Критика литературная

Литературная критика (от греч. kritike — суждение, мастерство разбираться, делать выводы) — одна из составных частей литературоведения, т. е. науки о литературе. Тесно связанная с теорией и историей литературы, занятыми в основном определением природы словесного творчества, установлением главных закономерностей эстетического освоения действительности, анализом хорошего литературного наследия, критика литературная — в отличие от них — оценивает в большинстве случаев современное литературное развитие, истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.

Определяя идейно-эстетическое уровень качества текущей книжной и журнальной литературно-художественной продукции, критика литературная исходит в первую очередь из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Советуя читателю то либо иное произведение либо, наоборот, отвергая его, вскрывая его недостатки, критика литературная обосновывает собственные объективные выводы, исходя из собственного понимания значимости его содержания, равно как и степени новизны и формального совершенства. Произведение искусства, которое не расширяет духовного кругозора читателя, не доставляет человеку эстетического наслаждения, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздействует на эстетическое эмоцию, — такое произведение не возможно признано подлинно художественным.

содержания и Неразрывное единство формы, их соответствие — один из наиболее значимых параметров оценки произведения искусства, а также и литературы.

Собственными корнями история литературной критики уходит в далекое прошлое: критические суждения о литературе появились в один момент с возникновением художественных произведений. Первые читатели из числа думающих, умудренных жизненным опытом и наделенных эстетическим чутьем и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эру античности критика литературная формируется как довольно независимая отрасль творчества.

В последующие столетия литературная критика неуклонно расширяет масштабы собственной деятельности, делается влиятельной силой действия на публичное сознание. В этом отношении показательна роль, которую игрались в идейной судьбе XVIII столетия Г. Э. Лессинг в Германии, Д. Дидро во Франции. Только плодотворное влияние на народно-освободительное перемещение в России, на формирование передовых публичных воззрений, на развитие и становление реализма в русской литературе XIX в. оказали В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, их соратники.

другие демократы и Добролюбов-«шестидесятники» провозгласили в противовес эстетической критике (А. В. Дружинин, В. П. Боткин, П. В. Анненков), которая проповедовала так именуемую теорию «мастерства для мастерства», задачу проверки литературы судьбой. «Настоящая критика», исследуя литературу, выносила решение суда самой жизни, запечатленной писателем. Критика литературная подвергала тщательнейшему анализу социальные процессы, разглядывала типические явления, содержащиеся в произведениях писателей-реалистов. С этих позиций были рассмотрены, к примеру, «Обломов» И. А. Гончарова, романы И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского. Критика, с которой выступали русские революционные демократы, носила открыто публицистический темперамент.

Как пользоваться критической литературой

Каждая работа по литературе — произведение, доклад, сообщение на литературную тему — требует знакомства с критической литературой, а часто и её применения. Суждения критика смогут переубедить вас, продемонстрировать новые нюансы художественного произведения.

Просматривая литературно-критическое произведение, не забывайте, в то время, когда, в каких исторических условиях оно было написано, чтобы выяснить задачи критика, исходя из его взоров.

Обдумывая разные, иногда противоречащие друг другу оценки, учитесь на этих примерах строить совокупность доказательств. Раздельно забранная критическая статья не обязана становиться единственным источником мыслей для вашего произведения либо доклада. Работы по литературе должны быть независимыми, основанными на анализе текста и несовпадающих на него точек зрения. Итогом этого анализа будет ваш личный взор. Так, предметом для размышления и сопоставления в работе о комедии А. С. Грибоедова («Горе от ума») не считая точки зрения В. Г. Белинского будет оценка Чацкого А. С. Пушкиным (письмо Пушкина П. А. Вяземскому) и И. А. Гончарова (статья «Мильон терзаний»). Сопоставляя оценки писателей, попытайтесь выработать собственное, отлично обоснованное отношение к Чацкому. В случае, если ваше несогласие вызывает, к примеру, пушкинская оценка, попытайтесь осознать её психотерапевтические обстоятельства. Так как Пушкин писал о комедии Грибоедова в то время, в то время, когда он сам пребывал в ссылке, причем конкретно за собственные вольнолюбивые взоры. Возможно, осуждая Чацкого за то, что он «мечет бисер перед репетиловыми», Пушкин досадовал на самого себя, напрасно, как ему казалось, пробовавшего разбудить гражданские эмоции дворянского общества вольнолюбивыми стихами.

Навыки работы с литературно-критическими произведениями по школьной программе окажут помощь вам пользоваться литературно-критическими статьями, касающимися современной литературы, книг, составляющих круг вашего внешкольного чтения.

Вот кое-какие советы по работе с литературно-критическим текстом. Заинтересовавшую вас критическую статью, законспектируйте (см. Как трудиться с конспектом). В случае, если книга со статьей в собственности вам, то покиньте в самые важных местах закладки либо положите в книгу листок бумаги с краткой чёртом нужных вам высказываний и указанием страниц, на которых они находятся. Необходимые вам строки легко отчеркните на полях карандашом — ни в коем случае не чернилами, даже в том случае, если книга ваша! В случае, если книга библиотечная, то и карандашом пользоваться не направляться, а необходимо включить цитаты в конспект. Критические высказывания цитируйте совершенно верно, с указанием названия и автора литературно-критического произведения. Не стоит приводить через чур долгих цитат. Лучше конспективно перескажите точку зрения критика, прибегая к цитированию только в тех случаях, в то время, когда текст сложен и не поддается пересказу. При этом не забывайте, что ссылки на чужие мысли либо цитирование вовсе не должны служить для «украшения» работы и для демонстрации собственной эрудиции. цитаты и Ссылки или подтверждают ваши аргументы, или являются предметом полемики. Кроме того применяя критические суждения для обзора истории вопроса либо для обоснования возможности различных взоров на одно и то же художественное произведение, не направляться ограничиваться одной лишь информацией. Так как ваша работа на литературную тему должна быть творческой, соответственно, независимой.

Про писателей и литературных критиков


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: