Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики будет психолого-педагогический диагноз, что отвечает на следующие вопросы:
Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ребенка?
На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?
Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?
В чем возможности трансформации социально-педагогической ситуации развития ребенка?
Кто и что обязан делать?
Какими дорогами, средствами, способами функционировать?
Каков вероятный итог (прогноз развития ребенка) при коррекции методов и использовании профилактики или их отсутствии?
Так, психолого-педагогический диагноз обязан подтвердить или опровергнуть наличие социально-педагогической запущенности, указать на деформации личности ребенка, вызванные этим состоянием, их обстоятельства, пути и коррекции и способы профилактики распознанных недостатков и отклонений. Наряду с этим терминам «недочёты», «недостатки», «отклонения», «деформации» придается суть, на большом растоянии выходящий за дефектологии и рамки психопатологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и от принятого для данного ребенка стандарта (личного оптимума).
Целью комплексной диагностики есть раннее обнаружение проявлений и признаков социально-педагогической запущенности детей.
Она делает следующие диагностические задачи:
определение характера дисгармоний и уровня деформации разных сторон, свойств и качеств личности ребенка, вызванных этим состоянием;
обнаружение способов и путей их коррекции и профилактики;
прогнозирование предстоящего развития ребенка как субъекта общения, самосознания и деятельности;
изучение эффективности проводимой работы в настоящих его личности ситуации и изменениях ребёнка развития.
Содержательными параметрами диагностики будут:
а) отсутствие патологии развития;
б) негативная социально-педагогическая обстановка развития;
в) неадекватная, не соответствующая индивидуальным возможностям и возрастным требованиям активность ребенка как деятельности и субъекта общения;
г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;
д) неспециализированная средовая дезадаптация;
е) педагогическая трудность ребенка.
Методическими параметрами комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить правила построения ее способов: объективность, предупреждение предвзятости; обнаружение главных тенденций; изучение явлений, процессов и состояний в развитии; диагностика целостной индивидуальности; единство социальной среды и изучения ребёнка; необходимость, взаимодополняемость и достаточность применяемых способов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, корректность и надёжность; сотрудничество с ребенком, его изучение в ходе общения и деятельности.
Диагностически значимые показатели социально-педагогической запущенности детей.
У дошкольников: а) неразвитость комплекса игровых свойств; б) трудности в игровых отношениях со сверстниками; в) невключнность в сюжетно-ролевые и творческие игры; г) не сильный готовность к обучению в школе; д) домашняя тревожность. | У младших школьников: а) дисгармония мотивов учения; б) низкая учебно-познавательная активность; в) несформированность главных учебных умений; г) преобладание деловых взаимоотношений с преподавателем при неразвитости эмоционально-личностного общения; д) школьная тревожность. |
У обеих возрастных групп наблюдаются:
а) нарушения образа «Я», выраженные в уровне притязаний и неадекватной самооценке;
б) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов;
в) трудности и неспешность в деятельности (игровой, учебной и др.), связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;
г) неадекватное поведение в социальных обстановках;
д) гиперсоциализированность и авторитарность родителей и педагогов.
Большинство диагностических показателей связано с чёртом социально-педагогической ситуации ребенка, осознаваемой нами как необычное сочетание внутренних и внешних условий, определяющих активность ребенка вместе с предметным миром и социальной микросредой.
Механизм комплексной диагностики пребывает в ее многоэтапности, непрерывности и последовательности.
На первой стадии проводится сканирование всех детей в дошкольных группах детского сада либо начальных классах школы на предмет выделения группы риска. Данный этап отличается быстротой проведения. Тут употребляется созданный нами способ экспресс-диагностики состояния запущенности. В первую очередь отделяются дети, отклонения в деятельности, поведении и общении которых не обусловлены обстоятельствами социально-педагогического характера. На этом этапе ставится первичный педагогический диагноз: социально-педагогическая запущенность.
На втором этапе несколько обследуется психологом, длится более углубленное (по распознанным показателям запущенности) педагогическое изучение детей. В итоге для того чтобы скрининга ставится психолого-педагогический диагноз, определяются задачи коррекционной работы. Проводится глубокая психолого-педагогическая диагностика воспитательного микросоциума ребенка, определяются прогноз его развития, задачи профилактической и коррекционной работы с воспитательным микросоциумом.
На четвёртом этапах и третьем проводится диагностика эффективности профилактической и коррекционной работы в параметрах, характеризующих трансформации в личности ребенка и социально-педагогической ситуации его развития.
Перейдем к чёрту инструментария и методов комплексной ранней диагностики социально-педагогической запущенности детей. Ведущим есть созданный нами способ комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС). Он основан на свободных чертях ребенка его педагогом, психологом, родителями и идентификации взятых данных с диагностически значимыми показателями исследуемого состояния, раскрытыми в виде внешней симптоматики. Определяется наличие либо отсутствие состояния запущенности, выявляется картина главных недостатков и отклонений и примерный их уровень. Эта работа сопровождается параллельным наблюдением за детьми, которое ведут педагоги, родители и психологи. Запасным способом может стать изучение продуктов деятельности ребенка, «истории его поведения» через беседы с родителями и его медицинской карты. Преимуществами этого способа являются его нетрудоемкость и возможность отграничения на начальной стадии запущенности от сходных с ней состояний.
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ (МЭДОС)
Инструкция:пристально прочтите утверждения каждой шкалы. В случае, если указанное утверждение подходит к чёрту вашего ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Честность ваших ответов будет содействовать верной оценке обстановки и окажет помощь вашему ребенку преодолеть имеющиеся трудности, В шкале III -СД отвечайте на вопросы по той графе, которая соответствует возрасту ребенка.
Перечень утверждений
Шкала I – СС
1. Желает быть через чур мелким либо громадным.
2. Вычисляет себя некрасивым.
3. Вычисляет себя нездоровым.
4. Вычисляет себя не сильный вторых.
5. Не обожает собственный имя.
6. Не желает быть девочкой (для девочек), мальчиком (для мальчиков).
7. Считает, что у него мало друзей.
8. Считает, что у его привычных более дружная семья.
9. Ему думается, что дома он всем мешает.
10. Ему думается, что он глупее вторых.
11. Вычисляет себя не талантливым.
12. Считает, что родители им обиженны.
13. Думает, что ему довольно часто не везет.
14. Ему думается, что учительница (воспитательница) им обижена.
15. Думает, что у него все не хорошо получается, что он ничего не может.
16. Считает, что он нехороший мальчик (девочка).
17. Думает, что он никому не нужен, его никто не обожает, и довольно часто говорит об этом.
Шкала II — СО
1. Обожает, в то время, когда к нему проявляют симпатию.
2. Желает быть увиденным, но сам не проявляет активности.
3. Редко требует кого-то о помощи и оказывает помощь кому-то сам.
4. У него мало друзей.
5. Редко подходит к воспитателю (преподавателю) по собственной инициативе.
6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
7. Имеет лишь одного приятеля в группе (остальных детей игнорирует).
8. Довольно часто жалуется на детей в группе.
9. Шумно ведет себя, в то время, когда рядом нет воспитателя (преподавателя).
10. Время от времени, в то время, когда ему делают замечание, играется «храбреца».
11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.
12. Мешает детям в играх, подсмеивается над ними, обожает пугать.
13. Редко реагирует на замечания, рекомендации либо не обращает на них внимания.
14. Не осознаёт, по какой причине его поступки не нравятся окружающим.
15. Надоедает детям, пристает к ним.
16. Находится в непростых отношениях со сверстниками.
17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
18. Подражает хулиганским проделкам.
19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, не редкость «козлом отпущения».
20. Избегает контактов с воспитателем (преподавателем).
21. Довольно часто ведет себя невпопад.
Шкала III – СД
Для воспитателей и родителей дошкольников (игра) – СДИ А. Комплекс игровых свойств 1. Медлительно входит в игру, не сходу берет на себя роль. 2. Тяжело договаривается с партнерами по игре. 3. Довольно часто не выполняет правила игры. 4. Не показывает, что он делает по ходу игры. 5. Похожие роли играется всегда одинаково. 6. Довольно часто не осознаёт, как нужно играться ту либо иную роль. 7. Интерес к игре скоро проходит. Б. Игровая активность 8. Во многих коллективных играх не участвует. 9. Сюжет игры выбирают другие дети. 10. Достаются роли, каковые не желают выбирать другие дети. 11. Редко играется в коллективных играх роль преподавателя, воспитателя. 12. Обходится маленьким числом игрушек, затрудняется заменить их чем-то вторым. 13. Довольно часто меняет сюжет, роль и не доводит игру до конца. В. Игровая рефлексия 14. Не осознаёт, чего от него ожидают в игре его сверстники. 15. Не имеет возможности по ходу игры поменять игровое поведение в ответ на реакцию детей. 16. Довольно часто заблаговременно не знает результатов игры. 17. Затрудняется в оценке собственной роли в игре, робок в правильности собственных действий. 18. Довольно часто обижен своим участием в игре и отношениями со сверстниками. | Для педагогов и родителей младших школьников (учение) – СДУ А. Мотивация учения 1. Ему нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником. 2. В школу он ходит, в силу того, что в том месте довольно много детей. 3. Особенной любознательности не проявляет. 4. К учению относится равнодушно, время от времени отрицательно. 5. Ходит в школу без большого энтузиазма. 6. Не обожает обучаться. 7. Опасается нехороших оценок, в силу того, что за них дома ругают либо наказывают. 8. Не обожает обучаться, в силу того, что его редко хвалят. 9. В школе не нравится, в силу того, что в том месте не обожают нехороших учеников. Б. Учебно-познавательная активность 10. Не отличается прилежанием к учению. 11. Особенного интереса к определенному предмету не проявляет. 12. На уроках довольно часто пассивен. 13. Вопросы задает редко и не пытается отвечать. 14. Трудится тогда, в то время, когда над ним «стоит» преподаватель (родители). 15. Домашние задания самостоятельно делает редко либо не весьма как следует. 16. Мало просматривает. В. осознанность и Целенаправленность учения 17. С большим трудом осознаёт учебное задание, довольно часто не знает, как его выполнить. 18. Скоро забывает вопрос и условие. 19. Чаще делает задание по стандарту. 20. Неточности в собственных действиях обнаруживает и исправляет с большим трудом. 21. Робок в правильности собственных действий. 22. Обижен результатами собственной учебной деятельности. | |||||
Шкала IV -ОТ | ||||||
ОТС (семья) 1. Довольно часто просит прощения у своих родителей либо чувствует себя виноватым. 2. Ведет себя дома беспомощно. 3. Ведет себя дома неуклюже. 4. Чувствует себя в семье бестолковым. 5. Чрезмерно привязан к матери. 6. Держится обособленно от всех родных. 7. Через чур опасается жалоб педагогов родителям. 8. Довольно часто обманывает своих родителей. 9. Чрезмерно довольно много вспоминает о семье. 10. Часто бывает в нехорошем настроении. | ОТУ (школа, детский сад) 1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом. 2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему. 3. Довольно часто приносит и показывает ему разные предметы. 4. «Подлизывается», старается понравиться педагогу. 5. Неизменно испытывает недостаток в помощи и поддержке. 6. Получает монополии на педагога, но бесплодно. 7. Неизменно озабочен, дабы заинтересовать собой вторых. 8. Легко устраняется в случаях неудачи. 9. Играется «храбреца», в то время, когда ему делают замечание. 10. Рискует без необходимости. 11. Играется только с детьми старше либо младше себя. 12. Неадекватно относится к оценкам окружающих. | |||||
Шкала V – ВМ | ||||||
ВМС (семья) 1. Родители согласны, что нередкие наказания формируют сильный темперамент. 2. Родители уверены в том, что их поведение должно быть непреклонным. 3. Работа своих родителей связана с командировками, с командировками. 4. У своих родителей весьма важная должность. 5. Ребенок довольно часто пропускает занятия. | ВМУ (школа, детский сад) 1. Ребенок у педагога вызывает скорее сожаление, чем симпатию. 2. Согласно точки зрения педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников. 3. Для педагога крайне важно сделать так, дабы отстающий ребенок не подводил группу (класс). 4. Педагог думает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям воспитания и обучения 5. Педагог думает, что уважать возможно для того чтобы ребенка, что этого заслуживает. | |||||
6. Он растет достаточно неряшливым. 7. Ребенок «портит нервы» родителям. 8. Родители смогут пожаловаться на не сильный свойства ребенка. 9. Родители питают зависть к тем, у кого талантливые дети. 10. Родители считаюм, что с этим ребенком им не повезло. 11 . Родители желают, дабы их ребенок дружил с хорошими, вежливыми детьми. 12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о собственном ребенке и реже с ними видеться. 13. Родителям редко удается посещать родительские собрания. 14. Часто родителям не редкость стыдно за собственного ребенка перед привычными. 15. Родители видят все недочёты ребенка, которых больше, чем преимуществ. | 6. Педагог не сомневается в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными – в этом залог воспитания. 7. Педагог думает, что дети должны доверять преподавателю и делиться с ним переживаниями и своими мыслями. 8. Педагог уверен, что удач возможно добиться, только трудясь по четкому замыслу, строго его придерживаясь. 9. Педагог считает, что недочёты ребенка связаны в первую очередь с его домашним воспитанием. 10. Он уверен, что педагоги учат детей лишь хорошему. | |||||
Шкала ДР (преимущества ребенка)
В произвольном порядке ответьте на вопросы:
Что он обожает? | Что он может? | Чего он желает? |
Какой он? | ||
Обработка результатов
Шкала I – СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания. Суждения 1 –4 говорят о неприятии физического «Я»; 5 и 6 говорят о отсутствии идентификации с именем, полом; 7, 8, 9, 12, 14 характеризуют социальную неприспособленность; остальные говорят о неадекватных самооценке и уровне притязаний. Общее число совпадений ответов по шкале говорит о уровне нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала II – СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности особенностей субъекта общения. Суждения 1, 2 касаются потребности ребенка в признании; 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении; 4, 8, 16, 19 показывают на низкий социальный его отвержение и статус ребёнка окружающими; 13, 14, 15, 21 говорят о социальной неадекватности ребенка, связанной со не сильный социальной рефлексией; остальные демонстрируют методы защитно-компенсаторного поведения социально-отверженного ребенка.
Шкала III – СД(свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития особенностей субъекта деятельности. Шкала имеет два варианта: для дошкольников (СДИ) и младших школьников (СДУ). По шкале СДИ вопросы 1–7 характеризуют комплекс игровых свойств, 8– 13 -игровую деятельность, 14–18 – игровую рефлексию ребенка.
По шкале СДУ суждения 1–9 демонстрируют дисгармонии мотивации учения, 10–16 говорят о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17 – 22 характеризуют целенаправленности обучения и несформированность осознанности, опирающихся на психологические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний замысел действий, произвольность психологических процессов).
Шкала IV – ОТ (неспециализированный уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из них-характеризуют домашнюю тревожность ребенка (ОТС). Важнейшим данный показатель есть для диагностики дошкольников.
Следующие 12 вопросов содержат чёрта тревожности ребенка в школе (дошкольном учреждении) – ОТУ. Чем выше балл неспециализированной тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Данный показатель в основном характерен для младших школьников.
Шкала V – ВМ (воспитательный микросоциум) кроме этого имеет два нюанса: ВМС – воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ – воспитательный микросоциум учреждения (10 суждений). В этих суждениях отражаются негативная домашняя и школьная воздух, отвержение запущенного ребенка родителями и педагогами, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его самовыражение и активность. Неспециализированное высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится шкала ДР (преимущества ребенка), которая опроснике не зашифрована. Она содержит четыре вопроса о ребенке, каковые касаются его хороших качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он обожает, что он может, чего он желает, какой он. Незаполненность данной шкалы говорит о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов либо своих родителей.
Экспресс-диагностика состояния социально-педагогической запущенности ребенка проводится способом свободных черт педагога, психолога и родителя. Полная интерпретация шкал известна только психологу. Вопросы-суждения для педагогов и родителей представлены в закрытой форме. Их противоречивые эти смогут уточняться психологом методом яркого наблюдения за ребенком; психолог обобщает полученные сведения.
Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по первой, четвертой, пятой и одной из оставшихся шкал (2, 3) или по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности образовывает 10 – 25%, при выраженной степени – 25 – 30% и более. В первом случае ответов суждений респондентов и совпадения опросника группируются в первой трети утверждений.
Бланк ответов
Имя, фамилия ребенка___________________________________________________________________
Возраст________________________________________________________________________________
Несколько (класс)__________________________________________________________________________
На втором этапе комплексной психодиагностики при необходимости употребляются разные вспомогательные психодиагностические способы,каковые оказывают помощь распознать дисгармонии личности ребенка, вызванные социально-педагогической запущенностью. Потому, что их проводит психолог, дадим только краткое описание их целевого назначения в случаях диагностики запущенности:
• личностный опросник Р. Кеттела (CPQ) – детский вариант для детей 8 –10, 10–12 лет для сравнительного изучения изюминок личности запущенного ребенка, его родителей и определения и педагогов характера их межличностного сотрудничества (опросник имеет параллельные формы для взрослых – 16 F);
• шкала измерения интеллекта Д. Векслера (WiSCR) – для детей 5 – 16,5 лет (субтесты «неспециализированная осведомленность», «понятливость», «словарь», «последовательные картины», «кодирование») для определения изюминок влияния и интеллектуального развития ребёнка социокультурного фактора на происхождение этих изюминок;
• проективные способы – способ фрустрационной толерантности С. Розенцвейга (детский вариант для детей от 4 до 14 лет), выявляющий особенности поведенческих способов и реакций защитного поведения в ситуации фрустрации и уровень социальной адаптации;
• тест (выбор цветов) М. Люшера, определяющий эмоциональное состояние ребенка, уровень его работоспособности, темперамент компенсации неудовлетворенных потребностей, отношение к окружающим и самому себе, личностный баланс, степень автономности;
• способы рисуночных проб – «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, тест-фильм Р. Жиля для изучения характера домашней обстановке глазами ребенка; определения его эмоциональных состояний, которые связаны с семьей; изучения межличностных взаимоотношений в домашней сфере: модальности, дистанции, их влияния и характера общения на адекватность поведения запущенного ребенка;
• тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен для обнаружения территорий тревожности запущенных детей;
• способы моторных проб Шварцландера либо Н. С. Курска для изучения уровня притязаний ребенка;
• способ комплексной самооценки ценностных ориентации ребенка, его отношения к самому себе, согласования «Я» настоящего и «Я» совершенного В. Г. Щур, определяющий уровень самосознания ребенка, его личностную зрелость;
• способ диагностического обучающего опыта А.Я. Ивановой, комплексные способы изучения уровня подготовки детей к школе А. С. исследования и Смирновой умственной активности и самоконтроля учебной деятельности Ю.З. Гильбух, С.Л. Коробко и Л.А. Кондратенко; названные способы содействуют изучению территории актуального и ближайшего развития запущенных детей;
• способы социометрии и референтометрии (модификации Я.Л. Коломенского и Н.А. Березовина) для обнаружения характера межличностных взаимоотношений в группе (классе) и определения социального статуса запущенного ребенка.
В один момент изучение социально и педагогически запущенного ребенка осуществляется его преподавателем (воспитателем) посредством педагогических способов диагностики. Они направлены на изучение запущенного ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения.
В числе способов, применяемых на втором этапе педагогами, ключевую роль играется психолого-педагогический опыт. Допустимо проведение опытов по изучению уровня развития социальных чувств у детей, осознания ими социально-социальной рефлексии и этических норм; по изучению мотивов сотрудничества со сверстниками и взрослыми, уровня коммуникативных умений, произвольности поведения, самоконтроля, отношения к социальным действиям. При проведении опытов подбираются жизненные обстановки, употребляются сюжеты сказок, басен, рассказов, настоящих эпизодов из судьбы группы, игровые обстановки, особые задания, неоконченные предложения, каковые являются своеобразным стимульным материалом. Учителя начальных классов смогут дополнить способ опыта способом произведения «Моя самая громадная эйфория», «В то время, когда мне безрадостно», «Мои приятели», «Мой преподаватель», «В то время, когда мне тяжело», «Я, какой я имеется» и др.
При изучении особенностей субъекта деятельности способы педагогического эксперимента и наблюдения и сама обстановка игры (учения) являются ведущими. Наряду с этим дошкольными педагогами проводятся опыты по анализу обстановок игрового общения, изучению комплекса игровых свойств ребенка, его игровых предпочтений, характера игровой роли и игровых действий, исполнения правил, успехи результатов в игре. Так, изучение особенностей субъекта игровой деятельности происходит в ходе самой игры.
Преподавателями начальных классов для изучения особенностей субъекта учебной деятельности возможно использован способ педагогического опыта, в котором посредством особых заданий по разным учебным предметам предполагается распознать уровень развития главных учебных действий: перенос, прогнозирование и кодирование; уровень развития психологических новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, внутренний замысел действий) и мотивация учения запущенных младших школьников (методика Л.А. Матвеевой).
Для обнаружения неспециализированного уровня активности ребенка во сотрудничестве со средой создан способ регистрации социальной активности ребенка, включающий ее главные виды, — МЕРАС (Р. В. Овчарова).
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Цель:определение уровня развития особенностей субъекта общения, деятельности и их проявления и самосознания в настоящей социальной активности детей.
Инструкция:регистрация социальной активности каждого ребенка проводится индивидуально в одном и том же установленном наблюдателем временном диапазоне и может осуществляться в пара этапов, на каждом из которых регистрируется единица лишь одного вида активности, к примеру активность в деятельности. Для подсчёта и выделения единиц активности применяйте приведенную ниже карту единиц измерения активности. Условия обследования детей должны быть однообразными. Активность детей не стимулируется. Активность детей исследуется в группе (классе).
Замечаемые ЕДИНИЦЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Личностная активность (субъект самосознания) | Игровая активность (субъект деятельности) | Коммуникативная активность (субъект общения) |
общее самооценочное суждение, высказывание неспециализированное оценочное суждение, высказывание сравнение себя с окружающими, выраженное вербально оценка результатов собственной деятельности оценка продуктов собственной деятельности оценка собственных взаимоотношений с окружающими оценка отношения окружающих к ребенку оценка предметов и событий окружающего мира | независимый выбор сюжета игры исполнение и принятие роли принятие роли преподавателя, воспитателя, родителя распределение ролей в игре планирование игры вербальное обозначение роли элементы творчества в игре подбор игрушек либо их заменителей Учебно-познавательная активность познавательные вопросы элементы творчества число верно выполненных письменных независимых заданий элементы переноса, прогнозирования и кодирования элементы сравнения, моделирования, трансформации элементы целеполагания число верных устных ответов | обращение к взрослому, выраженное вербально обращение к сверстнику, выраженное вербально проявление невербальных форм активности в общении (жесты, мимика, позы, пантомимика) эмоциональное сопереживание, сочувствие сотрудничество с детьми сотрудничество со взрослыми инициатива в контакте с детьми либо взрослыми демонстрация социально-этических знаний акты исполнения социальных требований и норм |
Обобщение результатов: неспециализированный индекс социальной активности подсчитывается по формуле:
где КА – коэффициент социальной активности; Еа1_4 – сумма зарегистрированных единиц каждого вида активности. Наряду с этим возможно раздельно определять коэффициент для каждого вида социальной активности ребенка: как субъекта самосознания, как субъекта деятельности (игра, учение) и как субъекта общения.
Выделены пара уровней социальной активности ребенка:
I уровень 60 –45% (социальноедоминирование);
(«неадекватная активность»): 20 – 5% (социальная запущенность);
II уровень
(«адаптивная активность»): 30 – 20% (социальная готовность);
III уровень
(«адекватная активность»): 45 – 30% (социальная субъектность).
Так, посредством способов комплексной психолого-педагогической диагностики, результаты которой коллективно анализируются на консилиуме экспертов, изучаются изюминке личности ребенка в состоянии социально-педагогической запущенности.
Необходимость развернутой психодиагностики обсуждается по окончании первого этапа диагностики, что акцентирует внимание на главных негативных тенденциях в развитии личности запущенного ребенка в целях незамедлительной коррекции конкретно этих сторон.
Второй этап комплексной ранней психолого-педагогической диагностики связан с ее упредительным ориентацией и характером на воспитательный микросоциум ребенка. Для изучения личностно-оценки и профессиональных качеств педагогов их стиля педагогического общения создан способ экспресс-самодиагностики педагога (Р.В. Овчарова).
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
ЛИЧНОСТНО-Стиля и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА