Мастерство ваяния, либо скульптура, относится к числу изобразительных искусств. Живописец-скульптор, как и живописец либо график, изображает окружающую его жизнь. Но в случае, если живописец либо график изображает реальность на плоскости, создавая лишь пространства и иллюзию объёма, скульптор из глины, мрамора, камня, других материалов и дерева формирует объемные, осязаемые произведения искусства.
Статую либо группу скульптур, в большинстве случаев, возможно обойти кругом. В этом отношении, и и по собственной долговечности скульптура сближается с архитектурой.
У скульптуры как искусства имеется собственные особенности, собственный круг сюжетов, который связан с особенностями и возможностями того материала, из которого создается скульптурное произведение.
Камень, к примеру, не терпит громадного количества отверстий и выступающих подробностей, поскольку может расколоться, дерево ограничивает размер и форму статуи и т. и. Скульптура, установленная на площади, в парке либо помещении, практически в любое время становится композиционным, а подчас и смысловым центром ансамбля, в который она входит.
К примеру, монумент Пушкину на площади Пушкина в Москве в один момент доносит до нас образ поэта и есть композиционным центром площади, входя как архитектурно-скульптурное сооружение в муниципальный ансамбль.
В большинстве случаев, скульптура должна быть «монументальна», т. е. вызывать у зрителя чувство значительности, величественности, торжественности изображаемого.
Красивый пример главных качеств скульптурного языка — широко известная несколько выдающегося советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной «колхозница и Рабочий», сейчас установленная перед одним из входов на Выставке достижений народного хозяйства в Москве.
Во-первых, при всей динамичности фигур, при всем их могучем порыве композиция группы выстроена так, что фигуры прочно, незыблемо возвышаются на своем постаменте. Их не переместишь и не покачнешь, как не переместишь и не уничтожишь красивое стройное строение, как бы динамично оно ни было по собственной форме.
Во-вторых, пропорции фигур, их величавое перемещение, празднично развевающиеся складки одежды, наконец, вдохновенные лица — все формирует чувство настоящей монументальности.
Скульптуру, как и всякое мастерство, принято дробить на роды, жанры и виды. Так, различают два рода скульптуры: рельеф и круглую скульптуру, что со своей стороны делится на барельеф и горельеф.
Круглая скульптура (так именуемые статуи), в большинстве случаев, предполагает круговой обзор. Статуи ставятся в парках, на улицах и площадях либо украшают строения.
Рельеф — настенное изображение. Если оно более чем на половину количества возвышается над плоскостью, его именуют горельефом. В барельефе изображаемые предметы и фигуры теснее связаны с плоскостью и меньше выступают над ней, чем в горельефе.
Виды скульптуры различаются по ее назначению.
Монументально-памятниковая скульптура включает монументы, мемориальные сооружения, другие произведения и памятники. Цель их создания — увековечивать изображенное.
Монументально-декоративная скульптура является украшением строений, садов, интерьеров, не претендуя, в большинстве случаев, на важное идейное содержание.
Камерная скульптура — это всевозможные художественные произведения, цель которых украшать быт человека. Таковы маленькие статуэтки, бюсты, фигурки животных.
Прикладная скульптура — скульптурные произведения, орнаменты либо подробности, каковые украшают предметы людской обихода: это пепельницы и подстаканники, спортивные кубки и настольные лампы, радиоприёмники и письменные приборы и т. д.
Наконец, по собственному содержанию вся скульптура делится на последовательность жанров. Портретная скульптура посвящена изображению портретов людей. Анималистическая (от латинского слова, означающего «животное») — изображению животных. Бытовая, жанровая и историческая — изображению разных эпизодов и сцен людской судьбе. Орнаментальная скульптура изображает те либо иные орнаменты, гирлянды, цветы, маски.
С отдельными родами, жанрами и видами скульптуры вы сможете познакомиться, разглядывая таблицу на стр. 341.