Мыслитель Томас Кюн, занимающийся проблемой научного знания, писал в собственной работе «Устройство научной революции», что научные парадигмы не смогут изменяться сами по себе; стимулом для их трансформации помогают накапливаемые неприятности, дисфункции, аномалии и конфликты, необъяснимые посредством ветхой парадигмы, как бы выпадающие из нее. Аномалия выглядит такой лишь на фоне, организованном использованной парадигмой, причем чем более правильной, идеальной и перспективной она будет, тем более чувствительными будут некие критерии, говорящие о присутствии странности, и, следовательно, тем выше возможность трансформации парадигмы.
В нашем случае в контексте парадигмы менеджмента, выстроенной на правилах иерархии, автократии и бюрократии, аномальным явлением выглядит большой успех применения правил сотрудничества, командной работы, демократии. в течении столетий мы создаем организации чтобы удовлетворять человеческие потребности, но делается все более очевидным, что применяемые наряду с этим структуры отрицают, принижают либо противоречат людским потребностям, для удовлетворения которых они и предназначались.
Для осмысления этих фактов нам принципиально важно выстроить новую парадигму организационного устройства, разглядеть организационную структуру под иным углом. Дабы перевернуть отечественные классические, предвзятые представления о внутриорганизационном сотрудничестве, нам нужна новая мысленная модель. Эта модель разрешила бы увеличить отечественное знание о том, какие конкретно механизмы трудятся и что представляется вероятным; имела возможность бы усилить отечественную свойство выявлять неприятности совершенствовать способы, используемые для разрешения этих неприятностей; дала бы возможность прогнозировать, что окажется успешным, а что нет.
Принимая к сведенью пирамиду потребностей Маслоу, исторические этапы развития представлений об организации либо эволюцию труда, мы все более убеждаемся в том, что одномерная, иерархическая, бюрократическая, авторитарная организация неспособна удачно делать задачу удовлетворения высших людских потребностей. Исходя из этого нужны многомерные организации нового типа, обширно применяющие гетероструктуры и самоуправления и принципы демократии. Дать добро обусловленную данной потребностью/проблему возможно только в том случае, если воспользоваться новой парадигмой, в контексте которой противоестественным будет казаться уже сама иерархия, а правила сотрудничества, демократии и самоуправления станут нормой.
Любое, кроме того незначительное перемещение от парадигмы менеджмента к парадигме самоуправления может коренным образом поменять нашу жизнь во всех ее проявлениях. Отступление от хороших норм разрешает сохранять надежду не только на трансформацию организационной структуры, но и на трансформацию отечественного подхода к труду; на трансформацию отечественных взоров на то, как мы трудимся; на трансформацию терминологии, используемой для описания трудовой деятельности, а также на трансформацию отечественных представлений о том, кем мы являемся на работе и вне ее.
С применением новой парадигмы самоуправления организации преобразовываются в сообщества единомышленников, а иерархическая пирамида – в сеть сообществ, имеющих равновеликое значение. Место менеджера занимает фаворит, коммисию замещает команда, обслуживание потребителей преображается в партнерские отношения. Практика уведомления уступает место практике участия. Унификация, стандартность начинает цениться меньше, чем многообразие. Хорошие инструменты принуждения замещаются нахождением консенсуса, отчужденность — самодостаточностью. Дабы лучше представить себе различия этих двух парадигм, разглядим табл. 10.1.
Таблица 10.1. Изменение парадигмы
Разумеется, что тут коренным образом изменяются отечественные представления о том, что такое работа и в чем состоит роль организации. Изменение отечественных воззрений приводит нас к тому, дабы мы создали новые структуры, каковые имели возможность бы отражать и поощрять новый образ действий и мышления, соответствуя отечественным высшим сокровищам, целостности и этике. Все эти трансформации подразумевают единственный выход – использование на практике правил самоуправления, демократии и сотрудничества.