Креационизм. основные идеи. представители (к. линней, кювье).

Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.

Ж. Б. Ламарк (1744— 1829) — создатель первого эволюционного учения. Собственные взоры на историческое развитие органического мира он отразил в книге «Философия зоологии» (1809).

Ж. Б. Ламарк создал естественную совокупность животных, основанную на принципе родства между организмами. Занимаясь классификацией животных, Ламарк заключил , что виды не остаются постоянными, они медлительно и непрерывно изменяются. Всех известных в то время животных по уровню их организации Ламарк поделил на 14 классов. В его совокупности, в отличие от совокупности Линнея, животные размещены в восходящем порядке — от полипов и инфузорий до высокоорганизованных существ (птицы и млекопитающие). Ламарк думал, что классификация обязана отражать «порядок самой природы», другими словами ее прогрессивное развитие. Все 14 классов животных Ламарк поделил на 6 градаций, либо последовательных ступеней усложнения их организации:

I (1. Инфузории, 2. Полипы);

II (3. Лучистые, 4. Черви);

III (5. Насекомые, 6. Паукообразные);

IV (7. Ракообразные, 8. Кольчатые, 9. Усоногие, 10. Моллюски);

V (11. Рыбы, 12. Рептилии);

VI (13. Птицы, 14. Млекопитающие).

Усложнение животного мира носит по Ламарку ступенчатый темперамент и исходя из этого названо им градацией. В факте градации Ламарк заметил отражение хода исторического развития органического мира. Ламарк в первый раз в истории биологии сформулировал положение об эволюционном развитии живой природы: жизнь появляется методом самозарождения несложных живых тел из веществ неживой природы. Предстоящее развитие идет по пути прогрессивного усложнения организмов, т. е. методом эволюции. В попытке отыскать движущие силы прогрессивной эволюции Ламарк пришел к произвольному выводу, что в природе существует некоторый изначальный закон внутреннего рвения организмов к совершенствованию В соответствии с этим представлениям, все живое, начиная с самозародившихся инфузорий, всегда стремится к усложнению собственной организации в долгом последовательности поколений, что в конечном счете ведет к превращению одних форм живых существ в другие (к примеру, инфузории понемногу преобразовываются в полипов, полипы — в лучистых и т. д.).

Главным причиной изменчивости организмов Ламарк вычислял влияние окружающей среды: изменяются условия (климат, пища), а за этим много поколений изменяются и виды. У организмов, лишенных центральной нервной совокупности (растения, низшие животные), эти трансформации появляются прямым методом. Так, к примеру, у лютика жестколистного подводные листья очень сильно рассечены в виде нитей (прямое влияние водной среды), а надводные листья — лопастные (прямое влияние воздушной среды). У животных, имеющих центральную нервную совокупность, влияние среды на организм, по Ламарку, осуществляется косвенным методом: изменение в условиях судьбы изменяет потребности животного, что приводит к изменению его действий, поведения и привычек. Благодаря этого, одни органы больше и чаще употребляются в работе (упражняются), а другие меньше и реже (не упражняются). Наряду с этим при упражнении органы развиваются (передние ноги и длинная шея у жирафа, широкие плавательные перепонки между пальцами у водоплавающих птиц, долгий язык у дятла и муравьеда и др.), а при неупражнении — недоразвиваются (недоразвитие глаз у крота, крыльев у страуса и др.). Данный механизм трансформации органов Ламарк назвал законом упражнения и неупражнения органов.

В ламарковском толковании обстоятельств трансформации видов в природе имеется большие недочёты. Так.влиянием упражнения либо неупражнении органов нельзя объяснить трансформации таких показателей, как протяженность волосяного покрова, густота шерсти, жирность молока, окраска покровов животных, каковые не смогут упражняться. Помимо этого, как сейчас известно, не все трансформации, появляющиеся у организмов под влиянием экологии, наследуются.

Развитие сравнительной эмбриологии, работы К. Бера.

Как и многие другие естественные науки, эмбриология зародилась в античном мире. В трудах Аристотеля имеются достаточно подробные описания развития куриного зародыша. Одвременно с этим появились и две главные точки зрения на процессы развития — эпигенез и преформизм . Эти два взора на развитие абсолютно сформировались к XVII в., и между ними началась борьба. Тогда в связи с возникновением микроскопа стали накапливаться фактические информацию о процессах развития и строении зародышей различных организмов.

Становление эмбриологии как науки и систематизация фактического материала связаны с именем доктора наук Медико-хирургической академии К. Бэра. Он распознал, что в ходе эмбрионального развития раньше всего обнаруживаются неспециализированные типовые показатели, а после этого появляются частные показатели класса, отряда, семейства и, в последнюю очередь, показатели вида и рода. Данное заключение было названо правилом Бэра. В соответствии с этому правилу, развитие организма происходит от общего к частному. К. Бэр указал на образование в эмбриогенезе двух зачатковых листков, обрисовал хорду и др.

Карл Бэр продемонстрировал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки. Наряду с этим отмечается следующие закономерности, неспециализированные для всех позвоночных: на ранних этапах развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к различным классам (наряду с этим эмбрион высшей формы похож не на взрослую животную форму, а на ее эмбрион); у зародышей каждой многочисленной группы животных неспециализированные показатели образуются раньше, чем особые; в ходе эмбрионального развития происходит расхождение показателей от более неспециализированных к особым.

Карл Бэр в собственных трудах по эмбриологии сформулировал закономерности, каковые позднее были названы «Законами Бэра»:

— самые общие показатели любой большой группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее неспециализированные показатели;

— по окончании формирования самых неспециализированных показателей появляются менее неспециализированные и без того до появления особенных показателей, характерных данной группе;

— зародыш любого вида животных по мере развития делается все менее похожим назародышей вторых видов и не проходит через поздние стадии их развития;

— зародыш высокоорганизованного вида может владеть сходством с зародышем более примитивного вида, но ни при каких обстоятельствах не бывает похож на взрослую форму этого вида.

Элиминация, ее формы. Примеры.

В биологии элиминация — это смерть некоторых особей, организмов либо их групп, популяций, видов благодаря различных естественных обстоятельств, другими словами влияния факторов окружающей среды. Значительно чаще эти особи не приспособлены к процессу борьбы за сущ-ие, яв-ся самыми не сильный среди остальных. Сама смерть представителей того либо иного вида не редкость физической, в то время, когда смерть наступает благодаря действия экологии, и генетической, в то время, когда изменяется генотип, что ведёт к их числа жизнеспособности и снижению потомков, к уменьшению их вклада в генофонд нового поколения. Различают Э. неизбирательную (неспециализированную) и избирательную. Неизбирательная Э. возникаетпри действии на популяцию факторов среды, превосходящем адаптивные возможности данной группы особей (популяции, вида), в большинстве случаев стихийных бедствий и катастрофических антропогенных вмешательств(наводнения, засухи, изменение характера ландшафта ).Массовая Э. может приводить к полному вымиранию вида. Ведущее значение в эволюции имеет избирательная Э. смерть части особей популяции, обусловленная их более низкой относительной приспособленностью. Лишь избирательная Э. ведет к размножению и дифференцированному выживанию более приспособленных особей, т. е. к естественному отбору.

Современное познание борьбы за существование. Формы взаимоотношений между организмами. Примеры.

С современной точки зрения, конкретно через борьбу за сущ-ниеосущ-тся механизм действия естес. отбора. Ч. Дарвин вычислял основной обстоятельством борьбы за сущ-ние несоответствие между тенденцией организмов к разм-ию в геометрической прогрессии и ограниченностью средств существования (пища, территория). Но углубленное изучение этого процесса продемонстрировало, что борьба за сущ-ние это взаимоотношения разных форм в каждом конкретном случае по-своему переплетаются, сменяются либо незаметно переходят приятель в приятеля. Эти сложные взаимоотношения нереально свести к 3 дарвиновским формам борьбы за сущ-ние. В современном понимании борьба за сущ-ние — это каждые противоречивые взаимоотношения особей, направленные на их размножение и развитие. Ареной борьбы за существование есть экосистема, где прояв-ся все разногласия между организмами: борьба за пищу, воду, территорию, свет, за партнера при спаривании и т. п. Известны две главные формы борьбы за существование: прямая конкуренция и борьба. 1. Прямая борьба проявляется в ярком столкновении организмов между собой. Она возможно в- и межвидовой, активной и пассивной. Межвидовые взаимоотношения смогут быть выражены в форме хищник— жертва, паразит—хозяин. Прямая борьба есть обстоятельством появления у растений последовательности приспособлений, таких как колючки, плотная кутикула, долгие корни и др. У животных совершенствуются поведенческие реакции (скрытый образ судьбы), свойство защищаться от паразитов (приобретение иммунитета), морфологическая и физиологическая организация (начинается свойство к стремительному бегу, обостряется слух, зрение, обоняние). Принципиально важно подчернуть, что в следствии борьбы за существование эволюционируют оба звена. Н/р, всякое совершенствование жертвы влечет за собой изменение у хищников тех показателей, каковые связаны с поиском жертвы, и напротив. 2. Борьба — это взаимоотношения между живыми организмами, соревнующимися за одинаковые жизненные средства, за возможность размножения и т.д. В базе этого процесса лежат различия между особями, дающие им возможность победить, т. е., в конечном счете, сохранить потомство и собственную судьбу. Выделяют три разновидности борьбы: трофическую, топическую и репродуктивную. Трофическая борьба обусловлена потребностями в однообразной пище при ее недочёте. Она происходит между особями как одного (к примеру, загущенные посевы пшеницы), так и различных (к примеру, культурные растения — сорняки) видов. У животных внутривидовая борьба может завершаться каннибализмом. Топическая борьба происходит между организмами на фоне действия неспециализированных абиотических факторов. Н/р, зимний период выживают животные, имеющие более теплый мех либо более благоустроенные норы. А в жаркую погоду растения, каковые более экономично расходуют влагу либо испаряют меньше воды. На приспособленность организмов и небл. условиям воздействуют и биотические факторы. Н/р, белая окраска зайца-беляка либо куропатки появилась в ходе эволюции не как приспособление к снежному покрову, а как защита от общих врагов (лисы, совы).3. Репродуктивная борьба выражается в борьбе за воспроизведение потомства. У растений эта форма борьбы ведет к совершенствованию опыления, оплодотворения, распространения семян и плодов, обеспечения зародышей запасом питательных веществ и др. У животных отмечается усиление вторичных половых показателей (броское оперение, сильные запахи, брачное поведение и пр.). Мерилом борьбы за существование помогает соотношение между числом появившихся особей и числом особей, каковые достигли половой зрелости (участвовали в размножении). Но это ни что иное, как естественный отбор — дифференциальное размножение особей в популяциях.

Современное познание естественного отбора. Форма отбора. Примеры.

В современном понимании естественный отбор — это избирательное (дифференциальное) воспроизведение генотипов, либо дифференциальное размножение. Дифференциальное размножение представляет собой конечный итог бессчётных процессов: выживания гамет, успеха в оплодотворении, выживаемости зигот, эмбрионов, рождения, выживаемости в молодом возрасте и во время половой зрелости, рвения к спариванию, успешности спаривания, плодовитости. Различия в этих процессах имеется следствие различий в свойствах и признаках, различия в генетической программе.Объекты отбора: отдельные особи, семьи, популяции, группы популяций, виды, сообщества, экосистемы.Сфера действия естественного отбора: ЕО затрагивает все показатели особи. Отбор идет по фенотипам — итогам реализации генотипа в ходе онтогенеза в конкретных условиях среды, т. е. отбор действует только косвенно на генотипы. Поле действия естественного отбора — популяции. Точка приложения естественного отбора — показатель либо свойство.ЕО имеет две стороны: дифференциальную (дифференциальную) смертность и избирательную выживаемость, другими словами естественный отбор имеет хорошую и отрицательную стороны. Отриц. элиминация и — сторона. Хорошая сторона — сохранение фенотипов самые соответствующих условиям экосистемы сейчас. ЕО увеличивает частоту этих фенотипов, соответственно — и частоту генов, формирующих эти фенотипы. Механизм естественного отбора 1. Трансформации генотипов в популяции многообразны, они затрагивают свойства организмов и любые признаки. 2. Среди множества трансформаций случайно появляются и такие, каковые лучше соответствуют конкретным природным условиям в данное время. 3. Обладатели этих нужных показателей оставляют больше выживающих и размножающихся потомков если сравнивать с остальными особями популяции. 4. Много поколений нужные трансформации суммируются, накапливаются, комбинируются и преобразовываются в адаптации — приспособления. Формы естественного отбора. ЕО в ходе эволюции принимает разные формы. Возможно выделить три главных формы: стабилизирующий отбор, движущий отбор и дизруптивный отбор. Стабилизирующий отбор — форма ЕО, направленная на повышение и поддержание устойчивости реализации в популяции среднего, ранее сложившегося показателя либо свойства. При стабилизирующем отборе преимущество в размножении приобретают особи со средним выражением показателя ( по образному выражению, это «выживание заурядностей»). Эта форма отбора как бы защищает и усиливает новый показатель, ликвидируя от размножения все особи, фенотипически заметно уклоняющиеся в ту либо другую сторону от сложившейся нормы. Пример: по окончании снегопада и сильных ветров было обнаружено 136 оглушенных и полуживых воробьев; 72 из них выжили, а 64 погибли. У погибших птиц были весьма долгие либо весьма маленькие крылья. Особи же со средними — «обычными» крыльями были более выносливыми. Стабилизирующий отбор в течение миллионов поколений оберегает сложившиеся виды от значительных трансформаций, от разрушающего действия мутационного процесса, выбраковывая уклонения от приспособительной нормы. Эта форма отбора действиует до тех пор, пока не изменяются значительно условия судьбы, в которых выработаны эти показатели либо свойства вида. Движущий (направленный) отбор — отбор, содействующий сдвигу среднего значения показателя либо свойства. Таковой отбор содействует закреплению новой нормы вместо ветхой, пришедшей в несоответствие с изменившимися условиями. Результатом для того чтобы отбора есть, к примеру, потеря некоего показателя. Так в условиях функциональной непригодности органа либо его части естественный отбор содействует их редукции, т.е. уменьшению, исчезновению. Пример: потеря пальцев у копытных, глаз у пещерных животных, конечностей у змей и т.п. Материал же для действия для того чтобы отбора поставляется разнообразные мутациями. Дизруптивный (разрывающий) отбор — форма отбора, помогающая более чем одному фенотипу и действующая против средних, промежуточных форм. Эта форма отбора проявляется в тех случаях, в то время, когда ни одна из групп генотипов не приобретает полного преимущества в борьбе за существование из-за разнообразия условий, в один момент видящихся на одной территории. В одних условиях отбирается одно уровень качества показателя, в других — второе. Дизруптивный отбор направлен против особей со средним, промежуточным характером показателей и ведет к установлению полиморфизма, т.е. множества форм в пределах одной популяции, которая как бы «разрывается» на части. Пример: В лесах, где земли коричневого цвета особи земляной улитки чаще имеют коричневую и розовую окраску раковин, на участках с неотёсанной и желтой травой преобладает желтая окраска и т.п. .

Подобные и гомологичные органы. Примеры.

Подобные органы — это органы, различные по происхождению, имеющие внешнее сходство и делающие сходные функции. Подобными имеется жабры речного рака, жабры и головастика личинок стрекоз. Спинной плавник касатки (китообразные млекопитающие) подобен спинному плавнику акулы. Подобны бивни слона (разросшиеся резцы) и бивни моржа (гипертрофированные клыки), крылья птиц и насекомых, колючки кактусов (видоизмененные листья) и колючки барбариса (видоизмененные побеги), и шипы шиповника (выросты кожицы).

Подобные органы появляются у далеких организмов благодаря приспособлений их к однообразным условиям среды либо исполнения органами однообразной функции

Гомологичные органы — органы, сходные по происхождению, строению, размещению в организме. Конечности всех наземных позвоночных гомологичны, в силу того, что они отвечают параметрам гомологичности: имеют неспециализированный замысел строения, занимают сходное положение среди вторых органов, развиваются в онтогенезе из сходных эмбриональных зачатков. Гомологичны ногти, когти, копыта. Ядовитые железы змей гомологичны слюнным железам. Молочные железы — гомологи потовых желез. Усики гороха, иглы кактуса, иглы барбариса — гомологи, все они — видоизменение листьев.

Сходство в плане строения гомологичных органов имеется следствие общности происхождения. Существование гомологичных структур имеется следствие существования гомологичных генов. Различия появляются благодаря трансформации функционирования этих генов под действием эволюционных факторов, и благодаря ретардаций, акце-лераций и других трансформаций эмбриогенеза, ведущих к дивергенции функций и форм.

атавизмы и Рудименты. Примеры.

Рудиментами принято именовать органы либо их части, что не функционируют в организме человека и, в принципе, являются лишними, время от времени они смогут делать какие-то второстепенные функции, но в любом случае, их начальное значение было потеряно на протяжении эволюционного развития;

Атавизмы – это появляющиеся у человека показатели, каковые были характерны его дальним предкам, появление оных в наши дни разъясняется тем, что в любом людской ДНК заложены гены, несущие ответственность за данный показатель, но они подавляются вторыми и не функционируют. Генетический сбой на каком-то из уровней развития содействует проявлению этих генов, что и выливается в какое-то непривычное для современного человека свойство.

Примеры рудиментов человека:

Хорошим примером людской рудимента возможно назвать ушные мускулы.

Это передняя, верхняя, височно-теменная и задняя ушная мускулы, каковые снабжает перемещение ушной раковины в различные стороны.

Как мы знаем, Сейчас человеку нет необходимости в шевелящихся ушах, и, однако, эта возможность имеется, причём у отдельных людей она выражена особенно ярко.

Примеры рудиментов: зуб мудростиРудиментами человека являются кроме этого зубы мудрости.

Форма коронки для того чтобы зуба показывает, что в далёком прошлом люди употребляли в пищу много жёсткой и твёрдой еды, для чего и необходимы были эти зубы.

На сегодня у нас совсем второй рацион питания, а посему потребность в таких зубах отпала.

К слову, у людей из последних поколений, достигших тридцатилетнего возраста, зубы мудрости стали прорезаться всё реже и реже, что и подтверждает эту догадку.

К рудиментам человек возможно отнести и червеобразный отросток, кроме этого именуемый аппендиксом.

Но, потеряв собственную начальную функцию (пищеварительную), он выполняет второстепенные, то есть: предохранительную, секреторную и гормональную.

Но, не обращая внимания на важную роль в организме, многие вычисляют его полностью ненужным органом, что в корне неверно.

Ещё одним примером рудиментарного органа, что использует отечественное тело — копчик (сросшиеся позвонки нижнего отдела позвоночника представляет собой рудиментарный хвост).

В наши дни он помогает для связок и прикрепления мышц, каковые задействованы в функционировании органов половой совокупности.

Как видите, примеров рудиментов в отечественном теле огромное количество.

Примеры атавизмов человека:

Примеры рудиментов и атавизмов Проявлением атавизма считается повышенный волосяной покров на людской теле.

Редко, но виделись такие случаи, что тело человека было более чем на 95 процентов покрыто густой шерстью, как у примата, незатронутыми остались только ладони и ступни ног.

Это отсылает нас назад, к неспециализированному предку обезьяны и человека.

Кроме этого часто виделись случаи образования лишней пары молочных желез либо сосков (как у мужчин, так и у дам), развитие у человека хвостовидного придатка.

Причём последний случай отчётливо виден уже на первых снимках УЗИ.

Микроцефалия фотоНекоторые учёные относят к атавизму и микроцефалию – это уменьшение головного мозга и размеров черепа при обычных пропорциях тела.

В большинстве случаев, у таких людей выражается умственная недостаточность. И однако, стоит ли относить эту патологию к атавизмам – вопрос спорный и однозначного ответа не имеет.

24. Теория филембриогенеза А.Н. Северцова. Виды филэмбриогенеза. Значение для эволюции.Одна из основных задач эволюционной теории заключалась в выяснении того, как трансформации отдельных организмов становятся показателями вида и более больших таксонов, в противном случае говоря, как онтогенетические преобразования соотносятся с филогенетическими. В соответствии с биогенетическому закону Э. Геккеля онтогенез имеется стремительное и сжатое повторение филогенеза(рекапитуляция). Северцов пересмотрел в общем статичную геккелевскую схему рекапитуляции и выдвинул положение о том, что онтогенез не просто копирует филогенез, но что в ходе эволюции трансформациям подвергаются все стадии онтогенеза, и происходят филогенетические преобразования (филэмбриогенезы). На ранних стадиях эмбрионального развития появляются большие эволюционные новшества (архаллаксисы), на более поздних — трансформации меньшего масштаба (девиации), на конечных стадиях — преобразования еще более небольшого ранга. Может кроме этого происходить удлинение онтогенеза методом надставки стадий (анаболии). Наглядной иллюстрацией северцовской теории филэмбриогенезов есть эволюция и происхождение многоклеточных животных. Согласно точки зрения ученого, у одноклеточных организмов онтогенез как такой отсутствует, он появляется у их многоклеточных потомков, каковые в начале развиваются при помощи анаболий, а после этого — методом трансформаций первичных зачатков на базе архаллаксисов и девиаций. В рамках теории филэмбриогенезов разрабатывалось учение о корреляции органов, их редукции и другие вопросы эволюционной филогенетики.

Креационизм. Главные идеи. Представители (К. Линней, Кювье).

Креационизм- направление в биологии, растолковывающее происхождение мира актом божественного творения и отрицание изменяемости видов в их историческом развитии. Формирование К-ма в биологии связано с кон. 18 — нач. 19 вв. Приверженцы идеи постоянства видов (К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Лайель).

Но ив период креационизма и господства метафизики в биологии отдельные естествоиспытатели фиксировали внимание на фактах изменчивости, животных форм и превращения растений. Зарождалось и развивалось течение, известное называющиеся трансформизма. Трансформизм, подрывавший устои креационизма и метафизики, считают предшественником эволюционного учения.

Одной из основных заслуг Линнея стало определение понятия биологического вида, внедрение в активное потребление биноминальной (двоичной) номенклатуры и установление чёткого соподчинения между систематическими (таксономическими) категориями. Он составил описания около 7.500 видов Р и 4.000 видов Ж. Создал свод ботан. терминов. Но самое основное, он выстроил четкую совокупность растений, складывавшуюся из 24 классов, разрешавшую скоро и определить их виды.За базу классификации принял вид, растения поделил на соподчиненные таксономические группы, отряды, роды, виды. За базу классификации растений забрал строение половой совокупности.

Животных поделил на 6 кл. по строению кровеносной совокупности.млекопитающие, птицы, гады (земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, черви и насекомые (к червям отнес губок).

Преимущества совокупности Линнея:

1.Разглядывал вид, как реальносуществующую единицу живой природы

2.Ввел двоичное наименование вида.

3.Человека отнес к млекопитающим отряд приматы,отнес китообразных к млекопитающим.

Наиболее защитником и ярким выразителем креационистской теории был Ж. Кювье. Ж. Кювье — франц естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем палеонтологии и сравнительной анатомии. Являлся членом Французского Географического общества.

В соответствии с его воззрениям, любое живое существо представляет собой замкнутую статическую совокупность, отвечающую двум фундаментальным правилам – условий и соотношения существования. Т.е все системы и органы организма взаимно связаны и взаимно обусловлены и все они созданы для определенной цели, осуществляемой через их функции, а организм устроен так, что его органы скоррелированы между собой и заблаговременно приспособлены к судьбе в определенных условиях существования. Организмы смогут умереть, в случае, если изменятся условия, флоры и целые фауны смогут окончательно пропасть с лица Почвы, но они не смогут измениться. Эта концепция носила очевидно выраженный креоционистский темперамент (мир создан творцом и не изменяем).

В отыскивании согласования данной концепции с накопившимися к началу XIX в. палеонтологическими данными, свидетельствовавшими о том, что животный мир в течении геологического времени изменялся, Кювье в 1812 г. развил теорию трагедий.

Он растолковывал эти трагедии так: на сушу надвигалось море и поглощало все живое, после этого море отступало, дно моря становилось сушей, которая и заселялась новыми Ж., каковые переселялись из далеких мест, где они жили раньше.

Теория трагедий стала широко распространена. Но множество ученых высказывали собственный критическое отношение к ней. Бурным спорам между сторонниками неизменности и приверженцами видов стихийного эволюционизма положила финиш глубоко продуманная и фундаментально обоснованная теория образования видов, созданная Ч. Дарвином и А. Уоллесом.

2. Трансформизм. Главные идеи. Представители (Сент-Илер, Бюффон, Ломоносов).Сент-Илерфранц зоолог, член Университета Франции, предшественник английского эволюциониста Ч. Дарвина. Сент-Илер первым высказал идея о необходимости различать органы по их действию и строению; частично предвидел биогенетический закон, в соответствии с которому кое-какие этапы изменения органов и эволюционного развития появляются и проходят в известное время во время развития зародыша, как бы свидетельствуя о развитии органов у предшественников. Ученый одним из первых высказал идея о громадном значении эмбриологии в деле морфологически-сравнительного изучения.На базе сравнительно-анатомических доказательств единства строения организмов в отдельных классов позвоночных Жив-ых С.-И. предпринял поиски морфологического единства животных различных классов, применяв способ сравнительного изучения зародышей. Учение Ж. С. о едином замысле организации всех типов животного мира подвергалось ожесточённым нападкам ученых приверженцев неизменяемости вида. Отстаивая учение о единстве животного мира, Ж. С. подверг резкой критике как теорию Кювье о 4 изолированных типах строения животного мира, лишённых общности в организации и переходов.не обращая внимания на ожесточённые нападки реакционных кругов, выступил с прямой защитой эволюционной идеи. Для обоснования собственных взоров С.- И привлек широкий материал из различных биологических наук(эмбриологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, систематики).С.-И. создал учение об уродствах как естественных явлениях природы , Положил начало экспериментальной тератологии, взяв в опытах на куриных эмбрионах последовательность неестественных уродств. Создал науку об акклиматизации животных.Трансформисты выступали против метафизического представления о постоянстве видов и против креационистской теории творения. Они обосновывали естественное происхождение органического мира. Но трансформизм — это еще не эволюционное учение. Он утверждает только превращение, изменение видов, не поднимаясь до последовательного понимания развития как исторического процесса. Среди прогрессивных естествоиспытателей XVIII в. особенное место занимает Ж. Бюффон (1707-1788) — разносторонний и плодотворный ученый, что довольно много внимания уделял разработке трансформистских идей. В распоряжении Бюффона были богатейшие коллекции животных, каковые все время пополнялись новыми экспонатами, доставляемыми из всех государств света. Материалистические взоры Бюффона привели его к представлению о естественном происхождении растений и животных. Более того, он пробовал создать неспециализированную картину происхождения Почвы. По его представлению, Почва откололась от Солнца в виде огненного жидкого шара. Вращаясь в мировом пространстве, она понемногу остывала. Жизнь на Земле показалась в тот период, в то время, когда всю поверхность Почвы покрыл всемирный океан. Кто же первенствовали жители моря? Согласно точки зрения Бюффона, это были рыбы и моллюски, т. е. сложные организмы. Они появились неожиданно, из живых частиц материи, пребывавших в океане. При предстоящем охлаждении Почвы в связи с деятельностью вулканов появилась суша. Климат Почвы был жарким, и первыми жителями суши были появившиеся из морских организмов тропические животные, подобные современным слонам, копытным и хищникам. Так, согласно точки зрения Бюффона, появилось довольно маленькое число основных семейств, от которых методом превращения случились все остальные животные.Бюффон думал, что основной обстоятельством перерождения и изменчивости животных были такие факторы, как климат, пища, и гибридизация. По мере расселения животных по земному шару они попадали в различные условия среды и, изменяясь, образовали целый тот многообразный животный мир, что существует в наши дни. Взоры Бюффона были передовыми для его времени.Материалистические традиции сложились в русской науке в восемнадцатом веке под влиянием философских идей М. В. Ломоносова. Ломоносов был последовательным материалистом. Основной вклад Ломоносова в естествознание был связан с развитием физики, геологии и химии. Ломоносов в первый раз выдвинул идею развития для объяснения процессов горообразования, происхождения слоистых пород, торфа, каменного угля. Факторами, вызывающими геологические процессы, он считал размывание, выветривание и деятельность вулканов. Изучая слои почвы, Ломоносов встретился с остатками вымерших животных и в отличие от большинства ученых собственного времени заметил в них не игру природы, а окаменевшие остатки организмов.

3. Преформизм.главные идеи. Представители. Теория эпигенеза.Вопрос об личном развитии — онтогенезе — завлекал к себе внимание со времен Аристотеля. Благодаря упрочнениям многих исследователей к XVII в. был накоплен широкий материал по трансформациям, происходящим с зародышами позвоночных на макроуровне. Появление в XVII столетии микроскопа перевело эмбриологию на как следует новый уровень, не смотря на то, что несовершенство первых микроскопов и очень примитивная техника изготовления микропрепаратов делали фактически недоступными для изучения ранние стадии развития зародышей. В XVII-XVIII вв. оформились два взора на онтогенез — эпигенез и преформизм. Приверженцы преформизма полагали, что зародышевое развитие сводится к росту в полной мере организованного зародыша. Предполагалось, что зародыш — уменьшенный вариант сложноустроенного взрослого организма — существовал в таковой форме с момента творения. Преформисты, со своей стороны, разделились на две группы. Овисты — Я. Сваммердам, А. Валлиснери, М. Мальпиги, Ш. Бонне, А. Галлер, Л. Спаланзани и др думали, что уже организованный зародыш находится в яйцеклетке, а мужское половое начало только дает толчок кразвитию.Анималькулисты А. Левенгук, Н. Хартсекер, И.Н. Либеркюн и др. утверждали, что зародыш заключен в сперматозоиде, что начинается за счет питательных веществ яйца. А. Левенгук допускал существование мужских и женских сперматозоидов. Крайним выражением преформизма явилась теория вложений. В соответствии с ей, половые клетки зародышей, как матрешки, уже несут в себе зародышей нового поколения, в тех находятся зародыши последующих поколений, и без того потом.Воззрения преформистов базировались на некоторых фактических данных. Так, Я. Сваммердам, вскрыв куколку бабочки, нашёл в том месте в полной мере организованное насекомое. Ученый воспринял это как подтверждение того, что более поздние стадии развития запрятаны в более ранних и до поры до времени не видны. Сходство детей с обоими родителями преформисты растолковывали тем, что зародыш, случившийся из яйца либо из семенного анималькуля, формируется по подобию и образу собственных своих родителей под влиянием воображения матери в течение утробной судьбе. Но, кое-какие приверженцы данной концепции допускали, что положенные зародыши не обязательно аналогичны между собой, впредь до того, что и сам прогресс живых форм мог быть преформирован в момент творения.Приверженцы другого течения — эпигенетики — думали, что в ходе онтогенеза происходит новообразование органов и структур зародыша из бесструктурного вещества.В первый раз мысль эпигенеза видится в труде В. Гарвея Изучения о нарождении животных 1651 г но полностью соответствующие взоры были выражены К.Ф. Вольфом 1733-1794 . К.Ф. Вольф исходил из того, что, в случае, если правы преформисты, то все органы зародыша, когда мы их можем заметить, должны быть абсолютно организованы. В собственной работе Теория зарождения 1759 г. ученый обрисовывает картины постепенного происхождения разных органов из неорганизованной массы у растений и животных. К сожалению, К.Ф. Вольф трудился с достаточно нехорошим микроскопом, что породило многие фактические неточности, но это не умаляет значения созданной им теории эпигенеза.Эпигенетической точки зрения в XVIII в. придерживались П. Мопертюи, Дж. Нидхэм, Д. Дидро, частично Ж. Бюффон. Решающий перелом в споре между представителями двух течений случился в XIX в. по окончании работ К.М. Бэра 1792-1876 , сумевшего снять альтернативу — либо преформизм, либо эпигенез.К.М. Бэр думал, что нигде в зародыше не происходит новообразований, имеют место только преобразования. Наряду с этим преобразование К.М. Бэр осознавал отнюдь не в духе преформизма, а разглядывал его как настоящее развитие, с глубокими качественными преобразованиями от более несложного и недифференцированного к более сложному и дифференцированному.

Неестественный отбор. Странности эволюции


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: