До недавнего времени налоговая совокупность России включала в себя более сорока разных налогов и иных необходимых платежей. На данный момент в связи с реализацией плана действий по борьбе с кризисом их число пара уменьшено. Все налоги подразделяются на три уровня: федеральные налоги, налоги республик (краев, областей) и местные налоги (см. табл. 2)*.
*правонарушения и Налоговые преступления. Кто и как их выявляет и даёт предупреждение. М., 1998. С. 11.
Под налогом понимается необходимый платеж в бюджет, осуществляемый налогоплательщиком. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, каковые в правовом поле обязаны уплачивать налоги. Исходя из этого в действующем УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за два вида преступной деятельности – уклонение физического лица от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) либо страхового взноса в национальные уклонение и внебюджетные фонды от уплаты налогов либо страховых взносов в национальные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК РФ).
Налоговая преступность в самая опасной собственный части часто связана с совершением денежных правонарушений*, потому, что сокрытые от налогообложения суммы употребляются в будущем для криминальной деятельности в области механизмов расчетов при финансовом (а также валютном) обращении при незаконных операциях согласно расчетам наличными между организациями, нарушении валютного законодательства, легализации (отмывание) денежных средств и др. направляться напомнить про зарубежный опыт, что говорит о том, что привлечение к суду за налоговые правонарушения продолжительное время являлось главным методом борьбы с главарями организованных преступных группировок.
*О расследовании денежных правонарушений см. гл. 33.
Объективно криминальные действия заключаются для физических лиц в непредставлении в срок декларации о доходах в случаях, в то время, когда подача декларации есть необходимой, либо включении в декларацию заведомо искаженных информации о доходах либо расходах, или иным методом, а равняется уклонение от уплаты страхового взноса в национальные внебюджетные фонды, идеальное в больших размерах.
Для юрлиц такими действиями являются уклонение от уплаты налогов с организаций методом включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных информации о доходах либо расходах или иным методом, а равняется от уплаты страховых взносов в национальные внебюджетные фонды с организации, идеальное в большом размере.
Бессчётные методы совершения налоговых правонарушений возможно с достаточной степенью условности свести к двум главным: а) непредставление налоговому органу сведений о доходах в установленной форме либо установленные сроки; б) сокрытие либо искажение сведений об прошедших расходах и доходах за отчетный период. Последний метод может иметь пара разновидностей. Он может включать в себя неоформление либо ненадлежащее оформление перемещения товарно-материальных сокровищ либо денежных средств, неправомерное применение налоговых льгот, демонстрацию фиктивных расходов и доходов, неправомерное манипулирование стоимостями, и др.
Специфика метода совершения данных правонарушений определяет изюминке механизмов данной разновидности преступной деятельности. Деятельность может заключаться или в воздержании от совершения предусмотренных законом действий либо их последовательности (неявка в налоговую администрацию, непредставление в налоговую администрацию нужных данных и т.п.), или в активных действиях по формированию блока недостоверных данных либо их сокрытию от надлежащего учета.
Серьёзными элементами обстановки совершения разглядываемых преступных действий являются: непродуманная и непоследовательная налоговая политика; нередкое изменение очень сложного для понимания неспециалистами налогового законодательства; негативное отношение части общества к обязанности платить налоги стране, не снабжающему со своей стороны правильное выполнение обязанностей перед налогоплательщиками; пассивная борьба национальных органов с преступностью в целом и налоговой преступностью в частности и др.
В правовом поле ответственность за соблюдение налогового законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности несут их начальники, т. е. лица, имеющие право первой подписи денежных документов предприятия, организации.
Обязанность по уплате налогов несут физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в РФ. К указанным физическим лицам относятся граждане РФ, лица и иностранные граждане без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, живущие в РФ В общем итоге не меньше 183 дней в год . Объектом налогообложения есть совокупный доход физического лица, полученный в год : у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ, – от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в РФ, – от источников в РФ*.
*См. ст. 1, 2 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» в редакции от 31 декабря 1997 г.
Эти следственной и судебной практики и научные изучения говорят о том, что в 74% случаев преступниками являются приятели. Средний возраст злостных неплательщиков налогов образовывает 38 лет. По делам данной категории лица, виновные в совершении правонарушений, моложе 20 лет не видятся. Лицами в возрасте от 21 года до 30 лет совершено 20% налоговых правонарушений, от 31 года до 40 лет – 36%, от 41 года до 50 лет – 36%., и старше 51 года – 8%). 58% осужденных имели высшее,. неполное высшее образование либо ученую степень, а 22% – среднее особое образование. Число ранее делаемых выводы среди налоговых преступников не громадно – 7%. В 82% случаев инициатива совершения налоговых правонарушений исходила от начальников, каковые обычно являлись и обладателями фирм*.
*См.: Кучеров И.И. Налоговые правонарушения. М., 1997.
Мотивация действий при совершении налоговых правонарушений в основном корыстная.