Наибольший поэт старой Греции Аристофан, живший в Афинах в конце V — начале IV в. до н. э., прославился собственными превосходными комедиями. На первый взгляд его пьесы кажутся только радостными сказками, где все происходит не так, как в настоящей судьбе. Актеры наряжены в костюмы птиц, ос, жителей подземного мира, всевышних, а если они воображают людей, то это не простые люди, а карикатуры: у них горбы и огромные животы. На их лица надеты комические маски, каковые уже сами по себе способны привести к смеху у зрителей. Персонажи комедий совершают немыслимые поступки: крестьянин Дикеополь из комедии «Ахарняне» заключает мир со Спартой лишь для себя и собственной семьи. И тогда как кругом свирепствует война, Дикеополь на своем наделе земли ведет торговлю с различными государствами, радуется и пирует. А крестьянин Тригей из комедии «Мир» на огромном навозном жуке взлетает на небо, дабы добиться от Зевса прекращения войны.
Не только живые существа, но и вещи, и понятия предстают на сцене в необычайном виде. Мир, что заключает Дикеополь со Спартой, приносят ему в бутылках, и он пробует его на вкус, как вино; стихи катастроф Эсхила и Еврипида взвешивают на весах как товар.
Актеры потешают публику шутками а также бранью. Основной частью действия помогает «агон» (борьба), словесный спор, что время от времени переходит в комическую драку. Потому, что комедия появилась из хоровых народных песен, в ней участвует хор, но в отличие от праздничного и величественного хора катастроф участники комедийного хора бегают но сцене, прыгают, пляшут бурный стремительный танец «кордак». Все это формирует чувство полной беззаботности и радости.
Но где бы ни происходило воздействие пьесы — в подземном мире либо в царстве птиц между землёй и небом, какие конкретно бы фантастические приключения ни развертывались на сцене, зрителю ясно, что в действительности цель комедии весьма важная — осмеять некрасивые, отрицательные стороны судьбы Афинского страны, они знают, что обращение в ней идет о политических событиях того времени, о несложном афинском народе — крестьянах, ремесленниках и других честных тружениках, приверженцах демократического строя Афин. Их интересы защищает Аристофан в собственных комедиях. Деятельность афинских политиков, мудрецов-философов, поэтов он оценивает в зависимости от того, приносят ли они несложному народу пользу либо вред.
Всего Аристофан написал более 40 комедий, до нас дошло лишь 11: «Ахарняне», «Наездники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Дамы на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Дамы в народном собрании» и «Достаток». И не смотря на то, что с того времени прошло уже довольно много столетий и кое-какие лица и исторические события провалились сквозь землю из памяти людей, пьесы старого поэта еще и сейчас пользуются широкой известностью. Сокровище их содержится не только в красивых стихах, замечательной выдумке и блестящем остроумии. Комедии близки и понятны людям отечественного времени по причине того, что в них ставятся вопросы, каковые и по сей день тревожат все люди: о неравенстве людей, о войне и мире, о недобросовестных политиках, обманывающих народ, о целях и задачах литературы и многие другие.
Особенно громадное внимание уделено в творчестве Аристофана вопросу мира и войны. Это и ясно, поскольку большая часть комедий он написал в годы 27-летней Пелопоннесской войны, которая велась между аристократической Спартой и демократическими Афинами за господство над всей Грецией.
Пелопоннесская война принесла народу неисчислимые бедствия, но афинские политики убеждали его продолжать войну до победного финиша. Во многих собственных комедиях — «Ахарнянах», «Наездниках», «Мире», «Лисистрате» — Аристофан призывает не доверять приверженцам войны и заключить мир со Спартой.
В комедии «Наездники», поставленной в 424 г. до н. э., Аристофан осмеивает самого влиятельного в то время политика, ярого приверженца войны — Клеона. Хотя продемонстрировать, что Клеон имел возможность купить власть в стране лишь по причине того, что народ стал через чур наивен и легко поддается на лесть и обман, Аристофан представил в данной комедии афинский народ в образе глухого, болтливого, выжившего из ума старикашки Дема («демос» — по-гречески народ).
Старик прекратил доверять честным и преданным слугам, а приобрел на рынке нового раба — кожевника, плута и негодяя (в этом кожевнике афинские зрители сходу выясняли Клеона, что был владельцем кожевенной мастерской). обманом и Хитростью новый раб втерся в доверие к Дему, и тот во всем слушается его одного. Совладать с этим плутом может только тот, кто применит против кожевника столь же жульнические приемы, какими пользуется он сам. И вот на сцене появляется торговец колбасами. С страшной бранью, и криком набрасывается он на кожевника. Они угрожают друг другу судом, доносами, кляузами, обвиняют в воровстве, обмане, взяточничестве. Дело Доходит до потасовки. После этого оба бегут к Дему и стараются льстивыми словами и всевозможными подарками завоевать любовь старика.
Аристофан говорит о том, что кожевник Клеон лишь на словах есть защитником народа, а в конечном итоге преследует только собственную пользу. Дем, увидев, что колбасник дал ему всю провизию, а Клеон хорошую половину припрятал в корзинке, прогоняет кожевника. Сразу же затем наступает прекрасное превращение. Колбасник возвращает Дему юность, окуная его в котел с кипятком, и народ делается умным и доблестным, как в прошлые времена. Колбасник преподносит ему мир на тридцать лет.
В конце Пелопоннесской войны в народе, утомившемся от бедствий и невзгод армейского времени, усилились растерянности и настроения страха. Сейчас Аристофан ставит комедию «Лягушки» (405 г. до н. э.), в которой призывает народ к доблести. Он желает, дабы граждане получили мужество и веру в могущество и силы Афинского страны. Но счастье и спасение Афин Аристофан так же, как и прежде видит в мире, в то время, когда «страну враждебную собственной вычислять не станем, а собственную — пределом вражеским». В данной комедии всевышний театрального мастерства Дионис спускается в загробный мир. В том месте происходит состязание между великими греческими поэтами — Еврипидом и Эсхилом. Любой из них просматривает произведения собственного соперника и обосновывает, что в них довольно много недочётов. В итоге Дионис убеждается, что трагедии Эсхила приносят громадную пользу, поскольку воспитывают в народе доблесть и мужество. Эсхил изображал храбрецов е львиной душой, с честным и открытым сердцем. «Малых ребяток наставляет преподаватель пути и добру, а людей возмужалых — поэты. О красивом должны мы постоянно говорить» — в данной высокой цели видит Эсхил призвание поэта. И Дионис решает вернуть на землю Эсхила, в силу того, что он сможет больше оказать помощь своим соотечественникам.
По окончании поражения Афин в Пелопоннесской войне особенно возросло неравенство между разоренным войной небольшой группой и народом богачей. Этому вопросу посвятил Аристофан две последние комедии — «Дамы в народном собрании» и «Достаток» (392 и 388 гг. до н. э.).
Комедии Аристофана переведены на языки многих народов, их ставят на сцене в разных государствах. В советских театрах шли две его комедии: «Дамы в народном собрании» и «Лисистрата». Особенна громадный успех имела «Лисистрата», в которой Аристофан призывает к миру.
В 1954 г. По распоряжению, Глобального Совета Мира празднично отмечалось 2400-летие со времени рождения Аристофана, «отца комедии», как назвал его Ф. Энгельс.