Время начала наблюдений над явлениями в воздухе теряется в глубокой дали столетий. Пастухи, гонявшие собственные стада по степным либо лесным пастбищам, земледельцы, в первый раз неуверено принимавшиеся за возделывание маленьких клочков почвы, без конца смотрели за сменами погоды, властвовавшей над результатами их тяжелого труда. Тысячелетиями накапливавшийся опыт вылился в огромное количество поговорок и примет о погоде, связывающих ее будущие трансформации с состоянием на данный момент, с поведением животных либо с астрономическими явлениями.
В древности, но, по большому счету смешивали явления астрономические, другими словами происходящие вне пределов Почвы, и явления метеорологические, которые связаны с земной воздухом. И одни и другие для глаза замечавшего их человека, казалось, совершались «на небе». Прошло довольно много тысячелетий, пока настоящая сущность и тех и других была понята, а «небо» прекратили вычислять в равной мере местом нахождения и облаков и звёзд.
Многие приметы о погоде объединяют какое-нибудь явление и астрономическое явление в воздухе. Когда-то это служило легко календарем, к которому привязывали сезонные явления погоды. С введением в судьбу научно обоснованного календаря потребность в таком методе обозначения времени отпала, но во многих случаях сообщение погоды с астрономическими явлениями сохранилась и поныне в виде народных примет. И по сей день еще часто приходится слышать, что перемены погоды зависят от Луны, от смены ее фаз. Выдающиеся исследователи, как, к примеру, доктор наук А. В. Клоссовский и др., многократно контролировали подобные приметы и постоянно убеждались, что они совсем неверны.
Для изучения воздуха используются привязные аэростаты маленьких размеров, подобные заградительным. Самопишущий прибор — метеорограф подвешивается к нижней части аэростата на расстоянии 3—4 метров, дабы избежать искажений воздушного потока телом аэростата. На фотографии изображен момент подготовки к подъему второго аэростата, за первым, уже находящимся в воздухе. Он будет поднят на другую высоту.
В случае, если к этому добавить еще да и то, что многие сопоставления астрономических явлений с ходом погоды, честные для одного какого-нибудь района, переносились без всяких трансформаций в второй (к примеру, из Вавилонии либо Египта в Италию либо Центральную Европу), то станет понятным, что в итоге появился немыслимый хаос, не дающий возможности конкретно применять многовековой опыт наблюдений и сделать из него прямые фактически полезные выводы. Отысканные древние записи о наблюдавшихся явлениях погоды а также результаты измерения количества выпадавшего дождя (древний Египет, Индия, Палестина) имеют в большей мере историческую, чем метеорологическую сокровище, не смотря на то, что для некоторых изучений, к примеру для изучения колебаний климата, такие ветхие записи воображают громадной интерес.
Весьма занимательны и записи о погоде, сохранившиеся в отечественных летописях. Северные новгородская и псковская летописи содержали сведения об уровнях рек, южная софийская летопись отмечала в основном засухи, другими словами везде выделялись те явления, каковые самый ответственны в данном районе. Вот пара примеров таких записей. Никоновская летопись информирует: «В лето 6487 быша знамения в луне и в солнце и в звездах, и быша громы велицы и страшны, и ветры сильны с вихрем, и довольно много пакости бываху человекам и зверям и скотам лесным и полским».
Время от времени давалась неспециализированная черта погоды за целый сезон: «В лето 6901 … тогда же бе зима студена, яко человецы и скоты уми-раху, измороша множество» (Софийская II).
Виделись кроме этого характеристики отдельных явлений и дней: «В лето 6809 буря сильна в Ростове, церкви 4 от основания выверже, а с иных верхи содрало июля 6».
Увлекательны попытки указать сообщение одного явления с другим. К примеру, в Воскресенской летописи мы находим такую запись: «В лето 7004 сия же зима велми люта бысть, мразы быша громадны и люты, а по весне по Москве и везде поводь зело громадна бысть, и за долгие годы такой поводи не помнят».
С XVII века при столичном царском дворе были введены «разрядные книги», где систематично записывались кроме этого и явления погоды. Эти записи явились первыми систематическими наблюдениями над погодой в Москве. По указанию Петра I такие записи начали вести и в Санкт-Петербурге.
Посредством устройств первые наблюдения в РФ были начаты в 1720-1724 годах, а наблюдения, введенные в тогдашнем Петербурге в 1725 году, длятся непрерывно до сих пор. Кроме того в Сибири наблюдения были начаты в первой половине 30-ых годов восемнадцатого века. В Иркутске изготовляли собственные термометры, обширно использовавшиеся для наблюдений. М. В. Ломоносов уделял метеорологическим наблюдениям довольно много внимания и разрабатывал для них новые устройства. Эти более правильные и качественные наблюдения и нужно считать началом современной метеорологии как науки.