Корней иванович чуковский (1882–1969)

Сказки Чуковского с малолетства формируют отечественное сознание. По ним мы обучаемся родному языку, приобретаем первые уроки поэзии. Улицы отечественных городов похожи на иллюстрированные книги Чуковского: вот на витрине магазина — Мойдодыр, вот на витрине аптеки — Айболит, вот все персонажи его сказок под новогодней елкой. Огромная популярность сказок Чуковского как бы заслонила другие его книги.

Чуковский вычислял эти сказки чем?то наподобие побочного продукта собственной главной деятельности критика и критика, длившейся почти 70 лет. Выходец из несложного народа, не взявший систематического образования, он, подобно собственному великому современнику М. Неприятному, самодисциплиной и неустанным трудом поднялся на культуры и вершины образованности. Не страно, что демократическая культура (к примеру, творчество Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, У. Уитмена) всегда была в центре исследовательских заинтересованностей Чуковского, а демократизм, общепонятность — изюминкой его научных работ. В этих работах он выступал как ученый, добывающий новое знание, и в один момент как популяризатор собственных научных открытий.

Любая работа Чуковского, громадная либо маленькая, — в любой момент открытие. К любой из них применимы слова «первая», «новая». Занявшись — с благословения В. Г. Короленко — собиранием исходников Н. А. Некрасова, Чуковский открыл и опубликовал около пятнадцати тысяч строчков поэта (треть некрасовского наследия). Занимаясь разработкой текстологических задач, он состоялся в этом деле путь «От дилетантизма к науке», как назвал он потом одну из собственных статей. Чуковский первый заявил о необходимости разработки новой филологической дисциплины — теории художественного перевода — и заложил её базы («Правила художественного перевода», 1919; «Высокое мастерство», 1968). Одним из первых он начал заниматься проблемами массовой культуры — на материале, в первую очередь, кинематографа, тогда еще не ставшего важным мастерством («Нат современная литература и Пинкертон», 1908). Он чуть ли не первый применил научные способы к изучению мышления и детского языка, детского поэтического творчества. Посвященная данной теме новаторская, первооткрывательская книга Чуковского «От двух до пяти», вышедшая при жизни автора двадцатью изданиями, до сих пор сохраняет собственный научное значение, не смотря на то, что иногда воспринимается читателями как сборник радостных рассказов. Еще в первые десятилетия отечественного века стихийный теоретический дар Чуковского привел его к открытию исследовательских способов, научная перспективность которых взяла признание лишь в отечественное время.

Венчающая некрасоведческие труды Чуковского книга «Мастерство Некрасова» (1952) была удостоена Ленинской премии. За эту же книгу ему была присвоена ученая степень профессора филологии honoric causa (т. е. «из уважения к заслугам» — без защиты диссертации). По совокупности собственных трудов он стал врачом литературы Оксфордского университета (Англия).

Корней Чуковский / Острова / Телеканал Культура


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: