Эпиграф (от греческого epigraphe — надпись) — пословица, изречение, отрывок из произведений отечественных либо зарубежных авторов, что помещается автором по окончании заглавия произведения либо перед отдельными его главами. Эпиграф поясняет план произведения либо его части. При помощи эпиграфа создатель может выразить собственный отношение к сюжету, храбрецам, обрисовываемым событиям как бы от другого лица.
Все перечисленные виды эпиграфа возможно найти в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». К первой главе романа, посвященной характеристике Онегина, Пушкин предпослал строчок из стихотворения П. А. Вяземского «Первый снег»: «И жить спешит и ощущать торопится». В эпиграфах к второй главе романа создатель нарочито сближает написание разных слов, создавая обобщенный образ России, с ее «деревенским» укладом судьбы.
Третья глава, знакомя нас с Татьяной, имеет эпиграф на французском языке: «Она была женщина, она была влюблена» (цитата из поэмы Мальфилатра). Глава четвертая, характеризующая нравственные представления Онегина, имеет иронический эпиграф из книги французской писательницы Ж. Сталь: «Нравственность в природе вещей».
Сон Татьяны (глава V) предваряют две строки из баллады В. А. Жуковского «Светлана»: «О, не знай сих ужасных снов / Ты, моя Светлана!»
Многозначительный эпиграф на итальянском языке к главе VI забран из канцоны Ф. Петрарки: «В том месте, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не тяжело». Обращение в данной главе, как мы знаем, идет о ссоре и Ленского и дуэли Онегина.
К главе VII три эпиграфа: из стихотворения И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского и из «Горя от ума» А. С. Грибоедова. Все три цитаты — о Москве, куда сейчас увозят Татьяну «на ярмарку невест».
И, наконец, последняя глава романа имеет эпиграф из произведения Дж. Г. Байрона (на английском): «Прощай, и в случае, если окончательно, то окончательно прощай».
Нетрудно подметить, что все эпиграфы, выбранные А. С. Пушкиным, лирические, иронические, меланхолические, не только передают отношение поэта к храбрецам и обрисовываемым событиям, но находятся в определенном соответствии с самим стилем произведения. В эпиграфе возможно выделена преемственность темы. Так, эпиграфом к повести Г. Я. Бакланова «Пядь почвы» стали слова Ю. Фучика о верности безымянным храбрецам.