01 О. Конт
02 Г. Спенсер
03 Э. Дюркгейм
04 М. Вебер
29. Документ, в котором регламентируются все временные, материальные и организационные ресурсы, нужные для осуществления изучения это:
01 программа изучения
02 рабочий замысел
03 инструментарий
04 инструкция
30. Величина, принимающая разные значения, именуется:
01 показателем
02 показателем
03 индексом
04 переменной
Ответы на тестовые задания
№ | ||||||||
Глоссарий
Анализ документов – способ сбора социологических данных, при котором источником их получения выступают документы. В большинстве случаев выделяют два вида анализа документов: классический и контент-анализ. Классический анализ предполагает тщательное изучение существа разбираемого материала, логики текста, достоверности и обоснованности приводимых сведений.Контент-анализ – это перевод в количественные показатели массовой текстовой (либо записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. [2]
Анкета (вопросник) – документ, содержащий серию вопросов, нужных чтобы получить информацию в соответствии с гипотезами и целями социологического изучения. [1]
В структуру анкеты входят:
1) вводная часть, где именуется проводящая опрос организация, указывается цель изучения, разъясняются правила заполнения анкеты, заявляется анонимность информации;
2) главная часть, складывающаяся из чётких, однозначных вопросов, первый из которых – контактный;
3) паспортичка, содержащая сведения о социально-демографическом положении опрашиваемого (паспортичка находится или перед главной частью, или по окончании неё, чаще второе);
4) последняя часть, в большинстве случаев включающая в себя слова признательности за участие в изучении.
Валидность – наиболее значимый показатель качества взятой социологической информации, степень её теоретической и методической обоснованности. Теоретическая валидность – адекватность конкретной методики её родовой методологии. Эмпирическая валидность – соответствие выбранных инструментария и методики характеру и типу прикладного социологического изучения. [2]
Верификация – проверка истинности догадки социологического изучения. Результатом верификации возможно или подтверждение, или опровержение выдвинутой догадки. [2]
Вторичный анализ– метод и стратегия социологического изучения, в то время, когда анализу подвергаются существующие социологические эти чтобы получить знания в соответствии с новыми задачами и целями, не находившимися при сборе этих данных. Источниками вторичного анализа смогут быть статистику, научные публикации, отчеты, первичные эти опросов и др. [1]
Выборка –статистическое изучение части главной совокупности (выборки), организованное так, дабы обеспечивалась возможность распространения выводов, взятых при изучении выборочной совокупности, на главную. Большая часть эмпирических изучений в социологии носит выборочный темперамент. Существует множество способов отбора выборки из главной совокупности. [1]
Выборки база – список единиц отбора, на базе которого формируется выборка. В многоступенчатой выборке любой уровень имеет собственную базу выборки. [1]
Выборки неточность – отклонение средних черт выборочной совокупности от средних черт главной совокупности. Неточности выборки подразделяются наслучайные (к примеру, допустимая статистическая погрешность, уменьшающаяся по мере возрастания количества выборки) и систематические (к примеру, несоответствие структуры выборки структуре главной совокупности). [1]
Выборочный способ– способ выборочного изучения, разрешающий делать заключения о характере распределения изучаемых показателей главной совокупности на основании рассмотрения некоей ее части, именуемой выборочной совокупностью либо выборкой. [1]
Догадка – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых процессов и явлений, которое нужно подтвердить либо опровергнуть. [3]
Группировка данных – один из главных способов обработки первичной статистических данных, воображающий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, и имеющих однообразные либо родные значения изучаемого показателя. [3]
Дневниковый способ– способ изучения, при котором респонденты в течение некоего времени (семь дней и продолжительнее) заполняют особые ежедневники. В ежедневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм либо прослушивании радиостанций и т. п. [3]
Документ – упорядоченная социальная информация, намерено зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, киноплёнка, магнитоплёнка и т. п.) с целью её использования и сохранения. Один из источников, применяемых в социологических изучениях для получения первичной эмпирической информации. [2]
Измерение – это процедура, благодаря которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и приобретает числовое выражение в определенном масштабе либо шкале. Социальные измерения довольно часто именуют квалиметрическими,т. е. условно количественными аналогами качественных взаимоотношений. [2]
Индикаторы – дешёвые измерению и наблюдению чёрта (показатели) изучаемого социального объекта. [2]
Инструментарий прикладного социологического изучения – методические средства для обработки и непосредственного сбора социологических данных (напр., опросные страницы, ежедневники наблюдения, компьютерные универсальные статистические программы). [2]
Интервью – устный опрос, способ сбора данных, заключающийся в том, что интервьюер задаёт респонденту (респондентам) предусмотренные программой социологического изучения вопросы. В отличие от анкетного опроса, интервью происходит в ярком контакте с опрашиваемым (опрашиваемыми), что создаёт особенные условия для более глубокого понимания объекта изучения. Различают: интервью групповое, личное, нестандартизированное, стандартизированное, фокусированное, свободное (нарративное) и др. [2]
Интервьюера эффект– искажения в ответах опрощеных, обусловленные непреднамеренным влиянием со стороны интервьюера. [3]
Интерпретация понятий – истолкование, уточнение смысла и сущности понятий. [3]
Изучение аналитическое – социологическое изучение, которое не только обрисовывает предмет изучения, но и раскрывает его причинно-следственные связи. [2]
Изучение качественное – тип социологического изучения, основывающийся на качественных данных. Цели для того чтобы изучения пребывают в интерпретации и понимании субъективного нюанса социальных процессов. [2]
Изучение люнгитюдное(от лат. longus – долгий; продолжительный) – долгое изучение одной совокупности лиц. Проводится с целью изучения динамики публичного явления либо процесса. [3]
Изучение маркетинговое – вид прикладного социологического изучения, имеющий собственной целью изучение конъюнктуры рынка какого-либо товара. [3]
Изучение своевременное – разновидность социологического изучения, проводимого в большинстве случаев с практическими целями, в сжатые сроки, по сокращенной стандартизированной методике и научной программе [3]
Изучение описательное– изучение, содержание которого составляют описание изучаемого объекта и рассмотрение его лишь внутренних связей. [3]
Изучение панельное – прикладное социологическое изучение, основанное на нескольких повторных опросах, наблюдениях одних и тех же лиц постоянной выборки. Осуществляется с целью изучения динамики публичного явления либо процесса. [1]
Изучение пилотажное – предварительное пробное изучение, предшествующее главному. Для того чтобы рода изучение проводится для оценки качества вопросников, процедуры наблюдений, процедур анализа документов, моделей выборки, и внесения в них нужных корректив и трансформаций. Итогом этих изучении являются рабочие документы: окончательные варианты методик, инструкции по организации и выборке сбора данных и т. д. [1]
Изучение полевое(field research)– изучение социальных явлений способом яркого наблюдения за поведением людей в настоящих жизненных обстановках. [3]
Изучение социологическое– изучение социального объекта – публичного университета, процесса, явления, направленное на получение нового знания о нём. Решая конкретную теоретическую либо практическую задачу, социологическое изучение имеет собственную теоретико-методологическую и методическую базу. [1; 2; 3]
Изучение социологическое прикладное –вид социологического изучения, результаты которого имеют яркое практическое значение. [3]
Классификация – процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для обнаружения формальных связей между ними. [3]
Классификация вопросов – распределение вопросов на классы по разным основаниям. В зависимости от цели, с которой задается вопрос, выделяются вопросы содержательные, имеющие целью получение информации об исследуемых переменных, и функциональные, решающие методические задачи, которые связаны с качеством и ходом опроса приобретаемой информации. По содержанию выделяют вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения и т. д. [3]
Классификация документов –распределение документов на классы по разным основаниям. Информация в документах фиксируется посредством букв, цифр, стенографических и иных знаков, картинок, фотографий, звукозаписи и т.д. В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды документов: письменные документы (официальная документация национальных и публичных организаций; литература: книги, брошюры; пресса: газеты, издания; индивидуальные документы: письма, ежедневники); иконографические документы (видео-, кино-, фотодокументы, картины, картины и т. д.), фонетические документы (радио- и магнитофонные записи, грампластинки). В группе личных документов выделяются документы, составленные частным лицом по собственной инициативе (письма, автобиографии, мемуары, ежедневники, речи и т. п.), и документы спровоцированные (отклики на газетные публикации, телепередачи; письменные предложения по обсуждаемым национальным мероприятиям; материалы, отправленные на заочные читательские конференции, и т. п.). [3]
Когортное изучение – изучение в течение определенного периода времени группы индивидов, объединенных некоторыми неспециализированными чертями. К примеру, когорту смогут представить совокупность дам, появившихся в один год либо в один год вышедших замуж. [1]
Концепт– научное понятие, около которого выстраивается систематизированное знание при концептуализации. [2]
Концепция (теория) определяется как совокупность взоров, высказывающая точку зрения, метод трактовки ведущей идеи, главного принципа. Это исходный метод упорядочения, развёртывания и организации знания около основной гипотезы и центральной идеи. [2]
Логический анализ главных понятий – это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет изучения, правильное объяснение их структуры и содержания. [3]
Методика социологического изучения –1) совокупность правил научного изучения; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и способов. [3]
Способ социального картографирования– это способ преобразования социальных данных в картографическую ее использование и форму. Главная цель – наглядное отображение данных. [авторское]
Способ социологический – построения и средство получения научного знания о социальной действительности. Включает в себя: правила организации деятельности (регулятивные нормы либо правила); совокупность способов и приёмов действий; порядок (схему либо замысел) действий. способы и Приёмы действий выстраиваются в определенной последовательности на базе регулятивных правил. В различных изучениях одинаковый способ выступает в собственном своеобразном преломлении в зависимости от его роли и места в изучении, связи с другими способами. В социологии используются как фактически социологические способы (к примеру, опрос), так и способы, используемые кроме этого и в других науках (к примеру, статистические). [1]
Методика– это совокупность технических приемов, которые связаны с данным способом, включая частные операции, их взаимосвязь и последовательность. [2]
Мониторинг– постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно долгого времени по однообразной совокупности показателей (индикаторов) и методике с целью их оценки, прогноза и контроля. [3]
Наблюдение – способ сбора информации об изучаемом социальном объекте методом регистрации факторов и непосредственного восприятия, касающихся изучаемого объекта и значимых с позиций целей изучения. Наблюдения классифицируют по степени формализации процедуры (на неструктурализованные и структурализованные), по положению наблюдателя (на включенные и невключенные), по условиям и месту организации (на полевые и лабораторные), по регулярности проведения (на систематические и случайные). [1]
Надежность – степень идентичности либо соответствия результатов изучения, приобретаемых при повторном применении той же самой методики и техники в подобных условиях. [2]
Обработка социологической информации– математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для интерпретации и анализа. [3]
Объект изучения – фрагменты социальной действительности, то, на что направлена познавательная деятельность социолога. [1]
Омнибус – это изучение, проводимое в один момент для нескольких клиентов по нескольким темам. Анкета-омнибус формируется из блоков вопросов нескольких клиентов и на различные темы, что разрешает сократить издержки для каждого участника в отдельности. [3]
Операционализация понятий – своеобразная научная, процедура установления связи концептуального аппарата изучения с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое неприятности формирования понятий, техники поиска и измерения индикаторов. В ходе операционализации осуществляется совмещение абстрактной модели объекта с его инструментальной моделью. [1]
Опрос –способ сбора эмпирических информации об, объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на ярком (интервью) либо опосредованном (раздаточная, почтовая и т. п. анкета) сотрудничестве между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом). [1]
Опрос экспертный – опрос компетентных, отлично информированных в какой-либо области лиц. В большинстве случаев, экспертный опрос нацелен на уточнение догадок, пополнение интерпретации и разработку прогноза определенных социальных процессов и явлений. [2]
Опросы на выходе («Exit poll»)– опросы на выходе с участков для голосования, разрешают изучить настоящее поведение «активных» избирателей по факту их голосования. [3]
Организация социологического изучения– метод реализации программы изучения, порядок действий, призванный обеспечить координацию работы исследовательского коллектива, экономное и качественное ответ задач. [2]
Отчет–форма подведения итогов социологического изучения. Содержит в себе описание всех разделов программы изучения, изложение применяемых в ней методологического аппарата и теорий, объяснение и описание взятых данных. Представляет собой независимый вид научной работы, часто публикуемый в печати абсолютно либо с сокращениями. [1]
Показатели социальные – замечаемые и намеряемые характеристики социального явления иди процесса, разрешающие делать выводы о его тенденции и состоянии. [1]
Предмет изучения– наиболее отношения объекта и существенные свойства, познание которых особенно принципиально важно для решения проблемы изучения, то, что конкретно подвергается научному анализу, изучению. [3]
Неприятность– форма научного отображения проблемной обстановке. Она, с одной стороны, высказывает настоящие объективные несоответствия, вызывающие проблемную обстановку, с другой – говорит о противоречии между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием методов и средств их реализации. Неприятность формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной судьбе, разработки теоретических практических действий и средств, направленных на обнаружение обстоятельств, вызывающих несоответствия, на их разрешение. [3]
Проблемная обстановка– состояние в развитии социального объекта характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям предстоящего развития. [3]
Программа социологического изучения – научный документ, в котором дается изложение теоретико-методологических предпосылок, неспециализированной концепции в соответствии с гипотезами исследования и основными целями с указанием процедур и правил, и логической последовательности операций для проверки догадок. Включает в себя: определение неприятности, предмета и объекта изучения; чёрта задач и цели изучения; предварительный системный анализ объекта изучения; интерпретацию понятии; формулирование рабочих догадок; определение стратегического замысла изучения; описание способов сбора информации; описание схемы анализа первичной социологической информации. [1]
Процедура социологического изучения –это последовательность всех операций, неспециализированная совокупность способов и действий организации изучения. [2]
Рабочий замысел прикладного социологического изучения –документ, в котором регламентируются все временные, материальные и организационные ресурсы, нужные для осуществления изучения. [2]
Советы практические– итог прикладного социологического изучения, воображающий собой список главных мероприятий, подлежащих внедрению в практическую деятельность. Нужные требования к рекомендациям: обоснованность выводами, конкретность, результативность, выполнимость, адресность, технологичность, системность. [2]
Репрезентативность – черта качества выборки, соответствия распределения показателей (переменных), взятых в следствии выборочного изучения, распределению этих же показателей в главной совокупности. [1]
Семантический дифференциал– методика обнаружения позиции индивида в семантическом пространстве аффективных значений. Способ был создан в сер. 50-х гг. группой американских ученых в главе с Ч. Осгудом. Семантический дифференциал был создан в целях изучение эмоционального отношения людей к тем либо иным понятиям для определения их смысла. В той мере, в какой параметр «оценки» близок по смыслу установке, распределение индивидов по одномерной шкале оценки определяет их установку, отношение к данному понятию. Одно из преимуществ дифференциала семантического пребывает в том, что для разных объектов установки может употребляться одинаковый комплект биполярных шкал. [3]
Социальная диагностика– своевременная оценка состояния либо режима работы социального объекта обнаружением отклонения от заданного либо обычного состояния, развития и режима функционирования. [3]
Социометрия – совокупность способов, направленных на получение информации о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах. Социометрические способы были предложены в 30-х гг. Дж. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Потом, отделившись от теории, социометрические способы стали использоваться в качестве свободных способов. [1]
Сравнительное изучение – исследовательская стратегия, ориентированная на получение выводов, основанных на сравнении социальных процессов и явлений во времени (временные изучения: панельные, трендовые, когортные) и (либо) по регионам (территориальные изучения). [1]
Стратегический замысел изучения – замысел, определяющий последовательность операций, осуществляемых социологом в зависимости от задач и целей изучения, состояния знания об изучаемом объекте, гипотез и формулировки проблем и т. д. Различают поисковый, описательный и экспериментальный стратегические замыслы. [1]
Тестирование–оценки и метод измерения отдельных особенностей индивида, не хорошо поддающихся прямому наблюдению. Тест конструируется как список задач и вопросов, имеющих определённую шкалу значений. Тест разрешает с заблаговременно установленной степенью возможности выяснить существующий у человека в данное время уровень знаний, довольно устойчивые личностные особенности, черты поведения, и взять качественные и количественные оценки измеряемых черт. [3]
Типологизация – обобщение показателей социальных явлений на базе совершенной теоретической модели и по теоретически обоснованным параметрам. [3]
Трендовые (повторные) изучения – изучение трансформации в некоей главной совокупности с течением времени. В отличие от панельного изучения не нужно сохранение в разных временных точках одной и той же выборки. [1]
Техника социологического изучения– совокупность особых приемов для действенного применения того либо иного способа. [2]
Факт социальный – в онтологическом смысле факты сущность каждые не зависящие от наблюдателя состояния действительности либо свершившиеся события. В логико-гносеологическом замысле фактами именуют обоснованное знание, которое получено методом описания отдельных фрагментов настоящей действительности в некоем строго определенном пространственно-временном промежутке. Это – элементарные компоненты совокупности знания. Понятие социальный факт было введено в социологию Э. Дюркгеймом. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологические как материальный субстрат общества (к примеру, плотность населения) и нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие надиндивидное социально-культурное значение. В современной социологии социальными фактами принято вычислять: (а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; (б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания –точек зрения, оценок, суждений, вер и т. п.; (в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов людской деятельности, материальной и духовной; (г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального сотрудничества, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта. [2]
Шкала – методическое средство для оценки и измерения тех либо иных особенностей объекта изучения. Любая шкала имеет длину и определённую меру. [2]
Шкала интервальная – шкала, имеющая собственной единицей измерения промежуток. Она представляет собой абсолютно упорядоченный последовательность с измеренными промежутками между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно избранной величины. [2]
Шкала наименований – шкала, на которой представлены конкретные формы выражения какого-либо свойства объекта изучения (напр., мужской пол, женский пол). Она устанавливает отношения равенства между явлениями, каковые включены в один класс. [2]
Шкала порядковая– шкала, устанавливающая определённый порядок между степенями проявления какого-либо свойства объекта изучения (к примеру, варианты ответа: а) ни при каких обстоятельствах; б) очень редко; в) время от времени; г) довольно часто; д) неизменно). Разновидность шкал этого типа – ранговая. Она предполагает полное упорядочение каких-то объектов от самый к наименее ответственному, значимому, предпочитаемому. [2]
Шкала пропорциональных оценок– метрическая шкала, напоминающая шкалу равных промежутков, но с одним преимуществом: отсчет в данной шкале начинается не с произвольной точки, а с экспериментально установленного нулевого пункта. [2]
Опыт социологический – способ получения информации об изучаемом социальном объекте методом действия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Требует выдвижения догадки о связи разных его черт. Дает возможность приобрести информацию о направлении связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемом объекте. Опыты классифицируют по специфике поставленной задачи (на научный и практический), по характеру логической структуры доказательства догадки (на параллельные и последовательные), по характеру экспериментальной обстановке (на полевые и лабораторные). [1]
Экстраполяция (экстраполирование) – распространение выводов, взятых в следствии работы с выборкой, на всю главную совокупность. [2]
Этнографическое изучение –представляет собой многосторонний анализ ежедневной практики определенной общности с позиций ее культуры(нормы, ценности, язык, мифы), отличающейся по образцам и стилю поведения от культуры главной массы населения, основанное, в большинстве случаев, на наблюдении и долгом глубоком вхождении исследователя в данную группу. Результатом есть обобщенный культурный портрет определенной общности как новое знание о ней. [2]
Action research – семейство научно-практических методик, каковые на равных основаниях применяют способы научного познания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и активного вмешательства (трансформации, преобразования, улучшения) в объект изучения; изучение-внедрение. [3]
Источники:
1. Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. – М.: Либроком, 2009. – 512 с.
2. Ядов, В. А. Стратегия социологического изучения: описание, объяснение, познание социальной действительности: учеб. пособие. 3-е изд. испр. / В. А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009. – 567 с.
3. Добреньков, В. И. Способы социологического изучения / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2004. – 768 с.
Приложения
Приложение 1