Св. Андерс из Слагелсе
В 1205 году в Слагелсе жил священник церкви Св. Петра, которого именовали Святым Андерсом. Об этом человеке говорят, что он отправился в Святую почву вместе с одиннадцатью спутниками. Но, в то время, когда нахождение их в Святой почва завершилось, задул спутники и попутный ветер его уже готовься пуститься в обратный путь, Андерс не дал согласие отъезжать до тех пор, пока не прослушает мессу в Йоппе. В то время, когда работа завершилась и спутники его уже пребывали в море, Андерс был на берегу в затруднительном положении. Однако тут к нему подъехал наездник, предложивший Андерсу сесть перед ним на коня. Андерс так и сделал, но в то время, когда они тронулись с места, заснул на руках незнакомца. Пробудившись, он с удивлением понял, что находится на бугре недалеко от направляться — и что в памяти его сохранились воспоминания о посещении св. Якова Компостельского в Португалии[721], св. Олафа в Дронтхейме — и многих вторых святых мест. Прошло много времени перед тем, как его спутники, с которыми он расстался в Йоппе, возвратились в Данию, — очень удивленные тем, что он опередил их.
Андерс был столь святым человеком, что в то время, когда молился на открытом воздухе, то имел возможность повесить перчатки и шапку на солнечные лучи[722]. Потом он купил необыкновенный авторитет и в итоге стал святым покровителем Слагелсе. в один раз он повесил собственные перчатки на солнечные лучи, и они упали. Это поразило святого Андерса, и он задал вопрос Всевышнего, в чем он провинился. Ему было разрешено понять, что один из братьев монастыря похитил столб для изгороди и тем самым осквернил святое сообщество.
Бугор, на котором проснулся святой Андерс по окончании собственного путешествия, стал называться Хвилехёй (бугор отдыха), каковым именуется и сейчас.
Святой Андерс беспокоился о живших в Слагелсе людях и писал о них прошения королю Вальдемару, по окончании чего король дал обещание прибавить Слагелсе почвы столько, сколько святой Андерс сумеет объехать на однодневном жеребенке за то время, пока король будет принимать ванну. Святой Андерс поймал короля на слове и поскакал с таковой скоростью, что замечавшим за ним придворным было нужно бежать к королю, дабы тот стремительнее выбирался из нее, в противном случае святой Андерс успеет объехать всю страну. Этому случаю Слагелсе обязан собственными широкими полями.
На Хвилехёе поставили крест с надписью: «In memoriam divi Andreae, quiescentis Joppae et heic lod expergefacti» (лат. «В память о божественном Андерсе, упокоившемся в Йоппе и в сем же месте пробужденном»). В то время, когда данный крест обрушился, начался падеж скота — но когда крест вернули, падеж закончился.
Мастер Лауридс
В Хадсхерреде, в Ютландии, некогда жил священник, которого кликали Мастером Лауридсом. Он умел вызывать из могил духи усопших и отправлять их обратно. Чуть ли необходимо сказать, что при таком умении ему неоднократно приходилось вступать в поединок с сатаной — в котором он неизменно побеждал.
в один раз мастер Лауридс, возвращаясь из маленького путешествия, проезжал мимо церкви Скандруп. Внезапно его лошади остановились, не имея сил переместить экипаж с места, — но мастер Лауридс, что сходу осознал, в чем дело, покачал головой и приказал собственному вознице снять правое заднёе колесо и положить его в корзину в повозке — потому, что ему было замечательно как мы знаем, что это сатана уселся на колесо, дабы не разрешить ему повернуться. Но сатана совсем не рассчитывал на это, и в итоге ему было нужно стать под повозку и нести ее на плечах. Мастер Лауридс тихо проездил на нем всю ночь. В то время, когда он наконец высвободил дьявола, данный неприятель рода человеческого кинул колесную ось с плеч с таковой силой, что та переломилась. На это мастер Лауридс сообщил со спокойной ухмылкой: «Смотрите-ка! Он еще способен на это!»
О том, что сатана в аналогичных случаях может нести повозку вместо четвертого колеса, было известно не только в Дании, ной в других государствах. Одна католическая легенда говорила о подобном чуде, совершенном св. Бенедиктом. Иллюстрацией к данной легенде может кроме этого помогать находящаяся в Риме узнаваемая картина живописца Дитлефа Линдау.
Священник Нёрре-Вилструпа
В конце прошлого столетия в деревне Нёрре-Вилструп около Вейле[723] жил священник, что умел не только просматривать молитвы, но и владел сверхъестественными свойствами, купленными в Тёмной школе[724]. Собственные знания он применял для благосостояния и счастья собственных прихожан, за что его весьма уважали и обожали. Дабы сохранить собственные способности, он всегда носил одну подтяжку, и его никто не видел в двух.
Церкви данной принадлежал маленькой, пребывавший неподалеку от деревни лесок, и из него довольно часто крали припасенный для церкви дрова и хворост. В то время, когда в один раз данный священник поинтересовался у собственных слуг, имеется ли в лесу дрова, они ответили отрицательно. «Все равно берите телегу и езжайте за валежником». Слуги так и сделали — и нашли в лесу одного из деревенских обитателей, что уже загрузил дрова на телегу и планировал уехать. Слуги священника отобрали у него валежник и отвезли дрова к себе.
Провост Петрус Эгидий из Брёнса был колдуном. Один юный человек, что желал съездить в Рибе, постарался без спроса взять на лугу его лошадь — но она не захотела идти вперед, а юноша не сумел слезть с ее крупа, кроме того при помощи двух мельников. Ему оставалось лишь отправиться к священнику. «Ты уже тут? — задал вопрос хороший человек. — Отведи лошадь назад в поле — и не устраивай больше аналогичных проделок!»[725].
4. Св. Кильд из Виборга[726]
Святой Кильд, человек весьма набожный, совершил множество чудес, был произведен по этому поводу в епископы Виборга и по окончании смерти был канонизирован папой.
Еще перед тем как стала известна святость этого человека, монахи в один раз изгнали его из монастыря. Но по дороге он встретил одного из монастырских послушников, что нес воду, и попросил разрешить ему попить из кувшина. Он перевоплотил воду в вино и попросил отнести его братии прося выпить за его здоровье. Определив об этом, за ним безотлагательно отправили, вернули в монастырь и встретили с громадной эйфорией.
в один раз рано утром на протяжении совершения мессы на алтаре неожиданно погасли свечи, и стало весьма мрачно. Но Кильд однако продолжил чтение молитв.
По окончании смерти Кильда весть о его святости дошла до римского папы, что приказал занести его имя в перечень святых. Тело св. Кильда положили в дорогую раку, которую подвесили на золотых цепях под сводом капеллы. Позолоченную раку святого, именовавшуюся ковчегом св. Кильда, почитали до Реформации, по окончании чего ее опустили вниз и поставили за алтарем собора, где она и погибла на протяжении сильнейшего пожара.
СОКРОВИЩА И ИСКАТЕЛИ СОКРОВИЩ
Сокровища в Хвирвел Банке
Говорят, что в бугре Хвирвел Бакке некогда было довольно много золота, и конкретно потому в канун Рождества бугор блещет огнем. В случае, если кто-нибудь осмелится выстрелить поверх bakke[727], то сможет забрать все золото — но Сейчас никто не осмеливается так поступить.
Сокровища в Даугбиерг-Даус
В Даугструпе, расположенном недалеко от Виборга, имеется луг, именуемый Даугбиерг-Даус. Об этом луге говорят, что он в любой момент окутан голубым туманом, а под ним находится громадной бронзовый котел, полный денег. в один раз ночью два крестьянина отправились откапывать эти сокровища и докопались до его ручек, и сейчас начала происходить любая чертовщина, дабы они отказались от собственного намерения. Вначале заметили громадную тёмную собаку с огненным языком; позже показался петух, впряженный в телегу с копной, после этого к ним подъехала колесница, запряженная четырьмя тёмными лошадьми, — но не обращая внимания на это, крестьяне рыли , не произнося тишина. Наконец, к ним подошел шут, остановился и вскрикнул: «Смотрите-ка, Даугбиерг горит!» — и в то время, когда они взглянуть на собственную деревню, то заметили, что вся она охвачена огнем[728]. Сейчас один из крестьян забыл о том, что направляться хранить молчание. И чуть он охнул, как сокровища ушли под почву. И не смотря на то, что потом крестьяне еще неоднократно пробовали их дотянуться, тролли постоянно мешали этому своим колдовством.
При выкапывании сокровищ направляться выполнять строжайшие правила; потому Эленшлегер в собственной поэме «Skattegraveren» (Искатель сокровищ) говорит:
Men hvis et Ord du taler Forsvinder den igien.
Но в случае, если слово ты скажешь, Оно провалится сквозь землю опять .
Сокровища Фуура
Мелкий островок Фуур в Лиимфьорде покоится на огромном камне, в середине которого обитает тролль. В то время, когда пастухи на поле прикладывают собственный ухо к почва, они время от времени слышат, как тролль закрывает и отпирает собственные огромные сундуки с деньгами. Один крестьянин, что под Рождество три ночи подряд ходил в том направлении в полночь, на третий раз заметил, как тролль сидит на бугре, выбирая собственные сокровища. В случае, если выстрелить поверх сокровищ, человек, сделавший это, может забрать из сокровищ столько, сколько сможет. Крестьянин так и сделал. Но в то время, когда он возвращался к себе и был неподалеку от собственного жилья, ему показалось, что его дом горит. В кошмаре кинув все, что забрал, он побежал к себе, но в то время, когда добрался до дома, тот был цел, а все сокровища провалились сквозь землю.
На северной стороне острова среди высоких, покрытых вереском холмов возможно видеть часть этого громадного камня. На этом камне написано множество фамилий людей, каковые когда-либо посещали это место. На одном уровне с почвой находится отверстие, через которое человек может войти в камень — но неизвестно, как на большом растоянии он может уйти, потому, что никто не отваживался отойти от входа потом чем на пять шагов.
Сокровища Лодаля
В Саллингхерреде имеется равнина, именуемая Лодаль, среди которой в прошлые времена каждую ночь светился пламя. Произошло так, что один голштинец пришел в это место, в силу того, что ему приснился сон, что на месте, где горит пламя, он отыщет сокровища. Следуя собственному сну, он начал копать — и отыскал в почве полный золота громадный бронзовый котел, но на золоте лежал громадный тёмный пудель с кольцом около шеи. Он с опаской поднял собаку с котла и переложил ее на собственный пальто, так сделавшись обладателем сокровищ, частью которых поделился с помогавшими ему крестьянами. Затем он ушел из этих мест. С этого времени свет больше не горел, но время от времени возможно было видеть собаку, бегавшую около Лодаля.
ЛЕГЕНДЫ О РАЗБОЙНИКАХ
Тире Болёксе и ее сыновья
Недалеко от рукава Иссефьорда в Зеландии дорога проходит через лес Борревеиле, где до сих пор возможно видеть так именуемую пещеру Тире.
Эта Тире, по прозванию Болёксе, со собственными двенадцатью сыновьями была известной разбойницей, но наконец-то ее схватили и казнили в Роескильде[729]. Довольно Болёксе и её сыновей у окрестного крестьянства существует следующая легенда.
Довольно часто случается, что в то время, когда кто-либо едет мимо пещеры Тире ночью, лошади неожиданно начинают очень сильно потеть и практически не могут сдвинуть с места экипаж. Один крестьянин, попавший в такую обстановку, сошел со своей повозки и взглянул через левый недоуздок. И тогда он заметил Тире Болёксе и ее двенадцать сыновей, сидящих на телеге. Тогда крестьянин прибег к единственному вероятному при таких условиях средству: он снял заднее колесо и положил его на повозку — потому, что, сделав так, он вынудил привидения бежать под повозкой чтобы поддержать ось.
2. Старк Ольгер
В широком лесу Угилткрат (чаще), между Хиорингом и Фладстрандом, жил разбойник, именовавший себя Стаерк (Сильный) Ольгер либо Оле. Он убивал и грабил в любой момент, в то время, когда ему предоставлялась такая возможность, но особенно мрачную славу ему принесло убийство беременных дам. Наконец, приятели вооружились, окружили лес и схватили разбойника. Тот согласился: «Отлично, что вы схватили меня на данный момент, потому, что позже вы не имели возможность совладать со мной. Я уже съел сердца шести нерожденных детей! Жаль, что опоздал съесть седьмое сердце!»
Сутки ВОЛЬДБОРГА
В сутки Вольдборга, предшествующий Троицыну дню, в прошлые времена по всей стране творилось громадное радость в честь, как говорили тогда, приезда лета. Молодежь обеих полов подготовилась к празднику и наряжалась во все наилучшее. Во главе конной процессии парней ехали два распорядителя, объявляя о ее приближении. За процессией следовало два старика; любой держал в собственной руке по шесту. К этим шестам были привязаны ленты, гирлянды, шелковые платки — и всякие другие украшения. Следом шествовал майский граф (майгреве) с двумя прислужниками. За ним следовала фактически процессия — по двое в ряд, в светло синий либо красных кафтанах, с белыми кушаками через плечо и с лентами на шляпах. У майского графа было две гирлянды, по одной на каждом плече, тогда как у других была лишь одна. В середине процессии ехали музыканты, играющие на скрипках, дудках и барабанах. Въезжая, они вешали один венок у ворот, а в то время, когда выяснялись в деревне либо поместье, бросали венки встречавшим их молодым женщинам и девицам, приглашая их так на праздник. При въезде в город либо деревню оба распорядителя входили в какой-нибудь дом и задавали вопросы разрешения на въезд. Приобретая таковое, они трижды объезжали около двора — и, заглядывая в окна приветствовали домашних. После этого они сходили с лошадей, и запевалы начинали петь. Остальные, в конце каждого куплета, повторяли слова med Glaede (с удовольствием). На определенном куплете двое участников процессии направлялись к церкви и преклоняли перед ней колена, а все остальные заканчивали песню. По окончании они некое время плясали и приобретали в виде приза пиво и бренди — а время от времени и деньги. Участники процессии опять поднимались на лошадей, еще раз объезжали двор и следовали дальше в том же порядке.
Девушки планировали на праздник, наряженные в зеленые платья, с белыми передниками и с венками на плечах и головах. По окончании того они отправлялись в поле и водили в том месте хороводы. Распорядитель примеривал им собственный венок — та, которой венок появился в самый раз, становилась майской графиней (Maigrevinde). Затем процессия объезжала округу. Майская графиня возглавляла процессию, высоко держа шест с гирляндами и венками в знак собственного положения. В других местах майскую графиню выбирал майский граф, надевавший собственный венок на голову выбранной им девушки.
МОНАХ РУУС [730] (продолжение главы «Монах Руус» этого же раздела)
Будучи умелым кулинаром и в связи с некоторыми тайными одолжениями, оказанными им монахам и аббату Эсрома, Руус был, по общему согласию, принят в участников братства — и в этом качестве состоял в течении семи лет. Имея довольно много свободного времени, он имел обыкновение сидеть у ворот монастыря и вырезать древесные дубины. В то время, когда его задали вопрос, с какой целью он вырезает дубины, он ответил, что подготавливается к посещению ночных воров. Практически сразу после этого среди братьев разгорелся спор по поводу одной дамы; одну сторону возглавлял аббат, другую — приор. Обе стороны обратились к Руусу за дубинками и взяли их. Затем в церкви на протяжении чтения часов началось сражение. Руус погасил свет, а позже кинул скамью в самый центр баталии. У большинства были сломаны конечности, другие отделались ушибами. Тогда Руус с набожным выражением на лице показался среди монахов со светом, пожурил их за недостойное поведение и призвал их к согласию и миру.
Практически сразу после этого события Руус отправился развлечься и забыл приготовить для братии ужин. В то время, когда он торопился к себе, то заметил, как на лугу пасется корова. Он ее убил и забрал с собой заднюю четверть туши. Из предшествующей истории o Руусе мы уже знаем, что хозяин коровы залег рядом, рассчитывая заметить вора — но, спрятавшись в безлюдном стволе дуба, заметил Люцифера в компании собравшихся дьяволов. Они поведали собственному князю о собственных подвигах, а находившийся при сем Руус давал слово привести в преисподняя всех братьев монастыря, каковые перед этим должны были перебить друг друга. В то время, когда сатаны провалились сквозь землю, крестьянин поспешил в монастырь, где поведал аббату все, что слышал, пребывав в дереве. Рассказ его привел в кошмар аббата, что, собрав братьев, передал им все, что сообщил ему крестьянин. Затем монахи решили отслужить мессу. Аббат приказал Руусу находиться на ней и никуда не отлучаться. В то время, когда Руус заявил, что не имеет возможности больше оставаться в церкви на протяжении причастия, аббат перевоплотил его в коня. В то время, когда Руус дал обещание не приносить больше зла, его высвободили и послали в Англию.
В том месте он вселился в красивую принцессу, и не смотря на то, что папа ее отправил за мудрецами и учёными в прочие места и Париж, никто из них не имел достаточного могущества, дабы изгнать из тела девушки злого духа. Наконец, сам сатана вскрикнул: «Я — брат Руус. Никто не сумеет изгнать меня из этого красивого сосуда, за исключением аббата Эсрома, которому я давал слово повиноваться». Указанный аббат, по всей видимости, успел получить высокую святость. Соответственно за ним отправили, и он изгнал злого духа, приказав ему предстать перед собой в виде лошади. После этого, к громадному удивлению короля и всех присутствующих, аббат связал его тяжелой цепью.
Заметив поблизости некое количество свинца, аббат попросил его в качестве приза, дабы покрыть им крышу собственного монастыря, — столько, сколько Руус сумеет унести на себе. Руус унес огромную тяжесть — целых триста тысяч фунтов. Затем аббат и король сели за ужин, но перед тем, как они принялись за угощение, перед ними показался Руус, что доложил, что унес свинец и ожидает предстоящих приказаний. Кроме этого он задал вопрос — направляться ли ему забрать дворец и поставить его рядом с монастырем. Аббат захотел, дабы дворец стоял на прошлом месте, и приказал Руусу его обратно в Эсром. Простившись с королем и дав ему собственный благословение, святой человек протянул руку дьяволу[731], что доставил его обратно в сохранности и целости прямо к воротам монастыря. После этого сатана задал вопрос, где ему сейчас нужно пребывать, и аббат указал ему на соседний бугор, в котором сатана будет пребывать до самого судного дня.
ДАТСКИЕ НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ[732]
1. В случае, если женщина желает знать, какой будет у нее супруг, она обязана в канун Нового года налить мало расплавленного свинца в стакан воды и на следующее утро взглянуть, какую форму данный свинец примет. В случае, если свинец напоминает несколько ножниц, она возьмёт в мужья портного; в случае, если свинец примет форму молота, он будет кузнецом и т. д. Имеется и второй, столь же действенный способ — нужно разбить яйцо в стакан воды и сделать суждения по форме, которую примет содержимое яйца.
2. В случае, если какая-нибудь женщина хочет заметить собственного будущего мужа на Крещение, то перед тем, как отправиться в постель, она обязана повторить следующие стихи:
О, три святых царя, вас молю,
Дайте мне сейчас заметить того,
Чью скатерть накрою,
Чью кровать расстелю,
Чьим именем назовусь,
Чьей невестой стану.
3. Имеется еще один заговор, что, вероятнее, повторяли в годовщину праздника святой Люсии (13 декабря):
Люсия милосердная,
дай мне знать,
Чью скатерть накрою,
Чью кровать постелю,
Чьего ребенка понесу,
Чьей возлюбленной стану,
В чьих объятьях усну.
4. У девушек в Иванов сутки существовал обычай помещать зверобой продырявленный между балками под крышу, дабы по виду растений составить представление о будущем. Обыкновенно одно растение сажают за себя, а второе для любимого: если они растут совместно, это предсказывает свадьбу. В противном случае растения сажают между балками, дабы определить, кто из родственников будет продолжительно жить, а кто мало. В случае, если растение растет к крыше, это хороший символ, а вдруг вниз, это предсказывает заболевание и смерть[733].
5. В то время, когда девушки и парни хотят определить, кому предстоит удалиться из дома, а кому остаться, они бросают к двери через голову башмак. Если он упадает так, что носок останется направленным к двери, они уедут. В случае, если носок показывает от двери, они останутся.
6. В случае, если какой-нибудь человек слышит кукушку первый раз в году на протяжении поста, тогда говорят: «Кукушка дурачит нас». В случае, если данный крестьянин ищет собственную корову либо что-то второе, он ничего не отыщет. В случае, если кукушку слышит крестьянка, она должна быть настороже с партнерами, потому, что они ее смогут одурачить. В случае, если кукушку слышат старики, у них имеется все основания опасаться болезни.
7. В случае, если слуги первый раз в году заметят аиста летящим, это указывает, что они поменяют место собственного жительства в течение года. Если они видят его стоящим, они останутся на прошлом месте.
8. Дабы отыскать вора, в особенности среди слуг, в прошлые времена существовал обычай «просеивания». Для данной цели хозяин дома вешал сито на финиши ножниц, а позже повторял имена всех слуг, одновременно с этим глядя на сито, которое на каком-либо имени начинало качаться. Это имя неизменно появилось именем вора.
9. В то время, когда что-либо было похищено, следовало обращаться к «хитрецам», могшим заставлять воров возвращать обратно похищенную собственность.
10. От Рождества до новогоднего праздника не было возможности ничего крутить либо крутить. Так, не было возможности ни ткать, ни мотать[734].
11. В Рождественскую ночь в полночь животные поднимаются в собственных стойлах.
12. В случае, если, сидя за столом в канун Рождества, вы захотите определить, кто из ваших своих родителей погибнет перед следующим Рождеством, негромко выйдите наружу и посмотрите через оконное стекло: человек, что покажется сидящим за столом без головы, погибнет в течение этого года.
13. Не хорошо, в случае, если в пирушке участвуют тринадцать человек: тогда один из них непременно погибнет до окончания года.
14. Подрезать ногти следует в пятницу: это приносит успех.
15. Срезанные волосы либо ногти нужно или сжечь, или закопать, потому, что если они попадут к злому человеку, он может напустить на их обладателя порчу[735].
16. В случае, если какой-нибудь человек найдет на земле сломанную иглу, то, перед тем как он прочтет утреннюю молитву, возьмёт или удары, или услышит ругань[736].
17. В случае, если глаза погибшего остаются открытыми, то кто-то из семьи скоро погибнет.
18. Принадлежавшие покойному постельное бельё и одежда скоро сгниют и распадутся на куски, пока труп будет разлагаться в могиле.
19. Погибшего нельзя хоронить в одежде живого человека, потому, что, пока одежда будет разлагаться в почве, данный человек будет болеть.
20. В то время, когда сало в горящей свече стекает вниз и завивается подобно опилкам, это предсказывает смерть — и вероятнее человека, на которого показывает завиток[737].
21. Запрещено плакать над умирающим, и не нужно ронять на него слез, потому, что тогда он не сможет успокоиться в могиле.
22. В случае, если утром на теле появляются светло синий пятна, это щипки привидения — они предсказывают смерть родственника либо дорогого приятеля.
23. В прошлые времена существовал обычай: в то время, когда человек умирал, то сходу звонили в колокола, пока душа поднималась на небо[738].
24. Собачий вой предсказывает смерть.
25. В то время, когда сорока садится на дом, это символ, что к дому подходит незнакомец.
26. В случае, если ласточки либо аисты строят себе гнезда на доме, их не нужно тревожить — они принесут удачу[739].
27. Если вы нашли клевер с четырьмя лепестками либо двойной орех, вам направляться сохранить находку, в силу того, что она принесет успех.
28. Выходя из дома, направляться обращать внимание на встречных. Нехорошей приметой есть встреча со старухой . В случае, если дорогу перебежит заяц, это к несчастью[740].
29. В случае, если какой-либо человек хочет заметить дьявола либо завести с ним какие-нибудь дела, он обязан трижды обойти около церкви, а позже остановиться у ее двери и или крикнуть «Выходи», или свистнуть в замочную скважину.
30. В случае, если кто-либо желает определить, имел ли покойный какие-либо дела с сатаной, необходимо взглянуть назад через упряжь лошадей, каковые тащат катафалк. В случае, если подобные случаи имели место, то будет видна тёмная собака, сидящая за повозкой.
31. Человек, обладавший книгой Киприана, может с ее помощью творить самые различные чудеса. Но человек, ставший хозяином данной книги, не может от нее легко отделаться. Если он ее реализует, сожжет либо зароет, она в любой момент к нему возвратится.
32. Тот, у кого имеется книга Киприана, может призвать дьявола. Но для сатаны направляться приготовить работу, которая позовёт его раздражение. Не хорошо будет, в случае, если данный человек не будет знать, как отослать дьявола обратно.
33. Духов смогут видеть лишь те дети, каковые были рождены в воскресенье либо на праздник.
34. Тот, кто опасается привидений, обязан рассыпать перед дверью семя льна. Тогда ни один призрак не пересечет порог. Столь же действенным являются тапочки, поставленные задниками к кровати[741]. Духов возможно кроме этого изгнать, обкуривая помещение запахом сальной свечи. Свет восковой свечи притягивает духов; конкретно этим разъясняется то, что в церкви водятся привидения. От привидений возможно кроме этого защититься, прикрепив к двери какой-нибудь металлический предмет.
35. В случае, если гвоздями прибить подкову над дверью, ни один дух не сможет войти в дом[742].
36. Замешивая тесто, крестьянка крестит его; тогда тролли не смогут принести тесту вреда.
37. В случае, если какой-нибудь человек войдет в церковь самым в начале утра, он может заметить покойников, сидящих в том месте на скамьях.
38. Тролли не осмеливаются произносить слово «крест», а вместо этого говорят «тут и в том месте».
39. На рыбалке рыбаки не должны спорить о погоде и не должны питать зависть к друг другу, потому, что в этом случае рыба без промедлений провалится сквозь землю с этого места.
40. В случае, если умирает какой-либо человек, что может возвратиться призраком, в качестве предупредительной меры следом за трупом выплескивают воду.
41. Запрещено стрелять в приведение, потому, что пуля попадет в стрелявшего. Но в случае, если ружье зарядить серебряной пулей, она попадет совершенно верно в цель.
42. На третью ночь по окончании смерти мертвецы выходят прогуляться.
43. Беременная дама не должна проходить по месту, над которым точили нож, потому, что это угрожает тяжелыми родами. Но если она трижды плюнет на это место, опасность прекратит угрожать ей.
44. В случае, если ребенка взвесить сразу после рождения, это не сулит ему ничего хорошего.
45. В случае, если ребенка вынести из одного окна и забрать через второе, он ни при каких обстоятельствах не вырастет.
46. В случае, если беременная дама умирает до родов, она родит в могиле через сорок недель. По данной причине в ее гроб направляться положить иглу, нитки, ножницы и т. д., дабы она имела возможность сшить ребенку одежду.
47. По грудной кости гуся, подаваемого на Мартынов сутки, возможно определить, какой будет зима. Белая кость свидетельствует снег, коричневая сулит весьма сильный мороз. Передняя часть шеи говорит о части зимы, предшествующей Рождеству, задняя — о зиме по окончании Рождества.
48. Погода, установившаяся на Семерых дремлющих отроков Ефесских (27 июля), продержится семь недель.
49. Довольно часто случается, что моряки в открытом море видят проплывающий мимо корабль, во всех отношениях напоминающий настоящий. Неожиданно данный корабль исчезает из виду. Это корабль-призрак, он предсказывает, что увидевшее его судно не так долго осталось ждать отправится ко дну.
50. Каждый седьмой год петух откладывает яйцо. В то время, когда яйцо высижено, из него вылупляется василиск, что убивает людей взором. Говорят, что это животное возможно убить, лишь поставив перед ним зеркало. Оно столь некрасиво, что не имеет возможности вынести собственного вида.
51. Тот, кто желает определить собственную судьбу в новом году, обязан забрать буханку хлеба, нож и скиллинг[743], в новолуние взглянуть на луну. В случае, если затем он откроет Псалтирь, прочтет в ней очень важные для себя вещи.
52. В канун Великого четверга на Страстной семь дней крестьяне бросают железные клинья и топоры на засеянные поля и прикрепляют металлические предметы к дверям, дабы колдуньи не причинили им вреда.
53. Звон в левом ухе свидетельствует, что кто-то говорит о вас не хорошо, но в случае, если звенит в правом ухе, значит о вас говорят отлично.
54. В случае, если кто-нибудь отправится в церковь в Великий четверг Страстной недели и, не зная того, заберёт с собой первое снесенное наседкой яйцо, то заметит, кто из дам являются колдуньями. На головах их окажутся сита либо подойники.
55. Против зубной боли рекомендуется следующее средство. Нужно забрать ветку бузины, вложить ее в рот, а после этого ударить ей по стенке со словами: «Выходи, о, не добрый дух».
56. В качестве средства от лихорадки отлично воткнуть в почву ветку бузины :— но не произнося наряду с этим тишина. Затем заболевание перейдет в ветку, а позже — на того человека, которому произойдёт попасть на это место.
57. Заметить зайца в Норвегии считается показателем несчастья, счастье приносит встреча с медведем либо волком.
Том III