Место идеи в творческом процессе

Мысль есть таковой мыслью, которая дает ключ к пониманию творческого процесса. Благодаря идее творческий процесс совершается не как стихийный, неуправляемый, аморфный процесс, в котором к результату приходят методом ошибок и проб, а как управляемый, осмысленный, разумно организованный процесс.

Значение идеи для творческого процесса пребывает в том, что она осуществляет переход от постановки творческой задачи к ее ответу. Как нельзя обойти момент перехода от поисков к ответу, так нельзя перешагнуть через идею, пройти мимо нее. Конкретно мысль содержит в себе заряд нового — то, для чего совершается творческий процесс. Ее последующая реализация и возникновение — непреложный закон творчества. Все коллизии творческих поисков и находок сходятся в идее, как в фокусе. Она — “душа” творческого процесса, его самодвижущий принцип.

Мысль “дробит” творческий процесс на три этапа.

Первый этап — этап постановки задачи и поисков ее решения — делает, в большинстве случаев, отрицательную работу: человек последовательно все больше убеждается в том, что умения и прежние знания, ветхие методы ответа не годятся для ответа данной задачи.

На втором этапе совершается переход от постановки задачи к ее ответу, появляется мысль. Данный этап есть главным для творческого процесса, поскольку от него зависит, будет ли творческий процесс подобен процессу искания способом ошибок и проб либо же он практически сначала будет разумно ориентированным процессом. Чем важнее подходит человек к формулированию и выдвижению идеи ответа, тем возможнее правильность идеи и тем менее возможен бесплодный путь проверки-реализации ошибочной идеи.

Переход от поисков к ответу не есть одномоментным процессом. Мысль появляется не сходу, не внезапно. Между ее зарождением как интуитивной мысли и оформлением существует определенная расстояние — этап сознательной работы мысли. Эта расстояние возможно чуть заметной, малоосознаваемой и однако она непременно существует.

Ранее уже говорилось о том, что интуитивная идея прежде, чем стать идеей, подвергается проверке, опробованию, апробируется посредством наличных мыслительных средств (знаний, логики, убеждений). Эти процедуры осуществляются либо должны осуществляться по определенным параметрам, параметрам. Отсутствие последних может привести к двум нежелательным крайностям в оценке идеи: в то время, когда обычную рядовую идея принимают за идею. В этом случае имеет место переоценка мысли, некритический подход, что часто ведет к избыточной трате сил и времени по реализации таковой “идеи”. Подобную неточность значительно чаще совершают сами авторы этих псевдоидей. И, напротив, в то время, когда недооценивают идею, принимают ее за рядовую идея, благодаря чего не предпринимаются шаги по ее реализации. Такая неточность допускается в большинстве случаев при передаче идей от одних людей к вторым: идея автора идеи не осмысливается вторыми как мысль. Исходя из этого, дабы не было переоценки либо недооценки значимости той либо другой мысли, нужно следовать правилам, параметрам, по которым возможно было бы выяснить идею.

Критерии необходимы не только для минимизации, устранения произвола в оценке идеи. Они серьёзны сами по себе, как условия выдвижения, состоятельности идеи. Особенно они необходимы, в случае, если идее предшествует не одна интуитивная идея, а пара, некое множество соперничающих мыслей. В этом случае появляется задача отбора, а критерии определения идеи покупают темперамент параметров отбора. По большому счету скорее исключением, чем правилом, есть формирование идеи из одной интуитивной мысли. Идеи довольно часто возможно уподобить граммам радия, добываемым из тысячь киллограм руды либо крупицам золота в золотоносном песке.

Итак, каковы критерии определения идеи? Каждая интуитивная идея делается познавательной либо практической идеей, если она испытана, апробирована посредством двух главных параметров: критерия вероятной истинности и критерия вероятной полезности.

Критерий вероятной истинности определяет: противоречит либо не противоречит снова появившаяся идея имеющимся знаниям о предмете мысли. Данный критерий устанавливает логическую совместимость новой идеи с прошлыми знаниями (имеются в виду проверенные в опыте, на практике знания)[90]. Он разрешает мысленным методом установить возможную (вероятную) истинность (= правдоподобность) новой мысли либо же ее явную ложность, ошибочность. В этом критерии отмечен момент возможности, поскольку запрещено в полной мере утверждать, что отобранные с его помощью мысли являются вправду верными, подлинными. (Окончательное слово тут в собственности опыту, практике). Среди отобранных мыслей могут быть и фальшивые, каковые не найдены благодаря недостаточности наличных знаний автора идей.

Критерий вероятной истинности тем правильнее и определеннее, чем полнее знания человека о предмете мысли. Его эффективность и точность зависит кроме этого от того, как человек сумел в собственном сознании отделить зерна от плевел, знания от субъективных точек зрения, вер, предрассудков. В случае, если граница между знанием и тем, что заменяет знание, расплывчата, неизвестна и человек не знает по-настоящему, что есть настоящим знанием, а что недоказанным мнением, то критерий вероятной истинности будет тогда выдавать фальшивые мысли за подлинные либо, напротив, отсеивать вместе с фальшивыми такие мысли, каковые в действительности могут быть подлинными. В первом случае авторы фальшивых идей зря тратят время и силы на их реализацию. Во втором случае отвергаются полезные в познавательном отношении идеи, что тормозит прогресс.

Зависимость критерия вероятной истинности от личного сознания говорит о его субъективности. У различных людей имеется культуры и разный уровень знаний; исходя из этого они по-различному будут оценивать собственные мысли. В случае, если, к примеру, для одного человека очевидна ложность идеи, то второй, располагая меньшим количеством знаний, может не подметить ее.

Однако указанный критерий имеет объективные основания. В современном обществе образование человека в значительной мере стандартизировано. В случае, если человеку доверяют работу, требующую определенной квалификации, то, возможно, учитывают наряду с этим, что он обязан владеть известным минимумом знаний, что разрешал бы ему делать эту работу. Общезначимость и объективность критерия вероятной истинности определяются в целом большим уровнем образования современного человека.

Сейчас о критерии вероятной полезности. В случае, если для определения познавательной идеи главным есть рассмотренный выше критерий вероятной истинности, то для определения практической идеи таковым есть критерий вероятной полезности. Данный критерий требует соответствия идеи (ее мыслимого содержания и связанной с ней работы по реализации) заинтересованностям людей.

С позиций критерия вероятной полезности мысль обязана высказывать интересы, потребности, по большому счету субъективные устремления людей. Без этого она лишена значения и практической силы. Мысленное связывание идеи с теми либо иными заинтересованностями нужно чтобы еще до настоящего практического действия была выяснена, понята вероятная практическая значимость предвосхищаемого в идее продукта-результата.

Критерий вероятной полезности требует четкого осознания потребностей, заинтересованностей, установления их иерархии, соподчиненности. Лишь при условии исполнения этого требования он бывает с успехом использован для оценки практической значимости идей.

Будучи главным для определения практических идей этот критерий серьёзен кроме этого для определения познавательных идей. Так как с осуществлением последних связаны иногда фактически непреодолимые трудности либо это осуществление требует через чур громадных затрат/жертв.

Критерий вероятной полезности имеет для определения познавательных идей то значение, что с его помощью выдвигаются на первый замысел идеи, осуществление которых отвечает насущным заинтересованностям людей. Данный критерий играется, но, подчиненную, запасного роль в определении познавательных идей. Он может затормозить либо ускорить выдвижение и реализацию указанных идей, но он бессилен распознать либо стереть с лица земли, зачеркнуть их познавательную сокровище. Последняя определяется только критерием вероятной истинности.

Приблизительно то же самое возможно сообщить о роли критерия вероятной истинности в определении практических идей. Он, непременно, нужен для определения практической идеи. В действительности, лишь та практическая мысль возможно осуществлена, материализована, которая выверена познанием, основана на познании объективных закономерностей. Печальный пример практической идеи, не выверенной познанием, — мысль вечного двигателя. какое количество напрасных упрочнений было затрачено на ее реализацию! Кроме того по окончании открытия закона сохранения энергии пребывали горе-изобретатели, пробовавшие создать вечный двигатель.

Особенный статус имеют художественные идеи. Они не сводимы ни к познавательным, ни к практическим идеям. Соответственно и критерий их определения особенный. Данный критерий оценивает художественную, эстетическую сокровище снова появившейся мысли. Его возможно было бы назвать критерием вероятной художественности (эстетичности). Этот критерий предельно вариативен и полностью зависит от эстетических предпочтений и художественного вкуса автора идеи.

Не считая указанных параметров громадное значение имеет кроме этого неспециализированный методологический критерий. Он определяет соответствие идеи исходным методологическим, философским правилам-установкам. Критерий разрешает отбирать методологически состоятельные идеи.

Третий этап творческого процесса — этап ответа проблемы-задачи, реализации идеи. На этом этапе возможность ответа преобразовывается в реальность. Нужным условием для того чтобы превращения есть функционирование идеи, что предполагает наличие у нее определенных функций. Эти функции являются собственного рода каналами либо формами реализации идеи и формами разрешения свойственных ей противоречий. Благодаря функциям мысль выходит как бы за пределы самой себя.

К главным функциям идеи относятся: синтетическая, регулятивная и эвристическая.

Синтетическая функция. Снова появившаяся мысль не сходу ведет к конечному продукту. До собственного практического воплощения либо проверки она обязана развернуться в совокупность мыслей. В научном познании на базе идеи разрабатывается догадка — развернутое теоретическое построение; в практической деятельности — проект; в мастерстве — художественный план. Мысль не годится для реализации в том виде, в каком она первоначально существует. Без совокупности подчиненных ей мыслей-следствий она как бы “висит в воздухе”, слабо связана с “земной базой” (со всем умственным опытом человека, за которым стоит чувственный и практический опыт). Это четко возможно видеть на примере гипотетической идеи. Сама по себе, как начальное предположение, она принципиально непроверяема. Чтобы осуществить диагностику идеи, на ее базе необходимо выстроить догадку, а из догадки вывести следствия, конкретно контролируемые на опыте.

В случае, если только что появившаяся мысль как бы приоткрывает дверь в мир неизведанного, несозданного, и человек только “заглядывает” в эту дверь, то развернутая в совокупность мыслей она “заставляет его войти” в открытую дверь и показывает перед ним неисчислимые достатки нового.

В ходе развертывания идеи в совокупность мыслей именно и реализуется одна из ее главных функций — синтетическая.

Синтетическая функция идеи, осуществляя переход к совокупности мыслей, “решает” двуединую задачу: расчленение идеи на множество различных мыслей и сохранение ее как целостного образования. С одной стороны, в полном соответствии с законами дедукции, появляется логический “куст” мыслей, а, с другой, мысль, не переходя абсолютно в данный “куст” (не растворяясь в нем), делается основной, основной, центральной мыслью появляющейся совокупности. (Вот откуда, кстати, определение идеи как основной мысли произведения, открытия либо изобретения). Тут происходит синтез интуиции и логики: мысль (и свойственный ей интуитивный момент) снимается логической операцией расчленения, деления и в один момент сохраняется как главная идея.

Регулятивная функция. Уже проблема-задача направляет идея, но только мысль нацеливает ее на конкретный итог. Являясь поворотным пунктом от поисков к ответу она является средством ориентации в задаче, играет роль руководящего принципа для поисков решения задачи. Регулятивная функция, с одной стороны, дисциплинирует мышление человека, удерживает его в определенном направлении, не разрешает “растекаться мыслям по древу”, а, с другой, активизирует, мобилизует мышление, “подталкивает” его в нужном направлении. Имея в виду эту вторую сторону, возможно заявить, что в идее, как ни в каком втором мыслительном образовании, выражен деятельный темперамент людской мышления. Первенствуя проблеском ответа она вселяет уверенность в успехе, в перспективность его усилий, эмоционально заряжает, воодушевляет его.

(Регулирующий темперамент идеи выступает как бы в чистом виде при патологического нарушения мыслительного процесса, в то время, когда субъективная установка больного, вступая в конфликт с объективными фактами, оформляется в навязчивую, сверхценную либо бредовую идею.)

Регулятивная функция есть формой разрешения свойственного идее проблемного несоответствия. Она осуществляет самопереход идеи от предварительного ответа проблемы-задачи (являющегося по собственному характеру проблематическим-незавершенным) к окончательному ответу. Будучи процессуальной она неуклонно ведет идею через все трудности задачи к самоосуществлению. Если бы мысль не владела регулятивной функцией, то заложенное в ней содержание, не использованное для преодоления трудностей задачи, осталось бы на уровне предположения-предположения.

Эвристическая функция. Мысль не только синтезирует, не только регулирует, но обновляет а также революционизирует мышление человека. Она — скачок в мир несозданного, неоткрытого.

Эвристическая значимость идеи обусловлена тем, что она содержит в себе возможность нового — нового знания, нового предмета, нового произведения искусства. Она так или иначе ведет к новому освоению действительности: теоретическому — познанию ее, либо практическому — преобразованию ее. Идеи как первопроходцы либо геологи-разведчики открывают преобразования пути действительности и новые познания. Кроме того весьма ветхие, но еще не реализованные идеи заставляют людей вести поиски. Таковой, к примеру, была мысль атомизма. Прошло более двух тысяч лет, перед тем как она воплотилась в научную теорию ядерного строения вещества. До тех пор пока мысль не реализована и не опровергнута, она эвристически значима.

По идеям возможно делать выводы о дерзновенности людской разума. Известное требование Н. Бора “сумасшедших” идей есть именно констатацией того факта, что чем новее, уникальнее, “безумнее” мысль, тем больше шансов на успех она имеет, поскольку для фундаментальной физической теории необходимы воистину революционные идеи.

Достижение нового в творческой деятельности не есть самоцелью. Оно направлено на разрешение разногласия между субъектом деятельности — объектом и человеком деятельности — окружающей действительностью. Исходя из этого эвристическая функция идеи, будучи средством успехи нового, есть одновременно с этим формой разрешения свойственного идее субъект-объектного несоответствия.

ГЛАВА 18. Творчество

Жизнедеятельность

Жизнь в целом включает в себя все виды деятельности. Жизнь современного человека, в большинстве случаев, раздваивается на специализированные виды и общую жизнедеятельность деятельности. К последним относятся разные виды опытной либо любительской деятельности. О них обращение отправится в следующих разделах.

Неспециализированная жизнедеятельность достаточно синкретична и целостна. Это то, что в большинстве случаев именуют житейской судьбой либо обыденной, повседневной судьбой. В ней практика и познание не разделяются. Человек в простой судьбе ведет себя легко как живое существо, в один момент как познающее и фактически действующее. Он ест, выпивает, двигается, наряжается, раздевается, бодрствует, спит, слушает, наблюдает, нюхает, обоняет, отправляет естественные необходимости, заботится за собой, общается, заботится о ком-то, ощущает, переживает и т. д.

Сущность творчества

Творчество — деятельность, приводящая к открытию либо созданию нового:

к новому знанию при познания-открытия

к новому благу при изобретения

к новой красоте при художественной деятельности

к новым достижениям в спорте.

Три нюанса творчества:

1. Творчество как создание материальных ценностей и духовных — ценностный (аксиологический) нюанс.

2. Творчество как создание либо открытие нового, невиданного — эвристический нюанс.

3. Творчество как саморазвитие и самовыражение человека — гуманистический нюанс.

Творчество = воодушевление + труд. Эдисон утверждал, что гений образовывает один процент процентов и 99 вдохновения пота.

Воодушевление — настрой на творчество, творческое горение. По А. С. Пушкину «воодушевление имеется живое размещение души к творчеству».

Призвание — размещение к творчеству

Творчество имеет довольно много неспециализированного с игрой. Возможно кроме того сообщить: в базе всякого творчества лежит игровая деятельность. Но творчество нельзя изображать лишь как игру. Оно, во-первых, так же без шуток, целенаправленно, как и труд. Творческий труд — нужный элемент творческого процесса.

Во-вторых, во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха — некая бесцельность, рассредоточенность, расслабленность, удовольствие. Творчество не просто является промежуточным звеном между отдыхом и трудом, а органически связывает их, включая их в себя. отдых и Труд в творчестве не перемежаются, а опосредствует друг друга. В самом существе творческого труда лежит воодушевление. Последнее формирует особенную воздух творчества — приподнятость, горение, радость, раскованность, чувство полета. И отдых творческого человека — это по-существу не отдых, а деятельный труд мысли, эмоции, воли. Часто конкретно на протяжении отдыха открывают либо изобретают новое.

Увлекателен спор между теми, кто осознаёт творчество как терпение, и теми, кто понимает его как воодушевление. Лев Толстой, к примеру, обожал изречение Бюффона “Гений — это терпение”. Иначе, В. Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сообщил Бюффон, терпение в высочайшей степени, в силу того, что терпение имеется добродетель посредственности”. И любой по собственному прав. Творчество — это и терпение, и воодушевление, и труд, и удовольствие, и “муки творчества” и “радость творчества”. Ш. Фурье как-то сообщил: “Мораль приказывает нам обожать труд, но пускай она сумеет сперва сделать его приятным”. В этом пожелании Ш. Фурье выражено извечное рвение человека не просто к труду, а к творческой деятельности, соединяющей нужное и приятное, отдых и труд, удовольствие. Так как конкретно творчество делает труд приятным. И конкретно творчество образовывает сущность людской деятельности.

гений и Талант

Творческий человек проходит таковой развития и путь формирования собственных свойств:

задатокспособностьталантгений

Задаток — возможность появления той либо другой способности. Он, в большинстве случаев, генетически предопределен. Не каждый задаток преобразовывается в свойство. Для этого нужна не только генетика, но и благоприятные земля-среда-события.

физиологическое — средство-и Способность деятельности. Ноги — часть тела человека, служащая по большей части транспортным средствам. Свойство к перемещению (ходьбе, бегу) — конкретно свойство двигать ногами соответствующим образом.

Творческая свойство — свойство открывать либо созидать что-то новое, необходимое людям.

Дар — случайная составляющая способности, таланта, гения, то что дается человеку в силу стечения событий. Дар — презент судьбы, “от всевышнего”. Дар — то, что человек якобы не заслужил своим трудом-деятельностью, а взял готовым от своих своих родителей, преподавателей, в силу случайного стечения событий.

Бесплатно именуют кроме этого необыкновенную свойство к чему-либо, якобы случайную по собственному происхождению, не взятую человеком в следствии труда, учения, опыта, а данную ему “от всевышнего”. При таких условиях говорят об одаренности, даровитости либо посредственности.

Талант — легко творческая свойство.

Гений — верховная творческая свойство

Таланты, во-первых, развивают то, что создается гениями и, во-вторых, подготавливают землю для появления новых гениев. Иными словами, талант — творец нового, но это новое — конкретизация и детализация того, что уже создано гением либо намек, провозвестник того, что будет создано гением.

Таланты — творческие эволюционеры, субъекты творческой эволюции. Они бывают различной степени: большей либо меньшей (легко талант — громадной талант). И различных видов (по качеству).

Гении — творческий революционер; он формирует не просто новое, а невиданное, чего не было ни в каком виде.

Как соотносятся злодейство и гений, смогут ли гении быть злыми? За А. С. Пушкиным я утверждаю, что злодейство и гений — «две вещи несовместные». В действительности, что такое гений? Это творческая, а, значит, созидательная, конструктивная свойство. Злодейство же, любое злодейство — это, непременно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает. Не просто так то, что литературные образы-знаки зла — гётевский Мефистофель и лермонтовский Демон — несли с собой разрушение и смерть. В частности, Мефистофель погубил Маргариту, а Демон — Тамару.

——————————

Творчество распадается на виды деятельности:

— познавательное творчество;

— игра (спортивная деятельность и художественное творчество);

— практическое творчество (управление, обучение, изобретение).

Познание

Познание — перемещение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.

Противоположности, в которых движется познание:

истина — неправда
знание — заблуждение
известное — малоизвестное

В познавательной деятельности центральным есть понятие истины. Истина – соответствие отечественных мыслей объективной действительности. Знание – идея, соответствующая объективной действительности, адекватно отображающая ее.

Не считая указанных элементов познания существуют еще теневые категории: незнание, заблуждение, неправда.

Ниже дана диаграмма “Соотношение знания, незнания, истины и заблуждения, не-истины, лжи”.

Место идеи в творческом процессе

ЗНАНИЕ Н Е З Н А Н И Е

ЗАБЛУЖ-

ДЕНИЕ

ИСТИНА НЕ — ИСТИНА

Неправда

Рис. 31. Диаграмма “Соот-ношение знания, незнания, истины и заблуждения, не-истины, лжи”

знания и Соотношение истины таково: истина — цель познания; знание — итог познания. Истина — то, что ищут. Знание — то, что приобретают. Предположение, догадка — то, что лежит на половине пути между знанием и незнанием. Истина — это знание в возможности, знание как цель. Знание — это реальность истины, истина как следствие. Когда мы

устанавливаем истину, она тут же делается знанием. Истина, перешедшая в знание, уже не истина. В знании она умирает, как в конечном итоге умирает перешедшая в нее, реализовавшаяся возможность.

заблуждение и Знание

Знание — идея, соответствующая действительности, подлинная идея. Противоположностью знания есть заблуждение.

Заблуждение — представление, не соответствующее действительности, фальшивое представление. Это — незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; фальшивое представление, выдаваемое, принимаемое за подлинное.

Предрассудок — заблуждение, принимаемое без рассуждения, до всякого рассуждения, на веру.

Итак, в отечественном сознании кроме знания содержится довольно много для того чтобы, что возможно оценить как незнание, выдаваемое за знание. Как природа не терпит пустоты, так и ум человеческий не терпит отсутствия знания. Он пытается к полноте знания. Потому, что знать всё нереально, а хочется, то вольно либо нечайно человек начинает в ситуации, в то время, когда он не знает, выдумывать, мнить некое псевдознание. Так появляется заблуждение.

Никто не застрахован от заблуждений. Исходя из этого познание — это не только перемещение от незнания к знанию либо от менее полного к более полному знанию, но и процесс освобождения от заблуждений, перемещение от заблуждения к знанию.

Единственная сфера, в которой с заблуждениями борются осознанно — это наука. Весьма редко, в то время, когда ученые упорствуют в заблуждениях, потому, что сама наука чистит себя, деятельно очищается от заблуждений. Ученый в той мере ученый, в какой он самокритичен, свободен от заблуждений. Из всех видов людской деятельности наука самый объективна и беспристрастна. Кое-какие, выдающие себя за ученых (астрономы, парапсихологи, уфологи и т. п.), в действительности псевдоученые, потому, что они часто незнание выдают за знание, т. е. в громадной степени подвержены заблуждению.

ложь и Истина

Время от времени истину сопоставляют с заблуждением. Это неверно. Противоположностью истины есть неправда, подлинного — фальшивое.

Истина — соответствие отечественных мыслей действительности. Неправда — несоответствие отечественных мыслей действительности. Еще Платон писал: …тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они имеется, говорит истину, тот же, кто говорит о них в противном случае — лжет.

Перемещение к истине состоит, по крайней мере, из двух установления: истины и этапов поиска.

Поиск истины начинается в большинстве случаев с вопроса что имеется истина? Данный вопрос появляется тогда, в то время, когда человек сопоставляет различные мнения-представления об одном и том же либо начинает сомневаться в истинности того либо иного мнения-представления.

Установление истины — акт перехода от незнания к знанию, в частном случае, от заблуждения к знанию. В последнем случае говорят о прозрении.

Сведение, информация

Сведение — отображение/описание/объяснение/знание, подготавливаемое для передачи второму, передаваемое второму либо приобретаемое от вторых. Информация (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение) — первоначально то же, что и сведение. В связи с развитием кибернетики, информатики, информационной техники в последние десятилетия понятие информации наполнилось новым смыслом. Сейчас информация понимается как сведение, которое возможно перевести на язык автомобили. Информация неотделима от процессов управления. Это значит, что она не есть свойством всех материальных образований. Суть информации имеет только то, что помогает целям управления. Вне процессов управления нет информации. А управление мы видим только в живой человеческом обществе и природе.

Описание

Описание — фиксация, констатация, протокольная запись данных опыта (наблюдения и/либо опыта).

Истолкование, интерпретация, объяснение

Истолкование, интерпретация — совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо данным (явлениям, сведениям, текстам, картинам).

Объяснение — истолкование, призванное установить истину. Растолковать — значит пролить свет на то, что есть непонятным, таинственным, запутанным. Не всегда объяснение достигает цели, т. е. бывают фальшивые объяснения либо объяснения, вводящие в заблуждение.

Познание

Познание — род знания, знание того, что скрыто от яркого взора, восприятия, что требует для собственного обнаружения “шевеления мозгами”. Для понимания в любой момент нужен труд мысли.

Время от времени познание противопоставляется знанию. В романе Вениамина Каверина Два капитана один мальчик говорит второму (Сане Григорьеву): — Знаешь, что это такое, невеста? — Знаю (Саня) — Знаешь, да не осознаёшь. В действительности, знание не редкость формальным, поверхностным, знанием явления (а не сущности). Познание — это в любой момент проникновение в сущность явления.

Первичное и вторичное знание

1. Первичное знание — знание, приобретаемое в первый раз, в ходе познания.

Оно существует в двух видах:

1) вненаучное знание;

2) научное знание.

2. Вторичное знание, приобретаемое одним человеком от другого, вторых в учебном-образовательном ходе

Вторичное знание существует в трех видах:

1) вторичное знание как эхо первичного знания;

2) вторичное знание как эхо прикладного (технического, медицинского, педагогического, юридического и т. п.) знания;

3) вторичное знание как знание продуктов умственной, духовной деятельности (философское знание, богословское знание, знание художественной литературы и т. п.).

Конкретно недочёт вторичного знания порождает феномен, именуемый невежеством. Невежественный — это человек, что не знает то, что знают вторые-многие.

Этапы познания

1) Постановка цели-задачи. Человек, во-первых, обнаруживает, что он что-то не знает и это незнание тревожит его либо мешает ему в его деятельности. Во-вторых, эту познавательную проблему он не просто осознает, а формулирует в виде задачи: ставит перед собой задачу устранить эту проблему, т. е. определить то, что он не знает.

На данной стадии ставится задача отыскать истину.

Конкретно поиск истины человек начинает с того момента, в то время, когда он убеждается, что прошлое объяснение вызывающе большие сомнения, ложно либо противоречиво, т. е. существуют исключающие друг друга, различные догадки-версии, растолковывающие одно да и то же. Иными словами, человек начинает искать истину в ситуации, в то время, когда он знает либо подозревает неправда, фальшивое мнение.

Истину человек находит тогда, в то время, когда в массе мнений и фактов он отыскивает единственно верное.

2) Ответ познавательной задачи. На данной стадии формулируется мысль, на ее базе строится догадка, а из догадки выводятся следствия, каковые должны быть обоснованы фактами в следствии экспериментов и наблюдений.

Дизайн- процесс: поиск и генерация идей | Варвара Перекрест


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: