Учение о почерке как объекте криминалистического изучения включает в себя следующие главные компоненты:
¾ понятие почерка и письма;
¾ реализации и основы формирования письменно-двигательного ФДК (функционально-динамического комплекса) навыков человека;
¾ фундаментальные криминалистические особенности почерка.
Ярким объектом судебно-почерковедческой экспертизы есть почерк, который связан с осуществлением одного из самые сложных навыков человека — навыком письма.
развития письменности и История возникновения охватывает период в пара тысяч лет, за каковые человечество прошло путь применения самых разнообразных способов письма.
Старейшей и самой примитивной формой письменности есть пиктографическое, либо рисуночное, письмо (от латинского слова pictus — нарисованный и греческого grapho — пишу). Этот метод письма реализовывался при помощи картинок, обозначающих действия и всевозможные предметы. Наряду с этим суть пиктограмм не зависел от их воспроизведения звуковой речью, в связи с чем они имели возможность толковаться разноязычными людьми.
Со временем пиктографическое письмо в соответствии с возросшими запросами материальной судьбе преобразовалось в идеографическое (от греческого idea — понятие, знак). В отличие от первой формы, символический метод письменности уже имел возможность высказывать и фиксировать отвлеченные понятия. В качестве примеров идеографического письма возможно назвать египетские иероглифы, современную китайскую письменность, математические и иные научные символы.
Историческое преобразование идеографического письма в современное буквенно-звуковое происходило в пара этапов. Переходным периодом есть стадия применения силлабического метода письменности (sillabe — слог), при котором определенные письменные символы обозначали отдельные слоги.
Буквенно-звуковое письмо на сегодня считается оптимальной формой письменности, которая разрешает передавать любую по сложности обращение методом относительно маленького количества графических знаков, соответствующих звуковому составу конкретного языка.
направляться подчернуть, что термину письмо свойственно пара значений. В быту им именуют процесс исполнения рукописи, почтовое отправление, средство запечатления мысли человека посредством условных графических знаков и т. д. Общепринятым на сегодня в криминалистике есть следующее определение разглядываемого понятия: Письмо — это дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляемое при помощи разного рода графических знаков, отражающих в определенной форме служащих и звуковую речь для передачи данной речи на закрепления и расстояние ее во времени [16, с. 7].
Письмо как вид речевой деятельности человека основано на сложной и многообразной совокупности как следует неоднородных навыков, в целом образующих письменный функционально-динамический комплекс (ФДК). Его структуру воображают три главные группы навыков:
¾ интеллектуальная;
¾ письменно-речевая;
¾ письменно-двигательная.
К группе интеллектуальных относятся навыки восприятия, мышления, памяти человека. С. М. Вул отмечает, что интеллектуальные навыки отражают метод познания индивидом окружающей его действительности, обусловлены его особенностями психики и личным опытом. Кое-какие свойства этих навыков присутствуют в понятийно-смысловых структурах текста [4, с. 11].
Письменно-речевая несколько включает в свой состав лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические, орфографические и пунктуационные навыки. В целом они дифференцируются по роли, делаемой ими в письменной речи человека. Очень ответственное значение имеют лексические и синтаксические навыки, без которых обращение по большому счету немыслима. Орфографические и пунктуационные навыки делают запасного функцию, поскольку являются вторичные образования, связанные конкретно с письмом.
Письменно-двигательные навыки конкретно связаны с графической и технической сторонами письма. Соответственно данную группу составляют два типа навыков — технические и графические.
Под техническими навыками понимается комплекс автоматизированных действий человека, направленных на:
— поддержание и организацию обычных, гигиенически целесообразных условий акта письма (ситуация, освещение, поза, положение рук к поверхности стола и т. д.);
— верное обращение с письменными принадлежностями (материалами и орудием письма, средствами упаковки рукописи и т. д.).
Совокупность графических навыков включает в свой состав конфигурационные, пространственно-ориентационные, координационные, скоростные, ритмические, нажимные и др. В совокупности они разрешают изображать письменные символы на бумаге четко, скоро, красиво, связывать буквы в слова [3, с. 7].
Нужно выделить, что закономерности и структура функционирования письменно-двигательного ФДК имеют самоё важное значение для судебного почерковедения, поскольку конкретно они лежат в базе почерка — яркого объекта криминалистического познания.
В особой юридической литературе имеется довольно много научных определений термина почерк. К примеру, у Л. А. Винберга: Почерк — это зафиксированная в рукописи совокупность привычных перемещений, в базе которой лежит письменно-двигательный навык [3, с. 5].
В. Ф. Орлова есть автором следующих двух самые современных и научно обоснованных определений:
Почерк — это личный, динамически устойчивый зрительно-двигательный образ графической техники письма, приобретающий реализацию посредством совокупности перемещений в рукописи [8, с. 166].
Почерк — это основанная на письменно-двигательном ФДК и приобретающая отображение в исходниках итоговая программа их исполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ делаемых исходников и намерено приспособленную для его реализации развернутую совокупность перемещений [15, с. 66].
Указанные определения сформулированы на базе сложных долгих научных изучений в психологии функционирования и области физиологии механизма письма. Полученные наряду с этим знания о реализации и закономерностях формирования письменно-двигательного ФДК навыков человека являются базисными разделами теоретических баз судебного почерковедения, разрешающими полнее и глубже познать сущность и природу криминалистических особенностей почерка.
Целый процесс формирования письменно-двигательного ФДК в зависимости от содержания и целей задач обучения условно делится на четыре этапа: элементное письмо, буквенное письмо, связное письмо, скорописное письмо.
На этапе элементного письма главные педагогические задачи сводятся к ознакомлению обучающихся со звуковым составом слов, буквенными обозначениями звуков, графическими чертями письменных знаков, правилами их слитного исполнения, техникой и гигиеной письма.
Этап буквенного письма предполагает формирование у учеников зрительных представлений о верной форме и размерах письменных знаков, закрепление и развитие практического навыка их исполнения, размещения относительно друг друга.
На этапе связного письма вырабатываются навыки равномерного наклона, размера, разгона, расстановки, нажима при исполнении письменных знаков, верного их соединения в составе слов, пространственной ориентации в рукописи и т. д. Наряду с этим автоматизируются навыки, ранее купленные обучающимися.
Скорописное письмо есть этапом окончательной автоматизации технических и графических навыков. К этому времени обучающиеся уже четко воображают слова рукописного текста в виде слуховых, зрительных и двигательных образов и понемногу обретают возможность переключать внимание с письменно-двигательного процесса на смысловую и письменно-речевую стороны письма.
На процесс формирования письменно-двигательного ФДК влияют бессчётные факторы внутренней и окружающей среды. Комплекс внутренних факторов довольно устойчив и подразделяется на две группы, которые связаны с анатомическими и психофизиологическими изюминками обучающегося.
К анатомическим факторам относятся: протяженность костных рычагов; развитости подвижности мышц и степень суставов; особенности зрения и строение глаз (к примеру: конвергенция — сведение осей глаз для улучшения восприятия предметов; аккомодация — свойство глаза в один момент четко замечать находящиеся на различном расстоянии объекты; адаптация — возможность четкого восприятия формы и цвета различно освещенных предметов; бинокулярность — свойство зрения, разрешающее определять расстояние между замечаемыми объектами и их взаиморасположение; и т. д.); недочёты зрения (в частности: астигматизм — недостаток роговой оболочки либо хрусталика глаза, не разрешающий сетчатке организовать ясное изображение предметов; гемианопсия — потеря части поля зрения в каждом глазу благодаря разных болезней нервной совокупности; близорукость, дальнозоркость, косоглазие и др.).
Психофизиологические факторы включают в свой состав изюминки восприятия, представления, мышления, памяти обучающегося, тип его высшей нервной деятельности и др.
В отличие от внутренних, внешние факторы, воздействующие на формирование письменно-двигательного ФДК, смогут изменяться. К ним относятся: поза, освещение, применяемый пишущий прибор, используемая методика обучения и иные объективные условия процесса письма.
В целом внешние факторы воздействуют на выработку письменно-двигательного ФДК при сотрудничестве комплекса психологических и физиологических особенностей, состояний и качеств конкретного человека.
Психотерапевтическую структуру формирования письменно-двигательного ФДК составляют: осознанная цель самого действия, в ходе которого навык появляется, стремление и желание ее достигнуть, проявление интереса к создаваемому действию, эмоциональные переживания, вызываемые делаемым действием, организация внимания, мышления, памяти, участие воли и т. д. [11, с. 15].
По мере автоматизации письменно-двигательного ФДК сознание обучающегося пара снижает собственные позиции, в связи с чем процесс реализации навыка закономерно утрачивает свойство полной осознанности. Но кроме того окончательная автоматизация письменно-двигательного ФДК не отделяет его от сознания, а только частично разгружает интеллект пишущего. Исходя из этого полное овладение технической и графической сторонами письма постоянно предполагает наличие возможности осмысленно оперировать соответствующими автоматизированными действиями, а в то время, когда нужно — сознательно осуществлять контроль их.
Физиологической базой формирования письменно-двигательного ФДК есть условно-рефлекторная деятельность нервной совокупности человека. В соответствии с учению И. П. Павлова о фазности в протекании нервных процессов при выработке условных рефлексов, в судебном почерковедении различают три стадии в формировании письменно-двигательного навыка: генерализацию возбуждения, развитие внутреннего торможения, закрепление коркового динамического стереотипа [1, с. 139]. направляться подчернуть, что указанные стадии в реальности человека выражены слишком мало четко, поскольку обучение письму только условно подразделяется на ранееперечисленные этапы (элементное, буквенное, связное, скорописное письмо), осуществление которых сильно зависит от методики проведения учебных занятий.
Изюминкой стадии генерализации есть иррадиация возбудительного процесса в коре головного мозга. Появившись в доминантном очаге, иррадиация охватывает нервные двигательные центры мышц, среди них и тех, каковые конкретно не участвуют в акте письма. Этим достигается напряжение всех рабочих органов, в первую очередь плечевого пояса и привычно пишущей руки.
Для стадии развития внутреннего торможения характерно постепенное ограничение иррадиации возбудительного процесса. Торможение содействует устранению групп мышц, функционально не связанных с письмом, непродуктивных перемещений рабочих органов, совершаемых в начале выработки технических и графических компонентов письменно-двигательного навыка. Базой торможения являются поправки и указания преподавателя, самоконтроль обучающегося.
На стадии закрепления коркового динамического стереотипа делается вероятным более правильное исполнение письменных знаков благодаря торможения и процессов оптимального чередования возбуждения. В процесс письма вовлекаются лишь нужные группы мышц рабочих органов. Перемещения становятся согласованными и свободными. В следствии происходит совершенствование формирования письменно-двигательного навыка, завершается его автоматизация.
Физиологический механизм, снабжающий автоматизацию письменно-двигательного ФДК, характеризуется следующими изюминками:
¾ нервные клетки на участках коры головного мозга, управляющих техническими и графическими навыками письма, имеют пониженную степень возбуждения;
¾ корковые отделы, осуществляющие контроль сознания субъекта за реализацией перемещений пишущей руки, будут в нейтральном состоянии, исходя из этого вторая сигнальная совокупность их не фиксирует;
¾ снабжающий проявление навыка письма динамический стереотип хорошо приспособлен к трансформациям внешней и внутренней среды, в силу чего перемещения пишущей руки избирательно изменяются в зависимости от особенностей раздражителей.
Формирование письменно-двигательного навыка заканчивается, по сведениям Л. А. Винберга и М. В. Шванковой, к 25-30 годам [3, с. 13].
Закономерности реализации письменно-двигательного ФДК являются центральной проблемой современного судебного почерковедения. Разрешение конкретно данного вопроса связано с познанием психофизиологической сущности почерка, раскрытием природы его показателей. Е. Ф. Буринский писал: Задачи почерковедения в полной мере определенные: отыскать законы зависимости между деятельностью органов, создающих письмо, и результатом данной деятельности — почерком [2, c. 180].
Отечественные криминалисты для изучения механизма письма применяли учение И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности и динамическом стереотипе, и труды известный физиологов советского периода П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна, что разрешило создать соответствующие общетеоретические положения, в целом образующие криминалистическую концепцию нейрофизиологической организации письменно-двигательного процесса.
Сущность данной концепции содержится в том, что любой акт реализации письменно-двигательного навыка человека представляет собой сложную саморегулирующуюся функциональную совокупность с уровневой иерархической организацией, которая действует по принципу рефлекторного кольца.
Письменно-двигательная функциональная совокупность представляет собой не какое-либо отдельное анатомическое образование организма, а временную совокупность разных нервных периферических органов и центров, объединенных в единое целое нужным результатом деятельности — рукописью. Конкретно нужный итог определяет изюминке структуры данной функциональной совокупности, т. е. нужный подбор рабочих органов и регулирующих их деятельность нервных центров.
Построение внутренней структуры письменно-двигательной функциональной совокупности происходит в рамках двух главных стадий, соответствующих деятельности узловых нейрофизиологических механизмов:
¾ афферентный синтез;
¾ принятие ответа (см. рис. 1).
Рис. 1. Неспециализированная схема структуры письменно-двигательной
функциональной совокупности организма человека
Р — рецепторы; ПА — проводниковые аппараты; ЦНС — центральная нервная совокупность; РО — рабочие органы; ПС(УР) — пусковой стимул (условный
раздражитель); ОС — обстановочные стимулы; Ц — цель действия;
ЭВ — эфферентные возбуждения; ОА — обратная афферентация
Сущность стадии афферентного синтеза содержится в конвергенции (схождении) и последующей интеграции всех афферентных информаций, пришедших в нервную совокупность из внешнего и внутреннего мира. П. К. Анохин выделяет четыре необходимых компонента афферентного синтеза:
¾ пусковая афферентация;
¾ остановочные афферентации;
¾ главная мотивация;
¾ память.
Пусковой стимул является конкретным толчком к началу формирования письменно-двигательного акта. Теоретически им возможно любой условный раздражитель внешнего либо внутреннего мира человека. Он появляется в какой-то степени неожиданно и включается в уже имеющуюся широкую совокупность афферентных возбуждений, сложившуюся до момента действия пускового стимула [1, c. 309].
Обстановочные стимулы включают в себя все факторы, составляющие неспециализированную обстановку, в которой действует пусковой стимул. Они кроме этого представлены внешними и внутренними раздражителями, условно-купленными в течении прошлого письменного опыта.
Главная мотивация есть суммарным компонентом афферентного синтеза, имеющим темперамент коммуникативно-познавательной потребности. Он органически вплетается в процесс обработки информации и в будущем определяет ее направление.
Память — прошедший письменно-двигательный опыт человека — есть четвертым необходимым компонентом афферентного синтеза. На его базе актуализируются конкретно те механизмы, каковые способны абсолютно обеспечить и сделать максимально правильным акт письма.
Только ответственное значение в ходе афферентного синтеза имеет ориентационно-исследовательская реакция, снабжающая деятельный подбор новой нужной информации об условиях, в которых обязан происходить процесс письма.
Конвергенция (схождение) всех четырех указанных компонентов в ходе афферентного синтеза на отдельных нейронах коры головного мозга и последующая интеграция этого сотрудничества приводят к формированию цели письменно-двигательного действия и к принятию самоё эффективного ответа (см. рис. 1).
Сущность задействования в структуре письменно-двигательного акта механизма принятия ответа содержится в выборе самые подходящих степеней свободы в биомеханических аккуратных компонентах, каковые составляют рабочую часть функциональной совокупности. Задействованные степени свободы организма позволяют максимально совершенно верно и экономно осуществить конкретно тот комплекс технических и графических операций и действий, что конкретно ведет к запрограммированному результату деятельности — рукописи.
Срочно по окончании принятия ответа о реализации письменно-двигательного акта формируются два тесно связанных между собой нейрофизиологических механизма: программа действия и акцептор действия.
Акцептор письменно-двигательного действия представляет собой динамическое образование организма, по собственному составу предвосхищающее совокупность всех афферентных показателей рукописи, каковые были заданы афферентным синтезом в соответствии с обстановкой, сложившейся на момент ее исполнения.
Письменно-двигательная программа объединяет все подробности процесса распространения эфферентных возбуждений, определяющих работу соответствующих периферических рабочих органов.
В целом момент принятия ответа о производстве письменно-двигательного акта сопровождается формированием широкого комплекса возбуждений организма субъекта, складывающегося из афферентных показателей будущего результата — рукописи и из совокупности намерено организованных эфферентных возбуждений, вышедших на периферию по направлению к рабочим органам.
Так, любой акт реализации письменно-двигательного навыка есть выражением эфферентных возбуждений организма субъекта, реализующих программу производства рукописи. Параметры последней по мере ее исполнения формируют три взаимосвязанных потока афферентных импульсаций, каковые в структуре функциональной совокупности идут в обратном направлении по отношению к возбуждениям, организовавшим воздействие:
1) структурно-геометрическая информация, принимаемая по большей части посредством зрительного анализатора;
2) координационная, скоростная, ритмическая информация, принимаемая двигательным анализатором;
3) нажимная информация, принимаемая посредством тактильного и двигательного анализаторов.
При хороших результатов сопоставления обратной афферентации с акцептором действия происходит замыкание рефлекторного кольца функциональной совокупности в целом. В данной связи письменно-двигательный акт письма заканчивается и субъект переходит к другой форме поведения.
Наровне со сложноорганизованными процессами реализации и формирования письменно-двигательный ФДК навыков человека владеет громадным числом особенностей, имеющих основополагающее криминалистическое значение при производстве идентификационных, диагностических и ситуационных изучений почерка. Главными из них в судебном почерковедении считаются:
¾ индивидуальность;
¾ динамическая устойчивость;
¾ избирательная изменчивость.
Под индивидуальностью почерка понимаются его неповторимость и характерные особенности у различных лиц. Это свойство обусловлено разнообразием субъективных и объективных факторов, взаимодействующих между собой в ходе формирования письменно-двигательного ФДК и практики письма.
Субъективный фактор выступает в виде личных психологических, физиологических и анатомических изюминок личности человека. Г. А. Самойлов показывает, что навыки как свойства личности высказывают заключенные в них особенности психики, физиологического аппарата, анатомии тела человека, каковые приняли участие в формировании того либо иного навыка [11, с. 9].
Объективный фактор представлен разнообразием условий окружающей среды по отношению к формирующемуся навыку письма. В. Ф. Орлова отмечает, что все эти условия разнообразны, многокомпонентны, благодаря пространственной и временной изменчивости в комплексе неповторимы [15, с. 80].
Динамическая устойчивость почерка как свойство, значительное с целью проведения криминалистических изучений, свидетельствует свойство к сохранению совокупности действий, образующих своеобразную структуру письменно-двигательного ФДК: их стандартность (стереотипность), стабильность во времени и по отношению к разнообразным внешним и внутренним сбивающим факторам. В материальном нюансе динамическая устойчивость почерка основана на динамическом стереотипе письменно-двигательного ФДК, что, в соответствии с учением И. П. Павлова, по окончании собственного формирования делается косным, довольно часто тяжело изменяемым, тяжело преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражениями [9, c. 566]. Вместе с тем свойство динамической устойчивости почерка не выражается в полной стереотипности последнего. В качестве конкретных форм проявления динамического характера устойчивости почерка выступают вариационность и разброс показателя в пределах вариантов.
Вариационность его признаков и почерка отражает свойство письменно-двигательного ФДК проявлять себя в исходниках в виде разнообразных устойчивых метаморфоз. Как показывает В. Ф. Орлова, вариационность есть нужным следствием устойчивого поведения совокупности, адаптированной по отношению к многообразным внешним действиям. Адаптация совокупности проявляется в ее перемещении в областей устойчивости, большие границы которых разрешают совокупности нормально функционировать [15, с. 84].
В судебном почерковедении выделяют два вида вариационности почерка: программная и коррекционная. С учетом того что программный темперамент свойствен любому из этих видов, указанные термины являются условными, поскольку подчеркивают только разную степень участия сознания в проявлении и формировании в почерке свойства вариационности в целом.
Программная вариационность появляется сознательно. Ее происхождение связано с деятельностью второй сигнальной совокупности субъекта, его изюминками, опытными и иными потребностями. В частности — с необходимостью нередкого исполнения документов в разном темпе с применением различных вариантов строения почерка: несложного, упрощенного, усложненного. В. Ф. Орлова отмечает, что программная вариационность может затрагивать как неспециализированные, интегративные характеристики почерка, так и локальные [15, с. 85].
Коррекционной вариационностью владеет любой, достаточно выработанный почерк. Она отражает свойство к саморегуляции входящих в состав письменно-двигательного ФДК компонентов, снабжает их приспосабливаемость к разным внешним и внутренним действиям среды, в случаях если они не превышают привычную норму адаптации функциональной совокупности.
От коррекционной вариационности направляться отличать другую форму проявления динамической устойчивости почерка — разброс показателя. Под этим термином в судебном почерковедении знают видоизменение показателя в исходниках, выполненных одним лицом, в пределах одного варианта [13, с. 54]. Природа данной формы содержится в том, что перемещения пишущей руки в акте письма постоянно имеют определенные допуски — степени свободы, в пределах которых они колеблются. В данной связи происходят нужные и не через чур большие отклонения метрических, конфигурационных и пространственно-ориентационных черт реально приобретаемых письменных знаков от запрограммированных и потребных для опознания. Параметры разброса показателей почерка имеют вероятностно-статистический темперамент, исходя из этого они ограничены необычными пределами, личными для каждого пишущего лица.
Изучение закономерностей вариационности и разброса показателей как форм проявления динамического характера устойчивости почерка имеет крайне важное значение в ходе ответа задач судебно-почерковедческой экспертизы, при разработке новых способов изучения, идентификационного, диагностического и ситуационного характера. В этих обстоятельствах вариационность и разброс изучаются, наряду с другим значимым свойством почерка, избирательной изменчивостью.
Избирательная изменчивость почерка отражает свойство письменно-двигательного ФДК своеобразным образом трансформироваться, т. е. видоизменяться в следствии действия превышающих привычную норму адаптации функциональной совокупности разнообразных внешних либо внутренних сбивающих факторов. В данных событиях разброс и коррекционные перестройки не достигают собственной цели, и механизм письма должен, задействуя собственные защитные резервы, отвечать реактивностью на влияние сильных раздражителей. Наряду с этим в исходниках наблюдаются частичные трансформации почерка, темперамент которых зависит от степени и вида действия сбивающих факторов, личных изюминок письменно-двигательных ФДК писавших.