Свыше тысячи лет назад, в середине X в., византийский император Константин VII Багрянородный написал для собственного сына книгу «Об управлении империей», которая должна была преподать наследнику престола базы политической мудрости византийцев. Книга эта сохранилась, и мы выясняем из нее об отношениях между Византийской империей того времени и соседними народами.
В X в. Византия была могущественным страной. Под властью императора пребывали Малая Азия, южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря, кое-какие почвы в Южной Италии, и Херсонес и окрестные области в Крыму. Крымские владения византийцев подвергались нападениям кочевников-печенегов. В собственном произведении Константин Багрянородный рекомендует сыну получать, дабы русские враждовали с печенегами и тем самым отвлекали этих кочевников от нападений на византийские почвы.
В первый раз византийцы познакомились с Русью еще в начале IX в., в то время, когда русские суда-однодеревки (лодки, сделанные из цельного дерева) показались у северных берегов Малой Азии. В 860 г. русские кроме того держали некое время в осаде столицу империи Константинополь. Во времена Константина Багрянородного русские торговцы совершали регулярные плавания в византийскую столицу. В июне однодеревки выходили из Киева и спускались по Днепру. У днепровских порогов торговцам приходилось разгружать лодки и перетаскивать товары по берегу; сейчас солдаты следили, не приближаются ли кочевники-печенеги. Наконец, русские добирались до острова Св. Георгия в устье Днепра и тут под огромным дубом приносили жертву своим языческим всевышним. После этого они выходили из устья Днепра в открытое море и, плывя на протяжении болгарских берегов, достигали Константинополя.
Константинополь был громадным городом с населением более 100 тыс. человек, недаром его именовали царицей городов (по-гречески «город» женского рода).
Стенки его омывались водами Мраморного моря и залива Золотой Рог — красивой естественной гавани, вход в которую при опасности преграждали металлической цепью. Основная улица, украшенная статуями, крытыми галереями, колоннами, вела к площади, где был храм св. Софии, ипподром и Большой дворец. На улицах и площадях Константинополя возможно было видеть вельмож, одетых в шикарные шелковые и льняные ткани, арабских купцов в тёмных плащах и красных сандалиях, послов из далеких государств.
Внутренний вид Софийского собора в Константинополе (современный вид).
Но Константинополь был не только городом дворцов и храмов, торговцев и ювелиров шелком, городом, о роскоши которого ходили легенды. Это был кроме этого город невиданной нищеты, со множеством мелких переулков и улочек, где в жалких лачугах ютилась мастерские и беднота кожевников распространяли удушливый запах. В городе не хватало воды. Часто не хватало и хлеба, и торговцы взвинчивали цены, это приводило к голодной муниципальный бедноты. Зимний период, в то время, когда дул холодный северный ветер, бедняки мерзли в убогих жилищах, а у большинства не было и для того чтобы крова — они ночевали на улицах.
В 907 г. русский флот под предводительством князя Олега показался под стенками Константинополя. Византийский император был должен заключить контракт, удачный для Руси. Греческий текст этого договора не сохранился, но мы знаем его русский перевод из «Повести временных лет». Русские торговцы приобретали право торговать в Константинополе, не уплачивая пошлин. В византийской столице купцов снабжали хлебом, мясом, рыбой, овощами и разрешали мыться в банях. Отправляясь в обратный путь, они приобретали провизию, паруса, якоря, веревки. Византийцы опасались агрессивных северных гостей. Согласно соглашению, русским разрешалось проходить в город из предместья, где они останавливались, без оружия и маленькими группами, по 50 человек.
В 968 г. войско русского князя Святослава перешло Дунай и вступило на территорию Болгарии. Казалось уже, что пределы Русского страны будут расширены до границ Византийской империи. Только по окончании упорной борьбы тяжеловооруженной коннице византийцев удалось победить над очень сильно поредевшим отрядом русских. Печенеги, подкупленные греческими дипломатами, нежданно напали на Святослава у днепровских порогов, в то время, когда он возвращался в Киев, и князь пал в битве. Но уже сын Святослава, Владимир, забрал в 989 г. Херсонес — главный оплот Византийской империи в Крыму.
Торговые связи, династические браки и дипломатические миссии (князь Владимир Святославич был женат на византийской царевне Анне, матерью Владимира Мономаха была греческая царевна) понемногу знакомили и сближали русских и византийцев.
Из Византии на Русь пробралось христианство. Христианская религия, господствовавшая тогда в Европе, усиливала власть феодалов. Исходя из этого христианство было воспринято первым делом его окружением и князем. Первая церковь была выстроена в Киеве, по-видимому, еще в IX в. Современница Константина Багрянородного — русская княгиня Ольга приняла христианство. А ее внук, Владимир Святославич, в 988—989 гг. приступил к крещению Руси. В Киеве были снесены идолы Перуна и других языческих всевышних и вместо них воздвигнуты христианские храмы.
Новая религия вводилась насильственным методом. Одна летопись говорит: в то время, когда некие Добрыня и Путята пришли крестить новгородцев, те под управлением жреца Богомила оказали сопротивление, и новая вера была водворена по окончании не добрый сечи; и позже люди говорили, что Путята крестил огнем, а Добрыня — клинком.
Шелковая ткань с орнаментом, изготовленная византийскими мастерами.
Со временем христианство было введено по всей Руси, и христианское духовенство стало сильнейшей опорой господствующего класса.
По окончании крещения Руси экономические и культурные связи между Русью и Византией еще более окрепли. Из Византии на север, в Киев и Тмутаракань (карта, стр. 219), греческие торговцы привозили вина, пряности, шелковые ткани. Из этого на юг увозили меха, рыбу, икру. Русские торговцы так же, как и прежде ездили в Константинополь, где у них был сейчас собственный квартал. Из Византии на Русь приезжали строители и священники, художники и ювелиры, но и многие русские отправлялись в Византию. На Афоне — гористом и лесистом греческом полуострове — был в то время выстроен русский монастырь. Русские ремесленники трудились в византийских городах; до нас дошло имя одного из них — костореза Всеволода, изготовившего из моржовой кости чернильницу «русской резьбы», приводившую в восторг его современников-греков.
Постоянное общение с византийцами обогащало русскую культуру. Из греческого языка были заимствованы кое-какие слова (к примеру, тетрадь, лампа), русским людям давали греческие имена (Андрей, Александр, Георгий, Софья и др.). На Русь проникали греческие книги, многие из которых переводились на русский язык. Были среди них произведения о «сотворении мира», о библейских храбрецах, о римских полководцах; «жития святых», в которых описывались подвиги святых и вымышленные «чудеса мужей». Были и произведения иного, недуховного содержания, к примеру рассказ о храбром солдате Дигенисе Акрите, названном в русском пересказе Девгением: о его победах над разбойниками, о сопротивлении самому императору и сватовстве к красивой девушке — дочери богатого правителя.
Из «Повести временных лет» мы выясняем, что князь Владимир по окончании принятия христианства устроил школы для обучения грамоте — письму и чтению.
К середине XI в. в Киевской Руси наровне с переводными книгами появляются и уникальные произведения, а также первые летописи . В то время в Западной Европе исторические хроники, церковные и другие книги писали на непонятном народу латинском языке. В Киевской Руси же книги сходу стали писать на живом, разговорном языке. Это было громадным достижением самобытной русской культуры. Наровне с летописями в XII в. было создано одно из величайших произведений русской н всемирный литературы — «Слово о полку Игореве».
Византийское влияние сказалось и на русской живописи и архитектуре. Но и тут русские не были только учениками греков, они вносили в собственные произведения довольно много подлинно русского, уникального. Об этом свидетельствует Софийский собор в Киеве, выстроенный в XI в. при Ярославе Умном.
В этом прекрасном сооружении византийские приемы зодчества были творчески переработаны русскими мастерами на базе местных традиций; множество куполов собора — явление чисто русское, воспринятое от древнерусского древесного зодчества.
Итак, экономическое и политическое общение с Византией обогащало русскую культуру, но во многих областях она шла своим методом, не зависевшим от византийских влияний.