Цель. Закрепить навык последовательного пересказа; развивать умение трудиться с деформированным текстом.
Оборудование. Сюжетная картина к рассказу «Гадюка».
Движение занятия.
1. Организационный момент.
2. Чтение логопедом рассказа «Гадюка».
«Раз Вова отправился в лес. С ним побежал Пушок. Внезапно в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка —• ядовитая змея. Пушок бросился на гадюку и порвал ее».
3. Ответить на вопросы: что произошло с Вовой? Чем страшна гадюка? Кто спас Вову? О ком мы определили в начале рассказа? Что случилось позже? Чем кончился рассказ?
4. Чтение логопедом деформированного текста того же рассказа.
«Пушок бросился на гадюку и порвал ее. Внезапно в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Раз Вова отправился в лес. С ним побежал Пушок».
5. Ответить на вопросы: оказался у нас рассказ? (Не оказался.) По какой причине не оказался рассказ? (Просматривали не по порядку.)
Логопед. Правильно. Я вам поведала все не по порядку. В то время, когда вы что-то говорите, нужно сказать все… (по порядку), не спешить. Тогда ваш рассказ будет всем понятен.
6. Составление рассказа из деформированного текста.
Логопед обращается к детям: Незнайка отправил нам рассказ. Но я ничего не могу осознать. Я вам его прочту.
«Она занозила руку. Доктор извлёк занозу. Лиза мыла розу».
— Оказался рассказ у Незнайки? (Не оказался.) По какой причине? (Он поведал все не по порядку). Давайте исправим данный рассказ. Поведаем все по порядку. Как вы думаете, что было сперва? (Лиза мыла розу.) Что произошло позже? (Лиза занозила руку.) Чем кончился рассказ? (Доктор извлёк занозу.)
7. Пересказ текста полностью.
В будущем возможно упражнять детей в составлении рассказов из деформированных текстов. Примерные тексты.
Рыбалка
Щуку положили в ведро и принесли к себе. Они забрали вёдро и удочку. На реке они поймали громадную щуку. Паша и Леша пошли на реку.
По какой причине рассказ именуется «Рыбалка»?
Мыльные пузыри
Забрали соломинки и стали пускать пузыри. Позже положили мыло и размешали. Сперва они налили в таз воду. Саша и Маша решили пускать мыльные пузыри.
По какой причине рассказ именуется «Мыльные пузыри»?
«Один раз Лида упала. Лида отправилась на каток. У Лиды коньки. Позже она каталась отлично».
Какое наименование возможно придумать к этому рассказу? По какой причине?
«Щуку он разрешил войти в корыто. Я закричал. Щука укусила меня. Брат поймал щуку. Я желал ее поймать»
Какое наименование возможно придумать к этому рассказу?
задания и Тексты для выборочного пересказа Задания
1. Прослушать рассказ «Пушок и Дружок». а) Поведать лишь о Друге. б) Поведать лишь о Пушке.
«У Шуры имеется собака Друг. Имеется и Пушок. В то время, когда Шура идет гулять, Друг бежит с ним, а Пушок ожидает их на окне. Пушок и Дружок живут отлично и дружно. Друг обожает грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Друг сторожит дом, а Пушок пугает мышей».
2. Прослушать рассказ «В лесу». Поведать лишь о грозе. «Парни пошли в лес. Внезапно налетел вихрь. Небольшой песок слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Отправился ливень. Дети спрятались в шалаше.
Тёмная туча скрылась за лесом. Выглянуло солнышко. Теплый ветерок подул в лицо. Запели птицы. Радостно бегут парни по мокрой траве».
3. Прослушать рассказ «Наши друзья — дельфины». (Рассказ дается в сокращении.)
…Самый увлекательный морской обитатель — это дельфин. С виду дельфин похож на огромную тёмную рыбу. Но лишь дельфин — это не рыба. Дельфины живут семьями, совсем как люди: папа-дельфин мама-дельфин, ребенок-дельфин. Дельфин — это самый умный морской зверь. Дельфины кроме того могут говорить, но лишь на своем, дельфиньем языке.
Вот что сравнительно не так давно произошло. Один рыбак ловил в море рыбу. Грозное море разбило рыболовную лодку, а берег был на большом растоянии. Плыл данный рыбак, плыл и совсем выбился из начал и сил тонуть…
…Но лишь данный рыбак не погиб, в силу того, что показались рядом дельфины.
Дельфины обступили рыбака. Подставили ему собственные тёмные поясницы и стали толкать его к берегу. Вот так дельфины помогли рыбаку. Что за умные животные эти дельфины!
Отечественные ученые строят громадные аквариумы, где содержат дельфинов. Уж весьма хочется знать: что это за необычные морские животные, каковые выручают людей?»
Поведать лишь о том, как дельфины спасли рыбака.
задания и Тексты для творческих пересказов
Задания.
1. Прослушать начало рассказа. Придумать финиш.
Гроза
Парни пошли в лес. Внезапно налетел вихрь. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Отправился ливень. Парни…
По окончании грозы
Тёмная туча скрылась за лесом. Солнечные лучи сверкают в каплях дождя. Теплый ветерок дует в лицо. Трещат кузнечики. Поют птицы. Парни…
2. Прослушать начало рассказа. Придумать финиш. Передать содержание абсолютно.
кот и Птичка
Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и наблюдал на птичку. Внезапно он прыгнул на дерево…
Про зайца
Зимний период заяц белеет. Зимняя белая шубка гуще и теплее, чем серая. В таковой шубке зайцу отлично скрываться от неприятелей: не видно на белом снегу белого зайца.
Вот какая история случилась с одним зайцем.
Прыгал белый заяц на полянке, искал под снегом сухую травку. Внезапно из-за куста выскочила лиса…
3. Прослушать рассказ. Придумать подобный.
У Маши сутки рождения
У Маши сутки рождения зимний период. В данный сутки к Маше приходят ее приятели: Лена, Коля, Саша и Сережа. Все они приносят Маше подарки. Кто принес книгу, кто игрушку, а другие приносят различные сладости.
Машина мама печет сладкий пирог. Пирог украсят свечами. какое количество Маше лет, столько и свечей. Дружно дети задувают свечи, а позже выпивают чай с пирогом.
Детям радостно в гостях у Маши.
4. Прослушать рассказ. Придумать подобный.
Дежурные
Валера и Рита сейчас пришли в детский сад раньше всех. Они сейчас дежурные. Довольно много работы у дежурных. Нужно полить цветы, покормить попугая и белку. Оказать помощь тете Вале накрыть на стол. Рита бережно расставляет тарелки, а Валера раскладывает ложки. Нужно все сосчитать, дабы всем хватило. А в то время, когда планируют все дети, у дежурных все в порядке.