Перед тем как какое-либо промышленное предприятие приступит к изготовлению нового изделия, его необходимо создать — сконструировать. Конструируют всё: мосты и одежду, автомобили и мебель, строения и обувь, головные уборы и музыкальные инструменты.
Конструирование сложных изделий не под силу одному человеку. на данный момент над их разработкой трудятся особые организации — конструкторские бюро (КБ), в противном случае и пара КБ сходу. К примеру, агрегаты для больших гидроэлектростанций разрабатывают 2 основных специальных конструкторских бюро: одно конструирует турбину, второе — электромашинный генератор. И наряду с этим они применяют множество двигателей, аппаратов и приборов, созданных в других конструкторских бюро.
Работа по конструированию, к примеру, автомобили начинается с задания: КБ должно получить от клиента исходные требования. В них должны быть указаны назначение автомобили, ее производительность, условия, в которых она будет трудиться, масса и размеры. На базе этих требований КБ образовывает техническое задание на разработку и согласовывает его с клиентом. В требованиях на разработку непременно должны быть учтены современные направления на ускорение научного прогресса, в особенности в машиностроении, на разработку автомобилей, содействующих интенсификации производства.
Техническое задание — основной документ для конструкторов. Оно определяет цели и задачи их работы. Сейчас нужно шепетильно изучить уже существующие подобные автомобили, непременно побывать на фабриках, где их делают и где применяют. Это разрешит конструкторам полнее учесть опыт и инженеров производственников и требования-рабочих, сделать машину лучше и дешевле. Не менее важно определить, нет ли в смежных отраслях техники подобного рода конструкторских ответов, дабы применять их в работе.
После этого возможно приступить к подробной разработке деталей автомобили. Причем разрабатывать заново необходимо не все подробности — многие из них изготовляются разными фабриками много. На них имеются чертежи, описания, технические условия либо стандарты, по которым конструктор может подобрать нужные ему изделия (см. Стандарт, стандартизация). Такие «чужие» подробности, примененные в новой машине, именуются комплектующими.
Но при создании новой автомобили многие детали и узлы необходимо конструировать заново. Но и в этом случае конструктор обязан придерживаться определенных требований, и в первую очередь требования взаимозаменяемости подробностей. Это значит, что детали от одной автомобили должны доходить к вторым автомобилям того же типа.
Не менее важно применять однообразные подробности а также целые узлы в разных автомобилях, разрабатываемых в одном КБ. Скажем, для последовательности родных по конструкции металлорежущих станков применить однообразные коробки скоростей, ходовые винты, зажимы, штурвалы, рукоятки и т. п. детали и Такие узлы именуются унифицированными.
После этого нужно верно выбрать материал для разных деталей автомобили, дабы их возможно было легко изготовить, сделать их, как говорят конструкторы, технологичными (см. Разработка). Необходимо обеспечить прочность конструкции автомобили, надежность работы ее механизмов. Необходимо помнить и об технике безопасности и охране труда: новая машина не должна утомлять рабочего излишним шумом либо вибрацией, все ее движущиеся подробности должны быть надежно защищены от случайного прикосновения. не меньше ответственны и требования технической эстетики. Прекрасный, радующий глаз внешний вид автомобили, ее не утомляющая зрения окраска — все это не только облегчит труд рабочего, но и сделает его более производительным (см. Конструирование художественное).
Так творческая идея, точный расчёт и тщательный поиск преобразовываются в эскизы будущей автомобили. Эскизы — в технический проект, а после этого в подробные чертежи. По ним изготовляют один либо пара опытных образцов автомобили. На этих примерах будут контролировать, соответствует ли машина техническому заданию, современному уровню технической эстетики и техники, оправдала ли она конструкторов и надежды заказчиков. Опробования образцов выполняют и на испытательных стендах в лабораториях и конкретно в тех условиях, в которых нужно будет работать новой машине.
Конструкторам в их непростой и ответственной работе оказывают помощь машины-автоматы, электронные счётные автомобили. Совокупности таких автомобилей, именуемые совокупностями автоматизированного проектирования (САПР), созданы во многих отраслях техники и действуют в КБ. Они существенно облегчают труд конструкторов.
Наконец опробования закончены, — изделие соответствует предъявленным требованиям, Госкомиссия приняла опытные образцы и советовала новую машину к производству. КБ остается внести в чертежи нужные трансформации и передать их заводу-изготовителю автомобили.