С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие конкретно части оно будет делиться? Что нужно сказать читателю сходу, а что позже? О чем поведать детально и о чем кратко? От чьего лица строить повествование?
Эти и многие другие вопросы, появляющиеся перед писателем, связаны с композицией (от лат. compositio — расстановка, составление) художественного произведения. И решать их приходится не порознь, а совместно, на базе единого композиционного принципа. Кое-какие ученые именуют таковой принцип архитектоникой (по?гречески — «строительное мастерство»). Не случайно, что слово это по смыслу и происхождению близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, прозаик либо поэт производит какой?то замысел, проект будущего произведения. Но потому, что он сам выступает и строителем собственного словесного строения, то по ходу творческой работы композиционный замысел может изменяться. Так, в ходе работы над романом «Евгений Онегин» А. С. Пушкин много раз перестраивал «форму замысла»: вместо двенадцати глав написал восемь, а еще одну главу называющиеся «Путешествие Онегина» дал в качестве приложения к тексту романа. Неожиданным, по признанию поэта, выяснилось для него такое фабульное событие, как замужество Татьяны, а закончил создатель собственный широкое произведение неожиданным открытым финалом, отказавшись от изображения предстоящих судеб храбрецов. Но все это, само собой разумеется, не было каким?то нарушением законов художественной композиции: архитектоника — дело интуитивное, и наилучшее композиционное ответ не «вычисляется» писателем, а раскрывается ему в момент творческого прозрения.
На каждом шагу перед автором произведения появляется множество возможностей. Первое распутье — выбор совокупности повествования. Оно может вестись от лица храбреца. Так, в «Капитанской дочке» Пушкина рассказчиком выступает Гринев, через его наивно-непредубежденное восприятие создатель пытается отчетливее продемонстрировать объективную логику для того чтобы сложного исторического события, как пугачевское восстание. А, скажем, Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» либо Ф. М. Достоевский в «наказании и Преступлении» прибегают к нейтральному повествованию, отделяясь и отдаляясь от основных персонажей. Создатель может дать предысторию храбреца сходу (как в «Капитанской дочке»), может отложить её (как Ф. М. Достоевский, дабы сперва продемонстрировать нам Раскольникова, готовящегося к правонарушению, а позже растолковать, как пришел храбрец к собственной «идее»), а может, как Н. В. Гоголь в «Мертвых душах, отодвинуть её в финиш произведения (о юности и детстве Чичикова поведано в одной из завершающих глав первого тома поэмы, и это выводит автора на обобщенные раздумья о том, как и по какой причине рождает русская реальность приобретателей и дельцов) .
В построении конфликта обыкновенно выделяются такие слагаемые, как экспозиция, завязка, развитие действия, развязка и кульминация. Но лишь не нужно схоластически расчленять сюжет любого произведения на пять вышеозначенных элементов. Все значительно сложнее и занимательнее.
Так, самая первая фраза гоголевского «Ревизора», по правильному наблюдению В. И. Немировича-Данченко, содержит завязку комедии (экспозиция же дается за этим, в саморазоблачительных репликах и монологах госслужащих). А, к примеру, в «Грозе» А. Н. Островского неспешная экспозиция передает нудный ритм судьбы жителей Калинова, и основная героиня появляется как бы незаметно, вступает в воздействие с какой?то малым репликой. Именно поэтому достигается тот самый образно-композиционный эффект, что по окончании премьеры «Грозы» был выяснен критиком А. С. Гиероглифовым как «яркий луч на чёрном небе», а позже был еще правильнее обозначен в заглавии известной статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в чёрном царстве».
Развитие действия может вестись в различном композиционном ритме, различным возможно количество кульминаций. Так, в «наказании и Преступлении» кульминационными моментами кроме центрального события — убийства, совершенного Раскольниковым, смогут принимать во внимание и все напряженные диалоги главного храбреца с его духовными «оппонентами» — Порфирием Соней и Петровичем Мармеладовой. развязка и Кульминация смогут совпасть, как это происходит в «немой сцене» комедии «Ревизор».
Композиция — понятие, затрагивающее не лишь сюжетно-повествовательную сторону произведения, но и его образную ткань, совокупность характеров. Литературный храбрец в большой мере раскрывается через композиционное сопоставление его с вторыми храбрецами: Печорин в «Храбрец отечественного времени» М. Ю. Лермонтова — через сравнение с Грушницким, Вернером, Максимом Максимычем; Наташа Ростова в «мире и Войне» Л. Н. Толстого — через сравнение с Верой, Соней, Элен Курагиной, Марьей Болконской.
В подлинно художественном произведении большую композиционную роль играются описания природы («раздавленный репей среди вспаханного поля» в «Хаджи-Мурате» Л. Н. Толстого), подробности предметного мира (дорожная шкатулка Чичикова в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, зонтик Беликова и тёмные очки в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»).
Законы композиции различаются для прозы и поэзии, для различных родов и жанров литературы. Так, в поэтическом произведении единицами композиционного членения будут еще и стих, строфа. В драматургии ключевую роль получает диалог, а характеристики и описания сведены к кратким ремаркам. Сюжет романа содержит больше поворотов и фабульных линий, чем сюжет рассказа. Но и в стихе, и в прозе — в произведении любого жанра настоящая художественная глубина достигается тогда, в то время, когда в композиционном постройке участвует слово, личный авторский язык, собственная, неповторимая интонация. Прочная сообщение приемов композиции с приемами языка — одно из наиболее значимых условий художественного таланта. Посмотрите, как не , но поворачиваются различными смысловыми гранями в упоминавшихся произведениях словосочетания и слова «мертвые души» (от ревизских душ к авторской оценке персонажей и потом — к поискам живой души), «гроза» (для Кулигина это «электричество», для Тихона — ужас перед матерью, для Катерины — жажда очищения и душевная катастрофа), как слово «чайка» в пьесе А. П. Чехова проходит путь от буквального смысла до большого символического значения (мечта, призвание, долг), как начальный словесный аккорд блоковского стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» трагически отзывается в последней строфе: «Уж не грезить о нежности, о славе…»
Внутренняя задача композиции — непрерывность перемещения художественной мысли и эмоции. Для этого необходимо, дабы любой новый композиционный элемент включался в связи со всеми прошлыми. Критик Н. Н. Страхов писал о «Войне и мире»: «…Ни одна фигура не заслоняет второй, ни одна сцена, ни одно чувство не мешают вторым впечатлениям и сценам, все на месте, ясно, все раздельно и все соответствует между собою и с целым». Такая сообщение целого и частей может принимать во внимание идеалом художественной композиции.
Как написать рецензию
В школьной практике рецензирование есть одним из видов письменных работ по литературе. В младших классах ученики пишут отзыв о прочтённой книге. Он содержит данные об авторе произведения, формулировку главных и темы мыслей книги, рассказ о её храбрецах с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с вторыми действующими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги.
Рецензия в старших классах — это усложнение и развитие формы отзыва.
Определенной формы рецензия не имеет. Необходим в ней разбор произведения, включающий рассуждения о теме рецензируемой вещи, её идеях, о том, как эти идеи воплощаются в художественной ткани произведения, как верна и занимательна психология храбрецов, как они проявляют себя в разных обстановках. Нужно раскрыть и позиции автора книги.
Потом направляться поведать о форме произведения, к примеру, о его композиции, особенностях языка и значении пейзажа. О языке оптимальнее сказать по ходу разбора содержания, тем самым подчеркивая содержания и единство формы. Не смотря на то, что рецензия предполагает оценку произведения, она не непременно обязана содержать прямые суждения. Оценка обязана вытекать из самого произведения, заключаться в тех мыслях, каковые создатель рецензии высказывает по ходу разбора. Уместно в рецензии сопоставить разбираемую книгу с вторыми, родными по мыслям и теме.
Рецензии помещаются в школьной литературной газете, пишутся на литературных олимпиадах. Они смогут стать базой выступлений на диспутах и читательских конференциях.
Суть работы над рецензией — выработка умения высказывать собственные литературные взоры.