Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка

Эстетическое воспитание на уроках русского — это формирование у школьников эстетического эмоции, т.е. представления о красивом в речи и языке. Умение видеть красивое, осознавать и ценить его по законам красоты нужно каждому культурному человеку, исходя из этого, развивая эстетическое чувство у обучающихся, школа готовит их к судьбе, формируя тем самым одно из главных качеств разносторонней личности.

Русский язык как объект овладения и предмет изучения связан со всеми сферами судьбы человека, исходя из этого в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и мастерство. Красивое в них отечественный предмет передает в дидактическом материале — в текстах использованных художественных произведений и отрывков. Обучая школьников разным речевым умениям, нужно в один момент уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, мастерству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения владеет чертами, талантливыми вызывать у обучающихся духовное переживание эйфории в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Следовательно, главным направлением в эстетическом развитии обучающихся на уроках русского есть работа над эстетикой речи и языка, в силу того, что красивое объективно заложено в самой природе языка, делающего как коммуникативную, так и эмотивную функции.

Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как достаток средств выражения, его мелодичность и звучность, экспрессивность единиц языка, уместность потребления языковых средств в различных стилях речи. Языковое эстетическое чувство складывается из осознания достатка языковых средств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, выразительности и уместности использования языковых средств. Эти элементы языкового эстетического эмоции у многих обучающихся без особого действия преподавателя развиваются только частично либо совсем не развиваются. Нужна целенаправленная совокупность работы, талантливая организовать у обучающихся эстетическое отношение к речи и языку.

Перед преподавателем русского стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

  • — познакомить детей с красивым в речи и языке (речи и эстетическое познание языка);
  • — развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического эмоции;
  • — воспитать языковой эстетический вкус (организовать языковой эстетический идеал);
  • — развить у обучающихся потребность в эстетическом совершенствовании собственной речи.

Перечисленные задачи решаются в течении всего обучения русскому языку. Очевидно, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, каковые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями обучающихся. Пути их реализации будут разными.

Ознакомление обучающихся с красивым в речи и языке. Красивое познается не только эмоциями, но и разумом. Еще И.И.Срезневский писал, что нужно заботиться в первую очередь и более всего о том, дабы дитя усвоило ясность родного языка (4, с. 107). В ходе изучения языковых единиц нужно намерено показывать те их свойства, каковые приводят к чувству красивого; в фонетике — мелодичность и звучность звуковой совокупности русского (в ней на сто звуков любого отрезка текста приходится восемьдесят с голосом — звонких согласных и гласных); в лексике — неисчерпаемый запас слов, разнообразие и богатство синонимов, антонимов, слов с экспрессивным и переносным значением, огромный массив фразеологизмов; в словообразовании -достаток словообразовательных средств; в морфологии — достаток форм словоизменения, владеющих разнообразными грамматическими значениями; в синтаксисе — разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли (достаток синтаксических синонимов). При изучении стилей нужно показывать ясные и изобразительные возможности языковых средств, уместность их потребления, красоту речи без недочётов и языковых ошибок.

Для создания у школьников представления об эстетических особенностях русского употребляются упражнения следующих видов:

  • — анализ высказываний выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в области политики, науки, литературы и искусства о русском языке;
  • — подбор обучающимися высказываний о русском языке;
  • — беседа по содержанию научно-популярных лингвистических текстов, в которых рассказывается об эстетических особенностях русского.

Развитие языкового эстетического эмоции. Эстетика языка складывается из следующих элементов: осознания достатка языка, эстетического отношения к речи и языку, эмоции нормы и антинормы, ясности, уместности потребления. Любой из перечисленных элементов эстетического эмоции языка начинается у детей посредством особых упражнений.

Формированию представления о достатке, неисчерпаемости языковых средств русского содействует использование упражнений следующих видов:

  • — анализ словарных статей в словарях синонимов, и синонимических последовательностей, помещенных на полях книжек;
  • — анализ словарных статей многозначных слов в толковых словарях (в том числе и в словаре книжек);
  • — подбор грамматических синонимов и обнаружение условий их потребления;
  • — выражение экстралингвистических значений (к примеру, временных, пространственных, целевых и т.п.) различными языковыми средствами (лексическими, синтаксическими);
  • — подбор слов на ту либо иную смысловую тему.

Для развития эстетического отношения к языку и речи употребляются следующие виды упражнений:

  • — анализ образцовых текстов различных стилей;
  • — сравнение словаря и детских конструкций текстов и синтаксических образцовых на одну и ту же тему (привлекаются сочинения и изложения обучающихся);
  • — переработка текстов, бедных в лексическом и синтаксическом отношении.

Чувство нормы и антинормы имеет громадное значение для эстетического воспитания обучающихся. Оно формируется, во-первых, при ознакомлении с нормами литературного языка; во-вторых, в ходе работы над языковыми неточностями, допущенными школьниками в собственных высказываниях (фонетическими — в устной речи, лексическими и грамматическими — и в устной, и в письменной речи), и над текстами упражнений книжек, в которых имеются неточности.

Формированию эмоции нормы у школьников помогают упражнения следующих типов:

  • — выбор нормативного варианта;
  • — сравнение одних и тех же текстов без лексических и грамматических неточностей и с неточностями;
  • — нахождение в тексте лексических и грамматических неточностей и их исправление.

Развитие эмоции ясности речи опирается на знание школьниками экспрессивных возможностей и богатства языка языковых средств, и формируется оно посредством упражнений следующих видов:

  • — анализ ясных средств примерного текста (прозаического и поэтического);
  • — сравнение образцовых текстов с текстами, созданными детьми на одну и ту же тему;
  • — наблюдение в художественных текстах за звукописью, за словами; использованными в метафорическом значении, за фразеологическими оборотами, за разнообразием синтаксических конструкций;
  • — выяснение роли необщеупотребительных слов (диалектизмов, профессионализмов и т.д.) в художественных произведениях;
  • — сравнение окончательных и черновых редакций произведений видных писателей, публицистов и т.д.

Чувство уместности потребления языковых средств — одно из сложнейших элементов структуры языкового эстетического эмоции. Оно формируется в связи с ознакомлением обучающихся с вариантами (разновидностями) литературного языка, обслуживающими различные сферы его применения, — с функциональными стилями. В следствии данной работы обучающиеся должны знать о том, что в собственной речи мы пользуемся языковыми средствами в зависимости от средств общения, учитываем, где, с кем и о чем говорим (пишем).

Формируется это чувство у школьников при исполнении упражнений следующих видов:

  • — анализ текстов различных функциональных стилей;
  • — нахождение стилистических неточностей, нарушающих стилевое единство текста;
  • — нахождение в тексте нарочитого включения иностилевых элементов, словно бы бы придающих ему ясность;
  • — стилистический опыт;
  • — нахождение в детском тексте красивостей и их исправление.

Языковой эстетический вкус формируется понемногу всей вышеуказанной совокупностью работы. Обучающиеся должны сознательно воспитывать в себе вкус к хорошему языку (А.П.Чехов).

Практические цели

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

  • — формирование орфографических и пунктуационных навыков и умений;
  • — оружие обучающихся нормами литературного языка;
  • — развитие умения связно излагать собственные мысли.

Формирование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Орфографическая и пунктуационная грамотность -серьёзный элемент культуры письменной речи, исходя из этого задача ее успехи есть одной из наиболее значимых в средней общеобразовательной школе. Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников, во-первых, предвидеть в ходе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в тексте и предложении, требующие выделения символами препинания; во-вторых, верно писать слова с изученными видами орфограмм и верно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; в-третьих, обнаружить и исправлять орфографические и пунктуационные неточности. Задача успехи орфографической и пунктуационной грамотности в пределах действующих на данный момент норм оценки знаний, навыков и умений обеспечивается, в случае, если ученики и учитель видят в пунктуации и орфографии не комплект разрозненных правил, а определенные совокупности. (Содержание и пунктуации и методика орфографии рассматриваются в особых главах.)

Оружие обучающихся нормами литературного языка. Современный национальный русский язык в устной форме существует в трех разновидностях: в виде литературного языка, городского просторечия и диалектного языка. Не все обучающиеся, приходя в школу, владеют русским литературным языком. Их материнским языком есть или тот либо другой диалект, или городское просторечие. Те обучающиеся, каковые с детства пользуются литературным языком, обладают лишь его разговорной разновидностью. Ни один из школьников не обладает разновидностями письменной формы литературного языка. Следовательно, всем обучающимся практически приходится овладевать нормами литературного языка: фонетическими, лексическими, грамматическими (морфологическими и синтаксическими) и стилистическими. Оружие нормами литературного языка — наиболее значимая задача современной школы.

Содержание работы над нормами (т.е. над правильностью речи) сформулировано в двух источниках: во вторых пунктах программы и в школьных книжках в виде слов в рамках на полях, в упражнениях и в приложении в виде маленьких словариков — орфографического, орфоэпического и толкового.

Развитие связной речи обучающихся. Обращение реализуется в виде диалога (диалогическая обращение) и в виде монолога (монологическая обращение). И диалогическая, и монологическая обращение существуют во связи, к школьным годам у детей активнее формируется диалогическая обращение, в меньшей степени достигает развития монологическая обращение. Разъясняется это тем, что дети обладают лишь разговорной разновидностью языка. С другими разновидностями им предстоит еще познакомиться. Общение посредством монологов — наиболее значимая форма общения, ей нужно обучаться. Вся школьная судьба должна быть направлена на обучение детей монологической речи, т.е. умению создавать тексты различных стилей.

7.? Содержание предмета «Русский язык в школе» (цели, функции, содержание курса, состав вырабатываемых навыков и умений).

Содержание обучения как одна из главных категорий методики преподавания русского дает ответ на вопрос: чему учить ? Оно распределяется во времени между возрастными группами обучающихся 11-15 лет и воображает собою определенную структуру в виде программ для каждого класса — от V до IX.

При определении того, чему нужно учить детей, направляться знать состав школьного курса русского, правила отбора учебного материала, и особенности отобранных умений и понятий, включенных в программу по русскому языку для школы .

Состав современного школьного курса русского. Из четырех типов учебного материала 1 в школьный курс русского входят три: знания о языке, способы деятельности и языковые умения с языковыми явлениями. Знания о языке и речи снабжают реализацию познавательной направленности школьного курса русского, что по содержанию соотносится с научным курсом русского. В него включены базы науки о русском литературном языке — о его единицах, их значениях и функциях, о структуре, о его функционировании в речи. Представлены они в виде лингвистических понятий и языковых факто в из всех разделов науки о русском языке, существующих на данный момент самостоятельно, то есть: из фонетики, лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса. В школьный курс русского введены кроме этого элементы речеведения — сведения по культуре и стилистике речи, и элементы лексикографии. Школьный курс русского, давая обучающимся базы знаний, в один момент формирует у них материалистический взор на язык, исходя из этого в его состав входят элементы неспециализированного языкознания, русской русского диалектологии и истории языка. В школе изучаются обе формы существования русского литературного языка — устная и письменная, исходя из этого в школьный курс русского включены графика, пунктуация и орфография. Знания о них представлены в виде орфографических и пунктуационных понятий, названий видов и перечня орфограмм пунктуационных правил, и орфографических фактов — отдельных слов, право писание которых направляться запомнить. Умения и навык и составляют важную часть содержания обучения. Они снабжают в учебном ходе практическую направленность школьного курса русского. Источниками их являются язык, правописание и речь. Овладение знаниями выражается в форме навыков и умений. Знаниям о языке соответствуют учебно-языковые умения, т.е. умения создавать действия с языковыми явлениями в учебных целях; знаниям о речи — коммуникативные умения, т.е. умения пользоваться языковыми явлениями в речи для целей обучения; знаниям о правописании — орфографические и пунктуационные умения. Методы деятельности с языковыми и речевыми явлениями не отражены в программе. Они сообщаются в книжках в виде образцов рассуждений, каковые воображают собою методы действий обучающихся.

Правила умений и отбора знаний обучающихся для школьного курса русского. В школе изучается лишь часть научного курса русского. Разъясняется это и возрастом обучающихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с целью этого минимизируется, из него выбирается минимум нужных знаний. В различные периоды развития школы минимум знаний для обучающихся отбирался по различным параметрам (либо правилам). При формировании понятийной базы современного школьного курса русского (т.е. знаний о языке) составители программ руководствовались как общедидактическими правилами, так и особыми. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматривались с позиций их научности, общепринятости, доступности. Базой минимизации научного курса русского для школы явились особые параметры, т.е. правила, вытекающие из задач школьного курса русского: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Мировоззренческий критерий предполагает отбор таких понятий, каковые снабжают развитие у обучающихся научного представления о языке — о его функциях, происхождении, развитии, системном характере, многообразии языков, их сотрудничестве, о месте русского Сейчас, о членении русского национального языка на части, о русском литературном его использовании и языке во всех сферах публичной судьбе, о письменности и языке. Соответственно этому критерию в школьный курс русского включены понятия язык, обращение, функция языка, древнерусский язык, группы языков, славянские языки, заимствование, национальный язык, диалектный язык, городское просторечие, русский литературный язык, стили русского литературного языка, формы литературного языка, письмо, письменность.

Системный критерий определяет отбор понятий, каковые в совокупности дали бы базу знаний о русском литературном языке как совокупности, приспособленной для общения, хранения и передачи информации. С целью этого нужно учитывать особенности его структуры, его внутриуровневые и межуровневые связи. В соответствии с ним в школьный курс русского включены понятия, отражающие: а) неспециализированное строение языка (русский язык, единицы русского — звук, слово, предложение), значения и функции единиц языка; б) парадигматические отношения (к примеру, в фонетике — согласные и гласные, гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, мягкие и жёсткие; в морфологии — все части речи независимо от их доли в порождении речи, все склонения существительных, все спряжения глаголов; в синтаксисе — все виды придаточных предложений и т.д.); в) синтагматические связи (к примеру, в фонетике — чередование ударных и безударных гласных, чередование согласных; в лексике — сочетаемость слов и т.д.).

Функциональный критерий — зависимость выбора языковых средств в ходе их потребления в речи от цели, ситуации, сферы и адресата общения (к примеру, типы текста, текст, стиль, функциональные стили речи и др.).

Эстетический критерий предполагает отбор понятий и связанных с ним фактов, направленных на раскрытие красивого в речи и языке, богатства языка, его норм и выразительных средств, и уместности применения языковых средств, на формирование у обучающихся потребности и эстетического вкуса в эстетическом совершенствовании собственной речи. Для реализации указанных задач в школьные программы включены, к примеру, следующие понятия: литературный язык, диалектизм, жаргонизм, просторечие, профессионализм, устаревшее слово, переносное значение слова, синоним, антоним, норма, текст, стиль.

Коммуникативный критерий определяет отбор таких понятий, каковые снабжают теоретическую базу работы по формированию связной речи обучающихся, т.е. по обучению детей создавать тексты различных стилей и типов речи. В связи с тем что текст имеет языковую и содержательно-логическую стороны, в школьный курс нужно включать как лингвистические, так и кое-какие экстралингвистические понятия. Соответственно в современных школьных программах мы находим, с одной стороны, текст, стиль, обращение, тип речи, стили речи, а с другой — тема, главная идея, замысел несложной и сложный, сбор материала, систематизация собранного материала, интерьер, пейзаж и др.

Исторический критерий призван дать ученику языковые факты, показывающие развитие языка, его сообщение с судьбой на рода. В соответствии с этим критерием в школьные программы включены понятия исконно русские слова, заимствованные слова, устаревшие слова, неологизмы, пути пополнения словарного запаса языка, развитие языка, «мертвые» языки, древнерусский язык и др.

В соответствии с межпредметным принципом в школьном курсе русского вводятся такие понятия, каковые нужны отечественному учебному предмету для организации связей с другими учебными предметам . Они имеются в неспециализированных сведениях о языке (национальный язык, славянские языки, интернациональный язык, язык межнационального общения и др.), во всех разделах науки о русском языке, а также в разделе о развитии речи обучающихся (антонимы, синонимы, фразеологизмы, текст, стиль, замысел, шипящие, языковая норма, склонение, спряжение, собственное имя и др.).

Практический принцип определяет отбор понятий, связанных не только с расширением знаний обучающихся, но и с формированием навыков и умений. В первую очередь данный принцип отбора растолковывает включение понятий графика, орфография, пунктуация, лексикография, словари толковый, орфографический, зарубежных. В соответствии с данным критерием в программы введены понятия алфавит, орфограмма, буква, тире, дефис, заглавия знаков препинания, громадная буква, малая буква, шипящие буквы и др. Списки лингвистических понятий, отобранных в соответствии с каждым из параметров, сопоставлялись между собой. В итоге оказалось, что одни понятия повторялись по нескольку раз, другие — два-три раза. Эти понятия вошли в школьный курс русского. В следствии применения перечисленных правил отбора сложилась достаточно обоснованная совокупность сведений о русским языке — школьный курс русского. Формирование навыков и состава умений для школьного курса русского производилось на базе следующих правил: логико-познавательного, частотно-нормативного, относительной орфографической и пунктуационной грамотности, логико-функционального.

Логико-познавательный критерий направлен на отбор умений, развивающих логическое мышление и формирующих пользование усвоенными знаниями о языке.

Частотно-нормативный критерий определяет со став умений, заключающихся в употреблении слов и правильном произношении, использовании и построении синтаксических единиц в речи. Частотным он именуется по причине того, что отбор языковых явлений для работы над нормами отражает их громадную употребительность в речи. Принцип относительной орфографической и пунктуационной грамотности предполагает отбор из свода правил их минимума, поскольку школа не имеет возможности достигнуть безотносительной орфографической грамотности. В школьный курс русского включены орфограммы, составляющие базу русской орфографической совокупности, частотно покрывающие тексты, достаточно легко используемые пишущими. В соответствии с логико-функциональным критерием отбирались умения, развивающие у детей свойства оперировать определенным содержанием и нужными языковыми средствами в ходе создания текста того либо стиля речи и иного типа.

8.? Структура курса «Русский язык в школе». Черта действующих программ по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений (2-3 по выбору студента).

Содержание обучения русскому языку представлено в особенном документе, именуемом программой. На данный момент действуют три программы, одна из которых создана в начале 70-х гг. Каждая программа определяет совокупность главных знаний о умении и языке пользоваться им в устной и письменной речи, и последовательность работы над ними; в программе должно указываться примерное время, нужное для изучения той либо другой темы.

структура и Состав программы. Школьная программа складывается из двух главных компонентов: объяснительной записки и фактически программы.

Объяснительная записка — это компонент программы, определяющий базы организации учебного процесса по русскому языку в школе: цели (задачи) курса в целом и отдельных его частей, направления и состав в работе, место в совокупности школьных дисциплин, главные методические средства, преемственность с прошлым этапом и межпредметные связи.

Объяснительная записка в программе более всего подвержена трансформациям, поскольку в громаднейшей степени отражает потребности социальной судьбе того либо иного времени. Фактически программа — это компонент школьной программы в целом, определяющий последовательность изучения и состав курса его частей. При определении последовательности изучения русского от класса к классу берутся в расчет следующие факторы: структура и состав самого языка и психотерапевтические изюминки овладения обучающимися изучаемым материалом. Первый фактор диктует линейное размещение материала от класса к классу — от единиц низшего уровня языка к единицам наибольшего уровня. Линейный курс, так, образовывает следующую последовательность: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, стилистика.

Второй фактор — изюминки овладения детьми изучаемым материалом — в той либо другой мере вносит трансформации в последовательность размещения программного материала и включает в него другие темы. Так, начиная с программы 1938 г. школьный курс русского в V классе до изучения фонетики начинается с пунктуации и пропедевтического курса синтаксиса; в начале и в конце курса каждого класса вводится повторение пройденного по русскому языку. В данное время существует два типа программ: линейная и линейно-ступенчатая.

При построении линейно-ступенчатой программы потребовалось решить две задачи: преодолеть раз рыв в уровне знаний между начальными и средними классами и намечающуюся перегрузку получающих образование связи с переносом начала изучения систематического курса на год ниже. Было предложено ступенчатое изложение некоторых тем: лексику, словообразование, имя существительное, имя прилагательное изучать в V и VI классах, глагол — в V, VI и VII классах, синтаксис — в V, VII 57 (частично), VIII и IX классах. В виде ступеней определяется работа по формированию связной речи соответственно от V до IX класса. При делении учебного материала на ступени учитывались его предварительное знакомство и сложность в начальных классах: более несложный материал и в какой-то мере привычный детям оставлялся на первой ступени, а более сложный переносился на вторую либо кроме того на третью ступень. В структуре школьной программы по русскому языку выделяются два уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органически связанные, но независимые программы для каждого класса. Следовательно, школьная программа в целом — это совокупность по классных программ, тесно связанных между собой. Эту совокупность по классных программ именуют схемой программы школы по русскому языку.

Структура программы второго уровня (уровня каждого класса) воображает собою список изучаемых тем, расположенных в определенной последовательности. Эту совокупность тем про граммы каждого класса именуют схемой программы класса по русскому языку. В нее входят следующие компоненты: сведения о языке; повторение пройденного в прошлом классе; грамма тика и правописание; повторение пройденного в последних месяцах года; развитие связной речи; требования к умениям и знаниям обучающихся данного класса.

Структура языковой части школьного курса. Языковая часть курса каждого класса пребывает в каждой теме из двух компонентов: из сведений о языковых явлениях, включенных в программу данного класса (они помещены под пунктом I), и требований к работе по культуре речи (они даны под пунктом И).

Фрагмент одной из программ V класса. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; согласные и гласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Жёсткие и мягкие согласные. Жёсткие и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и не сильный позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. В скобках указывается примерное количество часов, которое целесообразно от вести на изучение данных тем. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные — строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. щ

Обозначение мягкости согласных. Мягкий символ для обозначения мягкости согласных. Опознавательные показатели орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. И. Умение выполнять главные правила литературного произношения в рамках требований книжки. Умение произносить согласные и гласные перед гласным е. Умение обнаружить справки о произношении слов в разных словарях (а также орфоэпических). В первый раз пункты программы кроме сведений о языке включаются пунктуационных правил и названия орфограмм, изучаемых параллельно с данной темой.

Фрагмент из программы VIII класса.

косвенная речь и Прямая (6 ч) I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Методы передачи чужой речи. Слова автора в прямой речи. Разделительные и выдели тельные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Кос венная обращение. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. П. Умение выделять в произношении слова автора. Умение за поменять прямую обращение косвенной.

Во вторые пункты программы включаются два вида материала: один из них — это уместности употребления и требования правильности изучаемых языковых явлений, к примеру: соблюдение верной интонации при обособленных второстепенных и уточняющих участниках предложения; умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; умение использовать формы одних наклонений в значении вторых. Во вторые пункты включаются кроме этого требования к общеучебным умениям, которыми обучающиеся должны овладеть, к примеру: умение пользоваться толковым словарем, орфографическим словарем.

Структура речевой части школьного курса. В речевую часть школьной программы каждого класса, которая именуется «Развитие связной речи», включены два вида учебного мате риала: речеведческие понятия и виды работ по формированию связной речи. Сведения о речи по-различному организованы в линейной и линейно-ступенчатой программах. В одной из линейных программ они даются в конце курса каждого класса, в второй — в особенной отдельной программе называющиеся «Обращение». В линейно — ступенчатой программе сведения о речи под пунктом III включены в каждую тему, что снабжает тесную сообщение изучения строя языка с обучением детей пользованию языком в собственной речи. Речеведческие понятия даны ступенчато в V, VI и VII классах. Они отражают, во-первых, типологию текстов по их функционально-смысловым особенностям (текст, повествование, описание, рассуждение) и по связи с разновидностями литературного языка (стиль, разговорный стиль, публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, художественный стиль), во-вторых, текстообразующие явления (тема текста, главная идея текста, замысел — несложной и сложный — текста, часть текста, средства связи частей текста, виды связей частей текста). Виды работ по формированию связной речи рассредоточены по всем классам, начиная с V и заканчивая IX классом. К ним относятся сочинения и изложения. Ступенчатая их подача от класса к классу основывается на учете следующих факторов: содержания вида высказывания и сложности работы. В соответствии с первым причиной в V классе из трех видов изложений предлагается трудиться лишь над двумя: подробными и сжатыми; третий вид — выборочное изложение — включен в программу VI класса. Второй фактор учитывался при определении объектов описания. Так, в V классе предлагается обрисовывать несложный отдельный предмет, животное, а более сложные объекты предлагается обрисовывать в VI классе (интерьер, пейзаж), в VII классе (наружность человека), в VIII классе (местность) и т.д.

Требования к умениям и знаниям в программе. Соответствующий раздел программы в первый раз был включен в «Типовые про граммы по русскому языку для восьмилетней и школы с русским языком обучения (IV-VIII классы)» (М., 1978). В программе по русскому языку для русской школы РСФСР подобный раздел показался в 1979 г. В этом разделе отсутствуют требования к знаниям обучающихся. Имеется в нем список учебно-языковых умений (умение разбирать предложения и слова). Отсутствует обобщенный список орфографических, пунктуационных умений. Вместо них повторяются виды пунктуационных правил и орфограмм, в соответствии с которыми обучающиеся должны грамотно писать собственные письменные высказывания. Нет и обобщенных речевых (коммуникативных) умений. Вместо них дается повторение перечисления видов работ, каковые обучающиеся должны мочь делать.

9.? Средства обучения русскому языку.

Эстетическое воспитание


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: