2-е издание, дополненное
Рекомендовано Министерством неспециализированного и профобразования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению «Психология»
Петербург
Москва • Харьков • Минск 2000
Дружинин Владимир Николаевич ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Издание 2-е, дополненное
Серия «Учебник нового века»
Главред издательства В. Усманов
Зав. психотерапевтической редакцией А. Зайцев
Зам. зав. психотерапевтической редакцией В. Попов
Ведущий редактор М. Лебедева
Литературный редактор П. Предбанникова
Живописец обложки В. Королева
Обработка иллюстраций Н. Резников, Д. Милов
Корректоры Т. Брылёва, Н.Баталова, Н.Викторова
Оригинал-макет подготовили Н. Бычкова, С. Кожевников
ББК88.3я7 УДК159.9(075) Дружинин В. Н.
Д76 Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
ISBN 5-8046-0176-8
Учебное пособие содержит материалы стандартного курса «Экспериментальная психология» ‘для психотерапевтических факультетов университетов. В нем изложены методологические основания психотерапевтического изучения, дана характеристика и классификация эмпирических способов. Детально рассматриваются организация и процедура психотерапевтического опыта, методы контроля переменных, схемы экспериментальных замыслов. Одна их глав посвящена социально-психотерапевтическим нюансам сотрудничества испытуемого и экспериментатора.
Книга предназначена для преподавателей и студентов психотерапевтических факультетов, и для всех интересующихся способами психотерапевтического изучения.
©Дружинин В. Н., 1999 © Серия, оформление. «Издательство Питер», 2000
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения обладателей авторских прав.
ISBN 5-8046-0176-8
Издательство «Питер». 196105, Петербург, ул. Благодатная. 67. Лицензия ЛР № 066333 от 23 02 99.
Подписано в печать 30.12.99 Формат 70х100’/ц. Усл. п л. 26. Тираж 7000 экз. Заказ №. 1982 Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор»
Министерства Российской Федерации по делам печати, средств и телерадиовещания массовых коммуникации. 197110, Петербург, Чкаловский пр.,
Оглавление
ОТ АВТОРА………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3
ЧАСТЬ I. Экспериментальная психология……………………………………………………………………………………………………… 4
Предисловие…………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 5
1. НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА и ПРИНЦИПЫ……………………………………………………………. 7
1.1. О методологии науки……………………………………………………………………………………………………………………………… 7
1.2. Изучение………………………………………………………………………………………………………………………………………… 10
1.3. ее структура и Теория………………………………………………………………………………………………………………………….. 14
1.4. Научная неприятность……………………………………………………………………………………………………………………………….. 15
1.5. Догадка………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 16
1.6. Главные общенаучные исследовательские способы………………………………………………………………………… 18
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ В ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………………………………….. 23
2.1. Психотерапевтическая наука как выбор……………………………………………………………………………………………………… 23
2.2. Снова о методологии……………………………………………………………………………………………………………………………. 26
2.3. Классификация способов психотерапевтического изучения………………………………………………………………. 27
2.4. Неэкспериментальные психотерапевтические способы………………………………………………………………………………. 32
2.4.1 наблюдение…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 32
2.4.2 Беседа………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 35
2.4.3 «Архивный способ»………………………………………………………………………………………………………………………….. 36
3. ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОПЫТА………………………………………………………………….. 39
3.1. Экспериментальное общение………………………………………………………………………………………………………………. 40
3.2. Экспериментатор: его деятельность и личность……………………………………………………………………………….. 46
3.3. Испытуемый: его деятельность в опыте…………………………………………………………………………………. 50
3.4. Личность испытуемого и обстановка психотерапевтического опыта……………………………………………… 52
4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ и ПРОЦЕДУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОПЫТА……… 62
4.1. проведение и Организация экспериментального изучения………………………………………………………. 62
4.2. Идеальный и реальный эксперимент ……………………………………………………………………………. 73
4.3. эксперимент и Реальный «эксперимент полного соответствия»……………………………………………………… 75
4.4. Экспериментальная выборка………………………………………………………………………………………………………………. 78
4.5. Экспериментальные переменные и методы их контроля………………………………………………………………… 82
4.5.1 Свободная переменная……………………………………………………………………………………………………………….. 84
4.5.2 Зависимая переменная…………………………………………………………………………………………………………………… 86
4.5.3 Отношения между переменными…………………………………………………………………………………………………… 87
4.5.4 Контроль переменных……………………………………………………………………………………………………………………. 90
4.5.5 Определение внешней переменной……………………………………………………………………………………………….. 91
5. Экспериментальные и неэкспериментальные замыслы……………………………………………………………………………….. 96
5.1. Экспериментальные замыслы………………………………………………………………………………………………………………….. 96
5.1.1 Замыслы для одной свободной переменной…………………………………………………………………………………. 96
5.1.2 Замыслы для одной свободной переменной и нескольких групп…………………………………………….. 101
5.1.3 Факторные замыслы…………………………………………………………………………………………………………………………. 102
5.1.4 Замыслы опытов для одного испытуемого……………………………………………………………………….. 107
5.2. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные замыслы…………………………………………………………….. 115
5.2.1 Доэкспериментальные замыслы……………………………………………………………………………………………………… 116
5.2.2 Квазиэкспериментальные замыслы………………………………………………………………………………………………… 117
5.2.3 Планыeх-post-facto……………………………………………………………………………………………………………………… 120
5.3. Корреляционное изучение…………………………………………………………………………………………………………. 121
5.3.1 Планирование корреляционного изучения………………………………………………………………………… 123
5.4. Планирование корреляционных изучений в кросскультурной психологии и психогенетике 129
5.4.1 Кросскультурное изучение………………………………………………………………………………………………….. 130
5.4.2 Психогенетическое изучение………………………………………………………………………………………………. 138
6. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………. 145
Главные понятия. Измерение, шкалы, числовая совокупность с отношениями, эмпирическая совокупность с отношениями, отображение, порядок, номинация, метрика, свойство, шкалограмма, тест, валидность, надежность, гомогенность, прогностичность, тестовые нормы, латентно-структурный анализ, латентная переменная, логит, трудность задания, дискриминантность задания. 6.1. Элементы теории психотерапевтических измерений………………………………………………………………………………………. 146
6.1.1 Шкала наименований…………………………………………………………………………………………………………………… 148
6.1.2 Шкала порядка……………………………………………………………………………………………………………………………… 149
6.1.3 Шкала промежутков……………………………………………………………………………………………………………………….. 151
6.1.4 Шкала взаимоотношений………………………………………………………………………………………………………………………… 152
6.1.5 Другие шкалы……………………………………………………………………………………………………………………………….. 152
6.1.6 Шкальные преобразования…………………………………………………………………………………………………………. 153
6.2. Виды психотерапевтических измерений……………………………………………………………………………………………………. 154
6.3. теория и Тестирование измерений…………………………………………………………………………………………………….. 156
6.4. Хорошая эмпирико-статистическая теория теста…………………………………………………………………… 163
6.5. Стохастическая теория тестов (IRT)…………………………………………………………………………………………………. 166
7. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ и Интерпретация РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………………………………… 175
7.1. Результаты изучения, их обобщение и интерпретация…………………………………………………………… 176
7.2. Форма представления результатов изучения…………………………………………………………………………… 180
7.3. Требования к оформлению научной статьи…………………………………………………………………………………….. 188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 191
Часть II…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 191
Структура и логика психотерапевтического изучения……………………………………………………………………………….. 191
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 191
1. ПРЕДМЕТНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО Изучения……. 192
1.1. Логические предпосылки структурного описания психотерапевтического изучения………………….. 193
1.2. Умозрительные психотерапевтические предпосылки………………………………………………………………………………. 198
1.3. Структура естественнонаучного психотерапевтического изучения………………………………………………. 201
1.4. Виды естественнонаучного психотерапевтического изучения (методические подходы)…………….. 207
1.5. артефакт и Факт в психотерапевтическом изучении………………………………………………………………………… 209
1.6. Главные характеристики психотерапевтического эмпирического изучения………………………………. 211
2. СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМУ ЭМПИРИЧЕСКОМУ Изучению……. 214
2.1. Неприятность объектной специфики психотерапевтического эмпирического изучения (опыта) 214
2.2. Общение исследователя и испытуемого, роль инструкции…………………………………………………………….. 219
2.3. Субъект-объектная природа испытуемого и специфика эмпирического психотерапевтического способа 224
3. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ЭМПИРИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ 231
3.1. Еще раз о телеологическом и каузальном подходах………………………………………………………………………. 232
3.2. Герменевтический способ в психологии…………………………………………………………………………………………….. 235
3.3. Отношение естественнонаучного подхода и герменевтики в психотерапевтическом эмпирическом изучении 239
3.4. Трехмерная классификация психотерапевтических эмпирических способов…………………………………………. 245
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 255
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………………………………………………………… 256
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 256
Этические правила проведения изучения на человеке*……………………………………………………………… 256
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 257
Пример анкеты по окончании совершённого опыта*…………………………………………………………………………….. 257
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 258
Правила подготовки рукописи для публикации в «Психотерапевтическом издании» («ПЖ»)*…………………. 258
СЛОВАРЬ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 261
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 269
ОТ АВТОРА
Предлагаемый вашему вниманию учебник выстроен в соответствии с программой стандартного курса «Экспериментальная психология» для психотерапевтических факультетов университетов.
С момента выхода первого издания «Экспериментальной психологии» в издательстве «Инфра-М» прошло три года. За это время я, как создатель, выслушал достаточно довольно много нареканий и похвал по поводу содержания книги, которая совсем условно именовалась «учебное пособие».
Во-первых, писалась она не как «учебное пособие», а как полноценный учебник по курсу «Экспериментальная психология», и только бюрократические изыски Минобразования РФ не разрешили (вопреки заключению УМО по психологии университетов России) присвоить книге статус книжки
Во-вторых, сыграло собственную роль управление издательства, наименование которого я не желаю упоминать, заказавшее мне учебник маленького количества, а в последний момент, в то время, когда текст готовься , отказавшееся заключить контракт. Исходя из этого первоначально в книжке весьма коротко излагалась методическая часть, и не были включены разделы, посвященные специфике проведения и планирования изучений в разных отраслях психологии
Но учебник начал жить собственной судьбой. Два тиража скоро разошлись, и издательство «Питер» любезно предложило мне подготовить второе издание «Экспериментальной психологии».
Чем это издание отличается от прошлых? Мне хотелось изложить личные взоры на методику психотерапевтического изучения. Потому, что без значительного изложения методологических неприятностей любой учебник по экспериментальной психологии неполноценен, в качестве дополнения к главному тексту в книгу включена сокращенная монография «Структура и логика психотерапевтического изучения», вышедшая в первой половине 90-ых годов XX века маленьким тиражом в издательстве Университета психологии РАН Помимо этого, главный текст книжки дополнен разделами, посвященными специфике планирования изучений в психогенетике и культуральной психологии. Мы дополнили главной текст графиками и рисунками, поясняющими его содержание.
В прошлом издании в тексте было довольно много опечаток, содержательных и стилистических недочетов. За опечатки не ручаюсь, но содержательные и стилистические огрехи посредством редактора издательства «Питер» удалось исправить.
Я буду весьма признателен студентам и преподавателям, каковые критически отнесутся к тексту и выскажут мне пожелания и свои замечания чтобы учесть их при переиздании книжки (если оно состоится).
Желаю поблагодарить гуманитарную редакцию издательства «Питер» за сотрудничество, которое, я надеюсь, отправится на благо психологии, и высказать признательность Н. Б. Горюновой и В. М. Макарову за помощь в подготовке книжки.
ЧАСТЬ I. Экспериментальная психология
Правды о цветах нет, имеется наука ботаника.
Виктор Шкловский
Предисловие
До начала 80-х годов психотерапевтическая наука в отечественной страна напоминала, образно говоря, перевернутую пирамиду, стоящую на собственной вершине. Большая часть отечественных психологов занималось исследовательской и преподавательской работой, меньшинство — прикладными разработками, считанное количество оказывало консультативную психотерапевтическую и психодиагностическую помощь людям.
Социальные процессы в РФ стали причиной тому, что психологи стали зарабатывать на судьбу преподаванием, изданием популярных книг и практикой. Интерес к гуманитарной психологии, практической психологии и к тому, что в Соединенных Штатах именуют self-help, возрос очень. Интерес же студентов психотерапевтических факультетов к фундаментальным изучениям, а тем более к их способам снизился. Помимо этого, культура психотерапевтического опыта у нас традиционно была не на высоте.
Главным пособием для студентов-психологов, изучающих технику проведения психотерапевтического опыта, считается учебник Р. Готтсданкера «Базы психотерапевтического опыта» (1982), удачно переведенный докторами наук МГУ Ч.А. Измайловым и В.В. Петуховым. Книга Готтсданкера при доступности и всей популярности изложения все же, на мой взор, не охватывает многообразия неприятностей, появляющихся при проведении и планировании современного психотерапевтического эмпирического изучения.
Монография Д. Кэмпбелла «Модели опытов в прикладных исследованиях и социальной психологии», вышедшая в 1980 г. в издательстве «Прогресс» под неспециализированной редакцией М. И. Бобневой, запланирована на более компетентного читателя и при всех ее преимуществах, вряд ли может рассматриваться как учебник.
Термин «экспериментальная психология» имеет, по крайней мере, четыре значения.
1) Под экспериментальной психологией знают (за В. Вундтом, С. Стивенсом и другими учеными) всю научную психологию как совокупность знаний, взятых на базе животных и поведения экспериментального изучения человека. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии. Эта точка зрения отражена в «Экспериментальной психологии» под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже (Экспериментальная психология, 1966).
2) Экспериментальную психологию время от времени трактуют как совокупность экспериментальных методик и методов, реализуемых в конкретных изучениях. Обычным книжкой, что предлагает студентам такое познание экспериментальной психологии, есть «Экспериментальная психология человека» М. В. Мэтлин [Matlin M. W.,1979].
3) Термин «экспериментальная психология» довольно часто употребляется в расширительном значении для чёрта научной дисциплины, занимающейся проблемой способов психотерапевтического изучения в целом.
4) Наконец, под экспериментальной психологией знают лишь теорию психотерапевтического опыта, базирующуюся на общенаучной теории опыта и первым делом включающую его планирование и обработку данных Хорошим книжкой для того чтобы рода стала «Экспериментальная психология» Ф. Дж. Мак-Гигана [McGuigan F.G., 1993]. Подобные книжки похожи на пособия по математической статистике для гуманитариев.
С 70-х гг. учебный курс «Экспериментальная психология» читается в русских вузах. В «Национальном образовательном стандарте высшего профобразования» за 1995 год ему отводится 200 часов. Прослушав данный курс, студенты должны взять представление о «теоретическом и эмпирическом знании в психологии; специфике психотерапевтического опыта; экспериментальной психологии деятельности; естественных и неестественных видах деятельности; экспериментальной психологии сознания личности».
Традиция преподавания экспериментальной психологии в русских университетах началась с лекций доктора наук Г. И. Челпанова. Еще в 1909/10 учебном году он просматривал данный курс на семинарии по психологии в Столичном университете, а позднее — при Столичном психотерапевтическом университете (сейчас — Психотерапевтический университет РАО).
Челпанов разглядывал экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике психотерапевтического изучения, а правильнее — по методике опыта в психологии: «Тот курс, что я желаю вам предложить, должен иметь значение методики экспериментальной психологии и предназначаться для тех, кто предполагает самостоятельно заняться изучением психологических явлений. Наименование Введение в методику экспериментальной психологии было бы самым верным обозначением данного курса». Представление о содержании курса, читавшегося Челпановым, дает учебник «Введение в экспериментальную психологию» (1915).
Семинарий Челпанова включал в себя и психотерапевтический практикум.
«В семинарий принимаются лишь те студенты, каковые имеют в виду избрать собственной профессией научную разработку психологии. Исходя из этого студент, предполагающий поступить в семинарий, обязан подвергнуться некоему опробованию в его настоящем интересе к науке в психологии.
На первом году нахождения в университете студент лишь слушает направления психологии и других философских дисциплин. В последних месяцах года он сдает colloquium по этим предметам и, при удовлетворительной сдачи, он принимается в участников просеминария по экспериментальной психологии. На втором году проходит фактически экспериментальную психологию в количестве предполагаемого управления и одновременно с этим слушает теоретические направления по психологии и вторым философским дисциплинам. На третьем году принимается в участников психотерапевтического семинария, участвует в семинариях по неспециализированной и экспериментальной психологии и, помимо этого, обязательно участвует в качестве испытуемого в независимых изучениях, каковые ведут старшие члены семинария. Такое участие есть красивой школой для развития самонаблюдения и для ознакомления с тем, как ведутся независимые занятия. И лишь на четвертом году нахождения ему предоставляется тема для независимой работы.
Я считаю очень нужным для практиканта, по окончании того как он переработает практикум, забрать какое-либо известное изучение и повторить его во всех подробностях. Это есть весьма хорошим средством для ознакомления с подробностями психотерапевтической методики.
В просеминарий я принимаю обыкновенно 18 человек, не больше. Мне думается, что это число может в самых громадных университетах удовлетворить тех, кто предполагает сделаться экспертом по психологии. Участники разбиваются на шесть групп. В каждой группе практикант попеременно должен быть экспериментатором, испытуемым и протоколистом. измерения и Наблюдения, произведенные практикантом, должны быть им шепетильно запротоколированы и в недельный срок представлены начальнику занятий. При неудовлетворительного выполнения работы практикант обязан повторить ее еще раз» [ЧелпановГ. И., 1915].
В современных научных программах психотерапевтический практикум отделен от направлений неспециализированной и экспериментальной психологии. Соответственно, изучая экспериментальную психологию, студент углубляет и дополняет те знания, каковые он взял, прослушав направления главных психотерапевтических дисциплин.
Для работы с этим книжкой нужно овладеть базами неспециализированной психологии, воображать, как проводится психотерапевтическое эмпирическое изучение, знать начала математической теории и статистики измерений.
Я старался не дублировать книжки по теории математической статистики и научного метода. Но вместе с тем при необходимости включал соответствующий материал в текст. теории тестирования и Психологической диагностике уделено минимум внимания. На эту тему написано и издано множество руководств и пособий, а к моменту выхода данной книги их будет еще больше. Мой персональный взор на проблему психотерапевтического эмпирического способа изложен в монографии «Структура и логика психотерапевтического изучения» [Дружинин В. Н., 1994].
Вашему вниманию предлагается учебник, а не научная работа, исходя из этого представленные в нем знания и рецепты являются на сегодня общепринятыми, не смотря на то, что, с моей точки зрения, и не всегда верными.
Интерес к методическим проблемам психологии оставил в наследство своим студентам М. С. Роговин (1921 -1993). Желаю отыскать в памяти хорошим словом и поблагодарить доктора наук В. Д. Шадрикова, просматривавшего курс экспериментальной психологии в Ярославском национальном университете им. П. Демидова в 1970-80-х гг..
1. НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА и ПРИНЦИПЫ
Содержание. Наука как особенный метод деятельности людской общества. Главные направления методики научного изучения. Этапы научного изучения. Правила научного изучения. Типы научного изучения. Структура научной теории. выдвижение гипотезы и Постановка проблемы, виды догадок. Классификация исследовательских способов.
Главные понятия. Наука, эмпирическое знание, теоретическое знание, верификация, фальсификация, способ, изучение, факт, предмет, объект, теория, моделирование, измерение, идиографический подход, номотетическии подход.
1.1. О методологии науки
Сейчас психологам уже не требуется убеждать экспертов из вторых областей знания, что существует такая наука, как психология. Не смотря на то, что по окончании чтения некоторых психотерапевтических книг либо статей у естественников либо математиков смогут появиться обоснованные сомнения на данный счет. В случае, если психология — наука, то на психотерапевтический способ распространяются все требования к научному способу.