Эрмитаж — не только самый большой музей СССР, но и один из величайших музеев мира. В нем собраны произведения искусства и монументы культуры различных народов, созданные в течении практически всей истории . Число экспонатов музея превышает два миллиона.
Коллекции Эрмитажа размещены в нескольких строениях, находящихся в центре Ленинграда. Из окон музея раскрывается вид на широкие просторы Невы, на Дворцовую площадь, на строение Адмиралтейства.
Эрмитаж появился как придворный музей в 60-х гг. XVIII в. В различных государствах получали тогда картины, скульптуры, произведения прикладного мастерства. Для собранных коллекций около Зимнего дворца был выстроен отдельный павильон, названный «Эрмитаж» (от французского слова, означающего «уединенное место», «пустынный уголок», павильон, предназначенный для приема узкого круга гостей). Но будущее Эрмитажа была другой. Он понемногу превратился в богатейший музей, для художественных собраний которого было выстроено еще два строения.
Вольный доступ визитёров был введен в музее с 1865 г., но только по окончании Великой Октябрьской социалистической революции Эрмитаж стал настоящим достоянием народа. Более чем втрое выросли его коллекции. отделы Эрмитажа и Новые выставки разместились кроме этого и в помещениях Зимнего дворца. Двери данной искусства и сокровищницы культуры обширно открылись для трудящихся, и вся работа музея с того времени была посвящена художественно-эстетическому воспитанию советских людей.
на данный момент Эрмитаж посещает более 1,5 млн. человек в год. Через залы музея, а их более 300, каждый год проходит не меньше 10 тыс. экскурсий.
Пристально осмотреть Эрмитаж — это значит познакомиться практически со всеми главными этапами в развитии мирового изобразительного мастерства.
В Отделе истории первобытной культуры сохраняются самый древние монументы, отысканные при раскопках на территории СССР. Старейшие из них созданы около 500 тыс. лет назад. Это неотёсанные каменные орудия труда древнекаменного века (палеолита). В позднем палеолите зародилось мастерство, показались первые, правда еще примитивные, человека и изображения животных. От витрины к витрине, от зала к залу изменяется темперамент экспонатов. Улучшается обработка камня, и разнообразнее становятся орудия труда, появляется все больше разных по форме глиняных сосудов, часто украшенных орнаментом. Они относятся уже ко времени неолита (новокаменного века).
Ответственной вехой в жизни первобытных племен было открытие металлов — латуни, а после этого железа. Коллекции Эрмитажа позволяют детально познакомиться с изюминками многих железа и эпохи археологических находок бронзы.
Имеют мировую известность выставленные в Эрмитаже скифские древности VII — II вв. до н. э.: превосходные изделия из латуни, серебра и золота, отысканные в курганах Причерноморья и Приднепровья. Они принадлежали богатым вождям скифских племен, населявших тогда юг нашей страны. Особенно выделяются редкостные по узкой обработке металла гребень из кургана Солоха и ваза из кургана Куль-Оба с изображением сцен из судьбы скифов, выполненные из золота в V в. до н. э.
Более 20 широких комнат занимают в Эрмитаже монументы хорошего мастерства древнего мира. Ко времени расцвета греческого мастерства (V в. до н. э.) относится, к примеру, праздничная статуя Афины, которая была для греков не только изображением божества, но и олицетворением могущества их отчизны. Разнообразны монументы греческого мастерства IV в. до н. э.: тут и бессчётные скульптурные портреты, и драматическая несколько «Геракл в борьбе со львом» по оригиналу Лисиппа, и фигура мечтательного «Отдыхающего сатира» — повторение скульптуры Праксителя.
В собрании древнеримского мастерства гордость Эрмитажа составляют скульптурные портреты. В них проявилось высокое мастерство римских скульпторов I—III вв. В мраморном бюсте императора Филиппа Аравитянина (III в.) правдиво передан его грубоватый, волевой темперамент. Среди монументальных римских скульптур особенно запоминается величественная статуя Юпитера Громовержца (I в.). Такие статуи ставились в храмах. Живописец изобразил Юпитера совершенным существом, могучим повелителем, внушающим чувство беспрекословного повиновения.
Бессчётны и разнообразны в музее искусства народов и памятники культуры зарубежного и советского Востока. Старейшие из них находятся на выставках древнего Египта, Ассирии и Вавилонии.
Египетские папирусы, скульптура, керамические изделия, разные предметы религиозного культа и быта относятся к огромному промежутку времени — от IV тысячелетия до н. э. впредь до IV в. н. э. Обычный пример египетской скульптуры — статуя фараона Аменемхета II из тёмного гранита (XIX в. до н. э.). Такая статуя с ее обобщенными застылыми формами должна была воплощать представление о незыблемости и силе власти фараона.
Лучшей в мире считается эрмитажная коллекция иранских изделий из серебра III— VII вв., именуемых в большинстве случаев сасанидскими — по имени семейства, правившей тогда в Иране. На парадных блюдах, чашах, кувшинах изображены сцены, прославлявшие иранских царей. Таково, к примеру, серебряное блюдо IV в. со сценой львиной охоты Шапура II, в которой живописец восхваляет мужество и ловкость царя. Столь же известно и эрмитажное собрание византийского мастерства V — XIV вв., в котором особенно славятся изделия из серебра, слоновой кости, конечно образцы старой византийской живописи.
С искусством и культурой старого и средневекового Китая зритель знакомится на одной из самых широких выставок Эрмитажа. Ее экспонаты показывают на раннее появление в Китае (задолго до Европы) письменности, финансового обращения, шелкоткачества, фарфора и производства бумаги, книгопечатания.
Раскопки, ведущиеся советскими археологами в Закавказье и в Средней Азии, каждый год пополняют превосходными монументами Отдел советского Востока, владеющий широкими и разнообразными коллекциями.
Но солидную часть Эрмитажа занимает Отдел истории западноевропейского мастерства, разместившийся в 120 залах. В них находятся картины, скульптуры, картинки, предметы прикладного мастерства, характеризующие практически тысячелетний путь развития художественной культуры Европы с XI по начало XX столетия.
Эрмитаж обладает многими бесценными полотнами великих живописцев прошлого — лучшими достижениями всемирный живописи.
Осматривая залы итальянского Восстановления, зрители видят, как понемногу в течении XIV—XVI вв. мастерство освободилось от ветхой средневековой условности и обратилось к правдивому изображению природы и человека.
Эрмитаж гордится работами величайших гениев итальянского Восстановления: «Мадонной Бенуа» и «Мадонной Литта» Леонардо да Винчи; картинами Рафаэля «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство»; скульптурой Микеланджело «Скорчившийся мальчик» и полотнами Тициана. С еще большей полнотой, чем Восстановление, продемонстрировано в музее развитие итальянской живописи XVII — XVIII вв.
В разделе испанского мастерства XVI — XVII вв. мы видим картины главных мастеров «золотого века» испанской живописи: Веласкеса, Сурбарана, Риберы, Мурильо.
В Эрмитаже находится кроме этого одна из лучших коллекций фламандской живописи XVII в. Громадный зал заполнен картинами наибольшего из Рубенса и художников, весёлыми, обширно и ярко раскрывающими мир людских страстей и чувств.
Собрание голландской живописи XVII — XVIII вв. отличается разнообразием жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая живопись. Но особенную сокровище составляют в Эрмитаже 25 картин кисти великого Рембрандта — непревзойденного мастера, что сумел средствами живописи раскрыть сложность и глубину душевных переживаний человека.
Более 40 комнат Зимнего дворца занято экспозицией французского мастерства XV — XX вв. Это наибольшее за пределами Франции собрание французского мастерства. Тут находятся не только произведения практически всех главных мастеров французской живописи, скульптуры и графики, но и отличная по составу коллекция прикладного мастерства: эмаль, фарфор, серебро, шпалеры, кружева, мебель художественной работы.
Картины Пуссена, Ватто, Буше, Мечта, Шардена пребывали в Эрмитаже с XVIII в., но лишь в советское время был создан раздел французского мастерства XIX—XX вв. и в стенках музея показались картины Делакруа, Коро, Милле, Моне, Ван-Гога, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо и других.
Самым молодым по времени создания (1941) есть в Эрмитаже Отдел истории русской культуры. Коллекции этого отдела имеют монументы с VII по финиш XIX в. В число комнат Отдела истории русской культуры включена и Военная галерея Зимнего дворца с портретами русских генералов — участников Отечественной войны 1812 г., и бывший Тронный зал Зимнего дворца, в котором находится карта СССР, выполненная в 1937 г. из 45 тыс. кусочков цветных камней.
О работе и мастерстве русских мастеров говорит кроме этого все внутреннее убранство Эрмитажа. столы и Прекрасные вазы из малахита, яшмы, орлеца, лазурита и художественная мебель были созданы в XVIII и XIX вв. несколькими поколениями русских умельцев для украшения эрмитажных комнат.
Приблизительно четверть всех экспонатов Эрмитажа составляют хранящиеся в Отделе нумизматики финансовые символы, монеты, медали, ордена всех государств. Тут перед нами проходит финансовое обращение с момента его зарождения и до наших дней.
Но Эрмитаж не только хранилище художественных и культурных монументов, это в один момент научно-просветительное и научно-исследовательское учреждение. Научный коллектив Эрмитажа исследует и популяризирует богатейшие собрания музея, величайшие успехи людской культуры.