Короленко ц.п., дмитриева н.в. 14 глава

У ребенка воспитывается чувство гиперответственности, не характерной его возрасту. Подчеркивается его особость и непозволительность делать то, что делают сверстники. Его загружают серьезностью соответствовать родителям, не уничтожить их социальный имидж. Начинается озабоченность необходимостью создания имиджа. Респектабельное воспитание требует от ребенка превосходства над вторыми. Его занятия музыкой, спортом не рассматриваются как хобби. Наслаждения игнорируются. Принципиально важно добиться успеха, признания, славы, первенствовать .

Потому, что ребенок не может быть в любой момент первым, он терпит поражения, каковые начинает скрывать. Так он обучается обману. Привычка сказать лишь о собственных удачах требует сокрытия негативной информации. Дабы доказать собственную особость, он демонстрирует сильную волю и говорит о том, что может сделать то, что не смогут сделать родители. Одним из негативных вариантов доказательства может стать голодание, которое рассматривается как метод самоутверждения. Так он стягивает на себя внимание своих родителей (Bruch, 1978).

На развитие нарцисстических нарушений воздействуют особенные обстановки, каковые усиливают проявление нарцисстических показателей. Одним их таких вариантов есть резкое изменение социального статуса, в то время, когда семья, которая делает ставку на респектабельное воспитание, не зависимо от ребенка, теряет престиж. Ребенок это ощущает, появляется психологическая травматизация с развитием психотерапевтической защиты в виде рвения к созданию имиджа в ущерб всему остальному. В будущем выбирается общество, которое поддерживает такое поведение.

Несомненную помощь в диагностике нарцисстического расстройства оказывает знание диагностических параметров, содержащихся в DSM- IV:

1. Реакция на критику эмоциями гнева, стыда либо унижения (кроме того в случае, если эти эмоции снаружи не выражаются).

2. Эскплуатативность в межличностных отношениях с применением вторых с целью достижения собственных целей.

3. Грандиозное чувство самозначимости, основанное на преувеличении собственных способностей и достижений и рвении быть увиденным и награжденным за качества особенного человека без достаточных на то оснований.

4. Убежденность в том, что его/ее неприятности неповторимы и смогут быть осознаны лишь особенными людьми.

5. Сверхзанятость фантазиями неограниченного успеха, силы, красоты либо совершенной любви.

6. Чувство избранности, нерациональные ожидания особенно благоприятного отношения к себе.

7. Потребность в восхищении и постоянном внимании.

8. Отсутствие эмпатии, проявляющееся в неспособности выявить и пережить эмоции вторых людей, к примеру, раздражение и удивление при отмены встречи втором/подругой кроме того по обстоятельству важного заболевания.

9. Сверхзанятость эмоцией зависти.

В диагностике нарцисстического расстройства употребляется шкала нарцисстических линия (Plakun,1990):

1. Он\она смогут испытывать чрезвычайную злобу, в случае, если другие осуждают их действия.

2. Он\она теряют терпение при малых замечаний и недоразумений, каковые при рациональном к ним отношении не должны вызывать отрицательных эмоций.

3. При комплекта сотрудников он\она обращают внимание, в первую очередь, на свойство этих людей делать намеченные лишь ими цели, исключающие преследование и оправдание собственных заинтересованностей.

4. Рвение общаться с людьми, владеющими необыкновенной привлекательностью, талантом либо успехом.

Появление этого пункта связано с изучениями Plakun (1990), продемонстрировавшими наличие у нарцисстической личности рвения общаться с суперавторитетным человеком с целью присоединения его Self’а к собственному.

5. Чувство того, что другие люди не отдают себе отчета в его/ее настоящих свойствах.

6. Утверждение, что он\она приобретают помощь от вторых в связи с наличием у них уникальных способов и исключительных навыков понимания последовательности вещей.

7. Трудности в нахождении людей, хороших их доверия, т.к. эти люди недостаточно умны чтобы оценить их неповторимые качества.

8. Трудности в нахождении людей, талантливых осознать их неприятности, потому, что эти неприятности очень сложны и неповторимы.

9. Наличие фантазий, которые связаны с достижением признания.

10. Ожидание идеальных амурных взаимоотношений, не обращая внимания на наличие факта отсутствия таких взаимоотношений у лиц, входящих в круг их близкого окружения.

11. Сильное раздражение, появляющееся как следствие необоснованных, с их точки зрения, действий небольших бюрократов, предъявляющих разные несущественные требования, к примеру, нарушение правил парковки, штраф за задержку книг в библиотеке и пр.

12. Позволительность нарушения общепринятых правил в публичных местах, включая требования немедленного обслуживания в ресторанах, нежелания находиться в общей очереди в кассу и пр., т.к. собственный личное время они вычисляют самый ценным.

13. Фиксация на вызывающем внимание стремление и стиль одежды приобретать комплименты поэтому.

14. Нетерпение к людям, каковые говорят о собственных проблемах.

15. Раздражение по поводу свойства вторых обнаружить объективные обстоятельства для объяснения нарушенных невыполнения и соглашений обязанностей, включая заболевание.

16. Отрицательное эмоциональное состояние, вызванное громадными, чем у них удачами окружающих на разных стадиях обучения.

17. Отчетливая зависть к более привлекательным либо более успешным в жизни людям.

Громадное значение в развитии нарцисстического расстройства имеет ранний детский период. В качестве одного из механизмов происхождения этого вида нарушения рассматривается процесс соблазнения, что закладывает базу, разрешающую ребенку ощущать себя особенным и неповторимым. В дисфункциональной семье ребенок уже в юные годы чувствует недочёт эмоционального отношения к себе, нежелание взрослых проводить с ним время, он ощущает унижение и отбрасывание. Нарцисстическая личность формируется при соблазнения ребёнка и совмещения унижения. Соблазнение происходит от латинского seducere – отходить в сторону, положить в второе место. Соблазн содержится в том, что на каком то раннем этапе судьбы мать начинает проявлять к ребенку усиленное своеобразное внимание. Это особенное внимание и есть соблазном, что определяется как применение фальшивого утверждения либо обманного обещания с целью вынудить другого делать то, что нужно соблазнителю. Обещание возможно высказано прямо либо может подразумеваться и носить скрытый темперамент. Довольно часто родители применяют обещания, каковые четко не формулируются. Ребенок стимулируется обещанием особенной любви и особенного отношения со стороны своих родителей, а, в действительности, он не приобретает ни того, ни другого. Испытывая привязанности и недостаток любви, ребенок начинает волноваться их в собственных фантазиях.

Процесс соблазнения в отношениях матери с сыном строится на эксплуатации раннего эротизма в Эдипальных переживаниях, а в отношениях матери с дочерью – на эмоции особенной близости. Обычно в данной игре употребляются противопоставления одного из детей второму родителю, брату либо сестре. Эксклюзивный ребенок воспитывается в воздухе особенной исключительности. В его сознание косвенным образом имплантируется чувство собственной значимости и особости.

Между ребёнком и родителем создается особенная ситуация интимности, темперамент которой ребенок дофантазирует в соответствии со своим возрастом. Процесс соблазнения происходит значительно чаще в возрасте от 3 до 6 лет. Создаваемое искусственно особенное отношение накладывается на уже существующую эмоциональную депривацию. И, в случае, если в ранний период его детства на него не обращали внимания, то в более поздние периоды развития родители начинают многовариантную игру. Это смогут быть слова, каковые выделяют его как особенного, противопоставления его кому-то второму, возведение ребенка в положение взрослого человека с нагрузкой несвойственными возрасту проблемами. К примеру, мать, доверяя ребенку интимные подробности собственной жизни, делает его советчиком в этих вопросах. Формирующийся в ходе соблазнения комплекс особости включает в себя следующие моменты:

1. Ребенок думает, что ему все доступно, он может вычислять себя взрослым, т.к. ему доверяют как взрослому. Появляется чувство всемогущества, не соответствующее действительности.

2. У ребенка появляется комплекс всезнайки. Ему думается, что он все знает, во всем разбирается. Значимость взаимоотношений своих родителей друг к другу недооценивает, считая, что всего серьёзнее внимание к нему.

3. У ребенка появляется комплекс того, что им восхищаются и ему поклоняются.

Более глубочайший анализ этих атрибутов говорит о том, что лица с нарцисстическими нарушениями в реальности относятся к себе как к мелким всевышним. Это отношение поддерживается окружающими, каковые видят их такими в течение определенного времени.

Особенность происходящего содержится в том, что данный процесс носит имажинативный темперамент. А, потому, что, он строится на воображении, то он, конечно, иллюзорен. Так, к примеру, одна из пациенток с нарцисстическим расстройством вспоминала: Я всегда считала, что я особенная. Мне говорили, что я могу достигнуть всего, чего захочу, в случае, если буду стараться. И я многого достигла. Действительно, у меня имеется неприятности личного характера, которыми я обижена.

Психолог с нарцисстическими изюминками так обрисовывал собственные ощущения: Я – особенный человек, исходя из этого все на меня обращают внимание и питают зависть к мне. Это чувство особости содержится в том, что я, как специалист, знаю все секреты людей, каковые обращаются ко мне за помощью. Я ощущаю себя управляющим марионетками, дергающим за веревочки и опытным, что будет дальше.

Отсутствие нужных эмоциональных переживаний отражается не только на психотерапевтическом, но и на соматическом состоянии человека с нарцисстическими изюминками. Понижается уровень его телесных ощущений, появляется некое отчуждение от собственного тела.

Один из больных обрисовывал собственный состояние приблизительно так: Я время от времени удивляюсь, рассматривая себя. Появляется чувство, что я не имею к собственному телу никакого отношения.

Такие состояния сопровождаются происхождением эмоции значимости одной только психологической сферы с отнесением природы соматической сферы к более низкому уровню. Исходя из этого при появляющегося у девочек подростков отказа от еды принципиально важно вовремя диагностировать наличие в их личностном профиле нарцисстического компонента. Целью отказа от еды в этом случае есть чувство победы над собственным телом. Относя себя к категории лиц с развитой волей, девочки вычисляют собственный поведение примером победы над собственными слабостями и испытывают чувство гордости оттого, что они недоедают. Они относятся к отказу от еды как спортивному достижению и недоедают до кахексии.

В таком поведении усматривается желание подростков показать родителям то, что они недооценивают собственного ребенка, что, не смотря на то, что и не имеет возможности соперничать с ними, но может вынудить так обратить на себя внимание.

Воспитание, которое ведет к формированию нарциссизма, содержит в себе определенную специфику. Лица с нарцисстическими нарушениями воспитываются в семьях с характерными моделями воспитания.

В одной из таких моделей главная мама воспитывает в ребенке чуство всевластия, особости, громадных возможностей, но требует наряду с этим дабы он вел себя в некотором роде, очень многое запрещая ему. У ребенка формируют чувство обязанности быть на высоте и не подвести мать. Между матерью и ребёнком присутствует тесная связь.

Папа, в большинстве случаев, не принимает должного участия в воспитании и довольно часто есть фигурой, которая иногда отсутствует и не вмешивается в домашние дела.

На каком-то этапе, приблизительно тогда, в то время, когда ребенку исполняется 4-5 лет, папа возвращается. Он налаживает тесные отношения с матерью, и ребенок начинает ощущать себя кинутым матерью, которая предала его, в связи с новыми отношениями с отцом. У ребенка появляется чувство покинутости, потому, что сообщение с матерью нарушилась. Чувство психотерапевтического комфорта, обусловленное положением принца в семье, исчезает. Появляется неудобство, избавлением от которого помогает возврат ребенка к детским воспоминаниям и инфантильным переживаниям того времени, в то время, когда ему было отлично. Он фиксируется в воображении на этих переживаниях и не имеет возможности избавиться от них. Так формируется психотерапевтический механизм развития нарциссизма, что понемногу переходит в подростковое и во взрослое состояние в мало изменяющемся виде.

Вторая модель воспитания употребляется родителями из снаружи успешных семей, в которых отсутствуют достаточно последовательные отношения эмоцинальной помощи ребенка. Родители, значительно чаще мать, стараются применять ребенка как объект демонстрации успешных домашних взаимоотношений. Ребенок выступает как витрина семьи. Его свойства показывают в случаях торжественных событий и прихода гостей. Ребенка отлично одевают, он демонстрирует навыки и особые знания. К примеру, ему внушают, что он/она должны быть музыкантом и заставляют музицировать в присутствии гостей. Другого ребенка просят показать артистические свойства, продекламировать, сыграть какую-то роль, рисовать и пр. Взрослые поддерживают эту игру и хвалят ребенка. Обстановка импринтируется и переходит в разряд постоянных. Казалось бы, все идет отлично, но механизм, направленный на поражение, включён. Ребенку прививается необходимость постоянного разыгрывания определенной роли, в другом случае он не возьмёт к себе должного отношения. В случае, если ребенок не осилит с обстановкой, либо бастует, отказываясь играться в предложенную ему игру, его осуждают, унижают и наказывают прямо либо косвенно.

Третья модель, которая ведет к формированию нарцисстических нарушений, характеризуется наличием элементов респектабельного воспитания и эмоционально теплых взаимоотношений к ребенку. Ему оказывается эмоциональная помощь, но основной акцент делается на престиже. Через некое время обстановка быстро изменяется. Появляется какой-то новый фактор, что абсолютно разрушает прошлую обстановку, делает ее совсем другой. Одной из таких обстоятельств возможно утрата семьей престижа. Участников когда-то образцовой семьи, на которых обращали внимание и с которыми желали поддерживать отношения, сейчас стали бояться и избегать. Те, кто раньше приходил к себе домой, приносил подарки и восхищался им, поменяли к нему собственный отношение. Ребенок ощущает эту обстановку и у него появляется сильная психотерапевтическая травма. Такая травматизация ведет к реакции гиперкомпенсации. У ребенка формируется нарцисстическая защита, благодаря которой он старается преодолеть ситуацию .

В соответствии с изучениям Plakun (1990), нарцисстические расстройства у дам, если сравнивать с партнерами, характеризуются большей частотой установления снаружи симбиотических взаимоотношений с другими людьми. Дамы стремятся к симбиозам, увеличивающим их признанность обществом и с целью этого они включают Я партнера в собственный собственное Я. Появляющиеся наряду с этим отношения носят экстернализированный темперамент, являясь фасадом, привлекательным для других. Особенной глубины в межличностных отношениях с партнером наряду с этим не появляется из-за страха интимности. Любая из сторон в этих отношениях существует сама по себе.

Одним из факторов, осложняющих психоаналитическую коррекцию нарцисстических больных, согласно точки зрения Freud’a, есть отсутствие переноса. Хорошие психоаналитики оценивают перенос как эмоциональное сердце анализа, исходя из этого нужно, дабы таковой перенос происходил. Отсутствие переноса у данной группы больных обусловлено их чрезмерной поглощенностью собой. Они отказываются от переноса кроме этого по причине того, что принимают его как необходимость и поражение отказа от самозначимости.

Изучая шизофрению, Freud заключил , что заболевание представляет собой патологический феномен, в котором проявляются нарцисстические механизмы, покольку наряду с этим нарушении либидо абсолютно оторвано от внешних объектов, к примеру, от людей, от каких-то вторых обстановок и направлено вовнутрь человека, на его egо. По данной причине налаживание каких-либо контактов делается неосуществимым кроме того в фантазиях. Точка зрения Freud’a потом вошла в психоаналитическую концепцию шизофрении.

Психотерапия лиц с нарцисстическими изюминками требует преодоления нарцисстических сопротивлений. Для осуществления поставленной задачи Freud советовал постоянные повторения чтобы многократно конфронтировать больного с его чувством и эгоцентризмом превосходства. Нужно всегда демонстрировать больному, что его позиция лишена смысла, и что он зря ожидает от эксперта какого-либо особенного отношения к себе, поскольку его рвение пользоваться привилегиями в действительности не имеет оснований.

Возможно пробовать разрушать грандиозность больного методом применения шуток, иронического подхода, попыток формированиия у него юмористического отношение к себе. К сожалению, это не всегда удается. В ответ сам больной может стать саркастическим, агрессивным и показать издевательское отношение к аналитику.

Обращенность либидо вовнутрь, характерная для нарцисстических больных, ведет к относительно нередкому появлению у них ипохондрических идей. Это одна из линия нарциссизма, на которую не обращается внимания в современных классификациях. Лица с нарцисстическими изюминками довольно часто считаюм, что они страдают серьёзной заболеванием и начинают фиксироваться на неприятных ощущениях в теле. Они смогут подолгу разглядывать себя в зеркале, находя показатели особенной бледности, круги под глазами, считая это показателями нездоровья. К тому же, характерная нарцисстическим личностям ипохондричность, которая связана с придуманными ими нарушениями, не проявляется по отношению к вправду существующим у них болезням. В случае, если у нарцисстического больного начинается настоящая заболевание, он продолжительно не обращает на неё никакого внимания, игнорируя её показатели. Наровне с этим, у этого же человека выступают черты ипохондричности к мнимым заболеваниям.

Современный взор на терапию нарцисстических личностных расстройств изменился. Коhut (1973) обращает внимание на то, что с нарцисстическими больными направляться обращаться не так, как советовали хорошие психоаналитики. За фасадом грандиозности больных нужно видеть самодеструктивность. Эта особенность ведет к легкости происхождения состояний отчаяния. Попытки конфронтации этих больных с обстановками, каковые демонстрируют их неадекватность, отсутствие преимущества и т.д., не дают хороших результатов, приводят к отказу от психотерапии либо формированию состояний агрессивности, нарцисстической ярости с последующей депрессией. Исходя из этого создатель рекомендует намного более осмотрительный подход к этим людям, считая, что при психотерапевтическом контакте направляться не разрушать главное ядро грандиозности, а стараться каким-то образом применять то, что предлагает сам больной. направляться трудиться над улучшением адаптации, не разрушая структуры личности, а обращая внимание на решение конкретных неприятностей в отношениях с людьми.

Согласно точки зрения Коhut, нарцисстические больные в ходе контакта с психотерапевтом смогут идеализровать его. Наряду с этим употребляется механизм, в соответствии с которым больной выбирает какую-нибудь фигуру и старается слиться с ней, руководствуясь принципом, что он – это мое совершенное Я. Аналитик может стать таким совершенным Я для больного, потому, что он с ним не соперничает. Кое-какие больные видят в психотерапевте зеркало, которому возможно все поведать и взять обратную реакцию в виде отражения собственных действий, концепций и пр. В то время, когда зеркальное отражение разрушается, они выясняются в изоляции. Ответом есть отрицательная реакция. Время от времени больной видит в психотерапевте какие-то черты, напоминающее ему самого себя. Это двойниковое отношение кроме этого возможно использовано в ходе психотерапии.

Проведение психоаналитической терапии с нарцисстическими больными в большинстве случаев затруднено. В беседе с аналитиком они, практически, слушают самих себя. Интерпретации аналитика не воспринимаются либо воспринимаются формально и поверхностно. Создается чувство, что, приходя на терапию, эти больные делают одолжение аналитику. Эксперту направляться беспокоиться контртрансференса с негативным отношением к больному.

Нарцисстической личности тяжело наладить контакт с психотерапевтом из-за страха обнажить собственную не сильный сторону. Довольно часто появляются обстановке, при которых человек обращается за помощью и сразу же включает нарцисстический механизм. У аналитика появляется в полной мере уместный вопрос о том, для чего человек обратился к нему? Вместо ответа на вопрос включается ролевое поведение. Больной придумывает обстоятельство прихода, далекую от подлинной, поскольку не имеет возможности позволить себе сообщить правду и показать не сильный стороны собственной личности. Правда связана с угрозой разрушения его системы ценностей. Тяжело признать, что кто-то превосходит его хоть в чем-то.

Коррекционные подходы к нарциссизму во многом определяются исходными теоретическими предпосылками об развитии и этиологии этого процесса, с учетом главного расхождения между концепциями Kohut’а и Kernberg’а. Как уже указывалось, Kohut разглядывал патологический нарциссизм как следствие развития, имея в виду, что процесс созревания происходит сначала нормально, а после этого видится с затруднениями в удовлетворении обычной потребности в идеализации (Kohut, 1971, 1984).

Kernberg (1976, 1984) разбирает нарциссизм структурально, считая, что нарушение появляется весьма рано, в следствии чего у субъекта закрепляются примитивные форы защиты. Процесс отличается от нормы в основном как следует, чем количественно.

В целом нарцисстическая личность, по Kohut’у, метафорически есть растением, рост которого в критические периоды был задержан недочётом воды и солнечного света. Нарцисстическую личность, по Kernberg’у, возможно, соответственно, сравнить с растением, которое мутировало в гибрид (Kernberg, 1989).

McWilliams (1994) показывает, что эти разные теории приводят к различным подходам в терапии. Следуя названным метафорам, приверженцы Kohut’а акцентуируют внимание на необходимости дать растению большее количество воды и солнечного света. Приверженцы концепции Kernberg’а предлагают обрезать отклоняющиеся от главного ствола латеральные части чтобы растение стало обычным.

Приверженцы Kohut’а акцентируют внимание на значении постоянной эмпатической связи аналитика с переживаниями больных и дружественного, искреннего восприятия их идеализации либо девальвации.

Последователи Kernberg’а фиксируются на постоянной конфронтации с феноменом систематической интерпретации и грандиозности психотерапевтических защитных реакций. Kernberg (1975) одновременно с этим даёт предупреждение об опасности последствий столкновения с нарцисстическим больным, принимая к сведенью значение латентного состояния дефамации (принижения, очернения). Исходя из этого Kernberg подчеркивает важность работы с негативным трансференсом и помощи в развитии у нарцисстической личности адекватной чувства и заботы вины по отношению к тем, кого нарцисс бездумно травмирует.

McWilliams (1994) и ее коллеги, исходя из собственного опыта работы с нарцисстическими больными, заключили, что советы Kohut’а более применимы по отношению к больным с намного выраженными расстройствами погранично-психотической ранжировки. Создатель думает, что нарцисстические больные, столкнувшись в ходе терапии с отсутствием эмпатии у аналитика, чувствуют себя опустошенными. Единственным методом залечить эту рану есть необходимость выражения экспертом сочувствия и искреннего сожаления.

Ранние психоаналитики, как и Freud, думали, что нарцисстические больные не могут к формированию трансференса, поскольку вся их либидинозная энергия направлена вовнутрь, на Self. Этим разъяснялась крайняя затруднительность аналитической терапии. Современная теория признает образование трансференса нарциссами, но выделяет, что данный трансференс отличается от развиваемого вторыми больными.

Уже в начале терапии аналитик фиксирует отсутствие интереса больного к интерпретациям трансференса. К тому же, нарцисстические личности проявляют сильные реакции на аналитика. Им характерна его идеализация либо, напротив, принижение. Своеобразие этих реакций в том, что они не анализируются больными и существуют как бы сами по себе. Вопросы аналитика о том, как больные относятся к нему и принимают его, вызывают реакции раздражения либо смущения. Больных выводит из себя проявление интереса к ним. Реакции трансференса, в большинстве случаев, так эго-синтонны, что становятся недосягаемыми для изучения. Попытки отделить их реакции от egо не всегда успешны. В любом варианте идеализации либо девальвации аналитика нарцисстические больные испытывают убежденность в первичной объективности собственных оценок. Все действия аналитика воспринимаются только в плане подтверждения исходно хорошего либо отрицательного отношения к нему.

McWilliams (1994) думает, что контртрансференс на нарцисстический трансференс включает скуку, раздражение, сонливость, и нечеткое чувство, что в терапии ничего не происходит. Создатель обрисовывает обычный комментарий психоаналитика поведения одной из собственных нарцисстических пациенток: она приходит раз в неделю и говорит о новостях…осуждает мою одежду, игнорирует все мои интервенции, и уходит. Для чего и по какой причине она продолжает собственные визиты? Что она от этого приобретает?

Задачей аналитика есть осмотрительное подталкивание больных к осознанию изюминок структуры их поведения и психики. Наряду с этим нужно шепетильно на эмпатическом уровне отслеживать реакции больных на интерпретации, давать предупреждение ситуации, в то время, когда появляющееся чувство стыда может привести к прекращению лечения либо их уходу в себя. Нужно учитывать, что нарцисстические больные не проявляют активности в самораскрытии, ни о чем не просят, считая, что так они показывают собственную латентную недостаточность.

Kohut (1971) обрисовывает три варианта трансференса при анализе нарцисстических больных: зеркальный, идеализируемый и двойниковый. Чтобы воспринять терапию, больному нужна определенная доза соответствия между его установками, содержаниями и ожиданиями терапии. Преследующая тактика аналитика, что на через чур раннем этапе терапии атакует и пробует уничтожить фантазии нарцисстического больного, приводит только к повышению нарцисстической раны (Meates, Hobson, 1977).

Больным необходимо помогать справляться с проблемой нарцистической ярости, ориентируя их на то, что сама по себе терапия без их активного участия будет недостаточной.

Holmes (2002) приводит пара ключевых принципов, каковые смогут быть использованы при аналитической терапии нарциссизма. К ним, например, относятся:

• Терапевт обязан акцептировать идеализацию его отношения с больным и одновременно с этим не опасаться бросать вызов отрицанию больным его скрытой дефамации (эмоции очернения, принижения).

• Терапевту направляться избегать применения собственного положения для усиления низкой самооценки больного.

• направляться избегать обстановок столкновения обоюдного восторга.

• Помощь нарциссизма больного возможно включена в терапевтическую стратегию, в особенности в противодействии компульсивному негативному нарциссизму и самоочернению. Терапевт обязан отыскать метод противодействия попыткам больного принизить себя.

• Терапевт обязан владеть свойством установления границ как по отношению к требовательности тонкокожего, так и ярости толстокожего нарцисса.

• Существует пропасть между настоящим и совершенным Self’ом. В случаях амбивалентного, эхоического, негативного, сверхбдительного типа эта пропасть через чур громадна. Нарцисстический забывчивый, толстокожий тип характеризуется слиянием egо и egо-идеала. Задачей терапевта есть сужение пропасти в первом варианте (помощь в принятии и нахождении хороших качеств у себя); и разделение egо и egо-идеала (помощь в восприятии больным собственных поражений) во втором варианте.

Правильные информацию о встречаемости НЛР отсутствуют. Stone (1972) оценивает распространенность НЛР как менее 1% в общей популяции. У больных клиники количество НЛР может быть около 3%.

самые типичные ego – защиты девальвация и идеализация, в меньшей степени – идентификация и проекция.

В художественной литературе и кинофильмах возможно отыскать последовательность персонажей с выраженными нарцисстическими чертами. К ним относятся, к примеру, Портрет Дориана Грея Вручения Оскара Уайльда. Фанатик сёрфинга генерал Kilgore (в его роли Robert David) в фильме Апокалипсис сейчас (Apocalypsis Now). Bill Murray, сыгравший роль метеорепортёра, отправленного для снятия праздника в Пенсильванском городе со необычным заглавием Punxsatawney. Персонаж до развития феномена повторения времени и событий проявляет выраженные эгоцентрические нарцисстические особенности.

Литература

Аbraham, K. (1973) Selected Papers of Karl Abraham. London: Hogarth Press.

Balint, M. (1959) Thrills and Regressions. London: Hogarth.

Balint, M. (1968) The Basic Fault. London: Hogarth Press.

Balint, E. (1991) Commentary. Psychoanalytic Dialogues 1.4, 423-430.

Bateman, A. (1998) Thick-and Thin-Skinned Organizations and Enactment in Borderline and Narcissistic Disorders. In: International Journal of Psycho- Analysis. на данный момент.79.13-26.

Николай Дмитриев. Под тремя башнями (главы 01-11)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: