Киноискусство появилось по окончании того, как в 80—90-е гг. XIX в. изобретателями в разных государствах мира — братьями Люмьер во Франции, Ж. Демини и М. Складновским в Германии, А. Самарским и И. Акимовым в РФ и другими — был создан аппарат, снимающий на пленку движущиеся объекты. Данный аппарат назвали кинематографом, от греческих слов «кинема» — перемещение и «графо» — пишу, т. е. «записывающий перемещение».
Потом таковой аппарат нарекли киноаппаратом и кинокамерой, а под кинематографом, либо кинематографией, сейчас подразумевается кинопромышленность той либо другой страны. В нее входят киностудии, где снимаются фильмы, фабрики киноплёнки и заводы киноаппаратуры, научно-исследовательские университеты, лаборатории, кинотеатры, прокат кинофильмов.
Киноискусство — это мастерство создания фильма, появившееся в следствии слияния литературного, изобразительного, музыкального, актерского и режиссерского творчества. Это мастерство коллективное, объединяющее труд живописцев различной профессии.
Работа над фильмом начинается со сценария— особенного вида художественной литературы. В сценарии подробно создано содержание будущего фильма, выяснено время и место действия событий, свидетелем которых будут зрители, даны портретные и речевые характеристики действующих лиц, диалоги… В соответствии с содержанием сценария подбираются актеры на роли храбрецов фильма, готовятся костюмы, создаются кинодекорации, каковые существенно отличаются от театральных. В них практически отсутствует элемент условности. В случае, если прогуляться по территории киностудии, то возможно заметить настоящие улицы современного города, древние крепости, залы дворцов, деревенские избы, крытые соломой. Все это сделано с чрезвычайной тщательностью, в силу того, что зоркий, с большой точностью фиксирующий каждую мелочь объектив кинокамеры легко выдает мельчайшую фальшь.
Во главе коллектива, создающего фильм, стоит режиссёр. Его задачи и право очень громадны и важны. Режиссёр обязан владеть глубокими разносторонним знанием судьбы, изображаемых явлений, свойством к художественному обобщению этих явлений с передовых позиций. Профессия режиссера требует знания баз кинодраматургии, умения трудиться с актерами; дабы руководить работой операторов, гримёров и художников, ему нужно знать изобразительные искусства; он обязан отлично разбираться в музыке и в технической стороне производства фильмов. От инициативы, способности и умения режиссера увлечь за собой людей, с которыми он формирует фильм, зависит успех либо неуспех фильма у миллионов зрителей. Режиссёр обязан выяснить верное поведение храбреца фильма, убедить в данной правильности актера, играющего роль, и направить его творчество в соответствии с неспециализированным планом фильма.
Снимает фильм на пленку оператор. Роль его в создании фильма кроме этого громадна и важна. Он смотрит за распределением света и тени в кадре, находит самая выразительную «точку зрения» кинокамеры и передвигает ее так, дабы сцена стала самый яркой и впечатляющей.
Не смотря на то, что кинооператор и кинорежиссёр — хозяева на съемочной площадке, но зритель видит только актеров, перевоплотившихся в храбрецов фильма. Поэтому-то и успех фильмов сильно зависит от актеров. Так как это актеру, отечественному современнику, время от времени приходится жить судьбой человека средних столетий либо становиться человеком будущего. Так как это он, человек сугубо мирной профессии, обычно спешит в наступление с саблей наголо либо лежит под разрывами бомб в полуразрушенном окопе. Это он в образе собственного храбреца монтажника-верхолаза расхаживает по узкой балке на головокружительной высоте либо лихо спускается с данной высоты по канату. В весьма сжатые сроки актер обязан многому обучиться и очень многое осознать.
Кое-какие из вас видели фильм «Яркий путь» и не забывают героиню фильма Таню Морозову, роль которой игралась узнаваемая актриса Любовь Орлова. Ей было нужно довольно много потрудиться, дабы зритель вправду поверил, что он видит ткачиху, которая может отлично трудиться.
Дабы текстильщицы, «каковые будут наблюдать картину, — говорила Любовь Орлова, — поверили в мою опытную виртуозность, дабы ни одна из них не имела возможности сообщить, «что это лишь в кино», я в течение многих недель занималась изучением ткацкого станка, сдала норму на техминимум ткачихи, привыкла к станку так, как привыкают к собственному простому делу». Время от времени, подчиняясь воле режиссера, актер нескончаемое количество раз делает одно перемещение, говорит одно слово, пока не отыщет единственно верное перемещение, единственно верную интонацию. И лишь это слово и движение видят и слышат зрители, кроме того не подозревая, какая усердная работа предшествовала скоро пролетевшему на экране кадру. Но актеров зритель не забывает и знает. Конкретно актерам при успехе адресуются похвалы и признательность зрителей. А ведь было бы справедливо отыскать в памяти тут и режиссёра, и кинооператора.
Из участников съемочного коллектива фильма нужно еще очень выделить композитора и художника. Живописец формирует всю внешнюю обстановку действия, от декораций до грима и костюма храбрецов.
Композитор пишет к фильму музыку, которая подчеркивает и оттеняет драматизм либо комизм отдельных моментов действия. В содружестве с поэтом им написаны песни, полюбившиеся отечественным зрителям.
Очень многое зависит и от технических работников съемочного коллектива: осветителей, каковые регулируют неестественное освещение, звукооператоров, записывающих звук, т. е. шумы, музыку, реплики актеров.
Фильм снимается не В первую очередь до конца, как мы его видим на экране, а отдельными кусками. Соединение этих разрозненных кусков, число которых в современном фильме доходит до 400—500, в единое целое именуется монтажом. Монтаж — очень неотъемлемая часть работы над фильмом. Она проводится сразу же по окончании съемки режиссером совместно со экспертом-монтажером.
Но вот огромная творческая работа, начатая писателем, продолженная режиссером и всем съемочным коллективом, закончена. В случае, если живописец положил вправду ответственную, добрую идея в живые образы кинокартины, он отыщет самый верный путь к сознанию и сердцу миллионов людей. Нет посильнее действия на мысль и чувства человека, чем действие живого примера. Живые примеры и дает кино. Вы спешите в наступление вместе с Чапаевым, вместе с молодогвардейцами делаете подвиги во имя Отчизны, путешествуете с детьми капитана Гранта в отыскивании их отца, переживаете за «отечественных», за «красных», и ненавидите «не отечественных», «белых».
Города, деревни, горы, озера, леса — все богатство и разнообразие почвы правдиво и художественно-ясно воспроизводится в кино. Зритель как бы идет за действующие лица фильма, видится с разными людьми, вольно переносится из одного действия в второе.
Новый фильм готов, он может совершить путешествие по всему земному шару, вынудить людей ощущать и думать, негодовать и верить. Как же громадна ответственность перед зрителем каждого из тех, кто вносит собственный вклад в создание фильма, как почетна и ответственна творческая деятельность работников киноискусства!