городов убежит к вам и захватит с собой что-нибудь, то пускай снова вернут
его; а вдруг то, что он принес, будет все цело, то заберут от него два
золотника за поимку.
В случае, если же кто покусится из русских забрать что-либо у отечественных царских людей,
то тот, кто сделает это, пускай будет сурово наказан; в случае, если уже заберёт, пускай
заплатит вдвойне; и в случае, если сделает то же грек русскому, да возьмёт то же
наказание, какое взял и тот.
В случае, если же произойдёт похитить что-нибудь русскому у греков либо греку у
русских, то направляться возвратить не только похищенное, но и цену похищенного;
в случае, если же окажется, что похищенное уже реализовано, да вернет цену его вдвойне и
будет наказан по закону греческому и по уставу и по закону русскому.
какое количество бы пленников христиан отечественных подданных ни привели русские, то за
парня либо женщину хорошую пускай отечественные дают 10 золотников и берут их, в случае, если же
среднего возраста, то пускай дадут им 8 золотников и заберут его; в случае, если же
будет старик либо ребенок, то пускай дадут за него 5 золотников.
В случае, если окажутся русские в рабстве у греков, то, если они будут пленники,
пускай выкупают их русские по 10 золотников; в случае, если же окажется, что они
приобретены греком, то направляться ему поклясться на кресте и забрать собственную цену —
какое количество он дал за пленника.
И о Корсунской стране. Да не имеет права князь русский вести войну в тех
государствах, во всех городах той почвы, и та страна да не покоряется вам, но
в то время, когда попросит у нас солдат князь русский, дабы вести войну, — дам ему, сколько
ему потребуется.
И о том: в случае, если отыщут русские корабль греческий, выброшенный где-нибудь на
берег, да не причинят ему ущерба. В случае, если же кто-нибудь заберёт из него
что-либо, либо обратит кого-нибудь из него в рабство, либо убьет, то будет
подлежать суду по закону русскому и греческому.
В случае, если же застанут русские корсунцев в устье Днепра за ловлей рыбы, да не
причинят им никакого зла.
И да не имеют права русские зимовать в устье Днепра, в Белобережье и у
святого Елферья; но осенью пускай отправляются по зданиям в Русь.
И об этих: в случае, если придут тёмные болгары и начнут воевать в Корсунской
стране, то приказываем князю русскому, дабы не пускал их, в противном случае причинят
ущерб и его стране.
В случае, если же будет совершено злодеяние кем-нибудь из греков — отечественных царских
подданных, — да не имеете права наказывать их, но по отечественному царскому
повелению пускай возьмёт тот наказание в меру собственного проступка.
В случае, если убьет отечественный подданный русского либо русский отечественного подданного, то да
задержат убийцу родственники убитого, и да убьют его.
В случае, если же убежит убийца и скроется, а будет у него имущество, то пускай
родственники убитого заберут имущество его; в случае, если же убийца окажется неимущим
и кроме этого скроется, то пускай ищут его, пока не найдется, а в то время, когда найдется, да
будет убит.
В случае, если же ударит клинком, либо копьем, либо иным каким-либо оружием русский
грека либо грек русского, то за то бесправие пускай заплатит виновный 5 литр
серебра по закону русскому; в случае, если же окажется неимущим, то пускай реализуют у
него все, что лишь возможно, так что кроме того и одежды, в которых он ходит, и те
пускай с него снимут, а о недостающем пускай принесет клятву по собственной вере,
что не имеет ничего, и лишь тогда пускай будет отпущен.
В случае, если же захотим мы, цари, у вас солдат против отечественных соперников, да
напишем о том великому князю вашему, и вышлет он нам столько их, сколько
захотим: и из этого определят в иных государствах, какую любовь имеют между собой
русский и греки.
Мы же соглашение данный написали на двух хартиях, и одна хартия хранится у
нас, царей, — на ней имеется имена и крест отечественные написаны, а на другой — имена
послов и купцов ваших. А в то время, когда послы отечественные царские выедут, — пускай выполняют
их к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, приняв хартию,
поклянутся действительно выполнять то, о чем мы договорились и о чем написали на
хартии данной, на которой написаны имена отечественные.
Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью
святого Ильи в предлежании хартии и честного креста данной выполнять все, что
в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а вдруг нарушит это кто-либо из
нашей страны — князь ли либо другой кто, крещеный либо некрещеный, — да не
возьмёт он помощи от Всевышнего, да будет он рабом в загробной судьбе собственной и да
будет заклан собственным оружием.
А некрещеные русские кладут собственные щиты и обнаженные мечи, иное оружие и
обручи, дабы поклясться, что все, что написано в хартии данной, будет
соблюдаться Игорем, и всеми боярами, и всеми людьми Русской страны во все
будущие годы и в любой момент.
В случае, если же кто-нибудь из князей либо из людей русских, христиан либо
нехристиан, нарушит то, что написано в хартии данной, — да будет хорош
погибнуть от собственного оружия и да будет проклят от Всевышнего и от Перуна за то, что
нарушил собственную клятву.
И в случае, если на благо Игорь, князь, сохранит любовь эту верную, да не
нарушится она , пока солнце сияет и всю землю стоит, в нынешние
времена и во все будущие.
Послы, отправленные Игорем, возвратились к нему с послами греческими и
поведали ему все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и
задал вопрос их: Сообщите, что наказал вам царь?. И сообщили послы царя: Вот
отправил нас царь, обрадованный миром, желает он иметь любовь и мир с князем
русским. Твои послы приводили к присяге отечественных царей, а нас отправили привести
к присяге тебя и твоих мужей. Давал слово Игорь сделать так. На следующий сутки
призвал Игорь послов и пришел на бугор, где стоял Перун; и сложили оружие
собственный, и щиты, и золото, и присягали люди и Игорь его — какое количество было
язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви
святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей Хазар и беседы, — это
была соборная церковь, так как много было христиан — варягов. Игорь же,
утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их мехами, воском и рабами,
и отпустил их; послы же пришли к царю и поведали ему все речи Игоря, и о
любви его к грекам.
Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем государствам. И пришла
осень, и стал он замышлять пойти на древлян, хотя забрать с них еще громадную
дань.
В год 6453 (945). В тот год сообщила дружина Игорю: Отроки Свенельда
изоделись одеждой и оружием, а мы наги. Отправимся, князь, с нами за данью, и
себе добудешь, и нам. И послушал их Игорь — отправился к древлянам за данью и
прибавил к прошлой дани новую, и творили принуждение над ними мужи его. Забрав
дань, отправился он в собственный город. В то время, когда же шел он назад, — поразмыслив, сообщил
собственной дружине: Идите с данью к себе, а я возвращусь и похожу еще. И
отпустил дружину собственную к себе, а сам с малой частью дружины возвратился, хотя
большего достатка. Древляне же, услышав, что идет опять, держали совет с
князем своим Малом: В случае, если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока
не убьют его; так и данный: если не убьем его, то всех нас погубит. И отправили
к нему, говоря: Для чего идешь снова? Забрал уже всю дань. И не послушал их
Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили дружинников и Игоря
его, поскольку было их мало. И погребен был Игорь, и имеется могила его у
Искоростеня в Деревской почва и до этого времени.
Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец
его был Асмуд, а воевода Свенельд — папа Мстиши. Сообщили же древляне: Вот
убили мы князя русского; заберём жену его Ольгу за князя отечественного Мелка и
Святослава заберём и сделаем ему, что захотим. И отправили древляне лучших
мужей собственных, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под
Боричевым. Так как вода тогда текла около Киевской горы, а люди сидели не на
Подоле, но на горе. Город же Киев был в том месте, где сейчас двор Гордяты и Никифора,
а княжеский двор был в городе, где сейчас двор Воротислава и Чудина, а место
для ловли птиц было вне города; был вне города и второй двор, где стоит
на данный момент двор доместика, сзади церкви святой Богоматери; над горою был
теремной двор — был в том месте каменный терем. И поведали Ольге, что пришли
древляне, и призвала их Ольга к себе, и сообщила им: Гости хорошие пришли. И
ответили древляне: Пришли, княгиня. И сообщила им Ольга: Так рассказываете же,
для чего пришли ко мне?. Ответили же древляне: Отправила нас Деревская почва с
такими словами: Мужа твоего мы убили, поскольку супруг твой, как волк, расхищал
и грабил, а отечественные князья хорошие, в силу того, что берегут Деревскую почву, — отправься
замуж за князя отечественного за Мелка. Было так как имя ему Мелок, князю древлянскому.
Сообщила же им Ольга: Любезна мне обращение ваша, — мужа моего мне уже не
воскресить; но желаю воздать вам на следующий день честь перед людьми собственными; сейчас же
идите к собственной ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я отправлю за вами,
а вы рассказываете: Не едем на конях, ни пеши не отправимся, но понесите нас в
ладье, — и вознесут вас в ладье, и отпустила их к ладье. Ольга же
приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На
следующее утро, сидя в тереме, отправила Ольга за гостями, и пришли к ним, и
сообщили: Кличет вас Ольга для чести великой. Они же ответили: Не едем ни
на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье. И ответили
жители Киева: Нам неволя; князь отечественный убит, а княгиня отечественная желает за вашего
князя, — и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в
великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и
скинули их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, задала вопрос их Ольга:
Хороша ли вам честь?. Они же ответили: Горше нам Игоревой смерти. И
повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
И отправила Ольга к древлянам, и сообщила им: В случае, если в самом деле меня просите,
то отправьте лучших мужей, дабы с великой честью пойти за вашего князя,
в противном случае не разрешат войти меня киевские люди. Услышав об этом, древляне избрали
лучших мужей, руководивших Деревскою почвой, и отправили за ней. В то время, когда же
древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так:
Вымывшись, придите ко мне. И натопили баню, и вошли в нее древляне, и
стали мыться; и закрыли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей,
в этот самый момент сгорели все.
И отправила к древлянам со словами: Вот уже иду к вам, приготовьте меды
многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю
тризну по собственном муже. Они же, услышав об этом, свезли множество меда и
заварили его. Ольга же, забрав с собою маленькую дружину, отправилась налегке,
пришла к могиле супруга и оплакала его. И повелела людям своим насыпать
большой бугор могильный, и, в то время, когда насыпали, приказала выполнять тризну. По окончании
того сели древляне выпивать, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И
сообщили древляне Ольге: Где дружина отечественная, которую отправили за тобой?. Она
же ответила: Идут за мною с дружиною мужа моего. И в то время, когда опьянели
древляне, приказала отрокам своим выпивать в их честь, а сама отошла неподалеку и
приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга возвратилась в
Киев и собрала войско на оставшихся.
НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ СВЯТОСЛАВА, СЫНА ИГОРЕВА. В год 6454 (946). Ольга с
сыном своим Святославом собрала довольно много храбрых солдат и отправилась на Деревскую
почву. И вышли древляне против нее. И в то время, когда сошлись оба войска для схватки,
Святослав кинул копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и
ударило коня по ногам, потому что был Святослав еще ребенок. И сообщили Свенельд и
Асмуд: Князь уже начал; последуем, дружина, за князем. И победили древлян.
Древляне же побежали и затворились в собственных городах. Ольга же устремилась с
сыном своим к городу Искоростеню, поскольку те убили ее мужа, и стала с сыном
своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из
города, потому что знали, что, убив князя, не на что им сохранять надежду. И стояла Ольга
все лето и не имела возможности забрать города, и замыслила так: отправила она к городу со
словами: До чего желаете досидеться? Так как все ваши города уже сдались мне и
дали согласие на дань и уже возделывают земли и свои нивы; а вы, отказываясь
платить дань, планируете умереть с голода. Древляне же ответили: Мы бы
рады платить дань, но так как ты желаешь мстить за мужа собственного. Сообщила же им
Ольга, что-де я уже мстила за обиду супруга, в то время, когда приходили вы к
Киеву, и во второй раз, а в третий — в то время, когда устроила тризну по собственном муже.
Больше уже не желаю мстить, — желаю лишь забрать с вас маленькую дань и,
заключив с вами мир, уйду прочь. Древляне же задали вопрос: Что желаешь от нас?
Мы рады дать тебе меха и мёд. Она же сообщила: Нет у вас сейчас ни меду, ни
мехов, исходя из этого прошу у вас мало: дайте мне от каждого двора по три голубя
да по три воробья. Я так как не желаю возложить на вас тяжёлой дани, как супруг мой,
поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас
данной малости. Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и
по три воробья и отправили к Ольге с поклоном. Ольга же сообщила им: Вот вы и
покорились уже мне и моему дитяти, — идите в город, а я на следующий день отойду от
него и отправлюсь в собственный город. Древляне же с удовольствием вошли в город и поведали
обо всем людям, и были рады люди в городе. Ольга же, раздав солдатам — кому
по голубю, кому по воробью, приказала привязывать воробью и каждому голубю
трут, завертывая его в маленькие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И,
в то время, когда начало смеркаться, приказала Ольга своим солдатам разрешить войти голубей и
воробьев. Голуби же и воробьи полетели в собственные гнезда: голуби в голубятни, а
воробьи под стрехи, и без того загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и
сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и не было возможности гасить, поскольку
сходу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга
солдатам своим хватать их. А как забрала город и сожгла его, городских же
старейшин забрала в плен, а других людей убила, а иных дала в рабство
мужам своим, а остальных покинула платить дань.
И возложила на них тяжёлую дань: две части дани шли в Киев, а третья в
Вышгород Ольге, потому что был Вышгород городом Ольгиным. И отправилась Ольга с сыном
своим и с дружиной по Древлянской почва, устанавливая дани и налоги; и
сохранились места ее места и стоянок для охоты. И пришла в город собственный Киев с
сыном своим Святославом, и пробыла тут год.
В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте
дани и погосты и по Луге — дани и оброки, и ловища ее сохранились по всей
почва, и имеется свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в
Пскове и поныне, и по Днепру имеется места ее для ловли птиц, и по Десне, и
сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И без того, установив все, возвратилась к
сыну собственному в Киев, и в том месте пребывала с ним в любви.
В год 6456 (948).
В год 6457 (949).
В год 6458 (950).
В год 6459 (951).
В год 6460 (952).
В год 6461 (953).
В год 6462 (954).
В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую почву и пришла к
Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и,
заметив, что она весьма прекрасна лицом и разумна, подивился царь ее разуму,
разговаривая с нею, и сообщил ей: Хороша ты царствовать с нами в столице
отечественной. Она же, поразмыслив, ответила царю: Я язычница; в случае, если желаешь
крестить меня, то крести меня сам — в противном случае не крещусь. И крестил ее царь с
патриархом. Просветившись же, она радовалась телом и душой; и наставил ее
патриарх в вере, и сообщил ей: Благословенна ты в женах русских, поскольку
возлюбила свет и покинула тьму. Благословят тебя сыны русские до последних
поколений внуков твоих. И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве,
и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив
голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху
со словами: Молитвами твоими, владыка, пускай буду сохранена от сетей
дьявольских. И было наречено ей в крещении имя Елена, как и старой царице
— матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. По окончании
крещения призвал ее царь и сообщил ей: Желаю забрать тебя в жены. Она же
ответила: Как ты желаешь забрать меня, в то время, когда сам крестил меня и назвал
дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь. И сообщил ей царь:
Перехитрила ты меня, Ольга. И дал ей бессчётные подарки — золото, и
серебро, и паволоки, и сосуды разные; и отпустил ее, назвав собственной
дочерью. Она же, собравшись к себе, пришла к патриарху, и попросила у него
благословения дому, и сообщила ему: Люди мои и сын мой язычники, — да
сохранит меня Всевышний от всякого зла. И сообщил патриарх: Чадо верное! В Христа
ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил
Еноха во времена праотцев, а после этого Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота
от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи,
Даниила от зверей, — так и тебя избавит он от козней сатаны и от сетей
его. И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в собственную почву, и
пришла в Киев. Случилось это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к
Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и заметила великую мудрость
и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной
мудрости, но та (царица эфиопская) — людской, а эта — Божьей. Потому что
ищущие мудрости отыщут. Премудрость на улицах возглашает, на дорогах
возвышает голос собственный, на городских стенках проповедует, в городских воротах
звучно говорит: доколе невежды будут обожать невежество…. Эта же блаженная
Ольга с малых лет искала мудростью, что имеется наилучшее в свете этом, и
отыскала многоценный жемчуг — Христа. Потому что сообщил Соломон: Желание благоверных
приятно для души; и: Склонишь сердце твое к размышлению; Любящих меня я
обожаю, и ищущие меня отыщут меня. Господь сообщил: Приходящего ко мне не
изгоню вон.
Эта же Ольга пришла в Киев, и отправил к ней греческий царь послов со
словами: Довольно много даров я дал тебе. Ты так как сказала мне: в то время, когда возвращусь в
Русь, довольно много даров отправлю тебе: челядь, воск, и меха, и солдат в помощь.
Отвечала Ольга через послов: Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как
я в Суду, то тогда дам тебе. И отпустила послов с этими словами.
Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять
крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но в случае, если кто планировал
креститься, то не запрещал, а лишь насмехался над тем. Потому что для неверующих
вера христианская юродство имеется; Потому что не знают, не разумеют те, кто ходят
во тьме, и не ведают славы Господней; Огрубели сердца их, с большим трудом уши их
слышат, а очи видят. Потому что сообщил Соломон: Дела нечестивых далеки от
разума; В силу того, что кликал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не
внимали, но отвергли мои рекомендации и обличений моих не приняли; Возненавидели
премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять
советов моих, презрели обличения мои. Так и Ольга довольно часто сказала: Я
познала Всевышнего, сын мой, и радуюсь; в случае, если и ты познаешь — также станешь
радоваться. Он же не внимал тому, говоря: Как мне одному принять иную
веру? А дружина моя начнёт насмехаться. Она же сообщила ему: Если ты
крестишься, то и все сделают то же. Он же не послушался матери, продолжая
жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает — в беду
впадет, как сообщено: В случае, если кто отца либо матери не послушает, то смерть
примет. Святослав же притом гневался на маму, Соломон же сообщил: Поучающий
злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого обидят; потому что
обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, дабы не возненавидели
тебя. Но Ольга обожала собственного сына Святослава и говаривала: Да будет
воля Божья; в случае, если захочет Всевышний помиловать род мой и почву Русскую, то положит
им в сердце то же желание обратиться к Всевышнему, что даровал и мне. И, говоря
так, молилась за сына и за людей день и всякую ночь, воспитывая сына до его
возмужалости и до его совершеннолетия.
В год 6464 (956).
В год 6465 (957).
В год 6466 (958).
В год 6467 (959).
В год 6468 (960).
В год 6469 (961).
В год 6470 (962).
В год 6471 (963).
В год 6472 (964). В то время, когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать
довольно много солдат храбрых, и стремительным был, как будто бы пардус, и довольно много сражался. В
походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко
нарезав конину, либо зверину, либо говядину и зажарив на углях, так ел; не
имел он шатра, но дремал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были
и все остальные его солдаты, И отправлял в иные почвы со словами: Желаю на вас
идти. И отправился на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сообщил вятичам:
Кому дань даете?. Они же ответили: Хазарам — по щелягу с сохи даем.
В год 6473 (965). Отправился Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли
навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве
одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу забрал. И победил ясов и
касогов.
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
В год 6475 (967). Отправился Святослав на Дунай на болгар. И бились обе
стороны, и одолел Святослав болгар, и забрал городов их 80 по Дунаю, и сел
княжить в том месте в Переяславце, беря дань с греков.
В год 6476 (968). Пришли в первый раз печенеги на Русскую почву, а Святослав
был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со собственными внуками — Ярополком,
Владимиром и Олегом в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой:
было их очень много около города, и не было возможности ни выйти из
города, ни вести отправить, и изнемогали люди от жажды и голода. И собрались
люди той стороны Днепра в ладьях, и находились на том берегу, и не было возможности
никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в
городе, и сообщили: Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и
сообщить им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам. И
сообщил один отрок: Я проберусь, и ответили ему: Иди. Он же вышел из
города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, задавая вопросы их: Не
видел ли кто-нибудь коня?. Потому что знал он по-печенежски, и его принимали за
собственного, И в то время, когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, ринулся в Днепр и
поплыл, Заметив это, печенеги бросились за ним, стреляли в него, но не смогли
ему ничего сделать, На том берегу увидели это, подъехали к нему в ладье,
забрали его в ладью и привезли его к дружине. И сообщил им отрок: Если не
подойдете на следующий день к городу, то люди сдадутся печенегам. Воевода же их, по
имени Претич, сообщил: Отправимся на следующий день в ладьях и, захватив княгиню и
княжичей, умчим на данный берег. В случае, если же не сделаем этого, то погубит нас
Святослав. И на следующее утро, близко к восходу солнца, сели в ладьи и звучно
затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же сделали вывод, что пришел князь,
и побежали от города по отдельности. И вышла Ольга с людьми и внуками к ладьям.
Печенежский же князь, заметив это, возвратился один к воеводе Претичу и
задал вопрос: Кто это пришел?, А тот ответил ему: Люди той стороны (Днепра),
Печенежский князь задал вопрос: А ты не князь ли?. Претич же ответил: Я супруг
его, пришел с авангардом, а за мною идет войско с самим князем:
бесчисленное их множество. Так сообщил он, дабы их припугнуть. Князь же
печенежский сообщил Претичу: Будь мне втором. Тот ответил: Так и сделаю.
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и
стрелы. Тот же дал ему кольчугу, меч и щит. И отошли печенеги от города,
и не было возможности коня напоить: находились печенеги на Лыбеди. И отправили жители Киева к
Святославу со словами: Ты, князь, ищешь чужой почвы и о ней заботишься, а
собственную покинул, а нас чуть было не забрали печенеги, и мать твою, и детей твоих.
Если не придешь и не защитишь нас, то заберут-таки нас. Неужто не жаль тебе
собственной отчины, ветхой матери, детей собственных?. Услышав это, Святослав с
дружиною скоро сел на коней и возвратился в Киев; приветствовал мать собственную и
детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал солдат, и прогнал
печенегов в степь, и наступил мир.
В год 6477 (969). Сообщил Святослав матери собственной и боярам своим: Не
любо мне сидеть в Киеве, желаю жить в Переяславце на Дунае — потому что в том месте середина
почвы моей, в том направлении стекаются все блага: из Греческой почвы — золото, паволоки,
вина, разные плоды, из Чехии и из Венгрии кони и серебро, из Руси же меха
и воск, рабы и мёд. Отвечала ему Ольга: Видишь — я больна; куда желаешь
уйти от меня? — потому что она уже разболелась. И сообщила: В то время, когда похоронишь меня,
— отправляйся куда захочешь, Через три дня Ольга погибла, и плакали по ней
плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на
выбранном месте, Ольга же завещала не выполнять по ней тризны, поскольку имела
при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.
Была она предвозвестницей христианской почва, как денница перед
солнцем, как заря перед восходом солнца. Она так как сияла, как луна в ночи; так и
она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди
загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой
купели, и скинула с себя безнравственные одежды первого человека Адама, и
облеклась в нового Адама, другими словами в Христа. Мы же взываем к ней: Радуйся,
русское познание Всевышнего, начало отечественного с ним примирения. Она первая из
русских вошла в царство небесное, ее и восхваляют сыны русские — собственную
начинательницу, потому что и по смерти молится она Всевышнему за Русь. Так как души
праведных не умирают; как сообщил Соломон: Радуется народ похваляемому
праведнику; память праведника бессмертна, поскольку согласится он и Всевышним и
людьми. Тут же ее все люди прославляют, видя, что она лежит много лет, не
тронутая тлением; потому что сообщил пророк: Прославляющих меня прославлю. О таких
так как Давид сообщил: В вечной памяти будет праведник, не убоится плохой
молвы; готово сердце его уповать на Господа; утверждено сердце его и не
дрогнет. Соломон же сообщил: Праведники живут вовеки; приз им от Господа
и попечение о них у Всевышнего. Посему возьмут они венец и царство красоты
доброты от руки Господа, потому что он покроет их десницею и защитит их мышцею.
Защитил так как он и эту блаженную Ольгу от супостата и врага — сатаны.
В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у
древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: Если не отправитесь к
нам, то сами добудем себе князя. И сообщил им Святослав: А кто бы отправился к
вам?. И отказались Олег и ярополк. И сообщил Добрыня: Просите Владимира.
Владимир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра
Добрыни; папа же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей
Владимиру. И сообщили новгородцы Святославу: Дай нам Владимира, Он же
ответил им: Вот он вам. И забрали к себе новгородцы Владимира, и отправился
Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.
В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары