По темам раздела «устная связная речь».

Занятие 1. Последовательный пересказ текстов

с опорой на вопросы. Составление

предложений (полных ответов на вопросы) 8

Занятие 2. Последовательный пересказ текстов с ярко

выраженной причинно-следственной связью

с опорой на вопросы и предметные картинки 12

Занятие 3. Последовательный пересказ текстов

от первого (третьего) лица

по графическим (знаковым) схемам 16

Занятие 4. Пересказ текстов описательного характера

с опорой на картины, вопросы, графические схемы 19 Занятие 5. Последовательный пересказ текстов

описательно-повествовательного характера

с применением опорных предметных картин,

сюжетной картины. Составление замысла пересказа 22 Занятие 6. Последовательный пересказ

с опорой на серию картин

и последовательность действий с применением

серии сюжетных картин,опорных слов-действий 28 Занятие 7. Выборочный пересказ.

Составление замысла пересказа 34

Занятие 8. Краткий пересказ. Составление замысла пересказа 37 Занятие 9. Творческий пересказ по обозначенному

началу рассказа ¦ 42

Занятие 10. Творческий пересказ по обозначенному

финишу рассказа. Составление замысла рассказа 48

Занятие 11. Творческий пересказ по обозначенной

середине рассказа. Составление замысла рассказа 53 Занятие 12. Устное произведение. Составление

независимых связных высказываний,

рассказов повествовательного характера

по демонстрируемым картинкам и действиям 56

¦ Занятие 13. Устное произведение.

Составление рассказа по вопросам 61

— Занятие 14. Устное произведение. Составление рассказа

по картинке и вопросам 65

\/ Занятие 15. Устное произведение. Составление рассказа

по картинкам и опорным словам 69

Занятие 16. Устное произведение. Составление рассказа

по серии картин, применяя замысел-вопросы 74

¦/ Занятие 17. Устное произведение. Составление сравнительного
рассказа описательного характера по предложенным
предметам (картинам) с применением
графических (знаковых) схем, вопросов 82

Занятие 18. Устное произведение «весна и Осень». Составление
сравнительного рассказа описательного характера
с применением графических (знаковых) схем 89

Занятие 19. Устное произведение.

Составление рассказа по сюжетной картине,
с применением опорных слов 96

Занятие 20. Устное произведение. Составление рассказа

по данным текущих наблюдений с элементами описания, применяя замысел-вопросы, опорные слова 101 Конспекты логопедических занятий по темам раздела. «Лексика»

Занятие 1. Определение лексического значения слов 106
Занятие 2. толкование и Определение лексического

значения слова, употребленного в контексте 110

Занятие 3. Однозначные и многозначные слова. 114
Занятие 4. Узнавание слова по толкованию

его лексического значения. Работа с кроссвордами 118

Занятие 5. Омонимы 124
Занятие 6. Этимология слов. Работа

с этимологическим словарем 129

Занятие 7. Антонимы. Подбор антонимов к слову 133

Занятие 8. Нахождение антонимов в тексте 136

Занятие 9. Синонимы. Подбор синонимов к слову 140
Занятие 10. Нахождение синонимов в тексте.

Обоснование выбора синонима в тексте 144
Занятие 11. Потребление синонимов в речи

для преодоления неоправданного повторения слов 148

Занятие 12. Прямое и переносное значение слова 151

Занятие 13. выражения и Образные слова. Загадки 155
Занятие 14. Фразеологизмы. Фразеологические обороты.

выражения и Крылатые слова 167

Занятие 15. поговорки и Пословицы 174

Литература 181

Связная обращение — это не просто

последовательность связанных приятель с

втором мыслей, каковые выражены

правильными словами в верно

выстроенных предложениях… Связная

обращение как бы вбирает в себя все успехи

ребенка в овладении родным языком, в

освоении его звуковой стороны, словарного

грамматического строя и запаса.

Ф.А.Сохин

ВВЕДЕНИЕ

Структура недостатка младших школьников с неспециализированным недоразвитием речи (ОНР) требует системного, последовательного, постепенного подхода к формированию связной речи. У одних детей слишком мало развито умение связно и последовательно излагать собственные мысли: обладая комплектом синтаксических конструкций и слов, нужных для построения высказывания, они испытывают серьёзные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, что соответствовал бы той либо другой цели высказывания. Другие обучающиеся, имея довольно организованную связную обращение, не могут отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Задача пособия — оказать помощь преподавателю-логопеду в проведении и организации систематических и разнообразных по тематике занятий по формированию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как учебным предметом и средством коммуникации.

В пособии представлены разработки занятий по формированию связной речи в группах обучающихся, имеющих письма и нарушения чтения, обусловленные ОНР в нерезко выраженной форме. Проверенная практикой совокупность работы по формированию связной речи детей обеспечит разнообразную речевую практику обучающихся для развития языковой свойстве, наблюдательности, для создания навыков речевой

Введение

С

Введение

коммуникации. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения подготовительного характера, задания с устной и письменной формами исполнения окажут помощь преподавателю-логопеду в закреплении теоретических знаний обучающихся и в формировании у них практических навыков и речевых умений.

Предлагаемая совокупность логопедической работы включает в себя главные темы разделов: «Устная связная обращение», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная обращение».

В первой части пособия представлены конспекты и планирование занятий по двум разделам программы: «Лексика связная и» Устная «речь».

Фундаментальный принцип коррекционно-развивающего обучения детей с неспециализированным недоразвитием речи — одновременная работа над всеми компонентами речевой совокупности. Поэтому в занятия первого этапа обучения (группы 1—2 классов) включен материал по формированию фонематических процессов, формированию звуко-синтеза слов и буквенного анализа. Работа преподавателя-логопеда по формированию связной речи проводится способом устного опережения, поскольку нужно учить детей связно и последовательно излагать сущность делаемого задания, отвечать на вопросы в правильном соответствии с инструкцией, применяя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности исполнения учебного задания. Такая работа преподавателя-логопеда подготовит детей с речевым недоразвитием к свободному учебному высказыванию в классе.

Предлагаемый материал первой части пособия учит разбирать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление-*-главная часть—заключение), определять стиль текста, его жанровые изюминки, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

Умение обучающихся осознавать и сознательно строить словесные сообщения различных типов формируется в ходе их интеллектуально-речевой деятельности, в основном на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация данной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная карти-

на, серия картин, замечаемые детьми жизнь и окружающая природа);

— овладение содержанием;

— овладение структурой готового либо составляемого связ
ного сообщения.

Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых изюминок младших школьников, формирует умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности пара предложений, выполняя правила интонации, порядок слов, применяя союзные слова, альянсы, наречия, местоимения. На логопедических занятиях дети составляют рассказы по вопросам, предметным, сюжетным картинам, по серии картин, графическим (знаковым) схемам, опорным словам, программируя в устном замысле развернутые сообщения, отрабатывая умение отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности.

Наиболее значимым лексическим умением, формируемым на логопедических занятиях, есть умение ребенка самостоятельно подмечать незнакомые слова и стараться выяснять и растолковывать их значения. В связи с работой над лексическим значением слов обучающиеся покупают первый опыт применения разных видов словарей. Затевать коррекцией-ную работу на лексическом уровне направляться с пополнения и выяснения количества словарного запаса учеников по главным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, показатели, действия. Предлагаемые занятия разрешат преподавателю-логопеду количественно и как следует обогатить деятельный и пассивный словарный запас обучающихся, замечая явления антонимии, синонимии, многозначности, омонимии. Систематизация словаря осуществляется через определение смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле, и направлена на преодоление неправильного, неточного потребления слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дисорфографии.

«Устная связная обращение»

1 занятие

Эта птица желтого цвета, броским солнцем она согрета. Песнь прекрасна ее и долга — флейтой свищет в лесу-… (иволга).

ТЕМА. Последовательный пересказ текстов с опорой на

вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы).

ЦЕЛИ: ‘ вырабатывать умения отвечать на вопросы пол-

ным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный замысел, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова;

• развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картины, запись на доске, схема предложения.

Движение ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

— Сядет тот, кто отгадает тайную, назовет предмет на картине-отгадке и выделит гласный звук в начале слова (УТКА, АИСТ, ОКУНЬ, ИВОЛГА) (рис. 1)

Пухом богата, клюв — лопата,

В речке бродит, вперевалочку ходит.

Это ветхий наш знакомый: Он живет на крыше дома— Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту За лягушками к болоту.

Ходит … (окунь) в глубине, В глубине, на самом дне, Равнодушным круглым оком На меня косится … (окунь).

(Ю. Вронский)

По темам раздела «устная связная речь».

назовите «лишнюю»? картина «лишняя»? — птицы.)

— взглянуть на картины,
(Окунь.) Объясните, по какой причине эта
(Окунь — это рыба, все остальные —

— Запомните эту картину.

2. Запись числа, темы занятия

3. Знакомство с текстом «Кит». Словарная работа

Логопед выставляет картину, изображающую кита.

— Послушайте стих Б. Заходера «Кит».

КИТ

Всю жизнь в воде проводит кит,

Не смотря на то, что он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему — благодарю:

Тесно было бы на суше

От таковой огромной туши!

— Поэт говорит: «Всю жизнь в воде проводит кит, не смотря на то, что он
и не рыба». К какой группе животных относится кит?

— Послушайте рассказ. (Логопед просматривает рассказ один раз.)

КИТ

Кит — самое громадное животное на свете. Он может жить лишь в океане. Исходя из этого ни в одном зоопарке мира нет китов.

«Устная связная обращение»

С

1 занятие

Раньше на китов охотились и практически истребили их. Сейчас охота на китов запрещена.

— Объясните значение слов:

ОКЕАН — это … (водное пространство, омывающее материки Почвы)

ЗООПАРК — это … (зоологический парк, где живут животные, птицы)

ИСТРЕБИТЬ — … (убить, стереть с лица земли)

4. Работа с текстом «Кит». Последовательный пересказ с опо
рой на вопросы

На доске замысел-вопросы:

1. Какое животное самое громадное на свете?

2. Где смогут жить киты?

3. По какой причине китов нет в зоопарке?

4. По какой причине охота на китов запрещена?

— Дайте полные ответы на вопросы. (Логопед пытается к то
му, дабы на поставленные вопросы ответили все дети группы.)

— Применяя вопросный замысел, перескажите рассказ. (Пе
ресказывают 2—3 ученика.)

5. Физкультминутка

Дети машут руками, как будто бы крыльями. Дети делают плавательные перемещения руками. Ходьба на месте. Дети садятся за парты.

Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! Мы сейчас плывем по морю

И резвимся на просторе. Радостнее загребай И дельфинов догоняй. Поглядите: чайки принципиально важно Ходят по морскому пляжу. Сядьте, дети, на песок, Продолжаем отечественный урок.

6. Работа с текстом «Окунь»

— Вспомните, какая картина была «лишняя» в первом задании. (Окунь.)

—- Объясните, по какой причине эта картина «лишняя»? (Окунь — это рыба.)

— Послушайте рассказ. (Логопед просматривает рассказ один раз).

ОКУНЬ

Окунь живет в питьевой воде. У окуня имеется острые шипы. Шипами он может очень сильно уколоть. Основная добыча окуня — маленькая рыбка. Неприятели окуня — это щука, сом, птицы.

На доске замысел-вопросы:

1. Где живет окунь?

2. Что имеется у окуня?

3. Как окунь защищается?

4. Кто основная добыча окуня?

5. Кто неприятели окуня?

— Дайте полные ответы на вопросы.

— Применяя вопросный замысел, перескажите рассказ. (Пе
ресказывают 2—3 ученика.)

— какое количество предложений в этом рассказе?

— Назовите второе предложение рассказа. Какой вопрос
окажет помощь нам отыскать в памяти второе предложение?

— Назовите третье предложение рассказа. Какой вопрос
окажет помощь нам отыскать в памяти третье предложение?

— Назовите пятое предложение рассказа. Какой вопрос
окажет помощь нам отыскать в памяти пятое предложение?

— Какой вопрос окажет помощь нам отыскать в памяти первое предло
жение рассказа? Назовите первое предложение рассказа.

— какое количество слов в первом предложении? Назовите первое
(3, 2, 5, 4) слово предложения?

— Запишите первое предложение в тетрадь (орфографиче
ская диктовка вслух). Обозначьте предлог. Запишите схему
предложения.

7. Результат занятия

— Что применяли при пересказе текстов «Кит»,
«Окунь»?

— Выучите наизусть стих Б. Заход ера «Кит».

•Устная связная обращение»

2 занятие

ТЕМА. Последовательный пересказ текстов с ярко выра-

женной причинно-следственной связью с опорой на вопросы и предметные картинки.

ЦЕЛИ: * вырабатывать умения отвечать на вопросы пол-

ным предложением, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать с опорой на предметные картины,слова-действия; ¦ • развивать фонематический анализ слов, опосредованное запоминание.

ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картины,запись на доске.

Движение ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет предмет на картине и выделит гласный звук, стоящий в середине слова (ГРИБ, КУСТ, СТОЛ, ФЛАГ, ДОМ, СТУЛ, ЛИСТ, ЗОНТ) (рис. 2)

По темам раздела «устная связная речь».

— Назовите слова, каковые отличаются друг от друга од
ним гласным значением и звуком (СТОЛ—СТУЛ)

2. Сообщение темы занятия

3. Знакомство с рассказом Н. Сладкова «Как медведь сам себя
напугал». Словарная работа

Логопед просматривает рассказ.

КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ

Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. быстро встал заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов выпугнул. Та крик подняла на целый лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты разламывать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты разламывают. И сзади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» — поразмыслил медведь. Рявкнул медведь и дал стрекоча.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.

— Объясните значение слов, подберите к указанным сло
вам родные по значению слова.

ХРУСТНУЛА — … (издала глухой, трескучий звук; сломалась)

УГОДИЛА — … (попала)

ГУЩА ЛЕСА — … (чаща, чащоба)

ИЗ КУСТОВ ВЫПУГНУЛ — … (выгнал)

НАСТОРОЖИЛ УШИ — … (чутко прислушался, навострил)

ЛОПОЧЕТ — … (бормочет)

РЯВКНУЛ — … (со злобой заревел)

ДАЛ СТРЕКОЧА — … (убежал, пустился наутек)

ПОШЛИ ЛОСИ ПО ЛЕСУ КУСТЫ РАЗЛАМЫВАТЬ. — … (пошли напролом, разламывая кусты)

4. Установление последовательности предметных картин для
последующего пересказа (рис. 3)

«Устная связная обращение»

2 занятие

По темам раздела «устная связная речь».

— С чего началась история? (Вошел медведь в лес.) Первая
картина — МЕДВЕДЬ.

— Что случилось дальше? (Под лапой медведя хрустнула
ветка.) Вторая картина — ВЕТКА.

— Кого испугал хруст ветки? (Белку.) Третья картина —
БЕЛКА.

— Что сделала белка? (Белка выронила из лапок шишку.)
Четвертая картина — ШИШКА.

— Куда угодила шишка? (Шишка угодила зайцу в лоб.)
Пятая картина — ЗАЯЦ.

— Что сделал заяц? (быстро встал, помчался в гущу леса, на
скочил на сороку.) Шестая картина — СОРОКА.

— Что сделала сорока? (Сорока подняла крик на целый лес.)
Кто услышал сороку? (Сороку услышали лоси.) Седьмая кар
тинка — ЛОСИ.

— Что сделали лоси? (Пошли по лесу кусты разламывать.)

— Что услышал медведь? (Медведь услышал, что белка
лопочет, что сорока кричит, а лоси кусты разламывают, а сзади
кто-то топает.)

— Что поразмыслил медведь? (Медведь поразмыслил: «Не уйти ли
лучше?»)

— Что сделал медведь? (Медведь убежал, дал стрекоча.)
Восьмая картина — Удирающий МЕДВЕДЬ.

5. Выяснение логических связей

— Оказался бы рассказ, если бы не было медведя? По
чему?

— Оказался бы таковой рассказ, если бы у белки в лапках

не было шишки?

— Значит, в этом рассказе ни одно звено запрещено пропус
тить.

6. физкультминутка

— Вспомните, назовите по картинам и продемонстрируйте в дви
жениях и голосом слова-действия этого рассказа.

Слова-действия записаны на доске под предметными картинами:

МЕДВЕДЬ ВЕТКА БЕЛКА ШИШКА ЗАЯЦ СОРОКА ЛОСИ МЕДВЕДЬ
вошел хруст- испу- упала вско- подня- услы- рявкнул
угодила нула галась чил ла крик шали
выро- пом- пошли
нила чался кусты
наско- разламывать
чил

7. Восстановление текста с опорой на слова действия и
предметные-картинки

Логопед показывает картину, именует слово-действие, обучающиеся вспоминают предложение.

8. Независимый пересказ по предметным картинам, сло
вам-действиям

Возможно предложить детям пересказать без опоры на слова и картинки-действия. (Текст пересказывают 2—3 ученика.)

9. Результат занятия

— Что вы применяли при пересказе текста «Как мед
так как сам себя напугал»?

— Какое задание было самым тяжёлым?

©

«Устная связная обращение»

3 занятие

Избушка нова — жильца нет. Жилец покажется, Изба развалится.

ТЕМА. Последовательный пересказ текстов от первого

(третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

ЦЕЛИ: ‘ вырабатывать умение последовательно переска-

зывать текст от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам; • развивать внимание, количество слухо-речевой памяти, свойство к переключению, фонематический анализ.

ОБОРУДОВАНИЕ; знаковые схемы (комплекты 1, 2.)

Движение ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто отгадает тайную и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.

Мягкая, а не вата;

Белая, а не снег,

Подуешь — разлетится;

Воды нальешь — блинов испечешь.

(Мука.)

Ног нет, а хожу, рта нет, а сообщу: В то время, когда дремать, в то время, когда подниматься.

(Часы.)

Два арапа — родные брата, Ростом по колено, Везде с нами гуляют И нас защищают.

(Сапоги.)

Белая вата плывет куда-то, Вата ниже — дождик ближе.

(Облака.)

Жидко, а не вода. Бело, а не снег.

(Яйцо.) (Молоко.)

2. Сообщение темы занятия

3. Знакомство с рассказом И. Тургенева «Воробей».
Словарная работа

Логопед просматривает рассказ.

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Внезапно она уменьшила начала и свои шаги красться. Я посмотрел на протяжении аллеи и заметил молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки.

Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недовольно рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.

— Объясните значение слов, подберите к указанным сло
вам родные по значению слова.

КРАСТЬСЯ — … (передвигаться с опаской, негромко, небольшими шагами)

РАСТОПЫРИВ КРЫЛЫШКИ — … (расставив крылышки)

4. Установление последовательности графических (знаковых)
схем (знаковые схемы для пересказа от первого лица) (рис. 4)

Логопед просматривает первое предложение рассказа и выставляет его знаковую схему.

— Повторите предложение по данной схеме.

Логопед просматривает второе предложение рассказа и выставляет его знаковую схему.

— Повторите предложение сперва по первой схеме, после этого
по второй схеме.

Работа проходит последовательно в том же порядке, обучающиеся по схемам повторяют предложения, начиная с первого.

«Устная связная обращение»

4 занятие

По темам раздела «устная связная речь».

7. Я

2 I.

••%

Я

8. Результат занятия

— Вспомните и поведайте по порядку, какие конкретно задания делали на занятии.

ЗАНЯТИЕ

ТЕМА.
ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ:

4.

5. Физкультминутка

ЦАПЛЯ

Весьма тяжело так находиться — Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться.

6. Последовательный пересказ текста от первого лица
по знаковым схемам

— Применяя знаковые схемы, перескажите рассказ от
первого лица. (Пересказывают 2—3 ученика.)

7. Последовательный пересказ текста

от третьего лица по знаковым схемам (рис.5)

— Применяя знаковые схемы, перескажите рассказ от
третьего лица. (Пересказывают 2—3 ученика.)

ОН-

2.

5.
К НЕМУ

По темам раздела «устная связная речь».

4. ОН

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картины, вопросы, графические схемы.

• вырабатывать умение пересказывать текст описа
тельного характера с опорой на графические схе
мы — части изображения предмета;

• развивать деятельный и пассивный словарь;

• совершенствовать навыки фонематического ана
лиза;

• воспитывать бережное отношение к живой природе.

контурное изображение березы, цветные части ее ствола, веток, листочков, запись на доске, контурные изображения деревьев, листьев

Движение ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

На доске контурные изображения листьев и деревьев:

У каждого дома На протяжении отечественной сёла Раскинулись ветви, Громадные деревья.

— Сядет тот, кто назовет дерево и выделит в слове послед
ний согласный звук. (ЕЛЬ, КЛЕН, ПЕРСИК, ОРЕХ, КАШ
ТАН, ЯСЕНЬ, ТОПОЛЬ, ЛИМОН, ПЛАТАН)

2. Сообщение темы занятия. Словарная работа.
Однокоренные, родственные слова

— Отгадайте тайную.

¦Устная связная обращение»

С

4 занятие

Русская красивая женщина стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза.)

¦— Сейчас мы будем говорить о березке. Отгадайте «заколдованные» слова, скажите в слово — корень —БЕРЕЗ—, прочтите оказавшееся слово. Объясните значение слова.

_____ А

_____ ОНЬКА (маленькая березка)

_____ ОВЫЙ (лист, прут)

;____ НЯК (лес, где растут лишь березы)

ПОД_____ ОВИК (гриб, что вырастает под березой)

3. Работа с текстом «Березка»

Логопед рисует на доске либо выставляет контурное изображение березы и предлагает послушать текст.

БЕРЕЗА

Около отечественного дома растет береза. Ствол у нее стройный, кора на нем ровная, белая, с тёмными пятнами. Веточки узкие, эластичные, опущены вниз. Листочки у березки круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие. Березку именуют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.

— Объясните:

ЭЛАСТИЧНЫЕ ВЕТОЧКИ — …(ветки, каковые отлично гнутся.) КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ — …(липкие листочки; как словно бы намазаны клеем.)

— Что сперва описывается в рассказе? (Ствол.) Прикре
выпивать цветное изображение ствола дерева к контурному (либо
раскрасить цветным мелом на доске).

— Какой у березки ствол? (Стройный, кора ровная, бе
лая, с тёмными пятнами.)

— Что после этого описывается у березки? (Веточки.) Прикре
выпивать цветное изображение веток дерева к контурному.

— Какие конкретно у березки ветки? (Узкие, эластичные, опущены вниз.)

— Что описывается после этого? (Листочки.) Прикрепить цвет
ное изображение листьев дерева к контурному.

— Какие конкретно у березки листья? (Круглые, с зубчиками по кра
ям, светло-зеленые, блестящие, клейкие.)

— Что описывается после этого? (Неспециализированный вид: стройная, белоствольная, кудрявая красивая женщина.)

На доске оказалось цветное изображение березки и ниже, в ряд, по порядку описания, расположены дубликаты ствола, веток, листочков дерева, что разрешает детям спланировать грядущий пересказ.

Логопед, говоря о стволе (ветки, листочки, березу), предлагает отыскать в памяти слова-показатели.

СТВОЛ Какой? Стройный, кора ровная, белая, с тёмными пятнами
ВЕТКИ Какие конкретно? Узкие, эластичные, опущены вниз
ЛИСТЬЯ Какие конкретно? Круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие.
БЕРЕЗКА Какая? Стройная, белоствольная, кудрявая красивая женщина.

4. Физкультминутка

ДЕРЕВЬЯ

Руки подняли и покачали — ¦ • ¦

Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти стряхнули — Ветер сбивает росу. В стороны руки. Медлено помашем — Это к нам птицы летят. Как они сядут, также продемонстрируем. Руки на месте лежат.

КЛЕН

Ветер негромко клен качает. Вправо-влево наклоняет. Раз — поклон, два — поклон. Зашумел листвою клен.

5. Пересказ текста с опорой на картины,
графические схемы (части изображения)

Пересказывают текст 2—3 ученика. Логопед показывает последовательность пересказа по графическим схемам — частям изображения березки.

I

«Устная связная обращение»

5 занятие

6. Домашнее задание

Нарисуйте березку и выучите про березку стих.

Результат занятия

— Что вы определили о березке?

— Какое задание было самым занимательным?

ТЕМА, Последовательный пересказ текстов описатель-

но-повествовательного характера с применением опорных предметных картин, сюжетной картины. Составление замысла пересказа.

ЦЕЛИ: ‘ вырабатывать умения пересказывать текст описа-

тельно-повествовательного характера с опорой на предметные картины, сюжетную картину, определять последовательность частей в тексте, составлять замысел текста и применять разработанный замысел при пересказе;

\ • развивать опосредованное запоминание, познавательный интерес, фонематический анализ слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картины: «Хрустальный дворец», «Зеленые растения», «Овощи» (лук, огурцы, помидоры), «Трубы, лампы»; сюжетная картина «Теплица», запись на доске.

Движение ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

— Сядет тот, кто предугадает окончательное слово стихотворения и выделит в слове первый согласный звук.

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, В случае, если я … (капуста).

Кругла да ровна, Откусишь — сладка, Засела прочно На грядке… (репка).

Вынудит плакать всех около, Хоть он и не драчун, а … (лук).

Не смотря на то, что я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Велика, кругла, Сладка на вкус. Определили вы? Я …(свекла).

На жарком солнышке подсох И рвется из стручков … (горох).

И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай самую малость: Под кустом… (картошка).

— Как возможно назвать все предметы, названные в стихо
творениях? {Овощи.)

Запись числа, темы занятия

История| ПОСЛЕДСТВИЯ разделов Речи Посполитой.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: