Правила игры в шахматы для начинающих
Sovsport.ru попытался обобщить правила игры в шахматы для начинающих – в случае, если раньше вы ни при каких обстоятельствах не игрались в эту игру, то самое время обучиться.
- 19 июня 2015 17:32
- Сергей Пряхин
Вы точно слышали, что шахматы развивают мышление, наблюдательность, умение оценивать обстановку, в противном случае не открыли бы эту статью. Sovsport.ru попытался обобщить правила игры в шахматы для начинающих – в случае, если раньше вы ни при каких обстоятельствах не игрались в эту игру, то самое время обучиться. В случае, если игрались мало и в далеком прошлом – то сможете освежить собственные знания. В случае, если желаете научить собственных детей – мы попытаемся оказать помощь.
ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ШАХМАТ
Если вы планируете объяснить правила игры в шахматы для детей, то попытайтесь сперва увлечь их легендой о происхождении шахмат.
Давным-давно, около двух тысяч лет назад, в то время, когда не было еще ни айпадов, ни кроме того телевизоров, жил и правил в Индии деспотичный и легкомысленный раджа Баграм, что всегда развлекался тем, что вести войну с соседями. И один из его приближенных по имени Назир решил отвлечь правителя от войн игрой, которую он придумал, и заодно продемонстрировать, что король мало что означает без помощи собственных подчиненных. В данной игре на 64-клеточной доске, кроме короля, размещались и вести войну конница и пехота, крепости и слоны – всё как в настоящей армии Баграма, исходя из этого игра ему весьма понравилась. Он задал вопрос Назира, какую приз он желает за собственный изобретение.
«Положи на первую клетку доски 1 зернышко пшеницы, на вторую – 2, на третью снова вдвое больше, другими словами 4, на четвертую – 8 и без того потом, пока не заполнишь все 64 клетки», – ответил мудрец.
«Не хорошо ты думаешь о моей щедрости! Разве это хорошая приз? Хорошо, возьмёшь ты собственный мешок пшеницы!» – махнул рукой Баграм.
Но в то время, когда придворные математики посчитали, сколько зернышек обязан дать Баграм Назиру, то оказалось огромное количество – 18 446 744 073 709 551 615! Это больше, чем песчинок в самой большой пустыне отечественной Почвы Сахаре! Затем раджа осознал, как умен Назир, и еще больше зауважал игру, которую он придумал.
ЦЕЛЬ ИГРЫ
Правила игры в шахматы уточнялись еще довольно много столетий, но в собственной хорошей версии устоялись уже пара столетий назад. Игра проходит на доске, складывающейся из 64 чередующихся черно-белых клеток. Расставлять фигуры необходимо затевать, в то время, когда лежащая перед вами доска в ближнем правом углу имеет белую клетку.
В вашей армии 16 фигур – король, ферзь (королева), 2 коня, 2 слона, 2 пешек и 8 ладьи. В ближнем к вам последовательности по краям ставятся ладьи, позже, ближе к центру, кони, позже слоны. Оставшиеся две клетки занимают ферзь и король, причем запомнить их расположение легко по фразе «ферзь обожает собственный цвет». Другими словами белый ферзь стоит на белом поле (а белый король – на тёмном), а тёмный ферзь – на тёмном, оставляя белое поле для тёмного короля. Второй последовательность от игроков полностью занимают пешки.
Первый движение делают белые. За один движение возможно двигать лишь одну фигуру на любое допустимое для нее число клеток. В случае, если ваша фигура «приземляется» на ту клетку, где стоит фигура соперника, то его фигура «погибает» и убирается с доски.
Цель игры – «захватить» чужого короля раньше, чем чужая армия «захватит» вашего. Обстановка, в то время, когда король соперника находится под ударом любой из ваших фигур, но может спрятаться на соседнюю клетку либо за другую фигуру, именуется «шах». А если он под ударом и укрыться ему некуда, это значит вы поставили «мат» и одержали победу.
КАК ХОДЯТ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Дабы продемонстрировать, как двигаются по доске шахматные фигуры, нет ничего лучше, чем представить эту часть правил игры в шахматы в картинах. Но для начала нужно запомнить: правильно, если ты взялся за какую-либо фигуру, то совершить движение ты обязан конкретно ей.
Король. Двигается на одну клетку в любом направлении. Исключение – рокировка (о ней ниже). Терять короля запрещено, исходя из этого король ни при каких обстоятельствах не имеет возможности двигаться на ту клетку, которая находится под ударом чужой фигуры. В случае, если ваш соперник случайно поставил короля на ту клетку, куда он не имел возможности ходить, не кричите «Ха-ха, я победил!», а поставьте его фигуру назад и объясните, в чем он совершил ошибку.
Ферзь. Самая сильная фигура. Двигается на любое количество клеток в любом направлении.
Слон. Двигается на любое количество клеток по любой диагонали. Как возможно подметить, один слон начинает игру на клетке белого цвета (и он ни при каких обстоятельствах не может оказаться на тёмной), а второй стартует на тёмной (и ни при каких обстоятельствах не перепрыгнет на белую).
Конь. Самая необыкновенная фигура – двигается буквой «Г», другими словами на две клетки в любую сторону, позже делает поворот на 90 градусов в любую сторону и ходит еще на одну клетку. Наряду с этим конь единственная фигура, которая может «перепрыгивать» через другие.
Ладья. Двигается попрямой – другими словами вперед, назад либо в любую сторону на любое количество клеток.
Пешка. Самые простые воины вашей армии смогут двигаться лишь вперед. При первом собственном перемещении они смогут шагнуть или на одну, или на две клетки. А вот в будущем они шагают с опаской – на одну клетку и не больше. Но в случае, если перед ними стоит чужая фигура, то нападать ее они не смогут. По какой причине? В силу того, что пешки атакуют чужие фигуры также шагом на одну клетку, но не прямо, а по диагонали!
Но, как часто пишут в правилах игры в шахматы для детей, у медленной и неповоротливой пешки имеется мечта, которую ей время от времени удается осуществить. Если она дойдет до противоположного края доски, то может превратиться в любую другую фигуру (не считая короля и самой себя, другими словами пешки). В большинстве случаев пешку создают в ферзи, потому, что, как вы уже понимаете, это самая замечательная фигура.
С пешкой связано так именуемое «взятие на проходе», о чем мы поведаем ниже.