Изготовление декораций, бутафории и костюмов — очень важная часть работы над спектаклем.
Декорации, реквизит и костюмы неразрывно связаны с действием на сцене.
Перед тем как начать оформление спектакля, пристально прочтите пьесу, выясните время и место действия, бытовые и социальные изюминки действующих лиц, время года, дней, а из этого и те вещи и предметы, каковые нужны на сцене. Отбор вещей должен быть весьма тщательным. Запрещено в погоне за действительностью изображения загромождать сцену ненужными вещами, мелочами. Они отвлекают внимание зрителя, мешают воспринять основное и снижают неспециализированное чувство от спектакля.
Разглядим для примера первое воздействие известной пьесы Е. Шварца «Снежная королева» (инсценировка сказки Г. X. Андерсена). Из текста ясно, что на сцене нужно окно, которое играется громадную роль в сюжете. Через него в помещение попадает Снежная королева. На сцене должен быть розовый куст, кроме этого неразрывно связанный с сюжетом данного акта. Семья садится ужинать — нужны стол, стулья, посуда, чайник и, возможно, очаг, на котором он «поспевает», и т. д. И, наконец, нужна лампа, которая меркнет в момент кульминации событий.
Для изображения природы необходимо кроме этого минимум предметов. Так, лес (либо парк в той же пьесе «Снежная королева») возможно создать на сцене из одного либо двух деревьев, вернее, их стволов. Запомните, что на маленькой сцене лучше изобразить, к примеру, не все дерево, а лишь его ствол, не всю помещение, а часть ее. В противном случае нарушатся естественные соотношения предметов и величин человека.
Отобрав нужные предметы, мы должны их расставить на сцене. Дабы уменьшить себе эту работу, сделайте зарисовку — эскиз сцены размером в 1/10 натуральной величины (при маленьком размере сцены — до пяти метров).
Части оформления должны быть легкими, не громоздкими, дабы возможно было скоро убирать их, не задерживая антрактов.
В большинстве случаев любая сцена складывается из помоста (планшета), занавеса, портала, кулис, падуг и колосников.
Помост — это возвышение, сделанное чтобы все происходящее на сцене было видно зрителю.
Портал скрывает технику устройства занавеса, помимо этого, является рамой для всего, что происходит на сцене.
Кулисы висят по бокам сцены, закрывают от зрителя актеров, ожидающих выхода, и мебели и часть оформления, подготовленных для следующих актов.
За кулисами в большинстве случаев находится сценический свет для освещения сцены.
Падуги — полотнища, подвешенные на тросе перед каждой парой кулис. За ними прячется техника подвески кулис, и верхний свет, что обязан освещать сцену и не быть видимым зрителям.
Колосники — ото последовательность укрепленных перекладин, расположенных вверху над пространством сцены. К ним прикрепляют декорации и падуги.
Для крепления декораций на полу сцены применяйте мебель: столы, стулья, табуреты и т. д. К ним возможно крепить твёрдые части декораций (печь, ствол дерева и т. д.).
Декорации комфортно делать из тканей, лучше из холста, на котором легко писать красками. Отлично получаются на холсте лес, даль, небо и т. д. Помимо этого, холст возможно кроме этого применять, отлично натянув на каркас, как обивку для объемных частей декораций. Так делают, к примеру, русскую печь, изгородь, крышку очага и т. п. Из древесных реек сбивают каркас изображаемого предмета, складывающийся из рам различной формы. Рамы скрепляются в углах фанерными угольниками. Скрепляйте рамы рашпильными навесками. Это обычные навески, из которых вынут скрепляющий их стержень и заменен шпилькой.
Объемные формы (стволы деревьев, камни и т. д.) изготовляют из картона либо фанеры. Дабы сделать, к примеру, ствол дерева, строится каркас. После этого его обивают фанерой либо картоном. Куски мешковины либо оберточной бумаги, намоченные в жидком столярном клее либо мучном клейстере, укладывают на поверхность фанеры складками, воспроизводящими строение коры. Просушив поверхность, ее грунтуют (покрывают смесью мела со столярным клеем) и раскрашивают в необходимые цвета.
При помощи опилок возможно создать разнообразные шероховатые поверхности (камня, штукатурки). Для этого поверхность покрывают узким слоем клея и засыпают опилками. После этого поверхность грунтуют и раскрашивают. Из ваты, намоченной в клее, возможно лепить разные рельефные формы — резьбу по дереву, орнаменты и т. д.
Для покрасок и написания декораций декоративных подробностей применяйте клеевые либо гуашевые краски. Для декоративной работы оптимальнее использовать плакатную гуашь.
Наровне с красивыми декорациями в спектаклях дошкольников и младших школьников возможно использовать аппликации. Изображение выклеивается на бумажных либо матерчатых полотнищах из цветных бумаг либо лоскутов ткани. Наклеивать аппликации оптимальнее мучным клейстером либо конторским клеем.
В оформлении спектакля громадную роль играются бутафорские работы — изготовление разных вещей из папье-маше, картона и дерева. Основной же материал — папье-маше. Из него делают посуду, фрукты, овощи, всякие вазы, скульптурные предметы, короны, шлемы, щиты, латы и т. д.
Папье-маше — это куски рыхлой бумаги, намоченные в мучном клейстере и наклеенные на какую-нибудь форму. Высыхая, они сохраняют форму предмета. В зависимости от количества слоев папье-маше возможно разной толщины. Из него возможно склеивать по готовым формам, к примеру, крышу, вазу либо чайник. Для этого первый слой смачивается лишь в воде, без клея. Это предохраняет изделие от приклеивания к оригиналу. В случае, если предмет оклеен со всех сторон, разрежьте его так, дабы он снялся со собственного оригинала, а после этого опять склейте.
Склеенные слон папье-маше покрываются грунтом, складывающимся из мела и столярного клея (проклейки), и раскрашиваются.
самая сложная часть оформления спектакля — костюм. Для современных пьес костюмы подобрать легко в быту. В некоторых случаях нужно условное ответ костюма, в то время, когда юный исполнитель остается в собственной одежде, и только кое-какие подробности намекают на исполняемый образ.
В создании наружности исполнителей нужно увлекаться не подробностями костюма, а более всего неспециализированным силуэтом фигуры, ее видом в целом — толстый, согбенный, худой, грудь колесом и т. д.
В некоторых случаях, в то время, когда спектакль должен быть сыгран один-два раза, костюмы делают из бумаги.