Предметная отнесенность слова («имя предмета»)
Тест. Показ предметов по их заглавиям.
Предъявляются предметы — настоящие, находящиеся около, и изображенные на картинах, а также стилизованные. Кое-какие из изображений выполнены так, что провоцируют к смешению с другим предметом (шляпа-сковорода, батон-расческа и пр.). Дается задание продемонстрировать предмет по заглавию, воспринятому на слух.
Примечание. Употребляются лишь обиходные предметы, вербальное обозначение которых имеет высокую степень упроченности.
Задача 1. Распознать состояние свойства показывать части тела по их заглавиям.
Задача 2. Распознать свойство показывать пальцы по заглавиям.
Примечание. Неспособность продемонстрировать части тела по большому счету и пальцы в частности при способности осознать задание говорит о первичном нарушении ориентации в схеме тела (аутотопоагнозия), что обусловлено поражением теменной области левого полушария мозга. Эта проба информативна только в том случае, если первичное нарушение схемы тела отсутствует.
Диагностическое значение результатов исполнения тестов. Неспособность соотнести слово с предметом говорит о неотёсанной задержке формирования понимания речи. Это, со своей стороны, ведет к трудностям овладения словами с абстрактным и метафорическим значением, а также антонимами, омонимами, синонимами.
Область недостаточного функционирования в мозге. Неспособность соотнести слово с настоящим и отлично привычным предметом (к примеру, находящимся в помещении) говорит о вероятной недостаточности функционирования не только левого, но и правого полушария. Неспособность продемонстрировать части тела, пальцы разрешает вычислять, что область недостаточного функционирования распространяется кроме этого на теменную область левого полушария мозга.
коррекции функции и Приоритетные методы формирования.
1. Выработка прочных смысловых связей слова с предметом, снабжающих образование интеграционного предметно-вербального единства методом введения отрабатываемых слов в разные смысловые (вербальные, зрительные, игровые и пр.) контексты.
2. Рисование либо лепка предметов по их заглавиям (тех же, то отрабатываются на логопедических занятиях).
3. Музыкальные игры с показом тех частей и предметов тела, каковые отрабатываются на логопедических занятиях.
4. Спортивные игры с применением предметов, отрабатываемых на логопедических и других занятиях.
Слово как обобщение
Тест. Идентификация различных изображений предмета.
Предъявляются серии картин с различными изображениями (стилизациями) одних и тех же предметов. Просят отыскать среди них предмет, обозначаемый одним и тем же словом. Примечание. Проба проводится при условии, что отсутствуем предметная зрительная агнозия.
Главная патологическая симптоматика.
5. Неузнавание предметов одного и того же класса на различных по стилю картинках.
6. Парагнозии в оценке класса предмета.
Диагностическое значение результатов исполнения пробы. Неспособность обнаружить предмет среди различных картинных изображений говорит о несформированности слова как обобщения, т.е. несформированности базового компонента понятийного мышления. Это ведет к задержкам овладения лексикой в целом. По мере созревания речевой функции эта свойство перестает быть без шуток значимой для состояния словаря. Помимо этого, нарушения представления о классе предмета очень редки, что связано с его ранней заменой понятием о категории, организованным уже под влиянием слова.
Область патологического функционирования в мозге. Незрелость ассоциативных дорог между уровнями вторичных (зрительных) полей затылочной коры и третичного (фонематического) поля височной коры левого полушария мозга, благодаря которым образуются обобщенно зрительные и вербальные ассоциации, нужные для овладения словом.
коррекции функции и Приоритетные методы формирования.
1. Выработка представления об оптическом образе: а) единичного, конкретного предмета; б) понятия класса предметов.
2 Детальный анализ отрабатываемых предметов, а после этого их рисуночных изображений и макетов. Внимание детей фиксируется на значительных (маркировочных) показателях. Особенно шепетильно обыгрывается функциональный показатель, т.е. для чего данный предмет нужен.
3. Предъявление различных вариантов одного и того же предмета — реалистических, стилизованных, штриховых, теневых и т.п. с целью выработки его обобщенного образа. Внимание ребенка фиксируется на значительных (маркировочных) подробностях, присутствующих во всех модификациях.
Фонематический слух
Тест. Обнаружение свойства дифференцировать слова с оппозиционными фонемами
Предъявляют слова с оппозиционными фонемами и просят продемонстрировать соответствующие предметы на картинах либо же растолковать суть этих слов. Пары слов с оппозиционными фонемами: БОЧКА-ПОЧКА; ДОЧКА-ТОЧКА; РАД-Последовательность; ДЕНЬ-ТЕНЬ ЖАР-ШАР; УГОЛ-УГОЛЬ, МЫЛА-МИЛА
Примечание Слова с неоппозиционными фонемами в данную пробу не включены, т.к. свойство к их различению больше зависит от состояния речевого слухового гнозиса, чем от состояния фонематического слуха, предназначенного для ориентации в совокупности фонематических противопоставлений данного языка.
Диагностическое значение результатов исполнения теста. Нарушение фонематического слуха ведет к системно обусловленным трудностям овладения фонологическими операциями, и вторыми средствами языка, надстраивающимися над ними.
Область недостаточного функционирования в мозге. Незрелость третичного поля височной доли слева. Ее созревание, в сваю очередь, может задерживаться по той причине, что не созревают одновременно с те области мозга, на базе которых фонематический слух формируется, то есть вторичные поля: а) постцентральной коры (афферентный артикуляционный праксис) и б) височной доли левого полушария — главной области речевого слухового гнозиса.
коррекции функции и Приоритетные методы формирования.
1.Формирование представления о классе предмета (классовая отнесенность предмета): идентификация его различных картинных стилизаций.
2.Выработка ассоциаций, каковые связали бы предмет как представителя класса данных предметов со словом.