ФЕДЕРАЛЬНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ НЕЗАВИСИМОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Борьба: ПОНЯТИЯ, УСЛОВИЯ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ»
Выполнила:
студентка группы 131-Э
Третьякова В. О.
Научный руководитель:
к. э. н., доцент Примышев И. Н.
Симферополь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Борьба КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОВОКУПНОСТИ
1.1. Трактовка понятия борьбы в экономической науке ……….5
1.2.Формы, функции и методы борьбы …………………………10
1.3. Виды борьбы ……………………………….………………..14
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………..20
РАЗДЕЛ 2. Борьба НА РУССКОМ РЫНКЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ
2.1. пути и Проблемы развития борьбы в РФ ………………22
2.2. Примеры монополистической борьбе в РФ. Металлические войны Китая и России …………………………………………….. ..……………27
2.3. Рейтинг Глобальной конкурентоспособности ……………………31
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………36
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……..38
ВВЕДЕНИЕ
Понятие борьбы есть фундаментальным в экономической теории рыночных взаимоотношений. Борьба проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня (компания) до всемирный экономической совокупности. Экономический успех субъекта рыночной экономики первым делом зависит от того, как отлично он изучил законы борьбы, ее формы и проявления, и как он готов к конкурентной борьбе.
Стимулирование борьбы есть и будет являться главным направлением экономической политики, наиболее значимым причиной модернизации русском экономики. Борьба сохраняет равноправное положение участников экономических взаимоотношений – снабжает покупателям и продавцам свободу выбора. В условиях борьбы клиент имеет возможность выбрать из нескольких либо многих продавцов нужного ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о месте, времени и условиях предложения собственной продукции. Помимо этого, конкретно борьба заставляет производителей использовать способы, направленные на улучшение качества и снижение издержек создаваемой продукции.
Борьба есть нужным условием существования, фундаментом всей рыночной совокупности. Она разрешает цене делать координирующие функции, являться показателем наличия излишков либо недостатка. Рынок существует лишь при наличии борьбы. Борьба осуществляет контроль эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно применяющие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Борьба – залог экономического эффективности роста и увеличения бизнеса страны.
Целью данного изучения есть изучение борьбы – ее сущности, понятий, условий, форм, роли в рыночной экономике; специфики конкурентной борьбы в РФ, и возможностей развития русского рынка, возможных методов и существующих проблем их решения.
Значимость выбранной темы громадна, поскольку «борьба» — главное понятие при изучении рынка.
К главным задачам данной работы относятся:
— выяснить сущность борьбы как экономического явления;
— проанализировать главные виды борьбы;
— изучить особенности современных конкурентных рынков – от идеальной борьбы как совершенного случая до монополии;
— произвести анализ борьбы в условиях рынка, и факторов, оказывающих на нее влияние;
— дать анализ ценовых и неценовых способов конкурентной борьбы.
Предмет изучения – борьба как нужная составляющая рыночной экономики.
Объект изучения – экономические отношения, появляющиеся в следствии действия конкурентных сил.
РАЗДЕЛ 1
Борьба КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОВОКУПНОСТИ
Виды борьбы
Таблица 1.1
Классификация главных видов борьбы [10]
Классификационный показатель | Главные виды |
По субъектам борьбы | — между продавцами; — между клиентами; — между покупателями и продавцами |
По способам борьбы | — ценовая; — неценовая |
По конкурентному поведению | — добросовестная; — недобросовестная |
По масштабам развития | — личная; — местная; — отраслевая; — межотраслевая; — национальная; — глобальная; |
По характеру развития | — свободная; — регулируемая |
По степени развитости борьбы | — идеальная борьба; — монополистическая борьба; — олигополия; — монополия |
Добросовестная борьба ведет к выигрышу потребителя и выражается в увеличении качества продукции, понижении издержек производства. В этом случае потребитель приобретает дифференцированную продукцию хорошего качества и по более низким стоимостям. Недобросовестная борьба включает: реализацию товара ниже себестоимости; распространение фальшивой информации; коммерческий шпионаж; нарушение условий поставок и качества продукции; незаконное применение торговой марки и др.
Личная борьба – вид борьбы, в то время, когда один участник стремиться занять «собственный место под солнцем» — выбрать наилучшие условия услуг-продажи и купли товаров. Местная борьба ведется среди товаровладельцев какой-то территории. Отраслевая – борьба, при которой в одной из отраслей рынка идет борьба за получение громаднейшего дохода.
Межотраслевая борьба – соперничество представителе различных отраслей рынка за привлечение на собственную сторону клиентов в целях получения большего дохода. Национальная борьба – состязание отечественных товаровладельцев в стране. Глобальная борьба – борьба фирм, государств и хозяйственных объединений различных государств в мире.
В современной экономической науке выделяют четыре модели конкурентной борьбы: идеальную (чистую) борьбу, борьбу монополистическую, монополию и олигополию.
Таблица 1.2
Краткая черта главных рыночных структур [10,12]
Модели экономическую прибыль рынков оказывать влияние на формирование цен на них покупателями и продавцами иллюстрирует Рисунок 1.2.
Рис. 1.2. Модели рынков.
Как видно из Рис. 1.2., продавцов и возможности покупателей равны лишь при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов выясняется больше влияния клиентов, достигая минимума при чистой монополии.
Идеальная борьба
Идеальная борьба, как рынок свободной борьбе, представляет собой совершенный образ борьбы, при которой:
1) существует множество небольших компаний, предлагающих на рынке однородную продукцию, наряду с этим потребителю безразлично, у какой компании он получает эту продукцию;
2) часть каждой компании в общем количестве рыночного предложения данной продукции так мелка, что любое ее ответ о увеличении либо понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
3) вступление новых компаний в отрасль не встречает каких-либо препятствий либо ограничений; выход и вход из отрасли полностью свободен;
4) нет ограничений на доступ той либо другой компании к информации о состоянии рынка, стоимостях на ресурсы и товары, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Идеальная борьба — скорее, совершенная модель рынка, нежели настоящая рыночная структура. Но существует последовательность отраслевых рынков, каковые в основном имеют конкретно эту структуру. К примеру рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых одолжений. Эти рынки включают много свободных продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на что определяется конкретно соотношением предложения и спроса. [10, с.220]
Монополистическая борьба
Монополистическая борьба — это такая рыночная структура, при которой большое количество компаний предлагает дифференцированную продукцию. Она есть самой распространенной на данный момент моделью рынка.
Главные черты монополистической борьбе:
- компании владеют малом долей рынка и исходя из этого имеют
ограниченное влияние на стоимости;
- разделение продукта, которая употребляется как средство
конкуренции между компаниями;
- практическое отсутствие сговора между компаниями с целью повышения объемов цен и снижения производства;
- определенная изолированность производителей.
Этот вид борьбы характерен, в первую очередь, для рынка потребительских услуг и товаров. Примером монополистической борьбе являются: рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, книжных изданий, медицинских товаров, безалкогольных напитков и др. К данной структуре возможно отнести кроме этого рынок одолжений — парикмахерские, мастерские по ремонту бытовой техники, станции автомобильного обслуживания и другое. [10, с. 235]
Олигополия
Под олигополией понимается рынок, на котором господствует пара больших компаний, а появление новых продавцов затруднено либо нереально. Олигополистическая структура рынка есть одной из самых распространенных во всемирной практике. Как пример олигополии возможно назвать: автомобилестроение, металлургию, химию, электронику, производство бытовых устройств и др.
Главные черты олигополии:
- незначительное количество больших компаний;
- тип продукта — дифференцированный либо стандартизированный;
- наличие значительных препятствий для вступления в отрасль;
- ограниченность доступа к рыночной информации.
В зависимости от типа производимой продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии создают однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической индустрии и др. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Олигополия, создающая разнообразную продукцию одного функционального назначения, именуется дифференцированной. В большинстве случаев дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это машины, камеры и покрышки, бытовая техника и др. [10, с.233]
Монополия
Монополия — обстановка, при которой один субъект хозяйствования занимает главное положение и осуществляет контроль рынок определенной продукции. Главная цель монополии пребывает в получении большой прибыли при помощи контроля над объёмом и ценой производства на рынке.
Главными типами монополий являются: естественная, неестественная, случайная, временная. Естественная монополия — обусловлена ее неповторимым положением на рынке; способна удовлетворить целый рыночный спрос на определенные товары с более низкими издержками, чем это имели возможность сделать пара небольших компаний. Неестественная монополия — появляется на базе сговора либо подавления соперников. Случайная монополия — итог ограниченного по времени превышения спроса над предложением, разрешающий продавцу повышать цену. Временная монополия — порождена результатом НТП, на базе монопольного владения компанией патентом, до тех пор до тех пор пока эта разработка не возьмёт неспециализированного распространения. [10, с.227]
Монополии образуются, в большинстве случаев, методом объединения нескольких фирм либо организаций (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Главные организационные формы монополий [10, с.227-228]
Организационные формы | Содержание |
Картели | Монополистические соглашения о квотах производимой разделе и продукции рынков сбыта |
Синдикаты | Монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции |
Тресты | Монополистические объединения на базе совместной собственности и неспециализированного управления производством и сбытом продукции |
Концерны Многоотраслевая совокупность фирм, с единым денежным центром, где общность разветвляющейся разработке обусловливает многофункциональность производимой продукции | |
Конгломераты | Объединения, основанные на проникновении больших корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с классическими сферами деятельности головной компании |
Консорциум | Временное соглашение между банками и промышленными предприятиями с целью осуществления больших проектов (проведение больших денежных проектов, совместных научных изучений и др.) |
Чистая монополия — это в то время, когда один субъект хозяйствования есть единственным производителем продукта, у которого нет соперников.
Таблица 1.4
Главные характерные черты монополии [10, с.228]
Единственный производитель | Безотносительный монополист — отрасль, складывающаяся из одной компании; по сути это монопольный данной продукции |
Нет родных заменителей | Этот продукт есть неповторимым, поскольку отсутствуют хорошие либо родные заменители. У клиента этого продукта отсутствует другой выбор |
Диктует цену на рынке | В условиях идеальной борьбе предприятие соглашается с ценой. В условиях монополии компания осуществляет контроль абсолютно объём и цену производства |
Заблокирован вход на рынок | Преграды для входа на рынок столь значительны, что вход новых фирм на рынок фактически неосуществим |
ВЫВОДЫ
Так, понятие борьбы многозначно. Оно не охватывается каким-либо универсальным определением.
Борьба свидетельствует соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее реализации купли и выгодные условия (производства и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, поскольку оно порождается следующими объективными условиями:
— наличием множества равноправных рыночных субъектов;
— полной экономической обособленностью каждого из них;
— зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
— противоборством со всеми вторыми рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за выживание и экономическое процветание имеется экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди клиентов, между покупателями и продавцами.
Борьба – двигатель экономического прогресса.
Сущность борьбы проявляется в ее функциях, среди которых:
- нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
- стимулирование роста эффективности производства, снабжающее выживание производителей;
- разделение товаропроизводителей (одни побеждают, другие остаются при собственном, третьи – разоряются);
- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со нормой и спросом прибыли;
- ликвидация неконкурентоспособных фирм;
- повышения снижения качества и стимулирование цен товаров.
Существуют следующие формы борьбы: активная, пассивная, целенаправленная, хаотическая, временная, постоянная, настоящая, мнимая, борьба в рамках закона, тотальная, монопрофильная, полипрофильная, внутриотраслевая, межотраслевая, региональная, межрегиональная.
Среди способов борьбы выделяют ценовые и неценовые.
В экономической науке имеется множество классификаций видов борьбы по разным показателям.
Экономисты выделяют 4 главные рыночные структуры (модели конкурентной борьбы): идеальную (чистую) борьбу, борьбу монополистическую, монополию и олигополию.
Самый распространенные среди них – олигополия и монополистическая конкуренция.
монополия и Совершенная конкуренция являются «совершенные» типы рыночных структур. В настоящей действительности таких рынков нет, но они воображают интерес как эталонный пример для оценки и сравнения эффективности настоящих экономических процессов.
РАЗДЕЛ 2
Примеры монополистической борьбе в РФ.
ВЫВОДЫ
Итак, в РФ конкурентная среда формировалась не эволюционным методом, как в большинстве развитых государств, а методом создания институциональных условий для конкурентного поведения экономических субъектов. Новая русский экономика, за время собственного развития, сопровождалась кризисами экономической и политической нестабильности, очень плохо воздействуя тем самым на формы и условия конкурентных взаимоотношений.
Но на данном этапе развития страны существует еще множество факторов, сдерживающих конкурентоспособное развитие русском экономики. Среди них:
- низкая эффективность работы национальных университетов;
- недостаточный инновационный потенциал;
- низкий уровень борьбы на рынках услуг и товаров;
- недостаток доверия инвесторов к денежной совокупности;
- большой уровень коррупции; бюрократия;
- инфраструктурные преграды для развития бизнеса.
Так, современная экономическая реальность, характеризующаяся изменением экономических взаимоотношений, глобализацией бизнеса, интеграцией России в мировое пространство, возлагает на развитие конкурентных взаимоотношений еще громадную ответственность за улучшение экономических, инновационных показателей, благосостояния общества и качества жизни.
В РФ развита монополистическая борьба. Хорошей чертой данной рыночной структуры есть многообразие видов одного и того же продукта, что оказывает помощь более полно удовлетворять потребности потребителя.
Примером монополистической борьбе у нас может служить рынок безалкогольных напитков и кофе. Товар, дифференцирован, он не есть незаменимым, Много компаний обуславливается тем, что входные преграды на этот рынок низкие.
Компании всегда пытаются предложить потребителю что-то лучшее. Наряду с этим наличие множества компаний сдерживают монополизацию рынка, т.е. не разрешают повышать цены либо предлагать некачественную продукцию.
Роль Росси в мире в целом возрастает. Но улучшается и борьба русских товаропроизводителей с мировыми фаворитами. Примером может служить резкое усиление борьбы между российской и китайской сталью, что вынуждает отечественных производителей искать новые усовершенствованные дороги развития отрасли.
В мировом рейтинге конкурентоспособности Российская Федерация усиливает собственные показатели и усиливает позиции на мировой арене. Для предстоящего улучшения конкурентоспособности стране нужно устранить структурные недочёты ведомств, развивать денежный рынок и расширить эффективность товарного рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение борьбы в современной экономической совокупности многогранно. Борьба есть нужным и определяющим условием обычного функционирования рыночной экономики. Она снабжает равноправное положение участников экономических покупателей – и отношений продавцов. Помимо этого, лишь в условиях борьбы рынок может действенно делать конечных распределения товаров и функции ресурсов. Другими словами борьба – определяющее условие поддержания динамизма в экономике.
Не обращая внимания на разнообразие видов и форм борьбы, типов рыночных структур, возможно заявить, что как идеальная, так и несовершенная конкуренции имеют собственных противников и сторонников, и играются значительную роль в разных отраслях современной экономики. Это подтверждает опыт развитых государств. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока зарубежных инвестиций, для экспорта и ввоза товаров. Иными словами, борьба содействует формированию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.
Хорошие черты борьбы очевидны. При наличии борьбы на рынке производители всегда стремятся снизить собственные производственные затраты, дабы расширить прибыль. В следствии увеличивается производительность, понижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Борьба кроме этого побуждает производителей улучшать уровень качества товаров и всегда увеличивать разнообразие предлагаемых услуг и товаров. Так, производители вынуждены всегда бороться с соперниками за клиентов на рынке сбыта путём улучшения и расширения ассортимента отличных услуг и товаров, предлагаемых по более низким стоимостям. От этого побеждает потребитель.
Но, как продемонстрировала практика, большая часть русских фирм не готово к активному ведению конкурентной борьбы.
Неприятность конкурентоспособности русских товаров остается острой и сейчас, исходя из этого нужна продуманная, грамотная политика страны, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю. И, однако, выход из тяжелого денежного положения возможно только на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на потребности потребителей. И в этом смысле, борьба есть не дестабилизирующим причиной, а условием выживания отечественного производства.
Запрещено отрицать и хорошие моменты, каковые привнесла борьба в отечественную экономику. Борьба делает троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются публично обращения и нормальные условия производства. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Благодаря всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические успехи. Имеются и опустившиеся ниже публично обычного уровня, разорившиеся и потерпевшие провал.
Лишь общими усилиями возможно добиться значительных хороших трансформаций, существенно усилить борьбу в разных отраслях экономики России и повысить конкурентоспособность русских фирм в мире.
Стоит подметить, что Российская Федерация владеет достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами, дабы создать совокупность обеспечения конкурентоспособности страны.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баландина В. С. конкуренция и Монополизм в РФ : аудиториум/ В. С. Баландина, А. М. Михайленко. – М., 2005.
2. Вечканов, Г. С. Микроэкономика [Электронный ресурс] : учебник / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2012. — 464 с.
3. Войтов, А. Г. Экономическая теория [Электронный ресурс] : учебник / А. Г. Войтов. — М. : Дашков и К, 2012. — 390 с.
4. Газета. ru [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gazeta.ru/business/2016/01/26/8041481.shtml
5. Гуляев Г.Ю. Изменение конкурентных взаимоотношений либо новая модель борьбы // предпринимательство и Экономика. – 2014. – №12-2.
6. Гусейнов, Р. М. учебник и : Микроэкономика / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. — М. : Омега-Л, 2014. — 447 с.
7. Курс экономической теории/ ред.: М. Н. Чепурина, Е. А. Киселева. – Киров, 2006
8. Максимова, В. Ф. Микроэкономика [Электронный ресурс] : учеб.-способ. комплекс / В. Ф. Максимова, Л. В. Горяинова. — М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 204 с.
9. Микроэкономика [Текст] : учебник / Л. П. Кураков [и др.]. — М. : Изд-во ИАЭП, 2013. — 335 с.
10. Микроэкономика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / ред.: В. С. Артамонов, С. А. Иванов. — СПб. : Питер, 2009. — 320 с.
11. Мокроносов, А. Г. конкурентоспособность и Конкуренция [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 192 с.
12. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики [Текст] : учебник для институтов / Р. М. Нуреев. — 2-е изд., изм. — М. : НОРМА, 2007. — 561 с.
13. Рейтинг государств по уровню глобальной конкурентоспособности по версии ВЭФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index
14. Розанова, Н. М. Микроэкономика. Управление для будущих специалистов [Текст] : учебник / Н. М. Розанова. — М. : Юрайт, 2013. — 985 с.
15. Самуэльсон П. Экономика: учебное пособие для институтов по специальностям и экономическим направлениям/ П. Самуэльсон, В. Нордхаус. – М.: Изд-во «ДВУЧЛЕН», 2003.
16. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. / под ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. – М.: «Дело», 2013. – 408 с.
17. Чеканский, А. Н. Микроэкономика: промежуточный уровень [Электронный ресурс] : учебник / А. Н. Чеканский, Н. Л. Фролова. — М. : ИНФРА-М, 2005. — 684 с.
18. Черемных, Ю. Н. Микроэкономика: продвинутый уровень [Электронный ресурс] : учебник / Ю. Н. Черемных. — М. : ИНФРА-М, 2014. — 844 с.
19. Шимко, П. Д. Экономика [Текст] : учебник / П. Д. Шимко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 605 с.
20. Эданов А. Ю. Борьба: практика и теория : учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Ассоциация издателей и авторов «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2001.
21. Экономика [Текст] : учебник / И. А. Максимцев [и др.] ; ред. Л. П. Кураков. — М. : Изд-во ИАЭП, 2015. — 511 с.
22. учебник и : Экономика / Л. П. Кураков [и др.] ; ред. А. В. Рождественский. — М. : ЮниВестМедиа, 2011. — 639 с.
23. социум и Экономика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iupr.ru/e_zhurnal__ekonomika_i_socium___2_15__2015_g___aprel_iyun_/
24. Экономическая теория [Электронный ресурс] : учебник / ред. И. П. Николаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2008. — 527 с.
25. Экономическая теория [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / ред. Е. Н. Лобачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2012. — 516 с.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ НЕЗАВИСИМОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Борьба: ПОНЯТИЯ, УСЛОВИЯ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ»
Выполнила:
студентка группы 131-Э
Третьякова В. О.
Научный руководитель:
к. э. н., доцент Примышев И. Н.
Симферополь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Борьба КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОВОКУПНОСТИ
1.1. Трактовка понятия борьбы в экономической науке ……….5
1.2.Формы, функции и методы борьбы …………………………10
1.3. Виды борьбы ……………………………….………………..14
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………..20
РАЗДЕЛ 2. Борьба НА РУССКОМ РЫНКЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ
2.1. пути и Проблемы развития борьбы в РФ ………………22
2.2. Примеры монополистической борьбе в РФ. Металлические войны Китая и России …………………………………………….. ..……………27
2.3. Рейтинг Глобальной конкурентоспособности ……………………31
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………36
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……..38
ВВЕДЕНИЕ
Понятие борьбы есть фундаментальным в экономической теории рыночных взаимоотношений. Борьба проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня (компания) до всемирный экономической совокупности. Экономический успех субъекта рыночной экономики первым делом зависит от того, как отлично он изучил законы борьбы, ее формы и проявления, и как он готов к конкурентной борьбе.
Стимулирование борьбы есть и будет являться главным направлением экономической политики, наиболее значимым причиной модернизации русском экономики. Борьба сохраняет равноправное положение участников экономических взаимоотношений – снабжает покупателям и продавцам свободу выбора. В условиях борьбы клиент имеет возможность выбрать из нескольких либо многих продавцов нужного ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о месте, времени и условиях предложения собственной продукции. Помимо этого, конкретно борьба заставляет производителей использовать способы, направленные на улучшение качества и снижение издержек создаваемой продукции.
Борьба есть нужным условием существования, фундаментом всей рыночной совокупности. Она разрешает цене делать координирующие функции, являться показателем наличия излишков либо недостатка. Рынок существует лишь при наличии борьбы. Борьба осуществляет контроль эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно применяющие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Борьба – залог экономического эффективности роста и увеличения бизнеса страны.
Целью данного изучения есть изучение борьбы – ее сущности, понятий, условий, форм, роли в рыночной экономике; специфики конкурентной борьбы в РФ, и возможностей развития русского рынка, возможных методов и существующих проблем их решения.
Значимость выбранной темы громадна, поскольку «борьба» — главное понятие при изучении рынка.
К главным задачам данной работы относятся:
— выяснить сущность борьбы как экономического явления;
— проанализировать главные виды борьбы;
— изучить особенности современных конкурентных рынков – от идеальной борьбы как совершенного случая до монополии;
— произвести анализ борьбы в условиях рынка, и факторов, оказывающих на нее влияние;
— дать анализ ценовых и неценовых способов конкурентной борьбы.
Предмет изучения – борьба как нужная составляющая рыночной экономики.
Объект изучения – экономические отношения, появляющиеся в следствии действия конкурентных сил.
РАЗДЕЛ 1