Энциклопедии детские и юношеские

Для начала пара названий: «Свет зримый в лицах, либо Величие и многообразность зижделевых намерений» (1773), «Детская энциклопедия, либо Новое сокращение всех наук: Для потребления юношества» (1811), «Видимый свет Иоана Амоса Комения» (1768), «Краткое понятие о всех науках» (1764), «Столичный альманах для юных русских граждан, либо Новая ручная энциклопедия с картинами» (1830), «Новейшая детская энциклопедия, содержащая в себе подробнейшее начертание всех художеств и наук» (1815), — перечень возможно было бы продолжить, поскольку приблизительно за 150 лет до Великого Октября в РФ издано около 100 изданий энциклопедического типа, предназначенных для юных граждан. Причем далеко не о всех таких книгах современному исследователю известно — многие утеряны, а о некоторых сохранились упоминания только в библиографических источниках. Если бы мы положили дореволюционные энциклопедии рядом, то нечайно удивились бы тому, сколь не похожи они друг на друга, на привычные нам современные издания. И не только снаружи, но и по содержанию, внутренней структуре, оформлению, размерам энциклопедических статей (главного элемента таковой книги), что говорит о том, какими различными воображали себе их создатели энциклопедию для юношества и детей.

Для авторов одной из них — «Краткого понятия о всех науках» — энциклопедическое издание представлялось в виде необычной беседы отца с сыном, учителя с учениками о различных науках, художествах, императорах и королевствах, географии и о многом втором. За вопросом «Что имеется ботаника?» следовал лаконичный ответ: «Знание трав и семян». И без того по широкому кругу ответов и вопросов. Такая энциклопедия предоставляла собственные страницы не столько для стремительного поиска нужной читателю информации, сколько для познавательного домашнего чтения. Такие же «статьи-диалоги» возможно встретить и во многих других русских энциклопедий для юных читателей, к примеру в «Сокращении всех наук для детей от шести до двенадцати лет» (1769). Лишь в отличие от «Краткого понятия» текст приведен тут на двух языках: в левой колонке — на французском, в правой — на русском. Книга, как видно, употреблялась одновременно и как пособие для изучения зарубежного языка. Все ее статьи расположены по «отделениям». Отделение первое именуется «О времени»: В. (вопрос). какое количество дней в семь дней? О. (ответ). Семь. В. Что именуется эрой? О. Всякое достопамятное приключение, употребленное для определения порядка времени и для облегчения памяти, как, к примеру, сотворение мира, глобальный потоп и другие».

Наивными смогут показаться современным школьникам ответы и вопросы ветхих энциклопедий. Но вряд ли стоит иронизировать — не сходу обнаружила наука верные ответы, как не сходу преодолели кое-какие из авторов религиозно-монархические представления об окружающей судьбе. Имеется и много примеров, в то время, когда создатели первых дореволюционных изданий для детей и юношества выступали с прогрессивных для собственного времени позиций, вооружали юных читателей подлинно научными знаниями, которыми уже располагала эра. Таковой стала, к примеру, «Энциклопедия для юношества» (1899) А. Л. Соколовского. «Цель настоящего издания, — писал педагог и этот издатель, — дать систематически составленную научную библиотеку для чтения русскому юношеству того возраста, в то время, когда пытливый, юный ум, не ограничиваясь уже несложными, отрывочными ответами на единичные вопросы, какие конкретно задают дети, начинает ощущать потребность в более систематическом и более связном объяснении следствий и причин окружающих нас явлений судьбы. Как принципиально важно разумное удовлетворение аналогичного требования молодых умственных сил, знает любой». К сожалению, задуманная многотомной, энциклопедия А. Л. Соколовского вышла в свет только в двух «выпусках» («Геология» и «Астрономия»). Создатель же планировал «систематически сгруппированное издание всех наук». Он сознавал, что задача может оказаться невыполнимой, но утешался мыслью, что «найдутся подражатели», каковые поведут начатое им дело дальше. И не совершил ошибку. Русский издатель И. Д. Сытин выпустил «Детскую энциклопедию» (1913—1914, 10 томов), в которой были представлены разделы «Вселенная», «О веществе», «О жизни», «Живая природа», «Страны и народы», «Великие люди», «Что окружает нас», «Чем и как себя занять», «Из истории Почвы», «По какой причине так происходит». За базу была забрана британская энциклопедия Г. Томпсона и А. Ми, которую значительно переработали и дополнили русские редакторы Ю. Н. Вагнер, И. П. Козловский, С. И. Метельников и другие. Выделим, что главную часть дореволюционных энциклопедий для детей и юношества составляют переводы зарубежных изданий — германских, французских, британских.

В то время, когда же показалась самая первая энциклопедия для юных читателей в РФ? Это случилось во второй половине XVIII в., что не свидетельствует, словно бы еще раньше не выходили книги, родные к энциклопедическому типу. В Киевской Руси словари «непонятных слов» известны уже в XIII в., с XVI в. взяли распространение азбуковники — неизвестные сборники с алфавитным размещением материала. Но у них намного больше родства с толковыми и терминологическими словарями, чем с книгой энциклопедической. направляться дать согласие с мнением доктора наук Н. В. Чехова о связи новых педагогических идей, появлявшихся на Западе в конце XVII — первой половине XVIII в., и возникновением детской литературы в РФ, в частности первых энциклопедий, авторы которых учитывали и детские интересы. Сокровище этих книг особенно возрастала в связи с тем, что образование было в плачевном состоянии. Современники отмечали, что «нигде практически по городам либо губерниям порядочных школ нет, в которых бы юношество имело возможность обучаться благопристойным для каждого звания наукам либо художествам». Мало содействовало решению проблемы и привлечение воспитателей-чужестранцев.

Первой энциклопедией для детей, изданной в РФ, можно считать «Мир чувственных вещей в картинах» великого чешского педагога Я. А. Коменского (выпущена Столичным университетом в 1768 г. называющиеся «Видимый свет Иоана Амоса Комения»). По словам автора, его книга «содержит краткий обзор всей земли и всего языка и наполнена картинками, описаниями и наименованиями предметов». До конца XIX в. вышла и энциклопедия «Свет зримый в лицах». Юный Герцен вспоминал, что до тех пор наблюдал эту книгу, «кроме того кожаный переплет не вынес». Камердинер часами показывал ему одинаковые картины, всегда повторяя те же объяснения.

Шло время, и дореволюционные энциклопедии для детей и юношества изменялись — больше становился их количество, усложнялась структура. Статья-диалог уступила место большим статьям, насыщенным научно-познавательным материалом, написанным доступно и популярно, с привлечением разнообразных средств языка. Размещение статей осталось классическим — систематическим, что значительно отличало издания для детей от в основном алфавитных энциклопедий, направленных взрослым.

Все лучшее, что накоплено создателями дореволюционных энциклопедий, взяли на вооружение авторы советских книг этого типа. Вместе с тем ни одна из книг прошлого не имела возможности послужить примером для советского издания, призванного осветить круг знаний юным гражданам первой в мире социалистической страны. «Весьма необходимы детские энциклопедии», — показывала Н. К. Крупская в письме к А. М. Неприятному. «Запрещено думать, — писала она, — что учебники и школьные программы, как бы хороши они ни были, обеспечат детей и подростков всеми нужными знаниями на веки вечные. Помимо этого, школа обязана как возможно стремительнее научить детей самостоятельно, самим отыскивать нужные знания. В книжках не всегда найдешь то, что тебе в данную 60 секунд нужно, что особенно хочется определить. В деле детского и подросткового самообразования совсем особенную роль смогут сыграть детские энциклопедии». Заслуга Надежды Константиновны состоит и в том, что именно она внесла предложение создавать для юношества и детей не только универсальные многотомные энциклопедии (у нас вышли три издания «Детской энциклопедии» для школьников старшего и среднего возраста: 1958—1962, 10 томов; 1964—1969, 12 томов; 1971 —1978, 12 томов, статьи расположены по систематическому принципу), но и энциклопедические книги для юных читателей по видам и отдельным отраслям знаний практической деятельности. Это открывало много возможностей для подготовки энциклопедических словарей, конкретно обращенных к группам школьников, увлеченных той либо другой областью науки, культуры, искусства.

Сейчас совокупность советских энциклопедических изданий для юношества и детей включает в себя книги, направленные всем главным возрастным группам юных читателей. К примеру, энциклопедия «Что такое. Кто таковой» (1968. 2 тома; 1975—1978, 3 тома) предназначена младшим школьникам, а серия энциклопедических словарей (с 1979 по 1987 г. вышло 16 словарей — для юных спортсменов, астрологов, техников, географов-краеведов, натуралистов, химиков, живописцев, земледельцев, физиков, филологов, математиков, музыкантов, биологов, критиков, включая переиздания двух книг — для техников и юных астрономов) — школьникам старшего и среднего возраста. Статьи этих изданий расположены по алфавитному принципу, что отличает их от «Детской энциклопедии».

Для дошкольников выпущены маленькие «словарики» (издательство «Детская литература»), «Почемучка» (издательство «Педагогика») и др. Нужно выделить, что редакция энциклопедических справочников и словарей для юношества и детей (либо, как ее еще именуют, редакция Детской энциклопедии) издательства «Педагогика» производит большинство книг данного типа у нас. Среди них и данный словарь, которым вы на данный момент пользуетесь.

О том, как пользоваться справочными книгами, в большинстве случаев, рассказывается во вступительных статьях к ним. Имеется она и в словаре для вас, юных критиков. Выделим только то, что есть неспециализированным для всех книг данной серии: их базу составляют энциклопедические статьи трех видов — главная статья (с громаднейшей полнотой раскрывает в обобщенном виде сведения по теме, обозначенной в ее заглавии, указывается в словнике издания); статья — биографический очерк (посвящается человеку, внесшему большой вклад в развитие той либо другой области науки, культуры, искусства, или известный национальному либо публичному деятелю, которая в большинстве случаев помещается рядом с главной статьей по теме, конкретно относящейся к деятельности данного человека); запасной статья (имеет маленькой количество, есть дополнением главной статьи, содержит сведения прикладного характера — практические задачи, испытания, рекомендации и т. п. — либо информирует о факте, событии, документе, явлении по теме главной статьи).

По собственному количеству статьи энциклопедических словарей меньше, чем в Детской энциклопедии. Но ни в том, ни в другом издании авторы не ставят целью абсолютно раскрыть научную сторону конкретной темы — это нереально сделать в справочной книге. Принципиально важно поведать о самом значительном, заинтересовать читателя, побудить его к предстоящим изучениям. Не просто так в энциклопедических книгах для детей и юношества приводятся перечни дополнительной литературы (в большинстве случаев, в конце книги).

Часто задают вопросы: какой порядок размещения статей лучше — систематический либо алфавитный? Любой из них в праве на существование. Алфавитный, к примеру, разрешает стремительнее обнаружить ответы по конкретной и узкой теме, но затрудняет поиск всего цикла статей по более широкому тематическому разделу. Но систематический завлекает возможностями более последовательного ознакомления с предметом энциклопедии, не смотря на то, что и затрудняет своевременный поиск лаконичных ответов. Независимо от порядка размещения статей практически в каждой энциклопедии имеется подробный предметно-именной указатель, помогающий отыскивать нужную информацию. С него и направляться затевать работу со справочной книгой. Учитывая запросы юных читателей, степень их подготовленности, создатели энциклопедий стремятся именовать статьи так, как мог бы назвать ту либо иную тему ваш сверстник. Нужно учитывать кроме этого, что старшеклассникам часто под силу работа и со справочной литературой, направленной взрослым, которая имеет собственную специфику — вычислена, в большинстве случаев, на людей, имеющих образование не ниже среднего, допускает сокращения отдельных слов, статьи написаны лаконичнее и суше, содержат меньше цветных иллюстраций и т. п. Кстати, в современных энциклопедических изданиях для юношества и детей разнообразные иллюстрации несут обычно равную с текстом информативную нагрузку и составляют до 30 и более процентов от общего объема книги. Имеется и картинки, цель которых — содействовать образному восприятию сведений, употребляются карты, схемы, чертежи. Данный иллюстративный материал вы имеете возможность с успехом использовать на занятиях в школе, при внеклассной работе в любительских обществах и кружках.

И еще один совет: в случае, если у вас дома либо в школьной библиотеке имеются энциклопедии, выпущенные в далеком прошлом, при работе с ними непременно учитывайте, что практика и наука не стоят на месте, а непрерывно обновляются.

Детские книги: энциклопедии с Чевостиком, художественные, веселый виммельбух| Анна Чижова


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: