какое количество времени пригодится вам, дабы сложить пара шестизначных чисел? Попытайтесь, и вы убедитесь — уходит полминуты, в противном случае и 60 секунд. Машина же делает это несравненно стремительнее: так как она делает до 10 тыс. и больше арифметических действий в секунду.
Таковой головокружительный счет осуществляет сумматор. Он составляется из комбинации привычных уже нам вентилей переключателей-и триггерных цепей-счётчиков.
Наряду с этим одна цепочка триггеров-счетчиков записывает первое слагаемое, вторая — второе, третья фиксирует приобретаемую сумму. А вентили, подобно стрелкам на ЖД дорогах, переключают дорогу импульсам тока, каковые ведут счет.
Сумматор — база арифметического устройства, основная часть электронной вычислительной автомобили. Все многообразие математических операций сводится в нем к несложному арифметическому действию — сложению.
Ну а это дает арифметическому устройству возможность в сочетании с другими частями автомобили создавать каждые расчеты кроме того из области высшей математики. Нужно лишь предварительно разработать особую программу, в которой непростая задача была бы разложена на последовательность несложных операций, и поручить особому устройству проследить за последовательностью их исполнения.
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАЧАЛЬНИК
Управляющее устройство — вот кто делает такую работу. Оно просматривает программу вычислений и дает команды различным частям автомобили: кому и в то время, когда вступать в воздействие, что и как делать.
Любая команда имеет две части — адресную и операционную. Операционная говорит, что нужно сделать (какую операцию), а адресная — откуда забрать число для данной операции.
Управляющее устройство складывается из двух счётчика: регистра команд и частей команд. В регистре хранится делаемая команда (что необходимо сделать и где забрать число для операции), а в счетчике — адрес следующей команды (в какой ячейке забрать следующую команду).
Во многих вычислительных автомобилях существует твёрдая последовательность: по окончании исполнения команды из первой ячейки берется команда из второй, третьей, четвертой и т. д. Но программа разрешает прерывать и такую последовательность. Делается это посредством команд переходов, каковые или непременно, или при каком-то условии говорят, из какой ячейки забрать следующую команду.
Это позволяет машине на базе взятых на протяжении ответа задачи результатов выбирать программу предстоящих действий. К примеру, в случае, если итог какого-либо вычисления окажется больше нуля — хороший, то машина берет следующую команду из одной ячейки; в случае, если меньше нуля — отрицательный, то из второй.
Такие действия пара напоминают разумные действия человека, ищущего верное ответ при расчетах. Исходя из этого кое-кто склонен приписывать вычислительной машине возможность обдумывать ответ задачи. В действительности она только механически делает волю людей, переданную командами.
ЕДИНИЦА РАВНА ТЫСЯЧАМ
Одна быстродействующая электронная вычислительная машина может заменить армию вычислителей в пара десятков тысяч людей (рис. 5). Дабы лишь обеспечить их рабочим местом, нужно было бы выстроить дюжина многоэтажных строений. Экономия, которую такая машина дает народному хозяйству, исчисляется многими миллионами рублей. Армия вычислителей — и одна машина! За 30,5 мин. электронный агрегат вычислит так именуемое простое число, которое пишется 386 символами.
Математик Первушин израсходовал всю жизнь на вычисление несложного числа, которое пишется всего девятнадцатью символами.
Электронные вычислительные автомобили заменили труд десятков тысяч людей.
Расчет, что требует, допустим, одного месяца труда вычислителя, для большинства конструкторских бюро раньше считался неприемлемым. Сейчас вычисляют несложной задачу, требующую ста лет работы вычислителя. Для БЭСМ, к примеру, это всего дни работы.
Дни вместо ста лет! Такое сокращение времени разрешило отказаться от упрощения расчетов в научно-исследовательской работе, подвысить их роль, перейти к расчетам кроме того в тех областях, где раньше пользовались только опытом.
Все больше создается у нас сейчас машин-математиков, быстро идет вперед кривая их выпуска. К 1956 г. их было выпущено в тысячу раза больше, чем в 1950 г. По семилетнему замыслу к 1965 г. у нас выпустят счетных и математических автомобилей в 4,7 раза больше, чем в 1958 г.
Машины-математики попадают сейчас во все области научной и хозяйственной работы. Расчетные отделы с этими автомобилями создаются в вычислительных центрах во многих городах страны. Электронные автомобили трудятся во многих университетах, научно-исследовательских лабораториях, университетах, в конструкторских бюро.
Удачно трудятся конструкторы и учёные и над совершенствованием машин-математиков. Вместо электронных ламп используют полупроводниковые устройства и без того именуемые ферриты. Они более надежны, увеличивают скорость действия автомобилей, уменьшают их размеры.