Какие операции в оддс не отражаются? 21 глава

———————————

Под спецоснасткой тут понимаются особые инструменты, специальное оборудование и специальные приспособления (п. п. 2 — 8 Методических указаний по учету спецодежды и спецоснастки).

Имеются в виду те виды контрактов, каковые подпадают под воздействие ПБУ 2/2008 Учет соглашений строительного подряда. Эти виды соглашений перечислены в п. п. 1 и 2 ПБУ 2/2008.

ПБУ 12/2010 в административном порядке используется организациями-эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Иные организации используют это ПБУ по желанию.

Примечание. Еще раз выделим: при формировании учетной политики в ней не требуется закреплять методы учета по всем вопросам, где существуют варианты. Ваша задача — остановиться лишь на тех вопросах, каковые видятся в деятельности вашей организации.

2. Имеется вопросы, в отношении которых методы ведения бухучета нормативно не установлены. В случае, если организация на протяжении собственной деятельности сталкивается с этими обстановками, то ей нужно самостоятельно создать соответствующие методы учета, опираясь на нормы действующих положений по бухучёту (ПБУ), и западных стандартов денежной отчетности. Наряду с этим нормы, содержащиеся в российских ПБУ, используются для разработки соответствующего метода в части подобных либо связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, порядка оценки и условий признания активов, обязательств, расходов и доходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

К примеру, в ПБУ 8/2010 нет четких правил формирования резерва на оплату отпусков. Исходя из этого организации нужно самостоятельно создать порядок формирования для того чтобы резерва и отразить его в учетной политике (см. подраздел 2.8.5.4.1).

В таблице 2 собрана информация о тех вопросах, для которых в нормативных документах нет конкретных способов учета. В случае, если в деятельности организации присутствуют соответствующие факты хозяйственной деятельности, то методы учета этих фактов нужно создать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

Таблица 2

Методы обязательств и оценки активов,

для которых конкретные варианты учета

на нормативном уровне не закреплены

Элемент учетной политики Требования нормативного акта Нормативный акт, служащий обоснованием
Учет расходов и доходов по контрактам строительного подряда
Порядок распределения косвенных затрат между отдельными контрактами Порядок разрабатывается самостоятельно (к примеру, методом расчетов с применением сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительных работах) и используется систематически и последовательно ПБУ 2/2008 (п. 13)
Учет поисковых затрат
Список видов поисковых затрат, признаваемых внеоборотными активами Организация самостоятельно определяет и отражает в учетной политике список видов поисковых затрат, признаваемых внеоборотными активами. Наряду с этим организация может все поисковые затраты признавать затратами по простым видам деятельности ПБУ 24/2011 (п. п. 4 и 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Деление внеоборотных поисковых активов на материальные и нематериальные Организация самостоятельно устанавливает изюминке классификации материальных и нематериальных поисковых активов ПБУ 24/2011 (п. п. 4 и 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Порядок начисления амортизации по внеоборотным поисковым активам Порядок начисления амортизации по поисковым активам определяется организацией. Наряду с этим необходимо принимать к сведенью правила, установленные для нематериальных активов и основных средств ПБУ 24/2011 (п. п. 16, 17 и 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Порядок группировки поисковых активов в целях проверки их на обесценение Определяется организацией самостоятельно ПБУ 24/2011 (п. 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Условия перевода поисковых активов в состав главных средств, нематериальных и иных активов организации Определяются организацией самостоятельно ПБУ 24/2011 (п. п. 16, 17 и 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Учет процентов по кредитам и займам
Критерии отнесения имущества к инвестиционным активам Инвестиционный актив — это объект имущества, подготовка которого к предполагаемому применению требует долгого времени и значительных затрат на приобретение, сооружение и (либо) изготовление. В учетной политике нужно выяснить, какой период времени организация вычисляет долгим для признания того либо иного объекта инвестиционным активом ПБУ 15/2008 (п. 7)
Учет расходов и доходов по простым видам деятельности
Распределение затрат по простым видам деятельности по статьям затрат Список статей затрат нужно создать самостоятельно и закрепить в приказе об учетной политике ПБУ 10/99 (п. 9)
Порядок признания выручки по мере готовности (в случае, если в организации принят таковой порядок признания выручки по работам, услугам, продукции с долгим циклом изготовления) Организации нужно самостоятельно создать методы определения готовности работ, одолжений, продукции и закрепить их в приказе об учетной политике ПБУ 9/99 (п. п. 13 и 17)
Оценочные обязательства
Резерв на оплату отпусков, резерв на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт (, если организация принимает на себя гарантийные обязательства в отношении реализуемых товаров (работ)), иные резервы (оценочные обязательства) Определяется порядок формирования резерва (порядок определения размера оценочного обязательства) ПБУ 8/2010, подробнее см. подразделы 2.8.4.3 и 2.8.5.4
Порядок формирования информации по сегментам (в случае, если организация использует ПБУ 12/2010 )
Отчетные сегменты Организация обязана самостоятельно определить список отчетных сегментов ПБУ 12/2010 (п. 12)
Порядок распределения доходов, затрат, обязательств и активов между отчетными сегментами Организация обязана самостоятельно выбрать базу распределения между отчетными сегментами доходов, затрат, обязательств и активов, относящихся к двум и более отчетным сегментам, и последовательно использовать избранную базу распределения ПБУ 12/2010 (п. 19)
Порядок исправления неточностей
Признание неточности значительной Существенность неточности организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности ПБУ 22/2010 (п. 3), подробнее см. Приложение 3
Формирование отчета о перемещении денежных средств
Признание денежных вложений финансовыми эквивалентами Организация самостоятельно определяет подходы для отделения финансовых эквивалентов от вторых денежных вложений ПБУ 23/2011 (п. 23), см. подробнее подраздел 2.8.2.5
Классификация финансовых потоков Организация самостоятельно определяет классификацию финансовых потоков, не указанных в п. п. 9 — 11 ПБУ 23/2011 ПБУ 23/2011 (п. 23)
Сворачивание финансовых потоков Организация самостоятельно определяет финансовые потоки, подлежащие свернутому представлению ПБУ 23/2011 (п. 23)

———————————

Имеются в виду те виды контрактов, каковые подпадают под воздействие ПБУ 2/2008 Учет контрактов строительного подряда. Эти виды контрактов перечислены в п. п. 1 и 2 ПБУ 2/2008.

При признании в бухгалтерском учете выручки от исполнения конкретных работ, оказания конкретных одолжений, продажи продукции по мере готовности учтите советы Министерства финансов России, что думает, что метод определения степени завершенности работ, одолжений, продукции на отчетную дату целесообразно разрабатывать исходя из ПБУ 2/2008 (в части метода определения степени завершенности работ по договору строительного подряда) (Советы аудиторским организациям, личным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 г. — Приложение к Письму Министерства финансов России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).

ПБУ 12/2010 в административном порядке используется организациями-эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Иные организации используют это ПБУ по желанию.

См. таблицу на с. 218.

См. подробнее с. 219.

4. Определение (выбор) способов оценки

обязательств и активов

В приведенной таблице 1 мы собрали те вопросы, для которых в бухгалтерском законодательстве предусмотрены несколько, а пара вариантов ведения учета.

Эта таблица окажет помощь вам выяснить минимальный количество информации, подлежащей отражению в учетной политике вашей организации.

Еще раз выделим — не нужно фиксировать в учетной политике правила учета по всем вопросам, отраженным в таблице 1. Выделите лишь те, с которыми вам приходится сталкиваться в текущей работе.

По последовательности вопросов нормативные акты по бухучёту напрямую обязывают организацию самостоятельно создать методы ведения учета, закрепив их в учетной политике.

Совладать с данной задачей окажет помощь приведенная таблица 2.

5. Учетная политика малого предприятия.

Упрощенные способы учета

Примечание. Малым фирмам (за исключением организаций, указанных в п. 5 ст. 6 Закона О бухгалтерском учете ) дана возможность вести бухучёт в упрощенном порядке, сократив количество используемых синтетических квитанций, отказавшись от применения последовательности ПБУ, и выбрав и закрепив в учетной политике упрощенные методы бухгалтерского учета.

———————————

В п. 5 ст. 6 Закона О бухгалтерском учете перечислены экономические субъекты, каковые не вправе использовать упрощенные методы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (денежную) отчетность. К ним отнесены:

1) организации, бухгалтерская (денежная) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в правовом поле РФ;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации госсектора;

6) политические партии, их региональные отделения либо иные структурные подразделения;

7) коллегии юристов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, имеющие статус зарубежного агента.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (малым фирмам) выяснены в ст. 4 закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ.

К малым фирмам в 2016 г. относятся хозяйственные партнерства и хозяйственные общества, соответствующие следующим условиям:

1) для обществ с ограниченной серьезностью — суммарная часть участия РФ, субъектов РФ, городов, публичных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества не превышает 25%, а суммарная часть участия зарубежных юрлиц и (либо) юрлиц, не являющихся субъектами среднего и малого предпринимательства, не превышает 49% ;

для акционерных обществ — акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ ;

2) среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна быть больше 100 человек включительно ;

3) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий год , что определяется в порядке, установленном законодательством РФ о сборах и налогах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и используется по всем налоговым режимам, не должен быть больше предельные значения, установленные Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 установлен предельный размер дохода для малых фирм в размере 800 миллионов рублей.

———————————

Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства:

— деятельность которых содержится в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных автомобилей, баз данных, изобретений, нужных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), необыкновенные права на каковые принадлежат соучредителям (участникам) таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, независимым научным учреждениям или являющимся бюджетными учреждениями, независимыми учреждениями образовательным организациям высшего образования;

— приобретшие статус участника проекта Сколково;

— соучредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ список юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ О науке и национальной научно-технической политике.

С 2017 г. для акционерных обществ появляется еще одно условие, при исполнении которого общество возможно признано субъектом малого предпринимательства: акционеры — РФ, субъекты РФ, города, публичные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) обладают не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а акционеры — зарубежные юридические лица и (либо) юридические лица, не являющиеся субъектами среднего и малого предпринимательства, обладают не более чем 49% голосующих акций акционерного общества (закон от 03.07.2016 N 265-ФЗ).

Средняя численность работников за год определяется с учетом всех работников организации, а также работников, делающих работы по гражданско-правовым соглашениям либо по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации (п. 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Увидим, что среди малых фирм выделяют микропредприятия, к каким относятся организации, у которых:

— среднесписочная численность работников не превышает 15 человек;

— полученный доход не превышает 120 миллионов рублей. в год.

Обратите внимание! С 2016 г. балансовая цена активов организации уже не воздействует на возможность отнесения ее к субъектам малого предпринимательства. Балансовая цена активов малого предприятия сейчас не ограничена.

Одновременно с этим с 2016 г. ограничивается размер не выручки (как это было раньше), а дохода, взятого по всем всем режимам и видам деятельности налогообложения. Другими словами с 2016 г. в расчет принимается не только выручка от реализации, но и внереализационные доходы — дружно не должно быть больше 800 миллионов рублей. в год. Разумеется, что это ужесточение в части размера доходов может привести многих к утрата статуса малого предприятия.

В данной связи имейте в виду: в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация теряет статус малого предприятия в том случае, если размер дохода и (либо) численность работников превышают установленные предельные значения (800 миллионов рублей., 100 человек) в течение 3 календарных лет , следующих друг за другом.

———————————

Разъяснения по этому вопросу приведены в Письме Министерства экономики России от 11.04.2016 N Д28и-913.

Снова созданные ООО при соблюдении ограничений по составу участников (соучредителей) изначально относятся к микропредприятиям (п. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). По окончании первого года работы статус организации пересматривается с учетом информации о среднесписочной численности и величине взятого дохода.

* * *

Итак, малым фирмам (за исключением тех, каковые перечислены в п. 5 ст. 6 Закона О бухгалтерском учете) дана возможность значительно упростить собственный бухучёт.

Во-первых, при разработке рабочего замысла квитанций малое предприятие, имеющее право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке (потом — малое предприятие), может значительно сократить количество применяемых синтетических квитанций.

К примеру, возможно все затраты, которые связаны с производством продукции (работ, одолжений), учитывать на счете 20 Главное производство, отказавшись от применения квитанций 23 Вспомогательные производства, 25 Общепроизводственные затраты, 26 Общехозяйственные затраты, 28 Брак в производстве, 29 хозяйства и Обслуживающие производства и 44 Затраты на продажу.

Соответствующие советы возможно отыскать в Информации Министерства финансов России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 Об упрощенной совокупности бухгалтерской отчётности и бухгалтерского учёта.

Во-вторых, малые предприятия есть в праве отказаться от применения последовательности ПБУ.

Ниже, в таблице 3, приведена информация о тех ПБУ, каковые не являются необходимыми для малых фирм. При формировании учетной политики малого предприятия в ней возможно прописать отказ от применения этих ПБУ.

Таблица 3

ПБУ, от применения которых возможно отказаться

Наименование ПБУ Комментарий
ПБУ 2/2008 Учет соглашений строительного подряда В случае, если в учетной политике прописан отказ от применения ПБУ 2/2008, то организация признает расходы и доходы по соглашениям строительного подряда в общем порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные активы и условные обязательства В случае, если в учетной политике прописан отказ от применения ПБУ 8/2010, то организация не формирует никаких резервов (оценочных обязательств), а все практически понесенные затраты учитывает в составе затрат по мере происхождения
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций В случае, если организация закрепила в учетной политике отказ от применения ПБУ 18/02, то она не ведет учет отличий, появляющихся между бухгалтерским и налоговым учетом. Налог на прибыль считается согласно данным налогового учета. В бухгалтерской отчетности отражается сумма налога, исчисленная в соответствии с гл. 25 НК РФ и указанная в декларации по налогу на прибыль

В-третьих, в отдельных ПБУ, каковые необходимы к применению для всех организаций, включая малые, для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные методы учета тех либо иных операций.

Организация при формировании учетной политики может закрепить в ней выбор тех либо иных упрощенных способов учета (см. таблицу 4).

Таблица 4

Упрощенные методы ведения учета,

предусмотренные для малых фирм

Элемент учетной политики Неспециализированные правила учета Упрощенный вариант для малых фирм
Учетная политика
Отражение последствий трансформации учетной политики По неспециализированному правилу последствия трансформации учетной политики, оказавшие либо талантливые оказать значительное влияние на денежное положение организации, денежные результаты ее деятельности и (либо) перемещение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключением из неспециализированного правила есть обстановка, в то время, когда изменение учетной политики позвано трансформацией законодательства и (либо) нормативных правовых актов по бухучёту и в соответствующем нормативном акте установлены особые правила отражения последствий трансформации учетной политики (п. п. 14 и 15 ПБУ 1/2008) Последствия трансформации учетной политики, оказавшие либо талантливые оказать значительное влияние на денежное положение организации, денежные результаты ее деятельности и (либо) перемещение денежных средств, отражаются перспективно, за исключением случаев, в то время, когда другой порядок установлен законодательством РФ и (либо) нормативным правовым актом по бухучёту (п. 15.1 ПБУ 1/2008)
Материально-производственные запасы (МПЗ)
Оценка МПЗ По фактической себестоимости, которая определяется как сумма фактических затрат на приобретение По цене поставщика. Наряду с этим иные затраты, конкретно связанные с покупкой МПЗ, включаются в состав затрат по простым видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 13.1 ПБУ 5/01)
Признание цены МПЗ и других затрат на подготовку и производство к продаже товаров и продукции в составе затрат по простым видам деятельности По мере фактического применения В полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Данный метод без каких-либо ограничений смогут использовать микропредприятия . Остальные организации смогут его использовать при условии, что темперамент деятельности организации не предполагает наличие значительных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01)
Признание затрат на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих потребностей рассказать о составе затрат по простым видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.3 ПБУ 5/01)
Создание резерва под понижение цены МПЗ Создается в последних месяцах года при наличии МПЗ, каковые морально устарели, абсолютно либо частично утратили собственный начальное уровень качества или текущая рыночная цена, цена продажи которых снизилась Резерв не создается (п. 25 ПБУ 5/01)
Главные средства (ОС)
Определение начальной цене ОС Начальная цена — сумма фактических затрат организации на приобретение, изготовление и сооружение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (не считая случаев, предусмотренных законодательством РФ) При их приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене). При их сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по контрактам строительного подряда и иным контрактам, заключенным с целью приобретения, изготовления и сооружения ОС
Наряду с этим иные затраты, конкретно связанные с покупкой, изготовлением и сооружением объекта ОС, включаются в состав затрат по простым видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 8.1 ПБУ 6/01)
Начисление амортизации по всем ОС В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам главных средств начисляются каждый месяц независимо от используемого метода начисления в размере 1/12 годовой суммы Единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года или иногда в течение отчетного года за периоды, определенные организацией (п. 19 ПБУ 6/01)
Начисление амортизации по производственному и хозяйственному инвентарю Единовременно в размере начальной цене при их принятии к бухучёту (п. 19 ПБУ 6/01)
Затраты на НИОКР
Списание затрат на НИОКР на затраты по простым видам деятельности В течение ожидаемого срока применения результатов работ, но не более 5 лет В полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02)
Нематериальные активы (НМА)
Признание затрат на приобретение НМА Формируют начальную цена НМА и списываются в состав затрат методом начисления амортизации рассказать о составе затрат по простым видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007)
Учет денежных вложений
Последующая оценка денежных вложений Денежные вложения делятся на рыночные и нерыночные. Нерыночные денежные вложения отражаются в учете по начальной цене, которая в общем случае определяется как сумма фактических затрат организации на их приобретение. Рыночные денежные вложения отражаются в отчетности по текущей рыночной цене, т.е. организация обязана каждый месяц либо каждый квартал создавать их переоценку (п. п. 19 — 21 ПБУ 19/02) Последующая оценка всех денежных вложений осуществляется в порядке, установленном для нерыночных денежных вложений (п. 19 ПБУ 19/02). Закрепив таковой порядок в учетной политике, малое предприятие учитывает все собственные денежные вложения, как рыночные, так и нерыночные, по начальной цене
Указанные организации смогут решить не отражать обесценение денежных вложений в бухгалтерском учете в случаях, в то время, когда расчет величины для того чтобы обесценения затруднителен
Учет затрат по кредитам и займам
Учет процентов по привлеченным кредитам и займам По неспециализированному правилу проценты по кредитам и займам рассказать о бухгалтерском учете в составе других затрат. Но в случае, если заемные средства употребляются для приобретения (создания) инвестиционного актива, то проценты по ним включаются в цена инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) Все затраты по кредитам и займам будут считаться другими затратами (п. 7 ПБУ 15/2008)
Учет расходов и доходов
Признание расходов и выручки По неспециализированному правилу выручка рассказать о бухгалтерском учете по начислению (по мере отгрузки товаров (работ, одолжений)), независимо от фактического получения денежных средств от заказчиков и покупателей (п. 12 ПБУ 9/99) Выручка может признаваться кассовым способом (т.е. выручка согласится не по мере передачи прав владения, распоряжения и пользования на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, сделанную одолжение, а по окончании поступления денежных иной формы и средств оплаты) (п. 12 ПБУ 9/99). В случае, если организацией в учетной политике принят кассовый способ признания выручки, то и затраты будут считаться по окончании осуществления оплаты долга (п. 18 ПБУ 10/99)
Исправление неточностей прошлых периодов
Исправление значительных неточностей прошлых лет Исправляются записями в корреспонденции со счетом 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Помимо этого, требуется ретроспективный пересчет сравнительных показателей отчетности прошлых лет (п. 9 ПБУ 22/2010) Исправляются в том же порядке, что и несущественные неточности, т.е. записями в корреспонденции со счетом 91 расходы и Прочие доходы, без ретроспективного пересчета показателей отчетности прошлых лет (п. 9 ПБУ 22/2010)

———————————

Отказ от ретроспективного пересчета показателей бухгалтерской отчетности прошлых лет, конечно же, снижает достоверность бухгалтерской отчетности, но значительно упрощает жизнь бухгалтера. Соответственно, в случае, если пользователи отчетности (управление, соучредители и т.д.) не возражают против для того чтобы упрощения, то никаких обстоятельств отказываться от предоставленной п. 15.1 ПБУ 1/2008 возможности и мучиться с ретроспективным пересчетом, на отечественный взор, нет.

Критерии отнесения организаций к микропредприятиям рассмотрены на с. 476.

См. подробнее подраздел 1.7.1.

Связь между отчетностями. Часть 2 — Отчет о движении денежных средств.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: