Лабораторно-практические и другие формы обучения

Лабораторно-практические занятия ? это организованная педагогом практическая деятельность обучающихся, осуществляемая на базе намерено созданных заданий в условиях лаборатории.

Лабораторно-практическое занятие включает в себя три последовательных этапа: вводную часть (на протяжении которой учитель формулирует цель работы, дает задания, инструктирует о ходе работы); независимую работу (в которую входит исполнение заданий, составление отчета о проделанной работе); последнюю часть (которую составляют анализ неточностей, подведение итогов и оценивание результатов работы).

Лабораторно-практические занятия ? формы организации обучения, на которых обучающиеся по заданию и под управлением учителя делают лабораторные, практические работы.

Лабораторно-практические занятия делятся на виды: фронтальные лабораторные работы (посвящаются конкретной теме, деятельность обучающихся поэтапно планируется педагогом) и практикумы (имеют повторительно-обобщающий темперамент, употребляются по окончании изучения раздела, предполагают большую самостоятельность обучающихся на протяжении работы).

Главные дидактические цели таких занятий ? экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, овладение техникой опыта, умением решать практические задачи методом постановки опытов, формирование практических умений работы с разными устройствами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами. Используются эти занятия кроме этого для проверки степени усвоения теоретического материала больших разделов программы. Лабораторные занятия помогают для целей установления связи теории с практикой.

Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы пребывает в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и навыки студентов и практические умения в едином ходе деятельности учебно-исследовательского характера.

Соприкосновение опыта и теории активизирует познавательную деятельность студентов, придает конкретный темперамент изучаемому на лекциях и в ходе независимой работы теоретическому материалу, содействует детальному и прочному усвоению учебной информации, развивает в некотором роде мышление, придавая ему соответствующий темперамент. Не считая курсового и дипломного проектирования, ни одна из форм учебной работы не требует от студента для того чтобы проявления инициативы, как работа в лабораториях.

Конференция (учебная) ? организационная форма обучения, направленная на расширение, совершенствование и закрепление знаний. Проводится, в большинстве случаев, с несколькими учебными группами. Учебная конференция редко практикуется в школах. Она требует громадной (в первую очередь долгой) подготовительной работы (проведения наблюдений, обобщения материалов экскурсий, постановки опытов, изучения литературных источников и т.п.).

Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему.

Основное в конференции ? свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим изюминкам близка к семинару и есть его развитием, исходя из этого методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров.

Требования к подготовке докладов и рефератов для конференции существенно выше, чем для семинаров, поскольку их применяют как средство формирования у обучаемых опыта творческой деятельности.

Экзамен ? форма обучения, имеющая целью систематизацию, контроль и выявление знаний обучающихся. Обучающее значение экзамена пребывает в интенсивном развитии и мобилизации умственных сил обучающегося в условиях экстремальной обстановке. Экзамен делается этапом самоутверждения, сферой проявления многих личностных качеств студентов (школьников).

Употребляются разные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, исполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов изучения, тестовое опробование и др.

Зачет ? форма обучения, близкая по назначению к экзамену. Зачет возможно разглядывать как подготовительный этап перед экзаменом.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными обучающимися либо группой с целью восполнения пробелов в знаниях, навыков и выработки умений, удовлетворения интереса к учебному предмету.

На занятиях для удовлетворения познавательного интереса отдельных обучающихся и более глубокого изучения ими определенных предметов решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные неприятности, каковые выходят за рамки программ, даются советы по независимому освоению интересующих тем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. Консультация ? форма учебного занятия, в ходе которого студент приобретает ответы от учителя на конкретные вопросы либо пояснения по соответствующим теоретическим положениям либо нюансам их использования на практике.

Консультация возможно личной либо групповой в зависимости от учебной обстановки: личное занятие, делаемое студентом, может настойчиво попросить личной консультации, теоретические вопросы по учебному предмету ? соответственно групповой консультации.

Различают следующие виды консультаций: вводные либо предварительные (предваряют изучение учебного материала), текущие (проводятся с целью коррекции усвоения учебного материала), последние (используются по окончании изучения темы, раздела). Последние консультации смогут быть обзорными, а текущие ? тематическими.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов на базе необходимых школьных направлений. Факультатив есть связующим звеном между внеклассными занятиями и уроками, ступенью перехода от усвоения предмета к изучению соответствующей науки.

По образовательным задачам выделяются факультативы по углубленному изучению базисных учебных предметов, по изучению дополнительной дисциплины с покупкой профессии, межпредметные факультативы.

Направленность факультативов возможно теоретическая, практическая либо комбинированная.

Организация деятельности обучающихся на факультативных занятиях имеет собственные особенности. Обучающиеся выбирают факультативы соответственно своим заинтересованностям, исходя из этого их деятельность на занятиях отличается интенсивностью и активностью. Это требует учета при планировании занятий.

Формы обучения. Семинар


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: