага, бумажная индустрия), искусственное волокно и картон, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, в мебель, двери и паркет для новых домов и во очень многое, очень многое второе. Удачно начинается лесохимическая индустрия, производящая тысячи различных продуктов — от канифоли, уксусной кислоты и скипидара до красителей и пластмасс.
Чтобы экономнее и лучше применять древесину, ее облагораживают, видоизменяют: пропитывают под давлением синтетическими смолами, железными сплавами либо особенными химическими составами. Так приобретают древопластик, металлодревопластик, пластифицированную древесину. Пропитанное химическими составами, дерево не гниет, не разбухает в воде, обретает невиданную гибкость.
А на те участки, где лесорубы срубили ели и сосны, пихты и кедры, лиственницы и берёзы, приходят эксперты-лесоводы. Они высаживают тут юные деревца и защищают их. Это нужно не только чтобы источник древесины не иссякал. Так как лес — это и чистый воздушное пространство, и полноводные реки, и устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур, и драгоценная пушнина, и разная дичь, грибы, ягоды и т. д.
Восстанавливать лес, сажать его на громадных территориях нереально без автомобилей. Для посадок необходимы семена. Особые автомобили, вооруженные вибраторами (см. Вибрация, вибротехника), оказывают помощь собирать кедровые либо еловые шишки. Шарнирной железной рукой они захватывают ствол дерева и трясут его. За один сутки машина стряхивает шишки с 200 деревьев.
Для подготовки земли под лесные насаждения помогают замечательные плуги-рыхлители. Разные лесопосадочные автомобили укладывают в почву тысячи штук сеянцев. Каналокопатели оказывают помощь осушать топи, преобразуя их в почвы, удобные для посадки леса. Корчевальные автомобили замечательными клыками вырывают из почвы кусты и пни, кроме этого подготавливая новые почвы для лесопосадок. Автомобили тушат лесные пожары, опрыскивают и опыляют деревья, защищая их от насекомых-вредителей.