Экономическая сущность финансов. причины, обуславливающие их необходимость.

Экономическая сущность финансов. Обстоятельства, обуславливающие их необходимость.

Финансы — это финансовые отношения, появляющиеся в ходе перераспределения и распределения цены валового публичного продукта и части национального достатка в связи с формированием финансовых накоплений и доходов у государства и субъектов хозяйствования и применением их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование трудящихся, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-финансовых взаимоотношений и роль в ходе публичного воспроизводства определяются экономическим строем общества, функциями и природой страны.

Так, денежные отношения охватывают две сферы: — экономические финансовые отношения, которые связаны с использованием и формированием централизованных финансовых фондов страны, накапливаемых в национальной бюджетной совокупности и правительственных внебюджетных фондах;

-экономические финансовые отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных финансовых фондов фирм.

В случае, если сказать о финансах в целом, нужно считать, что они делают две главных функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция содержится в том, что денежные ресурсы предприятия подлежат распределению в целях исполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, агентами. Её результатом есть использование и формирование целевых фондов денежных средств, поддержание действенной структуры капитала.

Функции и роль финансов в публичном воспроизводстве.

Финансы делают две главные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, потому, что любая денежная операция включает, с одной стороны, распределение национального дохода и общественного продукта, а с другой — контрользаэтим распределением.

Продукция, произведенная за определенный период времени в стране, представляет собой ВВП. В случае, если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то возьмём ВВП, снабжающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, зарплата каждого работника). В чистом продукте общества воплощается снова созданная в материальном производстве цена.

Количество ВВП, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его фонда накопления — фонда и отдельных частей потребления — определяет пропорции и темпы, развития экономики, ее структуру.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части — ВВП. Без участия финансов ВВП не может быть распределен1. Контрольная функция финансов — это, в первую очередь, контроль в ходе объективно существующих финансовых взаимоотношений, что пронизывает всю совокупность взаимоотношений, связанных как с перемещением цены, так и со сменой форм цены, и представляет собой стоимостный контроль. Потому, что финансы высказывают отношения, появляющиеся на базе настоящего финансового оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой лишь контроль настоящего финансового оборота1.

Финансы (в широком понимании этого термина охватывают все стадии воспроизводственного процесса — производство/обмен, распределение, потребление — и смогут оказывать регулирующее действие на все его составляющие:

— создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для самофинансирования и регулируя частично структуру цен и расходов фирм посредством налогов, регламентации амортизационной политики, льгот и налоговых вычетов, ограничения минимального собственного оплаты капитала и уровня труда;

— снабжая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности методом соответствующих налоговых вычетов;

— создавая условия доверия всех экономических субъектов к кредитной системе и государству для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных их перераспределения и средств.

3. Неспециализированное понятие об управлении финансами. Управление финансами – совокупность методов и приёмов действия на объект с целью достижения определенных целей.

Финансы возможно разглядывать как субъект и объект управления. В случае, если их разглядывать как субъект управления, то видно, что они играются активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. Иначе финансы — объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая испытывает недостаток в том, дабы финансами руководили через познание свойств и возможностей данной категории. Из этого следует, что без управления финансами, денежными отношениями, конкретными формами проявления категории финансов нереально развивать экономику. И конкретным объектом управления есть сфера денежных взаимоотношений либо денежных связей, каковые материализуются в денежных ресурсах. Денежные объекты – различные виды денежных взаимоотношений. К объектам относятся: ФПУО; страховые отношения; национальные финансы и т.д. Денежные субъекты – организации. каковые организуют и реализовывают это управление. К субъектам относятся: денежные работы, органы и отделы, каковые существуют на предприятии; денежные органы страны (как Министерство финансов, денежные министерства республик); налоговые администрации. Функциональные элементы управления:

1.Планирование – это оценка состояния финансов, обнаружение возможности повышения денег. 2.Своевременное управление – комплекс мер, благодаря которым получается большая эффективность при минимальных затратах. 3.Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, обнаружение резервов для повышения ресурсов посредством действенного хозяйствования.

Денежный механизм.

Денежный механизм – инструмент экономической политики, воображающий собой совокупность установленных страной форм, методов и видов организации денежных взаимоотношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны страны денежный механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивныйсвязан с отношениями, в которых конкретно участвует государство (налоги, национальный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующийопределяет главные направления функционирования денежных взаимоотношений, не затрагивающих напрямую интересы страны (организация внутрихозяйственной деятельности на фирмах).

Денежный механизм возможно представить в видесовокупности механизмов функционирования отдельных звеньев денежной совокупности:

1) функционирование бюджетного механизма;

2) механизм функционирования финансов фирм, организаций и учреждений;

3) механизм функционирования внебюджетных фондов;

4) механизм функционирования местных финансов;

5) функционирование страхового механизма;

6) механизм функционирования денежного рынка. Для обеспечения стабильного и действенного функционирования денежного механизма страны первостепенное значение имеет правовая регламентацияформ и норм денежных взаимоотношений. Они являются регулятором и источником денежной совокупности. На основании их возможно проследить механизм функционирования денежной совокупности, осознать, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются денежные ресурсы.

Оценка качества работы денежного механизмапроисходит в соответствии с его адекватностью современным заинтересованностям общества, со свойством его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Содержание денежного контроля. Виды, формы и способы его проведения.

Денежный контроль — это контроль за целесообразностью и законностью действий в области образования, использования и распределения финансовых муниципальных образований и фондов государства в целях действенного развития экономики страны и ее регионов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих денежный контроль, выделяются:

Национальный денежный контроль, что подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

Негосударственный денежный контроль:

внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного денежного контроля;

аудиторский контроль как система свободного контроля в форме неспециализированного и банковского аудита;

гражданский денежный контроль;

публичный денежный контроль;

правовой денежный контроль;

страховой денежный контроль, и другие виды.

Предварительный денежный контроль проводится до совершения денежных операций и имеет серьёзное значение для предупреждения денежных нарушений. Он предусматривает оценку денежной обоснованности затрат для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером для того чтобы контроля есть утверждения бюджетов и процесс составления всех финансовых планов и уровней внебюджетных фондов на базе прогноза макроэномических показателей экономического развития страны. Предшествуя совершению хозяйственных и денежных операций, предварительный контроль носит дающий предупреждение темперамент. Он ответствен, в то время, когда вводятся новые ответственные нормативные акты по регулированию денежной деятельности экономических субъектов. Это содействует предупреждению многих неточностей в будущем.

Текущий (своевременный) денежный контроль производится в момент совершения финансовых сделок, денежных операций, субсидий и выдачи ссуд и т. д. Он даёт предупреждение вероятные злоупотребления при расходовании и получении средств, содействует соблюдению денежной своевременности и дисциплины осуществления финансовых расчетов. Опираясь на эти первичных документов, своевременного и бухучета, визуального наблюдения и инвентаризаций, текущий контроль разрешает регулировать скоро изменяющиеся хозяйственные обстановки, давать предупреждение утраты и убытки, к примеру, в следствии неправильного начисления новых налогов. В большинстве случаев текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий денежный контроль, проводимый методом ревизии и анализа отчетной денежной и бухгалтерской документации, рекомендован для оценки результатов денежной деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной денежной стратегии, сравнения денежных издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и денежной деятельности предприятия за истекший период, разрешает вскрыть недочёты предварительного и текущего контроля.

Различают следующие способы (методы, приемы) осуществления денежного контроля:

  • проверка;
  • обследование;
  • надзор;
  • анализ денежного состояния;
  • наблюдение (мониторинг);
  • ревизия.

Структура рынка.

Любой фондовой рынок складывается из следующих компонентов:

* субъекты рынка; * фактически рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);

* органы надзора и государственного регулирования (Комиссияпо полезным бумагам, Центробанк, Министерство финансов и т.д.); * саморегулирующиеся организации (объединения опытных участников рынка ценных бумаг, каковые делают определенные регулирующие функции, к примеру, НАСД (США) и т.п.);

* инфраструктура рынка: а) правовая, б) информационная (денежная пресса, совокупности фондовых

показателей и т.д.),в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для национальных и частных бумаг довольно часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые совокупности), д) регистрационная сеть.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

1) эмитенты — государство в лице уполномоченных им органов, граждане и юридические лица, завлекающие на базе выпуска ценных бумаг нужные им финансовые средства и делающие от собственного имени предусмотренные в полезных бумагах обязательства;

2) инвесторы (либо их представители, не являющиеся опытными участниками рынка ценных бумаг) — граждане либо юридические лица, получающие акции в собственность,полное хозяйственное ведение либо своевременное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, предприятия, институциональные инвесторы — инвестиционные фонды, страховые компании и др.);

3) опытные участники рынка ценных бумаг — граждане и юридические лица, осуществляющие виды деятельности,признанной опытной на рынке ценных бумаг (дилерская,брокерская и др. виды деятельности).

13.принципы организации и Экономическое содержание финансов коммерческих структур.

Денежные отношения коммерческих предприятий и организаций строятся на определенных правилах, которые связаны с базами хозяйственной деятельности.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью приращения капитала и извлечения прибыли, увеличения благосостояния обладателей компании.

О полной хозяйственной самостоятельности сказать запрещено, поскольку государство регламентирует отдельные стороны деятельности коммерческих структур (фирм). Коммерческие структуры всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают нужные налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется размен и необходимость формирования денежного резерва для акционерных обществ.

Реализация принципа самофинансирования – одно из главных условий предпринимательской деятельности, которое снабжает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование свидетельствует полную самоокупаемость затрат на реализацию и производство продукции, оказание услуг и выполнение работ, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

На данный момент не все коммерческие структуры (предприятия) способны реализовать данный принцип. Организации последовательности отраслей, производя продукцию и оказывая услуги, нужные потребителю, по объективным обстоятельствам не смогут обеспечить их рентабельность. Такие предприятия по мере возможности приобретают господдержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной базе.

Объективная необходимость принципа материальной заинтересованностиобеспечивается главной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Для предприятия этот принцип возможно реализован в следствии проведения страной оптимальной налоговой политики, талантливой снабжать денежными ресурсами не только потребности страны, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.

Принцип материальной ответственности свидетельствует наличие определенной совокупности ответственности за результаты и ведение денежно-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Денежные способы реализации этого принципа разны и регламентируются русским законодательством. Данный принцип реализован на данный момент самый полно.

Принцип обеспечения денежных резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата положенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа есть формирование денежных резервов и других подобных фондов, талантливых укрепить денежное положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.

14. Источники финансирования деятельности коммерческих структур: краткая характеристика и состав. Одним из наиболее значимых качеств перемещения денежных потоков предприятия есть формирование его денег. Денежные ресурсы предприятия – это личные и привлеченные финансовые средства, определяющие потенциальные возможности развития предприятия.

Часть денег, задействованных предприятием в обороте и приносящих доход, есть капиталом предприятия.

Денежные ресурсы предприятия формируются за счет: амортизационных отчислений; прибыли, приобретаемой от всех видов хозяйственной и денежной деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, приобретаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при размещения акций и помощи выпуска в акционерных обществах открытого и закрытого типов; долговременного кредита банка и других кредиторов.

В состав денег фирм входят личные, заемные и привлеченные средства. К собственным денежным ресурсам фирм относятся амортизационные отчисления и прибыль, кое-какие авторы включают в состав собственных денег фирм уставный и добавочный капитал, и так именуемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, неизменно находящиеся в обороте предприятия (к примеру, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия либо по законодательству). К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. К привлеченным денежным ресурсам относятся средства, привлеченные методом выпуска акций, средства и бюджетные ассигнования внебюджетных фондов, и средства вторых организаций и предприятий, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура денег фирм различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его других факторов и отраслевой принадлежности. Так, к примеру, в составе денег сельскохозяйственных фирм имеются бюджетные отчисления, у фирм с большим уровнем технической оснащенности значительный вес занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

Не обращая внимания на различия в структуре и составе денег отдельных фирм в общем их количестве по производственным фирмам, значительный вес занимают личные средства, они составляют приблизительно половину в общем количестве денег. Структура денег изменялась вместе с экономическим развитием. Развитие денежного рынка дает фирмам новые возможности по расширению состава денег и повышению их количества.

К главным направлениям применения денег предприятия относятся:

– финансирование текущих потребностей производственно-торгового процесса для обеспечения торговой функционирования деятельности и нормального производства предприятия методом запланированного выделения денежных средств на главное производство, производственно-вспомогательные процессы, снабжение, распространение и маркетинг продукции;

– финансирование административно-организационных мероприятий;

– инвестирование средств в главное производство;

– денежные вложения;

– формирование резервов.

17.

Бюджетное устройство — бюджетная совокупность: понятие, правила.

Бюджетное устройство представляет собой организационные правила построения бюджетной совокупности, ее взаимосвязь и структуру объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная совокупность – основанная на юридических нормах и экономических отношениях совокупность бюджета страны, местных субъектов бюджетов и бюджетов Федерации.

Национальная бюджетная совокупность РФ объединяет 21 республиканских бюджетов, 55 краевых и бюджетов области, 9 автономных округов и окружных бюджетов, бюджет иудейской независимой области, бюджеты города Санкт Петербурга и-Москвы.

Разный политический статус субъектов Федерации предопределяет оссиметричность модели федерализма( понятие политологическое, означающие разграничение властных полномочий, каковые проявляются в разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетного устройства).

Звенья бюджетной совокупности в унитарных странах

— госбюджет;

— местный бюджет.

Звенья бюджетной совокупности в федеральных странах:

— госбюджет;

— бюджет субъекта федерации;

— местный бюджет.

Бюджетное устройство складывается из:

— бюджетной совокупности;

— бюджетного права;

— бюджетного процесса;

— бюджетного регулирования.

Особенное значение для страны имеет совокупность местных бюджетов, каковые являются центральной частью местных финансов, каковые действуют на территориях административных единиц страны. Базу местных бюджетов составляют местные налоги.

БСРФ- совокупность бюджетов всех бюджетов и уровней гос. Внебюджетных фондов основанная на экономических отношениях и гос. Устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Уровни:

— Федеральный б-т и б-ты гос. внебюджетных фондов

— б-ты субьектов РФ и б-ты тер. гос. внебюджетных фондов

— Местные бюджеты

18. Бюджетная политика РФ. Организация бюджетного процесса.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность страны по определению главных задач и расходов бюджета формирования и количественных параметров доходов, управления госдолгом есть одним из главных инструментов экономической политики страны. Бюджетная политика на очередной денежный год определяется Бюджетным посланием Главы Российской Федерации, направляемом Федсобранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как самые важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, исполнение бюджетных обязательств, управление государственным долгом и бюджетным дефицитом, то и эффективность всей бюджетной политики возможно оценена по результативности деятельности органов аккуратной власти в указанных направлениях.

В качестве параметров эффективности бюджетной политики возможно предложить следующие*:

§ уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

§ уровень исполнения бюджетных обязательств;

§ величину бюджетного недостатка и скорость роста госдолга;

§ количество денег, отвлекаемых на обслуживание госбюджета;

§ уровень монетизации бюджетного недостатка;

§ величину золото-валютных резервов, применяемых для финансирования бюджетного недостатка;

§ динамику ВВП;

§ уровень безработицы.

Главным документом что регулирует бюд.процесс в Р.Ф.есть Бюджетный кодекс-3-я часть. Совокупность действий аккуратных и представительных властей по осуществлению и разработке денежно-бюджетной политики и управлению бюджетной совокупностью и имеется бюджетный процесс. Это деятельность органов гос. власти и местного. самоуправления по составлению, рассмотрению, тверждению и выполнению бюджетов соответсвующего уровня. Правилами организации бюд.процесса явл.:- 1. единства, выражающееся в единой правовой базе, единой бюд. классификации, единстве форм бюд. документации, единстве финансовой совокупности ; — 2. самостоятельность бюд. процесса каждого органа законадательной и аккуратной власти, наличие собственных источников доходов и их исрользования: — 3. балансовый способ, что содержится в установлении верного соотношения между расходами и доходами всех бюд-в.

Бюджетный процесс включает:

— сводное прогнозирование и финансовое планирование;
— составление, утверждение и рассмотрение проекта бюджета;
— контроль и исполнение за выполнением бюджета в течение фискального года;
— отчет об выполнения бюджета.

Финансы домохозяйств.

Финансы домохозяйств – это совокупность финансовых взаимоотношений по поводу использования и создания фондов денежных средств, в каковые вступают его участники и домашние хозяйства в ходе собственной социально-экономической деятельности.

В условиях рынка домашние хозяйства играются только ключевую роль, поскольку они делают в первую очередь функцию собственников средств производства, находящихся у них в частной собственности. Являясь звеном в денежной совокупности на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. Домашнее хозяйство – не только учетно-ста-тистический показатель, что употребляется для анализа состояния общества, но и особенный тип хозяйства, оказывающий важное влияние на все экономические отношения в стране.

В условиях рыночных взаимоотношений домашние хозяйства:

1) выступают в качестве услуг и покупателей товаров;

2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (в первую очередь рабочую силу);

3) делают функцию накопления части совокупного дохода и покупают настоящие и денежные активы.

Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств проявляется через их функции.

Ответственной функцией финансов домохозяйств есть распределительная функция, поскольку финансы домохозяйств, как, но, и финансы в целом, являются инструментом стоимостного перераспределения цены валового публичного продукта. Причем финансы домохозяйств играются наиболее значимую роль на завершающей ступени перераспределительного процесса, конкретно предшествуя стадии потребления.

Второй функцией домохозяйств есть контрольная функция, поскольку для поддержания определенного (достигнутого) уровня потребления домашнее хозяйство вынуждено осуществлять контроль распределение взятого дохода по разным фондам, и отслеживать целевое применение средств из этих фондов.

Ответственной функцией домашнего хозяйства в совокупности публичного воспроизводства есть инвестиционная функция, заключающаяся в том, что домашние хозяйства являются одним из главных поставщиков долговременных денег для экономики страны.

Доходы домашних хозяйств служат главным источником удовлетворения их потребностей в услугах и товарах, и сбережения и накопления.

Доходы домашних хозяйств возможно условно поделить на доходы в финансовой и натуральной формах. Финансовые доходы домашних хозяйств значительно чаще подразделяют по источникам их поступлений:

– зарплата вместе с доплатами и различными начислениями;

– пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

– доходы от предпринимательской деятельности;

– доходы от операций с личным имуществом и финансовые накопления в денежно-кредитной сфере.

К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, и натуральнуюоплату сельскохозяйственных фирм.

С позиций периодичности осуществления выделяют три группы затрат домашних хозяйств:

– кратковременные;

– среднесрочные;

– долговременные затраты.

В зависимости от функционального назначения затрат, осуществляемых домашними хозяйствами, их дробят на следующие главные группы:

– индивидуальные потребительские затраты;

– налоги и другие необходимые платежи;

– сбережения и денежные накопления.

Экономическая сущность финансов. Обстоятельства, обуславливающие их необходимость.

Финансы — это финансовые отношения, появляющиеся в ходе перераспределения и распределения цены валового публичного продукта и части национального достатка в связи с формированием финансовых накоплений и доходов у государства и субъектов хозяйствования и применением их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование трудящихся, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-финансовых взаимоотношений и роль в ходе публичного воспроизводства определяются экономическим строем общества, функциями и природой страны.

Так, денежные отношения охватывают две сферы: — экономические финансовые отношения, которые связаны с использованием и формированием централизованных финансовых фондов страны, накапливаемых в национальной бюджетной совокупности и правительственных внебюджетных фондах;

-экономические финансовые отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных финансовых фондов фирм.

В случае, если сказать о финансах в целом, нужно считать, что они делают две главных функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция содержится в том, что денежные ресурсы предприятия подлежат распределению в целях исполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, агентами. Её результатом есть использование и формирование целевых фондов денежных средств, поддержание действенной структуры капитала.

Финансовые ресурсы: экономическая сущность и механизмы управления


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: