Астрономия — старейшая наука. Она появилась, как показывал один из великих основоположников научного коммунизма Фридрих Энгельс, в связи с практическими потребностями людей еще в глубокой древности.
Главным занятием старейших народов было земледелие и скотоводство. Исходя из этого им необходимо было иметь представление о явлениях природы, об их связи с временами года. Людям было как мы знаем, что ночи и смена дня обусловлена явлениями захода и восхода Солнца. Уже в старейших странах: Старом Египте, Вавилонии, Китае, Индии и др. — скотоводство и земледелие регулировались такими сезонными (т. е. повторяющимися в одинаковые времена года) явлениями природы, как разливы громадных рек, наступление дождей, смена горячей и холодной погоды и т. д. Давешние наблюдения неба стали причиной открытию связи между сменой времен года и такими небесными явлениями, как изменение полуденной высоты Солнца в течение года, появление на небе с наступлением вечерней темноты легко заметных броских звезд.
Древняя индийская обсерватория в городе Дели. Справа — огромные солнечные часы. Позади виден так называемый «Мисра Янтра» — комбинация из пяти астрономических инструментов
Так, еще в глубокой древности были заложены фундамент календаря, в котором главной мерой для счета времени стали дни (ночи и смена дня), месяц (промежуток между двумя новолуниями) и год (время кажущегося полного оборота Солнца по небу среди звезд). Календарь был нужен первым делом чтобы с известной точностью рассчитывать время начала полевых работ. Еще в седой древности была установлена приблизительная длительность года—365 ? дней. В действительности длительность года (т.е. периода обращения Почвы около Солнца) образовывает 365 дней 5 часов 48 мин. 46 секунд — на 11 мин. 14 секунд меньше, чем 365 ? дней. Эта «приблизительность» давала себя знать — с течением времени календарь «расходился» с природой, ожидаемые сезонные явления наступали пара раньше, чем это должно было быть по календарю. Из года в год расхождение возрастало.
Необходимы были земных явлений и наблюдения неба, дабы всегда уточнять календарь, «сближать» его с природой. Такие наблюдения велись уже в некоторых государствах Древнего Востока.
С течением времени было кроме этого найдено, что, не считая Луны и Солнца, имеется еще пять светил, каковые всегда перемещаются по небу среди звезд. Эти «блуждающие» светила стали называться планетами и потом взяли отлично привычные нам заглавия — Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и юпитер. Древние наблюдения разрешили заметить на небе очертания самые характерных созвездий и установить периодичность наступления таких явлений, как солнечные и лунные затмения.
Замечая небесные явления, люди еще не знали вызывающих их обстоятельств. Звезды и планеты они видели как светящиеся точки на небе, но об их настоящей природе, так же как и о природе Луны и Солнца, ничего не было известно. Не осознавая природы небесных светил, не зная законов развития человеческого общества и болезней и истинной причины войн, люди обожествляли светила, приписывая им влияние на судьбы народов и людей. Так появилась лженаука — астрология, пробовавшая предвещать судьбы людей по перемещениям небесных светил.
Настоящая наука в далеком прошлом уже опровергла выдумки астрологии. Однако в капиталистических государствах и сейчас имеется много астрономов, обманывающих наивных людей.
религия и Наука глубоко враждебны друг другу. Наука открывает законы природы и оказывает помощь людям применять природу в собственных заинтересованностях. Религия, напротив, постоянно внушала людям чувство страха и беспомощности перед природой. Всегда религия, опираясь на недостаточность знаний, на предрассудки и суеверия, мешала формированию науки. В древности, в то время, когда люди не знали законов природы, влияние ее служителей и религии—жрецов было особенно очень сильно. Жрецы игрались громадную роль в хозяйственной и политике древневосточных стран. Они были заинтересованы в астрономических наблюдениях, в силу того, что календарь был им нужен для установления дат разных религиозных праздничных дней.
Аристотель. (Рисунок В. И. Таубера.)
Хозяйственный уклад древних стран с их примитивным земледелием, ремеслом и скотоводством, основанный на ручном труде рабов, не потребовал еще какое количество-нибудь большого развития науки и техники. Исходя из этого астрономические наблюдения, проводившиеся в странах Древнего Востока в течении многовековой истории, не могли привести к созданию астрономии как науки, способной объяснить устройство Вселенной.
В числе вторых стран Древнего Востока больших удач достигли астрономические наблюдения в Китае, где, не считая жрецов, с покон веков были астрологи, намерено занимавшиеся наблюдениями неба. Китайские астрологи не только обучились предвещать наступление затмений, но и в первый раз замечали солнечные пятна. И позднее астрономия в Китае развивалась . В какое количество в. до н. э. китайские астрологи в первый раз составили так называемый звездный каталог — перечень 800 самые ярких звезд с указанием их положения на небе.
Астрономические познания, накопленные в Старом Египте и Вавилонии, были заимствованы древними греками. В Греции были более благоприятные условия для развития науки, чем в Китае, Египте и Вавилонии. К VI в. до н. э. греки установили постоянные связи со многими государствами.
Уже первые греческие ученые сейчас пробовали доказать, что Вселенная существует без участия божественных сил. Греческий философ Фалес учил, что вез существующее в природе — и небо и Земля — появилось из одного «начального» элемента — воды. Другие ученые вычисляли таким «начальным» элементом пламя либо воздушное пространство. В том же VI в. дон. э. греческий философ Гераклит высказал блестящую идея, что Вселенная ни при каких обстоятельствах никем не была создана, она всегда была, имеется и будет, что в ней нет ничего неизменного — все движется, изменяется, начинается. Эта превосходная идея, высказанная Гераклитом, потом легла в базу современной науки, задачей которой есть изучение человеческого развития общества и законов природы.
Старая китайская обсерватория. Наблюдения над звездами астрологи вели при помощи угломерных инструментов. (Рисунок В. И. Таубера.)
Многие греческие ученые, но, наивно думали, что Почва есть самым большим телом во Вселенной п находится в ее центре. Наряду с этим они считали, что Почва — неподвижное плоское тело, около которого обращаются Солнце, планеты и Луна. Лишь позднее, систематически замечая природу, ученые имели возможность заключить , что Земли и устройство Вселенной, на которой мы живем, значительно сложнее, чем оно представляется неискушенному наблюдателю. В начале VI в. до н. э. Пифагор в первый раз высказал предположение, что Почва не плоское тело, а имеет шарообразную форму.
Большим достижением науки было учение греческих философов Левкиппа и Демокрита, утверждавших, что все существующее складывается из небольших частиц материи — атомов и что все явления природы совершаются без всякого участия всевышних и других сверхъестественных сил.
Позднее, в IV в. до н. э., с изложением собственных взоров на устройство Вселенной выступил философ Аристотель. При помощи остроумных мыслей он доказал шарообразность Почвы. Аристотель утверждал, что лунные затмения происходят, в то время, когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Почвой. На диске Луны мы видим край земной тени в любой момент круглым. И сама Луна имеет выпуклую, вероятнее шарообразную форму. Таким методом Аристотель заключил , что Почва, непременно, шарообразна и что шарообразны, по-видимому, все небесные тела.
Аристотель думал, что Почва — центр Вселенной, около которого обращаются все небесные тела. Вселенная, согласно точки зрения Аристотеля, имеет конечные размеры — ее как бы замыкает сфера звезд. Своим учением Аристотель закрепил на довольно много столетий фальшивое мнение, что Почва — неподвижный центр Вселенной. Это мнение, соответствующее учению греческой религии, разделяли и позднейшие греческие ученые. В будущем его приняла как непреложную истину христианская церковь.
Великий русский ученый М. В. Ломоносов, всю жизнь страстно боровшийся за торжество науки над суеверием, писал, что в течение многих столетий «идолопоклонническое суеверие держало астрономическую Почву в собственных челюстях, не давая ей двигаться».
Но и в Греции по окончании Аристотеля кое-какие передовые ученые высказывали храбрые и верные предположения об устройстве Вселенной.
Живший в III в. до н. э. Аристарх Самосский думал, что Почва обращается около Солнца. Расстояние от Земли до Солнца он выяснил в 600 диаметров Почвы. В действительности это расстояние в 20 раз меньше настоящего, но по тому времени и оно казалось невообразимо огромным. Но это расстояние Аристарх вычислял ничтожным если сравнивать с расстоянием от Земли до звезд. Эти очень способные мысли Аристарха, через довольно много столетий подтвержденные открытием Коперника, не были осознаны современниками. Сам Аристарх был обвинен в безбожии и осужден на изгнание, а его пророческие предположения были забыты.
В конце IV в. до н. э. по окончании завоеваний и походов Александра Македонского греческая культура пробралась во все страны Ближнего Востока. Появившийся в Египте город Александрия стал наибольшим культурным центром (в самой Греции сейчас начался упадок культуры). В Александрийской академии, объединявшей ученых того времени, в течение нескольких столетий велись астрономические наблюдения уже при помощи угломерных инструментов. Александрийские астрологи достигли громадной точности в собственных наблюдениях и внесли довольно много нового в астрономию.
В III в. до н. э. александрийский ученый Эратосфен в первый раз выяснил размеры земного шара.
Совокупность мира по Птолемею
Во II в. до н. э. великий александрийский астролог Гиппарх, применяя уже накопленные наблюдения, составил каталог более 1000 звезд с достаточно правильным определением их положения на небе. Гиппарх поделил звезды на группы и к каждой из них отнес звезды приблизительно однообразного блеска. Звезды с громаднейшим блеском он назвал звездами первой величины, звезды с пара меньшим блеском— звездами второй величины и т. д. Гиппарх ошибочно пологал, что все звезды находятся от нас на однообразном расстоянии и что исходя из этого отличие в их блеске зависит лишь от их размеров. В конечном итоге дело обстоит в противном случае: звезды находятся на разных расстояниях от нас. Исходя из этого звезда огромных размеров, но находящаяся на весьма громадном расстоянии от нас будет по собственному блеску казаться звездой далеко не первой величины. Напротив, звезда первой величины возможно по своим размерам очень скромной, но пребывать относительно близко от нас. Но Гиппарховы «величины» как обозначение видимого блеска звезд сохранились до отечественного времени.
другие астрономы и Гиппарх той эры уделяли довольно много внимания наблюдениям перемещений планет. Эти перемещения представлялись очень запутанными. В действительности, направление перемещения планет по небу как словно бы иногда изменяется — планеты как бы обрисовывают петли по небу. Эта кажущаяся сложность в движении планет в конечном итоге вызывается перемещением Почвы около Солнца. Но древние астрологи, вычислявшие Почву неподвижной, считали, что планеты вправду совершают такие сложные перемещения около Почвы.Гиппарх в первый раз выяснил ее расстояние и размеры Луны от нас и, сопоставляя результаты личных наблюдений и наблюдений собственных предшественников, вывел длительность солнечного года с малой неточностью (лишь на 6 мин.). Позднее, в I в. до н. э., александрийские астрологи приняли участие в реформе календаря, предпринятой римским диктатором Юлием Цезарем. Эта реформа стала причиной введению календаря, действовавшего в Западной Европе до XVI—XVIII вв., а у нас — до Великой Октябрьской социалистической революции. Об этом читатель подробнее определит из статьи «Счет времени, календарь и часы» (см. стр. 435).
Во II в. н. э. александрийский астролог Птолемей выдвинул собственную «совокупность мира». Он пробовал растолковать устройство Вселенной с учетом видимой сложности перемещения планет.
Полагая Почву шарообразной, а размеры ее ничтожными в сравнении с расстоянием до планет и тем более до звезд, Птолемей, но, за Аристотелем утверждал, что Почва — неподвижный центр Вселенной.
Так как Птолемей вычислял Почву центром Вселенной, его совокупность мира была названа геоцентрической.
Около Почвы, согласно точки зрения Птолемея, движутся (в порядке возрастания расстояний) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды.
Но в случае, если перемещение Луны, Солнца, звезд верное круговое, то перемещение планет значительно сложнее. Любая из планет, согласно точки зрения Птолемея, движется не около Почвы, а около некоей точки. Точка эта, со своей стороны, движется по кругу, в центре которого находится Почва. Круг, обрисовываемый планетой около движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Почвы, — деферентом.
Бируна — выдающийся ученый из Хорезма. (Рисунок В. И. Таубера.)
Тяжело представить себе, дабы в природе имели возможность совершаться такие запутанные перемещения, к тому же около мнимых точек. Такое неестественное построение потребовалось Птолемею, дабы растолковать видимую сложность перемещения планет, исходя из фальшивого представления о неподвижности Почвы, расположенной в центре Вселенной.
Совокупность мира Аристотеля — Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заблаговременно вычислять перемещение планет на будущее время — это было нужно для ориентировки в пути на протяжении путешествий и для календаря. Но это была фальшивая совокупность. Она не отражала настоящего устройства Вселенной, поскольку Почва в конечном итоге не находится в центре Вселенной. Однако совокупность мира Птолемея признавали практически полторы тысячи лет.
Геоцентрическая совокупность мира Птолемея показалась в то время, в то время, когда и Греция и Египет в далеком прошлом уже были завоеваны Римом. Огромная Римская империя клонилась к упадку, к которому ее привели изживший себя рабовладельческий строй, нашествие и длительные войны отсталых народов. Наровне с разрушением древних городов истреблялись монументы греческой науки.
На смену рабовладельческому строю пришел феодальный строй. Христианская религия, распространившаяся к этому времени в государствах Европы, признала геоцентрическую совокупность мира согласной со своим учением.
В базу собственного миропонимания христианство положило библейскую легенду о сотворении мира всевышним за шесть дней. В соответствии с легенде, Почва есть «средоточием» Вселенной, а небесные светила созданы чтобы освещать Почву и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взоров христианство беспощадно преследовало. Совокупность мира Аристотеля — Птолемея, ставившая Почву в центр мироздания, была согласной с христианским вероучением. Но, многие «отцы церкви» отказывались признавать конкретно те положения данной совокупности мира, каковые были верными, к примеру положение о шарообразности Почвы. В христианских государствах стало широко распространено «учение» монаха Козьмы Индикоплова, вычислявшего Почву плоской, а небо как бы «крышкой» над ней. Это учение было возвращением к самым примитивным представлениям старейших народов об устройстве Вселенной.
В эру средневековья восточные государства существенно обогнали Европу в развитии науки. В Индии, в Китае и в огромном стране, основанном в VIII в. арабами, астрономия сделала громадные удачи, превзойдя уровень, достигнутый в свое время греческой астрономией.
Но громаднейшего развития в средние века астрономия достигла в государствах Средней Азии и в Азербайджане. Великие среднеазиатские ученые Бируни, Омар Хайям и другие, и азербайджанский г стропом Насярэддин Туей были самыми большими астрологами средневековья. Их трудами в значительной мере был подготовлен революционный переворот в науке, идеальный в XVI в. великим польским ученым Коперником. Коперник доказал, что планеты и Земля движутся около Солнца, и совсем опроверг фальшивую совокупность мира Птолемея. Но об этом читатель определит из вторых очерков.