Ни литературное произведение, ни творчество писателя нереально осознать вне связи со временем, с единым процессом литературного развития. Исходя из этого в неспециализированной совокупности литературоведения серьёзное место занимает наука, именуемая историей литературы и по? различному соотносящаяся с такими разделами, как литературная критика и теория литературы (см. Критика литературная).
В литературе, как и в жизни в целом, «все течет, все изменяется», неизменно что?то происходит. процессы и Эти события владеют разным масштабом, неодинаковым темпом — из этого и разнообразие тех приёмов и научных методов, которыми оперируют историки литературы.
Отправимся от частных процессов к неспециализированным. Каждое литературное произведение имеет собственную творческую историю, историю создания, проходит определенный путь от плана к воплощению. Воссоздание (по исходникам, черновикам, воспоминаниям, ежедневникам) этого пути — непростая и увлекательная задача.
Автор не одно произведение за вторым, каждое из них — это духовный поступок. В переходе от темы к теме, от жанра к жанру, в эволюции личного стиля писателя присутствует глубокая внутренняя логика (А. А. Блок назвал её «эмоцией пути»). Распознать эту логику — еще одна ответственная задача, поднимающаяся перед историком литературы, исследующим житейскую и творческую биографию живописца.
В ведении истории литературы находятся кроме этого творческие взаимоотношения различных писателей. Они изучаются и в замысле личных контактов между писателями, и в замысле сопоставления их художественных стилей и произведений с целью распознать отличия и черты сходства, отталкивания и моменты притяжения. Вместе с историей литературных направлений и течений, историей литературной борьбы эти нюансы образуют совокупность, определяемую понятием литературный процесс.
Путь исторического развития проходят стили и жанры, отдельные художественные приемы, методы композиционного построения. Собственная будущее имеется у повторяющихся мотивов и сюжетов. Это особенная область истории литературы — историческая поэтика.
По-различному складываются исторические дороги национальных литератур: одни имеют обширный классический опыт, другие проходят процесс «ускоренного» развития в течении относительно маленького временного промежутка. Имеется неспециализированные черты, характеризующие развитие литературы любой страны, и имеется особенности, свойственные лишь данной национальной литературе. Изучение этих неприятностей — еще один уровень историко-литературной науки.
Наконец, верховный «этаж» научного строения — это история глобальной литературы, обобщающая закономерности развития всех национальных литератур, всех жанров и стилей, всех писателей, оказавших какое?или влияние на движение мирового литературного развития.
История литературы пересекается и с историей в более широком смысле — историей развития общества, историей культуры и искусства. Она не закономерности исторической науки на собственный предмет, а творчески использует их к изучению литературы как необычного, неповторимого феномена. Настоящая история литературы строится с учетом сотрудничества внутренних общих развития закономерностей и закономерностей литературы исторического развития общества, страны, человечества.