Как научиться понимать и любить произведения изобразительного искусства

Присмотритесь к зрителям в музей изобразительного исскуства.

Один прочтет подпись и, рассеянно посмотрев на картину либо статую, торопится дальше. Второй подолгу останавливается у произведения искусства, то подойдет к нему близко, всматриваясь в подробности, то отойдет, дабы заметить всю вещь полностью: он, по всей видимости, не в первый раз в музее. Он возвращается опять и опять к знакомым и любимым картинам, скульптурам, открывает в них все исполнения подробности и новые содержания. Для него уже раскрылся неисчерпаемый источник мысли и эмоции, поэтических переживаний, прекрасный мир форм и красок — мир мастерства.

Мастерство появилось в глубокой древности и в течении многих тысячелетий служило человечеству. Оно помогало людям осознать жизнь, полюбить ее, отыскать новые силы, дабы сделать жизнь лучше. Но, дабы забрать все это от мастерства, необходимо обучиться его осознавать.

Запрещено верно оценить произведение, если не понимаешь его содержания. Вот, к примеру, картина И. Е. Репина «Не ожидали». Первый же взор зрителя улавливает наполняющее картину настроение эйфории, счастья. Вы видите залитую светом помещение, людей, повернувшихся к двери навстречу входящему человеку. Но, присмотревшись, вы увидите, что любой встречает его по-своему: мальчик с восхищением, девочка смотрит боязливо, у старухи , стоящей спиной к нам, дрожат от беспокойства руки, а вторая — сидящая у рояля — в смятении прочно ухватилась за ручку кресла.

Холодно и настороженно наблюдает на вошедшего горничная. И к впечатлению эйфории примешивается у зрителя какое-то тревожное удивление. Все заставляет вас задуматься о том, кто же те люди, которых изобразил тут живописец. Пристально всматриваясь, вы заметите на стене помещения портреты Некрасова и Шевченко — поэтов революционной народовластии. Значит, люди, изображенные на картине, сочувствуют идеям великих борцов за свободу народа. На правой стенке маленькая фотография царя Александра II в гробу — он был казнен революционерами-народовольцами 1 марта 1881 г. Фотография подчеркивает сообщение изображаемого живописцем с этим событием. Царем стал сын убитого Александр III, и по окончании казни первомартовцев, дабы ослабить бешенство народа, он высвободил из колонии политзаключенных. Зная это, легко понять, что в картине Репин изображает возвращение политического ссыльного, которого не ожидали в семье. Что же желал сообщить собственной картиной живописец? Ответ возможно отыскать в самой картине: в случае, если мальчик так восторженно встречает отца, значит, в семье не забывали сосланного, обожали его, сочувствовали его его страданиям и подвигу. Значит, в первых рядах не примирение, а борьба с царизмом, значит, дело отца продолжит сын. Уверенность в этом подкрепляется и другими картинами Репина, посвященными революционерам. Репин был одним из передовых русских людей того времени и сочувствовал освободительному перемещению. Исходя из этого таковой бодростью, свежестью веет от его картины: она кликала на борьбу с царизмом, она усиливала веру в победу. Значит, чтобы выяснить эту картину, как и любое второе произведение искусства, необходимо знать о самом его взглядах и художнике на судьбу, о том времени, в то время, когда создавалась картина либо статуя.

Довольно часто в музеях вы заметите произведения на темы греческих и римских мифов, религиозных преданий.

Этим преданиям и мифам в наши дни практически никто не верит, но довольно часто живописцы, применяя сюжет мифа, высказывали в собственных произведениях идеи, мысли и эмоции, родные зрителю отечественных дней. Этим разъясняется необычное по глубине и силе чувство, которое оставляет у зрителей статуя богини любви Афродиты (Венеры) Милосской и «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Они тревожат воплощением грезы о совершенном человеке, об идеале телесной и духовной красоты.

Великий русский живописец А. А. Иванов написал картину на религиозную тему «Явление Христа народу». Картину сразу после ее создания оценили немногие. А мы, спустя сто лет, принимаем эту картину как призыв живописца к нравственному совершенствованию человека уже без какой-либо связи с мифом о Христе. Но, дабы отлично осознать произведение, необходимо знать, что именно нарисовано живописцем.

Мы пара разобрались в содержании репинской картины «Не ожидали». Посмотрим, как живописец осуществил собственный план. Фигуры людей размещены в картине весьма тесно, они загораживают друг друга. Но теснота не чувствуется — картина развертывается в глубину, из глубины выходит возвратившийся к себе ссыльный, перемещение его подчеркивается направлением линий пола. Из этого чувство перемещения, события, изображенные в картине, как бы развертываются во времени. Не только колорит, но и рисунок картины, все формы и линии предметов согласованы между собой, что придает картине цельность и гармоничность. Посмотрите, как согласован силуэт фигуры старая женщина с контурами кресла, как оттеняет наличник двери фигуру приятели, как выделяется голова горничной на фоне окна в глубине помещения.

Всего, что мы разобрали в данной картине, вы не заметили бы за один раз. Обращаясь к ней снова и снова, вы станете открывать новые занимательные подробности. Но разбираясь в них, старайтесь сохранить первое сильное впечатление от картины.

Одного лишь умения разбираться в сюжете картины, само собой разумеется, слишком мало для глубокого и верного понимания ее. Необходимо знать и место произведения в истории мастерства. Так как ни один живописец не имел возможности бы создать собственных произведений такими, какими мы их знаем, не будь у пего предшественников, искавших до него новые пути в мастерстве, и современных ему живописцев, опыт которых он изучил.

Репин восхищался творчеством великого испанского живописца Веласкеса и не без его влияния овладел выдающимся мастерством в передаче воздуха и света. А товарищами Репина были живописцы-передвижники, прокладывавшие в русском мастерстве пути идейного реализма; они поддерживали Репина в его рвении писать картины из «самой животрепещущей современности». Идеи передвижников в творчестве Репина взяли собственный самое броское выражение.

Но возвратимся опять к картине «Не ожидали». В книгах о творчестве И. Е. Репина возможно определить о том, как появился и развивался план у живописца, о том, что у действующих лиц картины были собственные прототипы в жизни — родные и привычные живописца, что помещение повторяет настоящую помещение, в которой Репин с семьей жил на даче.

Осознать картину оказывает помощь просмотр этюдов и эскизов к ней. По ним возможно заметить, что живописец вычислял серьёзным, к чему стремился привлечь взор зрителя, увеличивая размер подробности, оттеняя ее цвет, и от чего он позднее отказывался в ходе создания картины.

Довольно много трудился над этюдами и эскизами живописец В. И. Суриков, и довольно часто его работы по подготовке сами по себе воображают громадной интерес для зрителя.

Стремясь осознать творчество живописцев, вы станете лучше разбираться в мастерстве. Вы откроете для себя любимых живописцев, родные вашим чувствам и мыслям произведения. Число их будет расти, другой раз новые открытия будут заменять прошлые увлечения. Это ясно — не все произведения сходу воспринимаются легко. В мастерстве, как и в жизни, человек, получая опыт, приходит к пониманию более сложных явлений. Перед вами шире развернется мир красоты в мастерстве, лишь понемногу вы обучитесь ценить мастерство художника и творческое своеобразие, выражающееся в умении немногими средствами передать очень многое.

Вы определите, что техника выполнения также зависит от задач, каковые ставит себе живописец. В одном случае в картине нужно неторопливое, ровное и подробное письмо, в другом — широкий, энергичный мазок.

Посещая музеи, вы осознаете, что репродукция — печатное воспроизведение — только более либо менее совершенно верно передает подлинник — картину. Она оказывает помощь предварительно познакомиться с произведением мастерства либо отыскать в памяти и снова пережить удовольствие, доставленное созерцанием картины. Исходя из этого, знакомясь с мастерством по репродукции, не упускайте ни одной возможности посетить музей изобразительного исскуства, выставку, мастерскую живописца.

Мы говорили о живописи. Но рядом с нею существуют и скульптура, и графика, и другие виды изобразительного мастерства.

Любой из них имеет собственные возможности, особенности, задачи, любой ценен по-своему, но лишь все виды мастерства совместно смогут ответить разнообразным художественным рвениям человека.

Просматривайте книги об мастерстве, слушайте лекции о нем по радио, телевидению, в школе, в музее.

Знакомство с мастерством оптимальнее начать с произведений советских живописцев. Они ближе нам по содержанию. После этого познакомьтесь с русским мастерством, а за этим возможно перейти к широкому изучению мастерства всех времен и народов.

Записывайте сведения о живописцах, впечатления от самые интересных для вас произведений. Собирайте репродукции и книги об мастерстве.

Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи. Из цикла «Искусство видеть»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: