Как бы красиво мы ни делали асану, каким бы эластичным ни было отечественное тело, пока мы не достигли единства тела, ума и дыхания, мы не можем сказать, что занимаемся йогой. Что же такое, в итоге, йога? Это что-то такое,’что мы чувствуем внутри, в самой глубине собственного естества. Йога — это не внешний опыт. Мы стремимся к тому, дабы уделять большое внимание всему, что делаем. Йога не похожа на танец либо театр. Мы не делаем что-то напоказ. Делая асаны, мы сами замечаем за тем, что мы делаем и как мы это делаем. Это делается лишь для себя. Мы в один момент являемся объектом и наблюдателями наблюдения. В случае, если на протяжении занятий мы не уделяем себе хватает внимания, мы не можем именовать собственные действия йогой.
L.
Тщательное планирование практики йоги
/
\ак нам воплотить на практике правила «стхира» и «сукха» — состояние спокойной внимательности, комфорта и лёгкости, нужное для хорошей практики йоги? «Иога-сутры» иллюстрируют концепцию стхира—сукха посредством красивого образа из индийской мифологии. Говорится о пребывающем в океане царе змиев Ананте, чье свернутое кольцами тело образует эргономичное ложе, на котором возлежит всевышний Вишну. Тысяча голов змея поднимается над Вишну, защищая его, как зонт. И на этом зонте покоится отечественная почва.
Тело змея достаточно мягко и ласково (сукха), дабы являться ложем, и, в один момент, достаточно твердо и устойчиво (стхира), дабы поддерживать всю почву. Мы должны стремиться привнести те же устойчивости и качества мягкости в собственную манеру исполнения асан, дабы нахождение в асане потребовало от нас меньше упрочнений.
Чтобы достигнуть стхиры и сукхи, отечественная практика йоги должна быть разумной и отлично структурированной. Дабы заниматься асанами (так же как и для всего остального в жизни), нужно иметь начало координат. Начальной точкой для данной практики есть условие отечественного полного присутствия тут и по сей день. Соблюдение этого условия оказывает помощь нам определить о собственном состоянии все возможное, дабы мы имели возможность ход за шагом, в соответствии со собственными возможностями, продвигаться в практике.
Планирование практики йоги в соответствии с идеями «Иога-сутр» — это то, что принято именовать «виньяса-крама». Крама свидетельствует «ход», ньяса — «опускание (ноги)», а префикс ви переводится как «особенным образом». Концепция «виньяса-крама» говорит нам, что слишком мало ход — необходимо сделать его в верном направлении и верным образом.
Виньяса-крама растолковывает, какова верная организация курса йоги. Это фундаментальная концепция йоги о построении последовательного и разумного замысла занятий, которую нужно использовать везде, будь то практика асан, пранаямы либо какого-нибудь другого нюанса йоги. Мы принимаем за точку отсчета собственный состояние сейчас и ставим определенную цель. Позже мы выбираем шаги, каковые приведут нас к данной цели, а после этого медлено вернут к нашей повседневной жизни. Но по окончании занятий мы возвращаемся уже не в то состояние, в котором были до начала. Практика меняет нас.
Известному йогу древности Вамане приписываются слова, что нельзя освоить асаны йоги без винъясы. Концепция «виньяса-крама» нужна применительно не только к йоге, но и ко всем задачам отечественной повседневной жизни.
Дабы воплотить в собственных занятиях асанами принцы «стхира» и «сукха», необходимо сперва осознать, какие конкретно шаги нужно предпринимать, дабы подготовить собственный тело, внимание и дыхание к той асане, которую вы выбрали. Кроме другого, вы должны разобраться, существует ли опасность происхождения (сходу либо потом) в следствии практики данной асаны неприятностей, и, если она существует, направляться выяснить, какие конкретно позы нужны, дабы поддерживать тела и сбалансированное состояние дыхания.
Компенсирующие позы
Йога учит, что каждое воздействие дает два результата — хороший и отрицательный. Исходя из этого так принципиально важно быть внимательным к своим действиям. Мы должны быть в состоянии выявить хорошие и отрицательные эффекты, дабы усилить первые и нейтрализовать вторые. В соответствии с этим принципом, в собственных занятиях асанами мы используем те либо иные позы, дабы компенсировать вероятные негативные эффекты некоторых сложных асан. Эти компенсирующие позы именуют пратикриясанами [7].
Давайте разглядим пример со стойкой на голове. Многие люди говорят, что не смогут и дня прожить без ширшасаны (стойки на голове). Они с самого утра либо перед сном по десять мин. стоят на голове и замечательно себя ощущают. Многие из них не делают никаких подготовительных упражнений. Они просто стоят на голове, а позже поднимаются на ноги. И довольно часто они продолжительно не подмечают, что эта асана может повлечь за собой негативные последствия. Не смотря на то, что стойка на голове нужна, в силу того, что компенсирует простое воздействие гравитации на тело, но на протяжении исполнения данной асаны тело всем своим весом давит на шею. Отечественная узкая шея, предназначенная чтобы держать одну лишь голову, сейчас вынуждена поддерживать все тело. Исходя из этого по окончании стойки на голове очень нужно делать упражнения, компенсирующие ее негативные эффекты. В случае, если мы этого не делаем, может появляться чувство головокружения, в шее может показаться непроходящее напряжение либо, что еще хуже, позвонки смогут разрушаться либо смещаться, зажимая нервы, что ведет к сильным болям. К сожалению, это частенько происходит с теми, кто не уделяет должного внимания компенсирующим позам, призванным уменьшить негативные последствия стойки на голове.
Я опять и опять сталкиваюсь с тем, сколько вреда может принести неверный подход к практике йоги. Верное исполнение асан — это не только продвижение ход за шагом к намеченной цели. Это еще и умение возвращаться к состоянию, в котором мы можем тихо продолжать собственную повседневную работу, не ощущая никаких негативных последствий практики.
В то время, когда я коснулся необходимости компенсирующих поз, мне вспомнился занимательный случай. У меня имеется два брата. В то время, когда мы были детьми, в отечественном саду росла довольно высокая кокосовая пальма. Мой старший брат все время сказал мне и второму брату, что он может взбираться на такие высокие деревья. В итоге мы приказали ему продемонстрировать нам, как он это делает. Я до сих пор не забываю, как мы дразнили его: «Давай, лезь!» Кончилось тем, что он полез на это дерево. Карабкаться вверх было достаточно легко, но в то время, когда брат захотел спуститься, оказалось, что он не знал, как это сделать, дабы не упасть. Около не было никого, кто имел возможность бы ему оказать помощь, и брату было нужно просидеть на дереве довольно продолжительное время.
Тот же самый принцип относится и к исполнению асан: слишком мало взобраться на дерево, нужно еще и спуститься с него. В случае, если мы делаем стойку на голове, то должны быть в состоянии без неприятностей возвратиться в обычное положение. Крайне важно компенсировать стойку на голове противоположной позой, к примеру стойкой на плечах (сарвангасаной), дабы разгрузить шею.
Для любой асаны возможно подобрать пара компенсирующих, в зависимости от того, где создается напряжение. Любой раз, в то время, когда по окончании асаны чувствуется избыточное напряжение в какой-то части тела, мы должны попытаться снять его посредством компенсирующей позы — самой простой асаны, которая сокращает напряжение в данной области. Поза, противоположная сильному наклону вперед, — легкий наклон назад. И напротив, по окончании сильного прогиба назад необходимо осуществить маленький наклон вперед. Еще раз повторяю, что компенсирующие позы необходимы чтобы вернуть тело в обычное состояние и убедиться, что напряжение не переносится в следующую позу либо в обыденную жизнь.
Так, один из дорог реализации концепции «виньяса-крама» в ваших занятиях — это выстраивание последовательности асан в соответствии с принципом двойных эффектов. Свойственная винъяса-краме постепенность должна иметь место как в исполнении каждой отдельной асаны, так и в развитии всей практики.
Организация занятия
на данный момент мы разберем, как планировать последовательность исполнения асан. Построение занятия должно быть основано отечественных текущих потребностях, долговременных целях и на том, чем мы планируем заниматься по окончании исполнения упражнений. Комплекс асан, предназначенный для подготовки тела к игре в большой теннисе, будет различаться от цикла, нужного человеку, которому требуется сохранять внимание в
напряженной обстановке, либо от практики, рассчитанной на то, дабы оказать помощь людям с хронической бессонницей отлично расслабиться, перед тем как лечь в постель.
Существует бесчисленное количество асан и, думается, столько же книг о них. Как начать выбирать для себя позы? Перечень асан нескончаем, в силу того, что тело владеет огромной гибкостью, которая дает фактически неограниченные возможности в плане разнообразия поз. Лишь от самого ученика, в зависимости от его целей и образа жизни, зависит, стоит ли ему делать довольно много асан либо достаточно только нескольких, и каких конкретно. Различным людям необходимы различные асаны. К примеру, у большинства из нас так напряжены ноги, что требуется делать довольно много упражнений в положении стоя. Одновременно с этим танцоры с подвижными, отлично организованными ногами владеют таковой гибкостью, что им незачем тратить довольно много сил на стойки. При всем разнообразии асан, нам совсем не обязательно делать их все. Значительно серьёзнее отыскать подходящее нам направление практики и спланировать отвечающий отечественным потребностям комплекс упражнений, что разрешит получить качества, нужные для практики асан. Чтобы сделать верный выбор, крайне важна помощь преподавателя.
Ежедневно отечественные занятия будут начинаться с нового места. Сначала понять эффект упражнения возможно непросто, но чем глубже вы станете погружаться в занятия йогой, тем лучше вы станете осознавать, как разбирать собственный состояние и как любой раз обнаружить собственную новую точку отсчета. Обстановка, в которой мы начинаем занятия, всегда меняется. К примеру, день назад я повредил колено, исходя из этого этим утром не могу сидеть со скрещенными ногами. Тогда я буду делать упражнения, помогающие расслабить колено. Крайне важно следить за своим состоянием и перед занятием, и на протяжении его. К примеру, в то время, когда мы делаем наклон вперед из положения
стоя, мы прислушиваемся к тому, имеется ли напряжение в ногах и в пояснице. Если вы обращаете внимание на собственный тело, то все делается весьма легко. Обучась обследовать себя и определять собственный начальное состояние, мы можем приобретать от занятий максимально вероятную пользу.
В то время, когда вы определяете, с чего начать занятие, направляться не забывать о некоторых правилах. Перед тем как приступить к исполнению асаны, мы должны быть уверены, что тело к ней готово. К примеру, в случае, если мы с утра постараемся сразу же сесть скрестив ноги, не проанализировав состояние собственного тела и не подготовив ноги подобающим образом, мы рискуем повредить колени. Тело возможно подготовить легкими разогревающими упражнениями. Не следует затевать занятие с прогибов назад либо поворотов. Затевать постоянно следует с самых несложных асан — поз с естественными наклонами вперед либо эргономичными подъемами ног и рук. Начиная с несложных поз, мы понемногу продвигаемся к более сложным.
На рисунке 6 продемонстрированы кое-какие асаны, с которых отлично затевать практику йоги. Это тадасана (поза горы), уттанасана (наклон вперед), апанасана (поза для выпускания газов), вертикальная ваджрасана (поза молнии). На рисунке 7 изображены позы, с которых затевать практику не нужно. Это ширшасана (стойка на голове), триконасана (позатреугольника), дханурасана (поза лука) и халасана (поза плуга).
Асаны возможно делать двумя методами. Первый — динамический, в то время, когда мы пара раз входим в асану и выходим из нее в ритме дыхания. Второй — статическая техника: мы входим в асану и выходим из нее так же, как в динамическом варианте, но, вместо того дабы всегда двигаться вместе с дыханием, мы удерживаем позу в течении нескольких дыхательных циклов, концентрируя внимание на дыхании, определенных участках тела либо и на том, и на втором (это зависит от
целей, для которых мы делаем данную асану). Динамический метод разрешает телу понемногу привыкнуть к позиции. Исходя из этого в любой момент лучше затевать с динамического варианта, и лишь позже пробовать удержать позу.
Динамическая практика имеет и другие ответственные преимущества. К примеру, имеется довольно много поз, оставаться в которых долгое время для начинающих весьма сложно. Умелые практикующие, со своей стороны, при статической практике довольно часто покупают привычку фокусировать внимание на фиксации тела в определенной позе, вместо того дабы по-настоящему трудиться над асаной и изучить ее возможности. Динамический метод исполнения упражнений дает больше шансов довести дыхание до определенных частей тела и усилить эффект занятий. Так, динамическая практика не только оказывает помощь готовиться к тяжёлым статическим положениям, но совершает исполнение той либо другой асаны более интенсивным либо придает ей особенную направленность. Исходя из этого динамические варианты асан должны быть значительной частью каждого вашего занятия йогой, независимо от того, являетесь ли вы новичком либо более умелым практикующим.
Картинки 8 и 9 показывают последовательность действий в динамическом варианте исполнения упражнений. Пашчиматанасана (наклон вперед из положения сидя), продемонстрированная на рисунке 8, выполняется без остановок; ученик медлено перемещается из положения 1 в положение 2 и обратно, повторяя эти перемещения пара раз в ритме дыхания. Лишь по окончании того, как вы подготовили тело так, имеет суть переходить к статическому исполнению данной асаны, другими словами оставаться в одном положении в течении нескольких дыхательных циклов.
На рисунке 9 продемонстрирована более сложная последовательность. На протяжении исполнения паршва-уттанасаны (наклона вперед из положения стоя) мы на вдохе переходим из первого положения во второе, а на выдохе из второго в третье. После этого мы на вдохе возвращаемся в положение 2, на выдохе переходим в положение 3 и потом делаем еще пара циклов (3, 2, 3, 2). В конце мы на выдохе возвращаемся в положение 1. Возможно делать менее сложный вариант данной динамической практики, повторяя в каждом цикле всю последовательность (1, 2, 3, 2,1)/
В динамической практике число повторений цикла зависит от запросов и индивидуальных потребностей. В то время, когда мы делаем наклон вперед из положения стоя, может показаться усталость в ногах либо напряжение в пояснице. Эти симптомы светло говорят о том, что мы перезанимались, но они появляются через чур поздно, дабы являться надёжным первым предупреждением о приближении к границе собственных возможностей. Лишь дыхание может предотвратить нас об этом заблаговременно. Я уже сказал, что показателем того, что мы находимся в пределах собственных физических возможностей, есть свойство дышать тихо. Когда нам приходится делать стремительный вдох носом либо ртом и мы не могут создавать негромкий, ровный горловой звук, необходимо прервать упражнение. (Если вы делаете асимметричную асану, число дыханий с каждой стороны должно быть однообразным, и это необходимо учитывать, в то время, когда вы заканчиваете исполнение позы.) Понемногу мы будем становиться более выносливыми и сможем повышать колличество повторений любой позы.
В случае, если, делая цикл асан, мы желаем задержаться в какой-то из них, то мы сможем достигнуть отличных показателей, в случае, если сперва сделаем ее динамически. В случае, если мы выбрали освоение какой-то асаны как долговременную цель, исполнение ее динамических вариантов будет лучшей помощью в достижении данной цели. В дополнение к этому необходимо при всякой возможности динамически делать компенсирующие позы, дабы уменьшить риск происхождения в теле новых территорий напряжения.
Примеры компенсирующих поз
Пара нижеследующих абзацев дадут вам представление о том, как в йоге используется принцип уравновешивающих эффектов.
/
Как я уже упоминал, для компенсации эффектов стойки на голове направляться делать обратные позы (см. рис. 10). Тем, у кого неприятности со спиной, направляться по окончании ширшасаны делать компейсирующую позу для нижней части поясницы, в силу того, что стойка на голове будет создавать в данной области сильное напряжение. В этом случае подходит апанасана (1) — поза для освобождения газов.
Стойка на голове требует кроме этого исполнения стойки на плечах (сарвангасаны) (2), которая сокращает нагрузку на шею. Потому, что стойка на плечах сама по себе есть сложной статической позой, она также требует дополнения обратной асаной: к примеру, позой кобры (бхуджангасаной). Подобные последовательности с чередованием главных и компенсирующих поз играются в отечественной практике очень значительную роль.
На рисунке И продемонстрированы примеры поз, дополняющих уттанасану. В случае, если по окончании уттанасаны мы ощущаем напряжение в ногах, полезно сделать уткатасану (1) (приседание). Чакравакасана (2) может оказать помощь при боли в пояснице, появившейся по окончании уттанасаны. Время от времени возможно достаточно просто разрешить спине отдохнуть в шава- сане (3) (мертвой позе). На рисунке 12 продемонстрированы кое-какие примеры главных и компенсирующих асан.
К настоящему времени вы уже должны были осознать, что асанами направляться заниматься не произвольно, а в соответствии с определенными правилами. Вот эти правила, разрешающие нам разумно структурировать собственную практику:
• начинайте с того уровня, на котором находитесь;
• перед занятием разогрейте и расслабьте все тело;
(1) |
(2) |
(3) |
• прежде, чем приступить к исполнению асаны, убедитесь, что вы понимаете и имеете возможность выполнить компенсирующую асану,
• перед статическим исполнением асаны сделайте ее в динамическом варианте;
• по окончании основной асаны сходу сделайте компенсирующую;
• компенсирующая асана должна быть несложнее основной.
Разрешите мне пояснить эти правила на примере двух несложных цепочек асан. Принесет ли эта последовательность асан пользу конкретному человеку, зависит от многих факторов, включая строение и подвижность ног и гибкость позвоночника и бедер. Эти комплексы являются всего лишь примерами. Помните, что ваша личная практика должна быть шепетильно продумана и спланирована с учетом вашей неповторимой телесной конституции и ваших личных целей.
На рисунке 13 продемонстрирован цикл упражнений, разрешающих готовиться к пашчи- матанасане — наклону вперед из положения сидя. Дабы установить контакт между дыханием и телом, мы начинаем с самастхити, вертикального положения (1). Потом мы разогреваемся посредством динамической уттанасаны (2), которая выполняется пара раз. Данный наклон вперед — начало подготовки к пашчиматанасане. За этим мы четыре раза делаем паршва-уттанасану (3), задерживаясь в ней сперва на время одного дыхательного цикла, после этого двух, позже трех и, наконец, четырех. После этого мы делаем то же самое в другую сторону. Это разрешает нам понемногу растянуть ноги. Для компенсации нагрузки на ноги мы используем динамический вариант чакравакасаны (4). Она оказывает помощь избавиться от напряжения перед исполнением следующей асаны. Потом направляться отдых в илавасане (5).
(1) |
(2) |
(1)’ |
(2) |
Рис. 12: Пять главных асан (1) и компенсирующие асаны для каждой из них (2). |
(1) |
(1)’ |
(2) |
(1)’ |
(2) |
Сейчас мы готовы к исполнению главной асаны — пашчиматанасаны (6). Мы начинаем с динамической формы, дабы готовиться к статической и лучше прочувствовать, какую роль в упражнении играется дыхание: мы тянемся вверх на вдохе и наклоняемся вперед на выдохе. Один из вероятных способов работы над данной позой — чувствовать перемещение в пояснице, в то время, когда мы распрямляем ее на вдохе, и перемещение живота к позвоночнику, в то время, когда мы, сохраняя вытянутое положение, наклоняемся вперед на вы-
дохе. По окончании динамического исполнения пашчиматанасаны мы задерживаемся в данной позе на пара дыхательных циклов (7), концентрируя внимание на теле и на дыхании. В качестве позы, обратной наклону вперед из положения сидя, возможно использована двипада-питха (8), разрешающая расслабить бедра и компенсировать сильный наклон вперед. Исполнение данной асаны завершается продолжительным отдыхом в шавасане (9).
Следующий цикл асан — пример плавной подготовки к исполнению поз с наклоном назад. В случае, если делать наклоны назад без разминки и компенсирующих поз, это может привести к судорогам, другим проблемам и болям. На рисунке 14 изображена последовательность предварительных и последних упражнений, каковые хороши для позы с наклоном назад — шалабхасаны (поза саранчи).
Все упражнения этого цикла динамические. Разогревание (1) — простое упражнение для движения и соединения дыхания. Но оно уже мало подготавливает пояснице, потому, что перемещение рук вверх ведет к легким перемещениям в пояснице. Потом направляться вариант апана- саны (2), помогающий расслабить нижнюю часть поясницы. После этого вы опять ложитесь на спм iy, как и в первом упражнении, но с маленьким трансформацией — согнув ноги в коленях (3).
2 За к. 4149
Двипада-питха — более сложное упражнение. Мы должны пристально смотреть за тем, дабы любой вдох сопровождался малым подъемом. В этом упражнении нагрузка приходится на пояснице, не смотря на то, что ноги ей оказывают помощь. За двипада-пит- хой направляться маленький отдых (5). Напряжение, которое может появиться в пояснице на протяжении исполнения двипада-питхи, устраняется посредством разновидности чакра- вакасаны (6).
Потом мы продолжаем подготовку поясницы посредством несложного варианта бхуджан- гасаны (7). Затем мы можем выполнить легкий вариант шалабхасаны (8). Поясницы сейчас обязана поддерживать и ноги, и торс. Все предшествующие упражнения были необходимы, дабы готовиться к этому.
За шалабхасаной опять направляться непродолжительный отдых: ноги согнуты в коленях, ступни стоят на полу (9), дабы отдохнула поясницы. Пратикриясана (компенсирующая поза) для шалабхасаны — апанасана (10), которая разрешает расслабить нижнюю часть поясницы. Цикл завершается отдыхом (11).
Дыхание
На протяжении исполнения асан возможно по-различному расставлять выговоры на выдохе и вдохе. Мы разделяем дыхание на четыре части:
• вдох;
• выдох;
• задержка по окончании вдоха;
• задержка по окончании выдоха.
Задержку дыхания на протяжении исполнения асан мы используем чтобы усилить эффект от той либо другой позы. Предположим, что нас тревожит чувство тяжести в области живота, и, дабы улучшить самочувствие, мы решили делать наклоны вперед из положения сидя. Мы можем делать несложную форму данной асаны — динамическую, с медленным дыхательным ритмом. Либо мы можем на выдохе как в большинстве случаев наклоняться вперед, втягивая пузо, и позже не возвращаться сходу в исходное положение, а оставаться в данной асане на пара секунд с задержкой дыхания. Задержка дыхания по окончании выдоха усиливает действие асаны на область живота. В противовес этому, задержка дыхания по окончании вдоха, используемая в некоторых асанах, усиливает действие на область груди. В качестве рабочих правил в занятиях йогой употребляются следующие правила:
• выговор на долгом вдохе и задержка дыхания по окончании вдоха усиливает действие позы на область груди;
• выговор на долгом выдохе и задержка дыхания по окончании выдоха усиливает действие позы на область живота;
• позы с наклонами вперед располагают к задержке дыхания по окончании выдоха, а позы с прогибом назад располагают к задержке дыхания по окончании вдоха.
Удлинение выдоха либо задержка дыхания по окончании выдоха на санскрите именуется «лангхана» («пост», «покорение»), Лангхана содействует выведению шлаков из организма и оказывает на тело очищающее воздействие, активизируя работу органов, особен-
но органов живота. Исходя из этого в случае, если у кого-то имеется неприятности в области ниже диафрагмы, ему полезно практиковать лангхану.
^Удлинение вдоха и задержка дыхания по окончании вдоха именуется «бримхана», что оптимальнее перевести как «расширение». Бримхана разогревает тело и наполняет его энергией. Бримхану направляться вводить в собственную практику ученикам, страдающим от недочёта энергии. Перед тем как приступить к бримхане, необходимо обучиться делать продолжительный выдох, в силу того, что избыток огня, в случае, если его не выводить, может создавать разрушительные потоки энергии. Дабы приобретать что-то новое (свежую энергию), необходимо сперва избавиться от ветхого и ненужного.
Рисунок 15 иллюстрирует применение правил «лангхана» и «бримхана» применительно к асанам. Поза солдата, вирабхадрасана (1), по самой собственной природе требует практики бримханы. В случае, если на протяжении исполнения данной асаны делать продолжительный вдох (к которому возможно добавить маленькую задержку), то она будет еще больше расширять грудную клетку. Наклон вперед из положения сидя (2) — асана, которая естественным образом требует применения принципа «лангхана». Эта асана более действенна, в случае, если делать ее с медленным и осознанным выдохом, по окончании которого возможно сделать задержку.
Необходимо не забывать одно крайне важное правило: в случае, если задержка дыхания ведет к сокращению последующего вдоха либо выдоха, пора остановиться — вы еще не имеете возможность делать данное упражнение и должны трудиться над подготовкой к нему.
В случае, если сказать об этом применительно к нашей совокупности кровообращения, ни при каких обстоятельствах не нужно задерживать дыхание, в случае, если это приводит к резкому учащению пульса. Существует взаимозависимость между дыханием и сердцебиением, и нарушение дыхания ведет к учащению пульса. Это правило имеет кроме этого и психотерапевтическую базу: многие люди весьма волнуются о собственном сердце, и резкое учащение пульса может взволновать их. Нам направляться руководствоваться принципом, в соответствии с которому задержка дыхания ни при каких обстоятельствах на обязана приводить к дискомфорта; наоборот, мы должны быть в состоянии тихо следить за характером дыхания. Правила «лангхана» и «бримхана» смогут использоваться с пользой лишь в том случае, в то время, когда у вас имеется понимание и соответствующие знания. Ни при каких обстоятельствах не нужно использовать эти техники без тщательного рассмотрения конкретных событий. Я буду сказать об этом более детально, в то время, когда обращение отправится о пранаяме.
Отдых
на данный момент мы мало поболтаем еще об одной вещи, играющейся значительную роль в отечественной практике йоги, то есть — об отдыхе между асанами. Само собой разумеется, направляться отдыхать в любой момент, в то время, когда мы сбиваемся с ритма дыхания и больше не можем его осуществлять контроль. Но кроме того в случае, если отечественное дыхание остается равномерным и спокойным, кое-какие части отечественного тела смогут уставать либо кроме того болеть, и им необходимо давать отдых. В случае, если мы решили выполнить асану двенадцать раз, но по окончании шестого раза почувствовали усталость, направляться срочно остановиться и отдохнуть. В отношении отдыха нужно направляться единственному правилу: отдыхайте, в то время, когда нуждаетесь в отдыхе.
Кроме этого, мы используем отдых как переход от одной асаны к второй. К примеру, отдых нужен при переходе от сильного наклона назад (как в дханураса- не) к сильному наклону вперед (как в пашчиматанасане). Тут мы должны отдыхать, даже если не ощущаем потребности в отдыхе. Отдых разрешает нам прочувствовать эффекты позы и дает мышцам время возвратиться в собственный простое состояние. В случае, если мы не отдохнули, к примеру, по окончании дханурасаны, то на протяжении последующего наклона вперед мы можем перегрузить пояснице. Дабы этого избежать, нужно расслабиться и понаблюдать за реакцией мышц и всего тела.
Разрешите привести еще один пример. Многие люди на протяжении исполнения стойки на голове чувствуют себя отлично, но в то время, когда они затем ложатся, то чувствуют давление в груди. Как мы знаем, что на протяжении стойки на голове вес живота приходится на грудь и давит на ребра, не смотря на то, что до отдыха мы можем этого не ощущать. Появляющееся в груди чувство есть всего лишь обратной реакцией ребер, и оно провалится сквозь землю, в случае, если мы даем себе отдых, перед тем как перейти к компенсирующей позе. Неспециализированное правило пребывает в том, что нужно отдыхать между сложной позой и не меньше сложной обратной позой: к примеру, между стойкой на голове и стойкой на плечах. Но в случае, если компенсирующая поза весьма несложна, возможно переходить к ней без перерыва.