Экспедиция фритьофа нансена (1893—1896)

Экспедиция фритьофа нансена (1893—1896)

В первой половине 80-ых годов XIX века, спустя три года по окончании смерти «Жаннетты», целый научный мир был взбудоражен сообщением о необычайной находке, которую сделали эскимосы из Юлианехоба (Южная Гренландия): на плавучей льдине, около 150 метров шириной, нашли до 50 предметов, принадлежавших экспедиции Де Лонга. Среди них были: опись продовольствия, подписанная Де Лонгом, перечень шлюпок «Жаннетты», непромокаемые штаны с меткой Louis Noros (спасшегося матроса с «Жаннетты») и ряд других вещей.

Изучая дрейф предметов с «Жаннетты», узнаваемый норвежский метеоролог доктор наук X. Мон высказал предположение о существовании постоянного течения, которое от берегов Восточной Сибири несет льды к проходу между Гренландией и Шпицбергеном.

Статья Мона очень заинтересовала молодого норвежского ученого Фритьофа Нансена. У него появилась идея применять для проникновения в Центральную Арктику тот самый дрейф, что был значительным препятствием на пути многих его предшественников, стремившихся к полюсу.

«При чтении истории арктических изучений, — писал потом Фритьоф Нансен в собственной книге «В ночи и стране льда», — для меня рано стало известно, что теми способами и теми путями, какими пользовались до сих пор, тяжело оторвать у внутренних малоизвестных ледяных государств их тайны. Но где лежит путь?… Достаточно светло, думается, что плыть к полюсу запрещено никаким методом; везде лед есть непреодолимым препятствием, останавливающим исследователя у порога малоизвестных государств. Тащить лодки по неровному плавучему льду, находящемуся притом под влиянием течения в постоянном перемещении, также тяжело. Лед на пути исследователя ставит такие препятствия, что каждый, кому приходилось с ним иметь дело, не будет, само собой разумеется, сомневаться в практически полной неосуществимости подвинуться дальше вперед с за-.провиантом и пасами, нужными для для того чтобы предприятия.

Найдем исходя из этого, нет ли вторых дорог: я не сомневаюсь, что они имеются.

Экспедиция фритьофа нансена (1893—1896)

Фритьоф Нансен

Я уверен, что в случае, если мы обратим внимание на силы, характерные самой природе, и попытаемся трудиться заодно с ними, а не против них, то отыщем вернейший и легчайший метод достижения полюса».

Данный метод был отыскан Нансеном в первой половине 80-ых годов XIX века, в то время, когда он познакомился со статьей доктора наук Мона.

Путь данный один: «…через полюс либо близко от него проходит течение в море между Шпицбергеном и Гренландией».

В подтверждение существования этого течения Нансен привел последовательность фактов: неоднократные находки на берегах Гренландии леса-плавника, выносимого сибирскими реками, предметов домашнего обихода обитателей Северной Аляски и др. «Из этого направляться вывод, представлявшийся мне в любой момент ясным и очевидным, — обосновывал Нансен, — что необходимо попытаться войти в это течение с той стороны полюса, где оно направляется к северу, и с его помощью пробраться в ту область, которой тщетно пробовали достигнуть все те, кто раньше шел против течения.»

Замысел Нансена был таков: экспедиционное судно должно вмерзнуть в льды к северу от Новосибирских островов и дать себя полярному течению.

Практически сразу после возвращения из собственного путешествия через ледниковый покров Гренландии Нансен изложил собственный проект экспедиции на Северный полюс Географическому обществу в Христиании.

Определяя задачи экспедиции, Нансен показывал: «…мы отправляемся не для отыскания математической точки, составляющей северный финиш земной оси, поскольку достижение этого пункта само по себе неценно, а для изучения громадной малоизвестной части земного шара, окружающей полюс, и значение этих изучений будет одно да и то же, достигнем ли мы самой точки полюса, либо же пройдем от него в некоем отдалении».

В Норвежском географическом обществе замысел Нансена, не обращая внимания на его смелость и новизну, был встречен с громадным сочувствием. Норвежцы верили собственному соотечественнику, уже завоевавшему известность своим гренландским походом. Но за границей проект молодого ученого позвал оживленные споры. Практически все полярные авторитеты того времени отрицательно отнеслись к проекту экспедиции на дрейфующем судне. Мысль Нансена была охарактеризована как «чистое сумасшествие».

«Хочу врачу Нансену полного и скорого успеха. Но, в то время, когда он возвратится, его бессчётные приятели в Англии почувствуют громадное облегчение, в особенности те, кто пара знаком с опасностями, в любой момент сопряженными с плаванием во льдах кроме того в государствах, не столь на большом растоянии лежащих на севере.» Так заявил адмирал Леопольд Мак-Клинтон в Географическом обществе в Лондоне, где Нансен в ноябре 1892 года изложил собственный проект.

Адмирал Джордж Ричардс писал: «К сожалению, я обязан высказаться против проекта, но я пологаю, что каждый, кто может сказать со знанием дела, обязан открыто сообщить собственный мнение, поскольку тут через чур очень многое ставится на карту».

Экспедиция фритьофа нансена (1893—1896)

Фритьоф Нансен отплывает из столицы Норвегии Христиании

Быстро ополчился против проекта Нансена генерал Грили, занимавший ранее пост начальника американской полярной станции в бухте Леди Франклин, получившей ужасную известность. «Я считаю практически немыслимым, — писал Грили, — дабы составленный врачом Нансеном проект отыскал помощь либо кроме того сочувствие. По-моему, он основан на фальшивых представлениях о физических условиях в полярных государствах, и, в случае, если его попытаются привести в выполнение, он обещает ненужные результаты, не говоря о том, что участникам экспедиции предстоят заболевании и смерть… Арктические путешествия для открытий, предпринимаемые кроме того по известным и общепринятым способам, требуют таковой смелости и сопряжены с этими опасностями, что было бы через чур не легко возлагать на них еще бремя тщетного проекта суицида врача Нансена».

Соотечественники Нансена твердо верили в успех храброго предприятия. На средства, частью отпущенные норвежским правительством, частью собранные по подписке, было выстроено судно, намерено приспособленное для долгого нахождения во льдах. Нансен дал ему наименование «Фрам», что означает «Вперед». Это судно было выстроено с таким расчетом, дабы льды не могли раздавить его, а при сильном сжатии выжимали бы его наверх.

снаряжения и Запасы продовольствия на борту «Фрама» были вычислены на пять лет.

Не считая Нансена, в экспедиции участвовало 12 норвежцев; среди них были капитан «Фрама» Отто Свердруп, с которым Нансен совершил переход через Гренландию, лейтенант Скотт-Гансен, которому было поручено управление научными наблюдениями, лейтенант Иогансен и другие.

Начало экспедиции. Дрейф «Фрама»

Путь к полюсу

Третья зимовка

Возвращение из Арктики

Окончание экспедиции

Будущее «Фрама»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: