Как научиться слушать музыку

«Я случайно попал на симфонический концерт. Зал был переполнен. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и оркестр заиграл. Позже игрался с оркестром пианист. Все слушали, затаив дыхание, а позже продолжительно хлопали в ладоши. Видно было, что музыка произвела на всех сильное чувство. Я же оставался совсем равнодушным и не осознавал, что именно вызвало авации публики. Прошу Вас ответить мне, возможно ли обучиться осознавать музыку и как это сделать», — такие письма часто приходят в радиокомитет, в редакции журналов и газет. Вопрос, как обучиться слушать музыку, тревожит многих.

Музыка создаёт огромное впечатление на тех, кто может ее слушать. «Чудесно касаясь глубин души» (А. М. Неприятный), она рождает замечательные, волнующие, броские эмоции.

У некоторых любителей музыки круг их музыкальных заинтересованностей весьма ограничен: одни охотнее слушают только оперы, другие лишь танцевальную либо эстрадную музыку. Но каждому культурному человеку нужно знать и мочь ценить самую разнообразную музыку хороших европейских, советских композиторов и русских, народную музыку.

Полюбить музыку и обучиться понимать ее может любой. Чтобы получить о музыке достаточно широкое представление, нужно чаще слушать ее. Сперва познакомьтесь с отдельными маленькими произведениями певческой музыки (песни, романсы, отрывки из опер) и танцевальной, и с программными музыкальными произведениями, содержание которых отражено в заглавии (к примеру, симфонические картины А. П. Бородина «В Средней Азии», Э. Грига — «В пещере горного короля» и др.).

Прослушав пара раз какое-нибудь произведение в концерте либо в грамзаписи, вы лучше осознаете его особенности и красоту, на долгое время запомните его. На что же обращать внимание, в то время, когда слушаешь музыкальное произведение, что в нем искать? В первую очередь попытайтесь представить себе его содержание. Так как музыка, как и всякое мастерство, по-своему передает разнообразные явления судьбы, эмоции людей, их переживания, настроения. Все это и образовывает содержание произведения, раскрывающееся в музыкальных образах, каковые может осознать любой слушатель. Так, вряд ли кто-нибудь не сумеет отличить произведение жёсткое, гневное от нежного, ласкового; шутливо-задорное, весёлое от мрачного и печального; спокойное от тревожного.

Композитор пытается воплотить собственный план в музыкальном образе, применяя для его создания разнообразные средства, среди которых наиболее значимое — мелодия. «Душа музыки» — мелодия — своим строением, ритмом и темпом, силой звучания и ладом вызывает в людской представлении тот либо другой образ, идея, чувство. (Об этом см. кроме этого в ст. «Музыка и ее ясные средства».)

Пристально смотря за течением музыки, учитесь выделять в произведении отдельные части, старайтесь осознать и растолковать, по какой причине композитор выбрал те либо иные ясные средства. К примеру, начало «Гимна демократической молодежи» А. Новикова звучит как призыв к борьбе за мир. Сдержанная и жёсткая первая часть куплета написана в минорном ладе, в остром, четком ритме. Мелодия припева звучит в мажорном ладе, выше, громче, звонче и думается исходя из этого более яркой и весёлой. Жёсткие и напряженные интонации исчезают — тут раскрывается тема дружбы молодежи всех государств. Такое сопоставление постоянно помогает нам лучше осознать музыкальный язык произведения.

Весьма интересно обучиться различать звучание музыкальных инструментов. Если вы хорошенько запомните по отдельности изюминки тембра (характера, качества звука) различных инструментов, то сможете определить их звучание и в оркестровом произведении.

В собственной симфонической картине «Три чуда» (опера «Сказка о царе Салтане») Римский-Корсаков изобразил каждое из чудес особенными музыкальными средствами и привлек разные инструменты оркестра. Главная мелодия первого чуда — тема народной песни «Во саду ли, в огороде» — исполняется флейтой в сопровождении скрипок. Мелодия звучит легко, высоко, отрывисто, она рисует прекрасную белочку, которая «песенки поет» и «золотой орех грызет». Совсем по-второму написано шествие 33 богатырей. В шуме моря и рокоте волн слышится энергичный, праздничный, замечательный марш. Бронзовые духовые инструменты подчеркивают его величественное, победное звучание. Вид чудесной царевны-лебеди очерчен разнообразными музыкальными красками. Ее мелодия, которую ведут струнные инструменты, то величаво спокойная, плавная, мягкая, то порывистая, переливчатая, напоминает причудливое пение сказочной птицы.

Подобно каждому инструменту, голоса певцов также имеют собственный определенное ясное значение. Вот по какой причине жёсткую песню Варяжского гостя может выполнять лишь певец, владеющий самым низким мужским голосом — басом, а мягкую и ласковую песню Индийского гостя — большой мужской голос, тенор (опера «Садко» Римского-Корсакова).

Углубленному восприятию музыки сильно помогают участие в хоре, в кружках музыкальной самодеятельности, обучение игре на каком-нибудь инструменте.

Книги, брошюры, рассказы о музыке, о жизни и творчестве исполнителей музыкантов — и великих композиторов — растолковывают те либо иные особенности их искусства. К примеру, зная, что детство создателя русской хорошей музыки М. И. Глинки прошло в деревне, где он весьма полюбил народные песни, мы понимаем, по какой причине он в собственной музыке так чутко отражал чувства и стремления народа.

Прочтя о том, что Бетховен (см. ст. «Людвиг ван Бетховен») жил в эру Великой французской революции, что он страдал от трагического одиночества и нужды, от усиливавшейся глухоты, вы глубже почувствуете героику, драматизм и величие бетховенской музыки — вдохновенной, оптимистичной, наполненной духом борьбы за счастье человека.

Довольно много увлекательных творческих исканий композитора раскрывает перед нами история создания произведений. Выдающийся коммунистический композитор Шостакович (см. ст. «Д. Д. Шостакович») сочинил собственную известную Седьмую симфонию на протяжении ленинградской блокады и посвятил ее городу-храбрецу. В симфонии проходит борьба двух главных музыкальных тем: яркой и мужественной темы советского народа и зловещей, тупой мелодии вражеской темы. Это произведение Шостаковича вселяло неприязнь к неприятелю в тружеников тыла и сердца воинов.

Чем больше слушатель определит музыку, тем богаче и уже делается его художественный вкус. Музыка создаёт на него все более глубокое чувство, она вдохновляет, трогает и тревожит, доставляет огромное эстетическое удовольствие красотой собственных мелодий, достатком высоких, чувств и благородных идей.

Могущественное действие музыки на слушателей обрисовано во многих художественных произведениях. Вспомните рассказ. И. С. Тургенева «Певцы», посвященный великой силе мастерства народных талантов. Несложных слушателей в деревенском трактире больше всего взволновало пение Якова, что, не обращая внимания на легко разбитый голос, пел страно задушевно, «хватая за сердце». Так как в первую очередь в исполнении ценится умение правильно выразить чувство, которым проникнуто произведение, передать план композитора.

В повести «Слепой музыкант» В. Г. Короленко обрисовал вдохновенную игру слепого пианиста: «В то время, когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восхищением толпы наполнил огромную залу. Слепой сидел с опущенной головой, с большим удивлением прислушиваясь к этому грохоту. Но вот он снова поднял руки и ударил по клавишам. Многолюдная зала мгновенно притихла… Звуки росли, крепли… становились все более властными. Захватывало сердце объединенной и замиравшей толпы… Он в далеком прошлом уже смолк, но масса людей хранила гробовое молчание».

Страстно обожал музыку В. И. Ленин. С громадным жаром пел он вместе с товарищами революционные песни. Он обожал и простые народные песни, и произведения хорошей музыки. Приятели Владимира Ильича вспоминают о том, как он преображался, слушая музыку Бетховена, которая его особенно тревожила. Огромное впечатление на Ленина создавали бетховенские сонаты «Патетическая» и «Аппассионата», неоднократно слышанные им. «Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», готов слушать ее ежедневно, — по свидетельству М. Горького, сказал Владимир Ильич. — Изумительная, нечеловеческая музыка. Я в любой момент с гордостью, возможно, наивной, думаю: вот какие конкретно чудеса смогут делать люди!» Весьма обожал Ленин и музыку Чайковского, в особенности его Шестую, «Патетическую» симфонию.

Для того, кто осознает могучую силу и красоту музыки, полюбит ее, раскрывается богатый мир мыслей, эмоций, глубоких и вдохновенных переживаний. Музыка вносит в судьбу довольно много содержательного, занимательного, весёлого.

Михаил Казиник о том, как понимать классическую музыку


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: