Чтобы еда, одежда и питье были благом, нужно воздерживаться от тщеславия и расточительства.
Расточительство имеется перерасход того, что разрешено. Тщеславие больше связано с внутренним устремлением (намерением) человека, чем с внешним его проявлением. А целью его есть возвысить себя в лице вторых. В Коране же сообщено:
Так как Аллах не обожает всяких гордецов и бахвалов (Коран, 57:23).
Пророк (Мир ему) сообщил: Кто волочит одежду (по земле) из тщеславия, на того не посмотрит Аллах в Сутки Воскресения1.
1. У аль-Бухари и Муслима этот хадис сообщен в аналогичной форме.
Дабы избежать кроме того намека на тщеславие, Пророк (Мир ему) запретил мусульманам носить одежду для показа, т.е. одежду, которую носят с целью поразить вторых и которая приводит к нездоровой конкуренции, есть показной, рассчитанной на чисто внешний эффект.
В хадисе сообщено: В Сутки Воскресения Аллах оденет носящего одежды славы в одежды унижения2.
2. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджой.
Один человек поинтересовался у Ибн Умара: Какие конкретно одежды мне носить? Ибн Умар ответил: Такие, дабы не приводить к у дураков (из-за убогости одеяния) и укоров разумных (из-за чрезмерности в одеянии) 3.
3. Передано ат-Табарани.
О чрезмерном приукрашивании, приводящем к трансформации творений Аллаха
Ислам осуждает чрезмерное самоприукрашивание, которое ведет к трансформациям сотворенных Аллахом форм. По этому поводу в Коране цитируется изречение Сатаны, говорящего о собственных последователях: И велю им так, что поменяют они творение Аллаха (Коран, 4:119).
Запрещение татуировок, обтачивания зубов и пластических операций
Запрещены обтачивание и татуировка зубов (для красоты) 1.
Посланник Аллаха (Мир ему) проклял татуировщиков и того, кому делают татуировку, того, кто обтачивает зубы, и того, кому их обтачивают2.
1. Обтачивание зубов было обычаем арабов периода джахилийи.
2. Передано Муслимом.
Татуировки обезображивает лицо и другие части тела непристойными рисунками и голубым пигментом. У некоторых арабов, в особенности дам, существовал обычай татуировать большие части тела, а люди, находящиеся в собствености к некоторым религиозным сектам, делали татуировки на теле с изображением собственных божеств либо религиозных ритуалов. Ко всем этим мерзостям добавляются мучение и боль, каковые испытывает человек от бессчётных уколов иглой. И Аллах проклял тех, кто делает татуировку, и того, кому ее делают.
Посланник (Мир ему) запрещал обтачивание зубов, и проклял дам, рисующих татуировки, и тех, на теле которых их рисуют, наряду с этим больше обвиняя за такие деяния мужчин.
Пророк (Мир ему) кроме этого запретил расширять промежутки между зубами и проклял дам, каковые делают это в целях украшения, изменяя так творение Аллаха1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Масуда.
У некоторых дам с рождения имеются щели между зубами. Кроме этого имеется дамы, у которых нет таких щелей, но они желали бы их иметь. Для этого они стачивают зубы, делая щель между ними. Это имеется не что иное, как вмешательство и обман в природу человека, сотворенную Аллахом.
Из приведенных выше точных хадисов делается ясно, как направляться относиться к пластическим операциям. В мире материальных сокровищ, фаворитом которых сейчас есть западная цивилизация, в погоне за собственными страстями, без крайней необходимости довольно много мужчин и женщин тратят солидные деньги, дабы поменять форму носа, груди либо того, что, согласно их точке зрения, имеет неправильную форму, данную им их Создателем. Такие действия не что иное, как безлюдная растрата озабоченного собственной наружностью человека, потерявшего духовный ориентир.
Кое-какие люди имеют необыкновенные физические недочёты, каковые причиняют им разные страдания, в особенности в то время, когда они находятся в обществе. Нет ничего зазорного в том, что человек устранит данный недочёт и так облегчит собственную жизнь. Аллах в собственных религиозных предписаниях не хочет для нас затруднений1.
1. Аль-Бахи аль-Хули. Дама дома и в обществе, 2-е издание, с. 105.
Быть может, что хадис, в котором проклинаются дамы, вытачивающие межзубные щели для собственной привлекательности (что есть не чем иным, как фальшивым украшением), не относится к тем, кто ликвидирует собственные физические недочёты, чтобы они не причиняли им страдания и боль. Но Аллах знает лучше.
Выщипывание бровей
К чрезмерному приукрашиванию, запрещенному Исламом, относится выщипывание бровей (намз), другими словами удаление волосков с бровей методом их выщипывания, дабы сделать брови уже либо придать им иную форму. Пророк (Мир ему) проклял дам, каковые выщипывают брови, и тех, у которых выщипывают (по их просьбе) 1.
1. Передано Абу Даудом.
Запрет ужесточается, в то время, когда выщипыванием бровей занимаются порочные дамы.
Согласно точки зрения некоторых ученых-ханбалитов, с одобрения мужа допускается удалять волосы на лице (не считая бровей), и применение пудры, кремов и других косметических средств, потому что они являются предметом женского туалета (употребляются для украшения). Ан-Навави более строг в этом отношении, считая удаление волос на лице запретным, относящимся к намзу (выщипыванию бровей). В противоположность данной мнению мы, однако, можем упомянуть утверждение Абу Дауда в его сборнике хадисов Сунан, что намз — это выщипывание бровей с целью сделать их уже, из чего возможно заключить, что к намзу не относится удаление волос на вторых частях лица.
Ат-Табари передает, что супруга Абу Исхака посетила Айшу, которая была юной и стремилась к красоте, и задала вопрос ее: Что в случае, если дама удаляет волосы со лба чтобы понравиться супругу? Айша ответила: Удаляйте с себя по возможности все, что вредит вам1.
1. Из книги Ибн Хаджара аль-Аскалани Фатхуль-Бари, где разъясняется хадис, приведенный со слов Ибн Масуда, глава Выщипывающие собственные брови, раздел Одежда.
Присоединение1 к волосам (шиньоны и парики)
В категорию запретного для дам входит и применение чужих волос в качестве украшения, независимо от того, употребляются настоящие либо неестественные волосы. Тут имеется в виду ношение париков либо шиньонов.
Вот что пересказал аль-Бухари, со слов Айши, ее сестры Асмы, Ибн Масуда, Ибн Умара и Абу Хурайры: Посланник Аллаха (Мир ему) проклял присоединяющих (волосы) и тех, кому присоединяют.
Присоединяющими являются те, кто присоединяет к себе, т.е. применяет парик либо шиньон — сам либо при помощи кого-либо. Кому присоединяют — это та либо тот, кто требует, дабы к нему что-либо присоединили (парик либо шиньон). Еще больше запрет на присоединение волос касается мужчин, будь он стилист (мужской либо женский парикмахер) либо тот, кто желает применять другие волосы – так сейчас поступают женоподобные, длинноволосые юные люди (типа хиппи).
1. Под присоединением подразумеваются каждые формы добавления вторых волос к имеющимся у человека, как, к примеру, парик, шиньон, привязанная коса и т.д. (перев.)
Пророк (Мир ему) боролся с таким видом обмана, кроме того дамам, у которых по заболеванию выпадали волосы, либо невесте на выданье он не разрешал додавать вторых волос.
Аль-Бухари приводит рассказ Айши о девушке из Медины, которая вышла замуж и потом заболела, в следствии чего у нее выпало довольно много волос. Ей желали добавить другие волосы, но сначала задали вопрос об этом Пророка (Мир ему), а он им ответил: Аллах проклял присоединяющих (волосы) и тех, кому присоединяют1.
1. Передано аль-Бухари в его сборнике: глава Одежда, раздел Добавление вторых волос к своим.
Аль-Бухари передает слова Асмы, которая сообщила: Дама задала вопрос Пророка (Мир ему): О Посланник Аллаха! По окончании того как моя дочь переболела корью, у нее выпали волосы, а я планирую выдать ее замуж. Возможно мне добавить (пряди волос)? И Пророк (Мир ему) ответил: Аллах проклял присоединяющих (волосы) и тех, кому присоединяют2.
2. Передано аль-Бухари.
Саид Ибн аль-Мусайб передал, что Муавийя1, выступая перед народом на протяжении собственного последнего визита в Медину, забрал прядь волос и сообщил: Я не видел, дабы кто-нибудь, не считая иудеев, пользовался этим (имея в виду добавление волос). Так как Пророк (Мир ему) именовал это фальшью.
1. Муавийя – первый халиф семейства Омейядов.
По вторым источникам, он сказал обитателям Медины: «Где ваши ученые? Я слышал, как Пророк (Мир ему) запретил пользоваться этим (добавлением волос) и сообщил: Сыны Израилевы были погублены, в то время, когда их дамы стали использовать это».
То, что Пророк (Мир ему) назвал это деяние фальшью, растолковывает обстоятельство его запрета. Присоединение волос имеется обман, подлог и фальшь, а Ислам осуждает обман, будь то в материальном замысле либо моральном и отмежевывается от тех, кто практикует это: Тот, кто обманывает (нас), тот не из нас1.
Аль-Хаттаби сообщил: Суровое, но справедливое, наказание уготовано за свершение таких поступков, потому что они строятся на подлоге и обмане. Стоит лишь дать добро одну из разновидностей обмана как это явится обстоятельством разрешать другую. Более того, это предполагает изменение линия, данных Всевышним. Как упомянуто в хадисе, переданном Ибн Масудом, неверны поступки изменяющих то, что создано Аллахом2.
В хадисах указано, что не разрещаеться додавать какие-либо волосы к своим, будь они натуральные либо неестественные, поскольку в этом заложены обман и фальсификация. Но в случае, если к волосам добавляются не волосы, а, например, ткани, нитки либо другие материалы, вплетенные в волосы человека, то это не запрещается. Саид Ибн Джубаир передает, что по такому предлогу Пророк (Мир ему) сообщил: Нет ничего предосудительного в этом3. Тут имеется в виду шерсти нитей и использование шёлка при заплетении кос. О разрешенности этого говорит кроме этого имам Ахмад Ибн Ханбал4.
1. Об этом сказала несколько сподвижников Пророка.
2. Аль-Аскалани. Фатхуль-Бари, глава Добавление волос.
3. В том месте же, со слов Абу Дауда.
4. В том месте же.
Крашение волос
Одним из способов украшения наружности есть крашение волос на голове либо на бороде. По преданию, люди Писания из христиан и иудеев воздерживались от крашения волос, считая такое украшение наружности несовместимым с религиозностью и набожностью и не приличествующим раввинам, монахам и священникам. Пророк (Мир ему) запретил своим последователям подражать и следовать за такими народами, дабы мусульмане отличались от них во всем.
Аль-Бухари пересказал Абу Хурайру, что сказал, что Посланник Аллаха сказал: Иудеи и христиане не красят волосы, исходя из этого отличайтесь от них1.
1. Передано аль-Бухари в его сборнике: глава Одежда, раздел Крашение волос.
Однако, это не указ, а только совет, что видно на примере сподвижников Пророка. Абу Бакр и Умар в большинстве случаев красили собственные волосы, а Али, Убай Ибн Каб и Анас не делали этого2.
____________________________________________________________________________
2. Аль-Аскалани. Фатхуль-Бари, пояснения по этому предлогу в главе Крашение волос.
Появляется вопрос, какой краситель применять для крашения волос и обязан ли их цвет быть тёмным либо возможно применять другие цвета? В случае, если это человек в возрасте почтенного старца с совсем бородой и седыми волосами, то возмутительно ему окрашиваться в черный цвет. В сутки покорения Мекки Абу Бакр привез собственного пожилого отца Абу Кахафу к Пророку (Мир ему). Заметив белые как снег волосы Абу Кахафы, Пророк (Мир ему) сообщил: Поменяй данный цвет, но не применяй тёмного1.
Но, в случае, если мужик не так стар, как был Абу Кахафа, нет греха в том, что он покрасит волосы в черный цвет. В этом отношении аз-Зухри сказал: Мы красили отечественные волосы в черный цвет, в то время, когда лицо смотрелось молодым, но отказывались от этого, в то время, когда лицо стало морщинистым, а зубы выпали2.
Кое-какие из ранних мусульман, включая и некоторых сподвижников, таких, как Саад Ибн Абу Ваккас, Укба Ибн Амр, аль-Хасан, аль-Хусайн, Джарир и другие, разрешали применять тёмный краситель. Кое-кто из ученых, но, считает, что возможно краситься в черный цвет лишь на протяжении битвы, дабы устрашить неприятеля на поле боя, создав видимость того, что войско мусульман молодо.
Абу Зарр напомнил следующий хадис: оптимальнее красить волосы басмой и хной3.
Хна окрашивает волосы в рыжий цвет, тогда как басма, растение, произрастающее в Йемене, окрашивает их в черный цвет с рыжим оттенком.
1. Передано Муслимом.
2. Передано Ибн Абу Асимом в его книге Крашение волос.
3. Приведен в книге Фатхуль-Бари.
Анас передает: Абу Бакр красил собственные волосы басмой и хной, а Умар красил только хной.
Отращивание бороды
Сейчас разъясним тему об отращивании бороды. Аль-Бухари пересказал от Ибн Умара, что Пророк (Мир ему) сообщил: Отличайтесь от многобожников, отращивая бороды и подстригая усы. Хадис требует различаться от язычников, под которыми в этом случае имелись в виду зороастрийцы, поклоняющиеся огню, каковые или отрезали бороды, или сбривали их. Указание Пророка (Мир ему) быть хорошими от них направлено на то, дабы воспитать в мусульманине свободную личность, отличающуюся от вторых как снаружи, так и внутренне, как по содержанию, так и по форме. Борода есть физиологическим отличием приятели от дамы, придает и подчеркивает в человеке мужественность.
Отращивание бороды не свидетельствует, что она обязана разрастаться до некрасивых форм, создавая неудобство. Ее нужно поправлять по длине и ширине, как об этом говорится в хадисе, переданном ат-Тирмизи. Более того, мусульмане первых поколений поступали конкретно так. По словам Кады Айада, возмутительно брить либо отрезать бороду, нужно ее поправлять по длине и ширине, что достойно похвалы1.
1. Кады Айад — создатель широко известной книги об особенностях Пророка и отличительных чертах характера, жил в ХII веке.
Абу Шама сообщил: Более как мы знаем, что зороастрийцы брили бороды, а не укорачивали1.
Приходится констатировать, что большая часть мусульман стали брить бороды, подражая неприятелям их религии и колонизаторам собственных государств по принципу: побежденные постоянно подражают своим завоевателям. Мусульмане сейчас пренебрегают повелениями Пророка (Мир ему) не быть похожим неверных и не подражать им. Кто подражает какому-то народу, сам есть частью его2.
1. Аль-Аскалани. Фатхуль-Бари, глава Отращивание бороды.
2. Хадис пересказан Абу Даудом от Ибн Умара.
Многие законоведы запрещают сбривать бороды, основываясь на указаниях Пророка (Мир ему). Изначально предписание по отращиванию бороды мотивировалось отличием от немусульман, потому, что сохранение этого отличия — долг мусульманина.
До нас не дошла информация, дабы кто-либо из ранних мусульман пренебрегал данной обязанностью. Но кое-какие современные ученые, находящиеся под влиянием общественного мнения и перемен, разрешают сбривать бороды. Они аргументируют это тем, что отращивание бороды было принято на протяжении Пророка (Мир ему) и не являлось предписанием либо религиозным обязательством. Но правда пребывает в том, что отращивание бороды непременно не только по причине того, что Пророк (Мир ему) носил бороду, а в силу того, что он дал четкие указания носить бороду, дабы различаться от неверующих. Ибн Таймийа утверждал, что целью Законодателя было сделать мусульман хорошими от немусульман, поскольку внешняя похожесть мусульман порождает в них привязанность, любовь и дружбу, так же как внешнее сходство приводит к любови в сердце. Это то, с чем мы сталкиваемся в жизненной практике. Ибн Таймийа говорит: Коран, сунна и иджма (единодушное ответ ученых) предписывают мусульманам во всем различаться от немусульман. Все, что ведет к разладу в скрытой и неизвестной форме, относится к этому вопросу и кроме этого не разрещаеться. Подражание внешнему виду неверующих ведет к перенятию их нравов, недостойных поступков а также подражанию их вероисповеданию. Такое влияние не проконтролировать. Его непросто выявить и исходя из этого становится весьма проблематично либо кроме того нереально искоренить. А все, что ведет к разладу, Законодатель запретил1.
1. Из труда Китаб Иктида ас-Сиратуль-Мустаким.
Итак, возможно сделать вывод, что существует три мнения относительно сбривания бороды. В соответствии с первому, это не разрещаеться, как в приведенных доводах Ибн Таймийи и других. Второе мнение ведет к тому, что это макрух, его придерживается судья Кады Айад (забрано из книги Фатхуль-Бари). И третье утверждение, которого придерживаются кое-какие современные ученые содержится в том, что это не запрещаеться. Быть может, средний, т.е. второй взор, оценивающий это как макрух, ближе всего к истине и более приемлем.
Необходимость в отращивании бороды аргументируется жаждой различаться от немусульман, кроме этого как и в вопросе окрашивания седых волос (дабы различаться от христиан и иудеев). Как мы знаем, что кое-какие сподвижники не красили волос, что свидетельствует всего лишь о желательности для того чтобы действия.
До нас не дошли сведения о том, что кто-либо из ранних мусульман сбривал бороду. Быть может, в этом не было необходимости либо же отращивание бороды было обыденной традицией.
В ДОМЕ МУСУЛЬМАНИНА
Жилище либо дом — это место обитания человека, где он расслабляется и отдыхает от своих повседневных дел. Вот по какой причине Всевышний Аллах, упоминая о благах, каковые Он даровал Своим рабам, говорит:
Аллах положил вам жить в зданиях (Коран, 16:80).
Пророк (Мир ему) предпочитал просторный дом и вычислял это одной из составляющих счастья человека в данной жизни. Он сказал: Четыре [вещи] относятся к счастью — это благочестивая супруга, просторное жилище, благородное животное и благочестивый сосед для верховой езды1.
Он довольно часто просил Аллаха: О отечественный Господь! Забудь обиду мне мой грех, сделай мое жилище просторным и благослови мою долю. Ему сообщили: О Посланник Аллаха! Ты ничего столько не просишь (у Аллаха), какое количество высказываешь эту (мольбу)! Он задал вопрос: А разве я что-то потерял?2
1. Передано Ибн Хаббаном.
2. Передано ан-Насаи и Ибн ас-Сунни со слов последовательности точных пересказчиков.
Пророк (Мир ему) побуждал людей содержать собственные дома в чистоте, дабы они символизировали чистоту, потому, что Ислам — это религия чистоты. Отличительной чертой мусульманина есть чистоплотность, которая приближает человека к Всевышнему. Посланник Аллаха (Мир ему) сообщил: Воистину, Всевышний Аллах — Благий и обожает благое, Чистый и обожает чистоту, Добропорядочный и обожает благородство, Щедрый и обожает щедрых. Держите в чистоте собственные жилища и не походите на иудеев1.
1. Передано ат-Тирмизи.
язычества и Проявление роскоши
Нет ничего нехорошего в том, что мусульманин облагораживают собственный дом разнообразными цветами, расписными покрывалами и другими разрешёнными украшениями:
«Сообщи [,о Мухаммад]: Кто же считает, что украшения прекрасный удел и Господа, что Он ниспослал рабам Своим, – запретны?» (Коран, 7:32).
Очевидно, что мусульманин свободен в выборе украшений для собственного дома, в ношении элегантной одежды, обуви и всего остального, что связано с его наружностью. в один раз Пророк (Мир ему) сообщил: Тот, у кого в сердце имеется хоть частичка гордыни, не попадет в эдем. Его задали вопрос: А тот, кто обожает носить обувь и красивую одежду? Пророк (Мир ему) ответил: Воистину, Аллах красив и обожает красивое1.
Из второй версии этого хадиса: наряженный мужик подошел к Пророку (Мир ему) со словами: Я обожаю, в то время, когда все красиво. Мне была дарована прекрасная одежда, которую ты видишь на мне, но мне не нравится, в то время, когда у кого-то имеется более прекрасная пара сандалий, чем у меня. Это гордыня, о Посланник Аллаха? Пророк (Мир ему) ответил: Нет! Гордыня — отрицать правду и наблюдать на вторых людей с презрением2.
1. Передано Муслимом.
2. Передано Абу Даудом.
Однако, Ислам не одобряет излишеств, и Пророк (Мир ему) не был доволен мусульманином, заполнившим собственный дом предметами расточительства и роскоши, осужденными Кораном, либо предметами, относящимися к язычеству, с которыми религия Единобожия борется всеми силами.
Золотая и серебряная утварь
В соответствии с тем, что было изложено выше, Ислам запретил пользоваться золотой и серебряной утварью, и постелями из чистого шелка. Пророк (Мир ему) предостерегал, что любого, кто ослушается этого, ожидает суровое, но справедливое, наказание. Муслим пересказал слова Умм Саламы о том, что Пророк (Мир ему) сказал: Тот, кто ест и выпивает из золотой либо серебряной утвари, — наполняет собственный желудок огнем из ада.
Аль-Бухари кроме этого передал со слов Хузайфы, что Посланник Аллаха (Мир ему) запретил нам выпивать и имеется из золотой либо серебряной посуды, и носить шелковую одежду либо сидеть на шелковой ткани. Он сообщил: Это для них (неверующих) в нашем мире, а для нас в будущем1. То, чем не разрещаеться пользоваться в быту, нельзя использовать в качестве украшений и сувениров.
1. Передано аль-Бухари.
Запрет на применение перечисленных выше предметов распространяется как на мужчин, так и на дам. Суть для того чтобы предписания в том, дабы оградить дом от чрезмерной роскоши. Ибн Кудама доходчиво разъясняет сущность данного предписания: «Запрещение в хадисе равняется относится как к парню, так и к даме, поскольку обстоятельством для того чтобы запрета есть расточительство, оскорбление и тщеславие эмоций малоимущих. шёлка и Ношение золота не запрещалось дамам для того, чтобы они имели возможность украшать себя для супругов; это исключение, которое не распространяется на другие предметы. Кто-то может сообщить: В случае, если обстоятельство, которую вы привели, верна, тогда утварь, сделанная из рубина и других драгоценных камней, кроме этого должна быть запрещена, т.к. они еще более дороги (чем серебро и золото), а мы ответим на это: Малоимущие не привычны с этими вещами, и их эмоции не будут обижены, даже если они заметят, что богатые пользуются ими. Более того, уникальность таких вещей не делает их общедоступными, почему не ведется разговор об их запрете» 2.
1. Ибн Кудама. Аль-Мугни, т.8, с.323.
Ранее мы упоминали об экономической целесообразности, заключающейся в запрете на ношение партнерами золота. В жизни мы видим броское тому подтверждение. серебро и Золото — это универсальные финансовые единицы, каковые Аллах сделал в качестве стандарта для оценки цены товара по совести. И это имеется дар Аллаха для людей, дабы серебро и золото пребывали в свободном обращении, а не копились дома в виде монет либо предметов быта в качестве украшений.
В отношении этого замечательно сообщил имам аль-Газали в собственной книге Воскрешение наук о вере: «Любой, кто применяет дирхамы и динары для приобретения утвари из золота либо серебра, — неблагодарен к щедротам Аллаха. И хуже те, кто копит эту утварь (из серебра и золота). Они подобны правителю страны, что шьет одежду, убирает улицы либо делает работу несложного люда, тогда как обязан править страной. Колония менее оскорбительна для него. Материалы из фарфора, железа, меди и свинца сполна заменяют золотую и серебряную посуду, но металлы и фарфор не смогут заменить функцию денег. В случае, если человек не имеет возможности осознать этого (при помощи познаний и своих рассуждений), мы процитируем ему слова Посланника Аллаха (Мир ему): Тот, кто выпивает из золотой либо серебряной посуды, подобен тому, кто наполняет собственный желудок огнем ада»1.
1. Абу Хамид аль-Газали. Воскрешение наук о вере, т. 4, глава терпение и Благодарность.
Не нужно думать, что данный запрет ограничил мусульманина в возможностях облагораживать собственный жилье, поскольку в разрешенном благе бесконечный выбор. Что возможно красивее посуды из фаянса, стекла, фарфора, меди и многих вторых материалов! И что возможно лучше подушек и постелей из льна и хлопка!
Ислам запрещает статуи
Ислам запретил мусульманину иметь у себя дома статуи, под которыми подразумеваются образы,1 имеющие телесную форму и являющиеся предметом почитания. Ангелы, символизирующие довольство и милость Всевышнего Аллаха, избегают дома со статуями. Посланник Аллаха (Мир ему) сообщил: Воистину, ангелы не войдут в дом, где находятся статуи (либо изображения) 2.
1. Тут под словом «образ» подразумевается любой предмет либо изображение, имеющий вид либо вид чего-либо либо кого-либо.
2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Ученые разъясняют: в дома с образами не входят ангелы, поскольку они подобны жилищам неверных, каковые держат эти образы для почитания их, что не приемлют ангелы и избегают таких мест.
Мусульманину кроме этого не разрещаеться заниматься изготовлением статуй, даже если он делает их для немусульман.
Пророк (Мир ему) сообщил: Среди людей, каковые приобретают самое суровое, но справедливое, наказание в Сутки Воскресения, — ваяющие (либо изображающие) подобные образы. Либо по второй версии: … каковые, создавая (образы), подражают Творцу1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Он кроме этого информирует: В Сутки Воскресения у создавшего чей-то образ потребуют вдохнуть в него дух, но он ни при каких обстоятельствах не сможет этого сделать2. Имеется в виду, что его попросят оживить то, что он изваял либо изобразил, дабы тем самым упрекнуть и осудить его.
2. Передано аль-Бухари и другими.
Суть в запрете статуй
а) Неправильно думают те, кто думает, что запрет связан только с сохранением единобожия и с жаждой не быть похожим идолопоклонников, каковые пишут картины и ваяют статуи, а после этого освящают их и предстают перед ними смиренно (преклоняются).
Непременно главным есть то, что Ислам пытается сохранить веру в единобожие. И вправду, обеспокоенность и эта предусмотрительность в полной мере оправданны. Изучения подтверждают тот факт, что поклонение идолам появилось не сходу, а началось с изваяния образов погибших праведников для их поминания. Понемногу, через поколения люди начинали почитать и освящать их, пока они не превратились в божества, у которых люди молили о помощи, опасаясь их бешенства и моля их о благословении. Наглядным примером этого есть народ, поклоняющийся таким языческим всевышним: Вадда, Сува, Йагуса, Йаука и Насра1.
1. Имена древних языческих всевышних, каковые упомянуты в Коране (71:23)
Неудивительно, что религия, стремящаяся остановить распад в обществе, обязана перекрыть все пути, через каковые языческие элементы (ширк), явные либо скрытые, смогут пробраться в сердца и умы людей. Среди таких дорог — подражание идолопоклонникам либо последователям вторых религий, каковые чрезмерно почитают собственных святых. Более того, исламское законодательство предназначено не только для одного либо двух поколений, но для всего человечества во всех уголках мира и до Судного Дня. То, что может показаться немыслимым в одной среде, может стать приемлемым в второй, в противном случае, что думается неосуществимым в одно время, может стать действительностью в второе.
б) Вторая обстоятельство этого запрета относится к создателю портретов и скульптур, которого переполняет гордыня от созданной им работы. Как словно бы он создал что-то из ничего либо произвел жизнь из почвы. в один раз один скульптор, изваяв статую, на создание которой он израсходовал довольно много времени, стоя с восторгом перед собственной работой, наслаждаясь ее чертами и изящными линиями, переполненный эмоцией величия и гордости, обращаясь к статуе, вскрикнул: Скажи! Скажи! По этому поводу добропорядочный Посланник (Мир ему) сообщил: Тех, кто формирует образы, постигнет наказание в Сутки Воскресения. Им сообщат: Вдохните жизнь в то, что вы сотворили1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
А в хадисе-кудси Всевышний Аллах говорит: Кто возможно более наглым, чем тот, кто пробует творить подобное Моему творению! Пускай создадут крупинку! Пускай сотворят ячменное зерно!2
2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
в) Те, кто занимается таким мастерством, не останавливаются ни перед чем, изображая обнаженных дам либо эротические сцены, и божества либо ритуалы разных вер. Мусульманину недопустимо перенимать такую порочную практику.
г) Наконец, статуи были и остаются знаками великосветской и шикарной судьбе. Люди, занимающие высокое положение, украшают собственные дворцы, комнаты и залы статуями, сделанными из разнообразных материалов. Неудивительно, что Ислам противостоит роскоши во всех ее видах (из золота, шёлка и серебра) и запрещает мусульманину иметь статуи у себя дома.